Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1.

  • Бытие вещей.

  • Бытие человека.

  • Бытие духовное.

  • Бытие социальное.

  • Вопрос 3.

  • Список использованных источников и литературы

  • Контрольная работа по философии. Содержание вопрос Что обозначает термин бытие Охарактеризуйте основные формы бытия бытие вещей (тел), процессов, человека, духовного, социального.


    Скачать 111 Kb.
    НазваниеСодержание вопрос Что обозначает термин бытие Охарактеризуйте основные формы бытия бытие вещей (тел), процессов, человека, духовного, социального.
    Дата23.11.2021
    Размер111 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонтрольная работа по философии.doc
    ТипДокументы
    #279499

    СОДЕРЖАНИЕ


    Вопрос 1. Что обозначает термин «бытие»? Охарактеризуйте основные формы бытия: бытие вещей (тел), процессов, человека, духовного, социального. 2

    Вопрос 2. Раскройте понятия материализма и идеализма, перечислите основных представителей. 7

    Вопрос 3. Как Вы понимаете фразу К. Маркса «Бытие определяет сознание». Согласны ли Вы с ней? Аргументируйте свой ответ. 13

    Список использованных источников и литературы 15


    Вопрос 1. Что обозначает термин «бытие»? Охарактеризуйте основные формы бытия: бытие вещей (тел), процессов, человека, духовного, социального.


    Ответ

    Изучив учебную литературу по основам философии можно говорить о том, что понятие «бытие» имеет несколько значений. Так, бытие ‒ категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом)1.

    Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

    Понятие целостности мира формировалось спонтанно: благодаря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и концепции. В результате возникла новая установка в познании и понимании окружающего мира. Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность ‒ многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последователей (первый ‒ Парменид) ‒ это вопрос всеобщей и постоянной основы этих изменений, которая и была названа бытием2.

    Бытие ‒ производное от слов «быть», «есть» ‒ в языках мира имеет специфическое философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

    Учение о бытии ‒ онтология ‒важный раздел философского знания.

    В основе понятия «бытие» ‒ убежденность человека, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия3.

    Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

    Понятие «бытие» употребляется как синоним существующего. В этом случае категория «бытие», будучи предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений.

    Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия.

    На этом основании можно выделить следующие различающиеся, но в то же время взаимосвязанные основные формы бытия:

    1) бытие вещей (тел), объектов, процессов, которое, в свою очередь, делится на:

    а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;

    б) бытие вещей, процессов, произведенных человеком;

    2) бытие человека, которое подразделяется на:

    а) бытие человека в мире вещей,

    б) бытие специфически человеческое;

    в) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

    3) бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества4.

    Бытие вещей. Общечеловеческий социально-исторический опыт, конкретный практический опыт всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов позволяют утверждать, что первая природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. Это коренное, постоянное отличие природы как особой формы бытия.

    Первая природа, благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания, является реальностью особого рода. Она объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его сознание рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала до человека5.

    Но человек не удовлетворяется тем, что ему дает первая природа. Соединяя свой труд с веществом природы, он создает как бы «вторую природу», которая определяет его жизнь и развитие.

    В предметах «второй природы», с одной стороны, воплощен материал первой, как объективной и первичной реальности, а с другой ‒ «опредмечены» труд и знания человека. В них воплощено и то, что называется «социальной душой» этих предметов, т.е. их социальное предназначение и социальные функции.

    «Вторая природа» ‒ это комплексная (природно-духовно-социальная) реальность. Вместе с тем «вторая природа» также дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, она также существует вне и независимо от их сознания, хотя и воплощает в себе, опредмечивает человеческие идеи, цели, а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества.

    Бытие человека. Как существует человек? Прежде всего, как живой, конкретный индивид, а первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела (в первую очередь удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде, продолжении рода и т.д.). Без этого вообще невозможно человеческое существование.

