Реферат Смута на Руси. Реферат по истории Смута на Руси. Содержание введение 2 Предпосылки к началу смуты 4 Этапы смуты 6 1 Правление Бориса Годунова 6 2 Воцарение и правление Лжедмитрия 1 10 3 Боярский царь Василий
Скачать 58.31 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение 2 1. Предпосылки к началу смуты 4 2. Этапы смуты 6 2.1 Правление Бориса Годунова 6 2.2 Воцарение и правление Лжедмитрия 1 10 2.3 Боярский царь Василий Шуйский 12 2.4 Народная милиция 15 2.5 Новая Династия Романовых 19 3. Последствия смуты 20 Заключение 23 Список литературы 24 ВВЕДЕНИЕ За годы становления Российского государства произошло много событий, оставивших кровавый след. Но самым значительным и судьбоносным периодом стал рубеж XVI-XVII веков, вошедший в историю как Смутное время. Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально- экономическим кризисом. Смутное время - одна из самых тяжелых и трудных эпох в истории России. Смута - это глубокий духовный, экономический, социальный, династический, внутренний и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI - начале XVII века. Дата начала смуты определяется по-разному: 1584 год-год смерти Ивана Грозного. 1591-смерть царевича Дмитрия в Угличе. 1598-смерть Федора Иоанновича или начало царствования Бориса Годунова. 1604-речь самозванца. Дата окончания Смуты также будет варьироваться. Некоторые историки считают, что смута заканчивается в 1613 году Земским собором и избранием Михаила Романова. Другие считают, что смута заканчивается с заключением Деулинского перемирия с Речью Посполитой в 1618 году. Смута была эпохой смятения, "беспорядка", "смятения умов", что вызывало кровавые столкновения и конфликты. В советской науке явления и события начала XVII в. Они были отнесены к периоду социально-политического кризиса, первой Крестьянской войны (И. И. Болотников) и совпавшей с ней иностранной интервенции. В советской науке "смута" сменилась длинным названием:" Крестьянская война и иностранная интервенция в России." Сегодня термин" Смутное время " постепенно возвращается, потому что он точно отражает историческую действительность. В дореволюционной историографии за началом XVII в. прочно закрепилось название «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному. Современники событий, деятели церкви искали первопричины этих испытаний в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим православный народ. Согласно этой точке зрения, Смута – это кара за безбожную жизнь и одновременно мученический венец, давший народу возможность понять силу православной веры. Данная тема привлекла меня своей актуальностью, потому что Смутное время в России в начале XVII века - знаковое явление в отечественной истории. Тема Смутного времени полно отражает все стороны развития общества в кризисной ситуации в стране. Целью курсовой работы является изучение процессов, происходивших в России в XVII веке. Данная цель предусматривает решение следующих задач: - выявить причины Смутного времени; - проанализировать правление правителей Смутного времени; - изучить важнейшие события периода Смуты. Объектом исследования является Россия в XVII веке, а предметом будут процессы, происходившие в ней. 1. Предпосылки к началу смуты Итак, начальный факт XVII в. – смута – в своем происхождении есть дело предыдущего XVI века, и изучение смутной эпохи вне связи с предыдущими явлениями нашей жизни невозможно. К сожалению, историография долго не разбиралась в обстоятельствах смутного времени настолько, чтобы точно показать, в какой мере неизбежность смуты определялась условиями внутренней жизни народа и насколько она была вызвана и поддержана случайностями и посторонним влиянием. Несмотря на то, что смутное время началось после смерти Ивана Грозного, предпосылки для начала смуты были еще во время его правления, централизующая политика которого проводилась с большими издержками. Усилия правительства по укреплению государства и обеспечению безопасности границ воспринимались народом как необходимые. Народ был готов пожертвовать собой ради национального строительства. Однако жестокая воля царя "отодвинула" его на задний план. Распущенность опричников и крайняя бесцеремонность в выборе политических средств нанесли тяжелый удар общественной морали, посеяли сомнения и шаткость в умах людей. Один из первых этапов Смутного времени начался с династического кризиса, вызванного убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия. В 1584 году Иван Грозный умер в возрасте 54 лет. Царь умер в жесточайших физических муках, но душевные муки были сильнее физических: 7 раз он женился, но у него не было достойного преемника, не на кого было передать государство. После смерти царя Ивана Грозного у него осталось 2 сына: Федор от первой жены и Дмитрий, находившийся в Угличе. После Ивана Грозного русский престол занял его сын Федор (1584-1598). Царь Федор был физически болен и все время проводил за чтением церковных книг, молитвами и путешествиями по монастырям. С первых же шагов он попал под влияние могущественных боярских родов, которые боролись между собой за первенство. Он доверил управление страной брату своей жены Борису Годунову. В 1591 году в Угличе умер царевич Дмитрий (по мнению многих, его зарезали приспешники фактического правителя страны Бориса Годунова). А через семь лет, в 1598 году, умер и Царь Федор. Трон лишился последнего наследника из династии Рюриковичей. Смерть бездетного царя Федора Ивановича позволила прийти к власти Борису Годунову (1598-1605), правившему энергично и мудро, но не сумевшему остановить интриги недовольных бояр.[1] 2. Этапы смуты Первым периодом смуты стала борьба за московский престол. Начальным фактом и ближайшей причиной смуты послужило прекращение царской династии. Совершилось это прекращение смертью трех сыновей Ивана Грозного: Ивана, Федора и Дмитрия. 2.1 Правление Бориса Годунова Умирая, Федор не назначил себе преемника, а только оставил на всех «своих великих государствах» жену свою Ирину Федоровну. Тотчас после его смерти Москва присягнула царице; ее просили править с помощью брата Бориса Федоровича. Но от царства Ирина наотрез отказалась, съехала из дворца в Новодевичий монастырь и постриглась там под именем Александры. Вместе с сестрой поселился и Борис, а царством правил патриарх и бояре именем царицы. Все понимали, что управление временное и что необходимо избрать преемника покойному царю. Но кто же мог ему наследовать? По общему складу понятий того времени, наследовать должен был родовитейший в государстве человек: но родовые счеты бояр успели к этому времени так уже перепутаться и осложниться, что разобраться в них было не так легко. Род Рюриковичей был очень многочислен, и относительное старшинство его членов определить вряд ли можно было с точностью. К тому же многие из очень родовитых членов были затерты при дворе менее родовитыми, но более счастливыми по службе родичами, а с другой стороны, среди московского боярства было много очень родовитых людей не Рюриковичей. В то время из Рюриковичей особым значением пользовалась родовитая семья князей Шуйских.[2] В 1591 году при невыясненных обстоятельствах последний из прямых наследников престола, царевич Дмитрий, умер в Угличе, якобы нарвавшись на нож в припадке эпилепсии. Народная молва, а также обвинения, инспирированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако у историков нет убедительных документов, которые бы доказывали вину Годунова. Через семь лет, после смерти Дмитрия, в 1598 году, умер и Царь Федор. Со смертью Федора прекратилась династия князей Рюриковичей, правивших Россией 700 лет. После смерти Ивана Грозного и его сыновей борьба за власть в правительственной элите стала еще более острой. После смерти бездетного царя Федора Иоанновича (в январе 1598 года) Москва присягнула на верность его жене, Царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и приняла монашеский постриг. Когда Москва внезапно осталась без царя, все взоры обратились к правителю Борису Годунову, брату жены царя Федора. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, входивших в регентский совет, были Никита и Федор Никитичи Романовы, брат и племянник первой жены Ивана Грозного, и Иван Петрович Шуйский, отец будущего русского царя. После смерти царя Федора Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Впервые в России появился царь, получивший престол не по наследству. Борис Годунов (1598-1605) был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем. Он не прибегал к повсеместному террору, а имел дело только со своими настоящими врагами. Первые два года царствования Бориса были мирными и благополучными. Годунов вел успешную внешнюю политику. Борис старался поддерживать порядок и справедливость. Он нанимал на работу иностранцев и посылал русских юношей учиться за границу. Русская колонизация Сибири и строительство русских городов (Туринска, Томска) успешно продолжались при нем, и южные районы страны были освоены. Укреплялись позиции русских на Кавказе. После долгой войны со Швецией в 1595 году был заключен Тявзинский мир (под Ивангородом). Россия вернула себе утраченные земли на Балтийском побережье-Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. Нападение крымских татар на Москву было предотвращено. В 1598 году Годунов с 40-тысячным дворянским ополчением лично возглавил поход против хана Казы-Гирея, который не решился войти в русские земли. Строительство укреплений велось в Москве (Белый город, Земляной