    Но бытие отдельного человека ‒ непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них с психикой, духовной жизнью индивида. Существование человека не надприродное, но и не только природно-телесное. Специфика существования человека в переплетении, взаимодействии трех разных бытийственных измерений заключается в том, что:

    1) отдельный человек реально существует прежде всего как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело);

    2) человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира;

    3) человек существует и как социально-историческое существо. Человеческое бытие ‒ реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений6.

    Бытие духовное. Особым видом бытия является духовное бытие, как индивидуализированное, так и внеиндивидуальное, объективированное. Индивидуализированное бытие духовного включает в себя прежде всего сознание индивида, но индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает в себя и бессознательное. Бытие индивидуализированного духовного лишь относительно самостоятельная форма бытия, поскольку оно неразрывно связано со всеми перечисленными выше формами бытия7.

    Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне», и тогда возникает духовное второго типа ‒ объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Оно обязательно материализируется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков.

    Материальные «носители» духовного ‒ это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, проекты, мрамор, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и др.). Несмотря на относительную самостоятельность, бытие объективированного духовного неотделимо от бытия природы и человеческого бытия, оно изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.

    Бытие социальное. Четвертая форма бытия ‒ социальное бытие как синоним социальной реальности. Эта форма бытия будет анализироваться при изучении последующих тем курса философии, посвященных рассмотрению общества. Подчеркнем, что социальное бытие в рассматриваемом контексте включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира, как природного, так и социального.

    Делая вывод, отмечу, что в последующей истории философской мысли сформировалось несколько различных подходов к пониманию бытия. Фактически все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь различий трактовки их взаимоотношения и взаимодействия, и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные ‒ производными.

    Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; объективный идеализм ‒ объективный дух. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия. В зависимости от того, что положено в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность, все философы делятся на материалистов и идеалистов.

    Вопрос 2. Раскройте понятия материализма и идеализма, перечислите основных представителей.



    Важнейшей философской проблемой является вопрос о первичности: из какой субстанции - материальной или идеальной - появился мир?

    При ответе на этот вопрос уже в античной философии сложились два противоположных направления, одно из которых сводило начало мира к материальной субстанции, другое ‒ к идеальной. Позднее эти направления получили в истории философии названия «материализм» и «идеализм», а вопрос о первичности материальной или идеальной субстанции ‒ название «основного вопроса философии»8.

    На основе изученной учебной литературы можно выделить сущность рассматриваемых понятий. Материализм ‒ это философское направление, представители которого считают, что первична материя, а сознание вторично. Идеализм ‒ это философское направление, представители которого считают, что первично сознание, а материя вторична9.

    Материалисты утверждают, что сознание ‒ это отражение материального мира, а идеалисты ‒ что материальный мир ‒ это отражение мира идей.

    Ряд философов полагает, что нельзя сводить первоначало мира к одной из двух субстанций. Этих философов называют дуалистами (от лат. duo ‒ два), т. к. они утверждают равноправие двух начал ‒ и материального, и идеального10. В противоположность дуализму позицию признания первичности одной из двух субстанций ‒ материальной или идеальной ‒ называют философским монизмом (от греч. monos ‒ один)11.

    Классическая дуалистическая система была создана французским философом Рене Декартом. К дуализму часто относят философию Аристотеля, Бертрана Рассела.

    Монистическими учениями являются, например, идеалистические системы Платона, Фомы Аквинского, Гегеля, материалистическая философия Эпикура, Гольбаха, Маркса.

    Материализм является древнейшим философским направлением. Аристотель, рассматривая ранние философские учения, говорит о том, что старейшие из них считали первоначалом всех вещей материю: «Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются»12.

    Ранние философы-материалисты сводили начало вещей к какому-либо материальному элементу ‒ воде, огню, воздуху и т.п. Наиболее выдающейся материалистической теорией ранней античности была атомистическая теория Демокрита (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.). Демокрит развил идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первоснове мира, названных им атомами (от греч. atomos ‒ неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом.

    В эпоху афинской классики (IV ‒ III вв. до н.э.) материализм стал постепенно терять свое влияние, практически полностью уступив идеализму позиции господствующего направления философии в эпоху позднего эллинизма (II ‒ III вв. н.э.), а также в средние века.