город), в приграничных городах на юге и западе страны. И в то же время ослабленная Россия не имела сил для проведения масштабных военных операций. Этим обстоятельством воспользовались ее укрепившиеся соседи-Речь Посполитая, Швеция, Крым и Турция. Обострение международных противоречий станет еще одной причиной событий, разразившихся в период Смуты. Крупным успехом стало установление Патриархата в России. Ранг и престиж русской церкви возросли, и она, наконец, стала равной по отношению к другим православным церквам. В 1589 году Иов, сторонник Годунова, был избран первым русским Патриархом. Ему подчинялись четыре митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий) и шесть архиепископов. Экономический подъем, начавшийся в 90-е годы XVI века, был прерван неурожаем. В стране начался голод, продолжавшийся около трех лет. Цена на хлеб выросла примерно в 100 раз. Только в Москве погибло около 130 тысяч человек. Правительство Бориса Годунова пыталось бороться с голодом, но принятые меры не дали желаемых результатов. Это было связано не только с тем, что кризис был вызван неурожаем, но и с тем, что в эти годы резко возросла эксплуатация крестьян. В результате экономика начала терять устойчивость, что проявилось при первом неурожае. Более эффективно бороться с причинами голода можно было только при ликвидации привилегий феодалов, что в тех условиях было невозможно. Голод 1601-1603 годов нанес огромный ущерб экономике страны, вызванный длительными неурожаями. Это также привело к оттоку населения из центральных районов на окраины, где стали возникать самоуправляющиеся общины так называемого вольного казачества. Голод привел к восстаниям. В 1603 году началось крупное восстание крепостных крестьян, охватившее большую территорию и ставшее прологом Крестьянской войны. В центре страны вспыхнуло (1603-1604) восстание крепостных крестьян под предводительством хлопковых Кривошеев. Оно было жестоко подавлено, а Коттон казнен в Москве. Широко распространились слухи, что царевич Дмитрий, "чудом спасшийся" в Угличе, жив. В 1602 году в Литве появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Он сообщил польскому магнату Адаму Вишневецкому, что его заменили "в спальне Угличского Дворца." Покровителем Лжедмитрия стал воевода Юрий Мнишек. Московское правительство утверждало, что он был сыном Галицкого боярина Григория Отрепьева, который постригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, но затем бежал в Литву, поэтому его позже назвали расстригой. Некоторые польские паны согласились ему помочь, и в октябре 1604 года Лжедмитрий вступил в Московский передел; выступил с воззванием к народу, что Бог спас его, царевича, от злых намерений Бориса Годунова, и призвал население принять его как законного наследника русского престола. Борьба малоизвестного молодого авантюриста с могущественным Королем, и в этой борьбе послание оказалось победителем. Население Северной Украины перешло на сторону претендента на московский престол, и города открыли ему свои ворота. На помощь самозванцу, с одной стороны, пришли днепровские казаки вместе с поляками, а с другой-донские казаки, недовольные царем Борисом, который пытался ограничить их свободу и подчинить власти московских воевод. Царь Борис послал против восставших большое войско, но войско его было "шатко" и "недоумевало" - не идут ли они против законного царя? А бояре и воеводы, хотя и не верили самозванцу, но, не будучи верными Борису, вели военные действия вяло и нерешительно. В апреле 1605г. Царь Борис умер, а затем его войско перешло на сторону самозванца, и тогда Москва (в июне 1605г.) торжественно приняла своего законного "естественного" государя царя Дмитрия Ивановича (Федор Борисович Годунов и его мать были убиты еще до прихода Лжедмитрия в Москву).[3] 2.2 Воцарение и правление Лжедмитрия 1 Борис Годунов допустил ряд ошибок в борьбе с Лжедмитрием I. Он не верил, что самозванца поддержит народ, и объявил указ о том, кто стоит за якобы воскресшим царевичем Дмитрием. Новый царь оказался деятельным, энергичным правителем, уверенно сидевшим на троне. В дипломатических отношениях с другими государствами он принял титул императора и попытался создать большой Союз европейских держав для борьбы с Турцией. Но вскоре он стал вызывать недовольство своих московских подданных, во-первых, потому, что не соблюдал древнерусских обычаев и обрядов, а во-вторых, потому, что пришедшие с ним поляки вели себя в Москве высокомерно и высокомерно, оскорбляли и оскорбляли москвичей. Недовольство особенно усилилось, когда в начале мая 1606 года его невеста Марина Мнишек пришла к царю, и он женился на ней и короновал ее как королеву, хотя она отказалась принять православие. Не все московские бояре признавали