    Возрождение материализма происходит в Новое время, вместе с возрождением естествознания. Расцвет материализма наступает с эпохой Просвещения. Крупнейшие просветители-материалисты создали на базе научных открытий своего времени новое учение о материи не только как о первичной, но и как о единственно существующей субстанции.

    Так, Гольбах, которому принадлежит классическое определение материи, сводил к материи все существующее во Вселенной: «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий»13.

    Сознание также рассматривалось материалистами эпохи Просвещения как своеобразное проявление материальных сил. Философ-просветитель Ламетри (1709 ‒ 1751), врач по образованию, написал трактат «Человек-машина», в котором описал материалистическую сущность человеческой природы, в том числе и сознания.

    В ХIХ в. в немецкой материалистической философии сложилось направление, получившее название «вульгарного материализма». Философы этого направления К.Фогт (1817 ‒ 1895), Л.Бюхнер (1824 ‒ 1899) и др., опираясь на достижения естественных наук, особенно биологии и химии, абсолютизировали материю, утверждая ее вечность и неизменность. «Материя, как таковая, бессмертна, неуничтожима, ‒ писал Бюхнер. ‒ Ни одна пылинка не может бесследно исчезнуть во Вселенной и ни на одну пылинку не может увеличиться общая масса материи. Велики заслуги химии, доказавшей нам..., что непрерывное изменение и превращение вещей представляет собой не что иное, как постоянный и непрерывный кругооборот одних и тех же основных веществ, общее количество и строение которых всегда оставалось и остается неизменным»14. Абсолютизируя материю, вульгарные материалисты отождествляли и сознание с одной из ее форм ‒ человеческим мозгом.

    Оппонентом вульгарного материализма стал диалектический материализм (марксизм), считающий сознание не формой существования материи, а свойством одного из ее видов. Согласно диалектическому материализму, материя не является вечной и неизменной субстанцией. Напротив, она непрерывно видоизменяется, постоянно пребывая в состоянии развития. Развиваясь, материя достигает в своей эволюции такой стадии, на которой она приобретает способность мыслить ‒ отражать окружающий мир.

    Сознание, по марксистскому определению, это свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в способности отображать окружающий мир. В отличие от вульгарного материализма, отождествлявшего высшую форму развития материи с человеческим мозгом, марксизм считал высшей формой развития материи человеческое общество.

    Идеализм полагает, что первичной субстанцией является дух. Различные идеалистические учения по-разному определяли эту первопричину мира: одни называли ее Богом, другие ‒ Божественным логосом, третьи ‒ Абсолютной идеей, четвертые ‒ мировой душой, пятые ‒ человеком и т.д. Все разнообразие идеалистических концепций сводится к двум основным разновидностям идеализма. Идеализм бывает объективным и субъективным.

    Объективным идеализмом называют идеалистическое течение, представители которого считают, что мир существует вне сознания человека и не зависимо от сознания человека15. Первоосновой существования, по их мнению, является объективное, до человека и не зависимо от человека существующее сознание, так называемый «Абсолютный дух», «мировой разум», «идея», Бог и т.д.

    Исторически первой объективно-идеалистической философской системой стала философия Платона. По Платону, мир идей первичен по отношению к миру вещей. Первоначально существуют не вещи, а идеи (прообразы) всех вещей ‒ совершенные, вечные и неизменные.

    Воплощаясь в материальном мире, они теряют свое совершенство и постоянство, становятся преходящими, конечными, смертными. Материальный мир ‒ это несовершенное подобие идеального мира.

    Философия Платона оказала самое сильное влияние на дальнейшее развитие объективно-идеалистической теории. В частности, она стала одним из важнейших источников христианской философии.

    Самой фундаментальной объективно-идеалистической системой является религиозная философия, утверждающая, что мир был создан Богом из ничего. Именно Бог как высшая идеальная субстанция творит весь существующий мир. Систематизатор средневековой схоластики Фома Аквинский писал: «Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины»16.

    Религиозная форма идеализма в философии сохранилась и в последующие эпохи. Многие крупные философы-идеалисты Нового времени, объясняя первопричины мира, в конечном счете приходили к необходимости признания существования бога как «первопричины первопричин». Так, например, философы-механицисты XVII-XVIII вв., абсолютизировавшие механическое движение, вынуждены были признавать, что должна была существовать сила, давшая первичный импульс, «первотолчок» мировому движению, и эта сила есть не что иное, как Бог17.

    Крупнейшей объективно-идеалистической системой Нового времени стала философия Гегеля. То, что в религиозном идеализме называлось «Богом», в системе Гегеля получило название «Абсолютной идеи». Абсолютная идея в учении Гегеля выступает творцом всего остального мира - природы, человека, всех частных идеальных объектов (понятий, мыслей, образов и т.п.).

    Согласно Гегелю, Абсолютная идея для того, чтобы познать самою себя, воплощается вначале в мир логических категорий ‒ в мир понятий и слов, затем в свое материальное «инобытие» ‒ природу, и, наконец, чтобы еще точнее увидеть себя со стороны, Абсолютная идея создает человека и человеческое общество. Человек, познавая окружающий его мир, создает новый идеальный мир, мир объективированного идеального (идеального, создаваемого конкретными людьми, но уже от них независящего), мир духовной культуры. В этом объективированном идеальном, в частности в философии, Абсолютная идея как бы встречается сама с собой, осознает самою себя, отождествляется сама с собой.

    Субъективным идеализмом называют идеалистическое течение, представители которого считают, что мир существует в зависимости от человеческого сознания, а, возможно, что и только в человеческом сознании. Согласно субъективному идеализму, мы сами творим окружающий нас мир в нашем сознании.

    Представители этого направления утверждают, что мир всегда предстает человеку в виде его субъективных восприятий этого мира. Что находится за этими восприятиями, невозможно узнать в принципе, поэтому достоверно утверждать что-либо об объективном мире нельзя.

    Классическая теория субъективного идеализма была создана английскими мыслителями XVIII в. Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Беркли утверждал, что все вещи ‒ это не что иное, как комплексы наших восприятий этих вещей. Например, яблоко, по Беркли, выступает для нас совокупным ощущением его цвета, вкуса, запаха и т.д. «Существовать», по Беркли, означает «быть воспринимаемым»18.

    Классики субъективного идеализма не отрицали возможности действительного существования мира, внешнего по отношению к сознанию человека, они лишь подчеркивали принципиальную непознаваемость этого существования: между человеком и объективным миром, если таковой существует, всегда находятся его субъективные восприятия этого мира.

    Крайний вариант субъективного идеализма, называемый солипсизмом (от лат. solus ‒ один и ipse ‒ сам), полагает, что внешний мир ‒ это лишь порождение человеческого сознания. Согласно солипсизму, реально существует только один человеческий разум, а весь внешний мир, в том числе и остальные люди, существуют только в этом единственном сознании.

    Делая вывод, отмечу, что Есть не так много вопросов в философии, которые столь же фундаментальны и извечны, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из основных во всей философской науке, и он в значительной мере повлиял на ее развитие и углубление. Мыслители давно пытаются выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие ли определяет сознание или же наоборот? Последователей первой точки зрения называют материалистами, а тех, кто придерживается противоположных воззрений, – идеалистами.

    Вопрос 3. Как Вы понимаете фразу К. Маркса «Бытие определяет сознание». Согласны ли Вы с ней? Аргументируйте свой ответ.


    Ответ.

    Предложенная к рассмотрению цитата принадлежит теоретику исторического материализма Карлу Марксу. В предисловии к труду 1828 года «К критике политической экономии» философ пишет: общественная среда влияет на мысли, чувства, мировоззрение человека.

    Учение Маркса строится вокруг идеи, что нематериальные процессы зависят от условий, в которых живут люди. К таким процессам мыслитель относит религиозные верования, политический строй, взаимодействия внутри общества, культурное развитие.

    В основе этих аспектов лежит быт, занятия членов общества, добыча ресурсов для выживания.

    Итак, для того аргументировать свою точку зрения еще раз отвечу на вопросы, что есть бытие и что есть сознание?

    Что есть бытие? Если рассматривать это слово в философском смысле, то это сама жизнь, существование человека со всеми явлениями, мыслями, задачами, предметами. А если рассматривать с психологической точки зрения, то это чаще всего окружающая среда человека, условия жизни, его деятельность и люди.

    Что есть сознание? Это субъективное переживание и отражение внешнего мира. Напрашивается вывод, что имеем вокруг себя, то и отражаем.

    Тогда логично признать, что бытие определяет сознание и этому есть масса примеров. 

    Находясь в успешном окружении, человек впитывает в себя успех других, мотивируется и сам становится успешным. Верующий человек следует правилам и канонам своей религии, постепенно меняя свое мировоззрение. Ребенок принимает базовые принципы, мнения, суждения, жизненные установки, нормы, шаблоны поведения, того общества, в котором он живет. Каждый человек обусловлен в той или иной степени.

    А как же быть с теми, кто живет вопреки? Из неблагополучной семьи алкоголиков может выйти сильный, успешный и высокоразвитый человек. Заключенный, находясь в местах лишения свободы, где царит жестокость и безнравственность, остается человеком, верным своим ценностям и принципам. Больной человек, находящийся между жизнью и смертью, понимает смысл своей жизни, определяет свою миссию, находит в себе силы поддерживать других людей и жить вопреки безжалостному диагнозу.

    Жизнь людей определяется тем, что они чтут, во что верят, на что надеются, как они видят себя и свое место в мироздании. Значит, сознание определяет бытие?!

    Оба эти тезиса правы и не правы одновременно. И в том, и в другом случае, человек обусловлен и бытием, и сознанием. Он становится либо жертвой бытия, либо ведется своим внутренним мотивом, который не всегда бывает истинным и продуктивным для жизни человека.

    Список использованных источников и литературы




    1. Горелов, А.А. Основы философии / А.А. Горелов. ‒ М.: Academia, 2019. ‒ 384 c.

    2. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. М. : Юрайт, 2016. 478 с.

    3. Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для СПО / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2016. 151 с.

    4. Матяш, Т.П. Основы философии: Учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов. ‒ Рн/Д: Феникс, 2019. ‒ 256 c.

    5. Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для СПО / О. Н. Стрельник. М. : Юрайт, 2016. 312 с.

    6. Тюгашев, Е. А. Основы философии : учебник для СПО / Е. А. Тюгашев. М. : Юрайт, 2017. 252 с.

    1 Горелов, А.А. Основы философии / А.А. Горелов. ‒ М.: Academia, 2019. ‒ 384 c.

    2 Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для СПО / О. Н. Стрельник. М. : Юрайт, 2016. 312 с.

    3 Там же

    4 Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для СПО / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Юрайт, 2016. ‒ 151 с.

    5 Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. ‒ М. : Юрайт, 2016. ‒ 478 с.

    6 Матяш, Т.П. Основы философии: Учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов. ‒ Рн/Д: Феникс, 2019. ‒ 256 c.

    7 Там же

    8 Тюгашев, Е. А. Основы философии : учебник для СПО / Е. А. Тюгашев. ‒ М. : Юрайт, 2017. ‒ 252 с.

    9 Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. ‒ М. : Юрайт, 2016. ‒ 478 с.

    10 Там же

    11 Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для СПО / О. Н. Стрельник. ‒ М. : Юрайт, 2016. ‒ 312 с.

    12 Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для СПО / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Юрайт, 2016. ‒ 151 с.

    13 Горелов, А.А. Основы философии / А.А. Горелов. ‒ М.: Academia, 2019. ‒ 384 c.

    14 Там же

    15 Матяш, Т.П. Основы философии: Учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов. ‒ Рн/Д: Феникс, 2019. ‒ 256 c.

    16 Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для СПО / О. Н. Стрельник. ‒ М. : Юрайт, 2016. ‒ 312 с.

    17 Там же

    18 Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для СПО / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Юрайт, 2016. ‒ 151 с.



    написать администратору сайта