Лжедмитрия законным правителем. Сразу же по прибытии в Москву князь Василий Шуйский через посредников начал распространять слухи о самозванце. Воевода Петр Басманов раскрыл заговор, и 23 июня 1605 года Шуйский был схвачен. Лжедмитрий отказался сам судить заговорщиков и передал дело в Боярскую Думу. Собор Василия Шуйского приговорил к смертной казни, а его братьев Дмитрия и Ивана-к ссылке. Лжедмитрий помиловал всех, вернулся на площадку к суду - вот его впоследствии и убили. На его сторону действительно привлекли князей Голицына и В. И. Куракина. Заручившись поддержкой новгородско-псковского отряда под Москвой, готовившегося к походу на Крым, Шуйский организовал государственный переворот. В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись гневом москвичей против польских авантюристов, приехавших в Москву на свадьбу Лжедмитрия, подняла восстание, в ходе которого самозванец был убит. К власти пришел Василий Шуйский. Василий Шуйский был коронован по всем правилам, но вся страна была взбудоражена. Подавляющее большинство народа, далекое от московских интриг, искренне считало Лжедмитрия настоящим царевичем и законным государем. И вдруг его, совсем недавно законно коронованного на трон, убивают, а те, кто клялся и божился, что король настоящий, вдруг говорят что-то противоположное. Стало непонятно, во что теперь можно верить, в кого можно верить и можно ли вообще во что-то верить. Ограниченный притязаниями бояр, Шуйский принес присягу своим подданным, что означало обязанность править по закону, а не по царскому капризу. Независимо от личных качеств нового правителя, это было первое соглашение между царем и обществом в России, хотя Боярская элита поспешила выступить в данном случае от имени общества. Свержение Лжедмитрия I и приход к власти Василия Шуйского не принесли успокоения. Крестьянство не прекращало борьбы против крепостного ига. На юге вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Болотникова, положившее начало "воровскому" движению. Сведения о Болотникове настолько скудны, что имя вполне могло быть вымышленным. Восстание под предводительством Болотникова продолжалось с 1606 по 1607 год. С лета по декабрь 1606 года в районе Крома и Елца были сформированы две крупные повстанческие армии. Вместе с русскими в восстании И. И. В Болотникове приняли участие мордва, марийцы, чуваши и другие народы Поволжья, вошедшие в состав России. О требованиях повстанцев мы узнаем из документов, которые вышли из правительственного лагеря. Они цитируют так называемые" очаровательные письма", пришедшие из армии И. И. Болотникова, воззвания, призывавшие население городов и сел перейти на сторону восставших. Чуть позже к Болотникову присоединилось дворянское войско, возглавляемое братьями Ляпуновыми. Когда подошедший к Москве Болотников стал забрасывать столицу прокламациями, ляпуновские войска оставили его. В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и были вынуждены отступить к Туле. 30 июля началась осада города, а через три месяца Болотниковцы капитулировали, а сам Болотников был казнен. Крестьянское движение стало приходить в упадок, но слухи о чудесном избавлении царевича Дмитрия не утихали. В Стародубе (в Брянской области) появился новый самозванец, вошедший в историю как Тушинский вор (1607-1610). Он более известен нам как Лжедмитрий II, основную часть вооруженных сил Тушинского вора составляли польские дворяне и казаки. Внешне этот человек напоминал того самого Лжедмитрия I, которого заметили участники авантюры первого самозванца. До сих пор личность Лжедмитрия II вызывает много споров. 2.3 Боярский царь Василий Шуйский После смерти Лжедмитрия на престол взошел боярин царь Василий Шуйский (1606-1610). Он дал обязательство сохранять привилегии бояр, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской Думы. Дворянство теперь пыталось разрешить глубокие внутренние и внешние противоречия, созданные с помощью Боярского царя. Одна из самых важных вещей, Шуйский сделал, было назначение патриарха. Патриарх Игнатий грек был лишен сана за поддержку Лжедмитрия I. Патриарший престол занял выдающийся Патриот 70-летний Казанский митрополит Гермоген.[4] Чтобы пресечь слухи о спасении царевича Дмитрия, его останки были перенесены по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Князь был канонизирован. Свержение Лжедмитрия I и приход к власти Василия IV Шуйского не привели к нормализации обстановки в стране. Крестьянство не прекращало борьбы против крепостного ига. Летом 1606 года у народных масс появился вождь-Иван Исаевич Болотников. Силы, собранные под знаменем Болотникова, представляли собой сложный конгломерат из разных слоев. Были казаки, крестьяне, крепостные и посадские люди. В Тульской и Рязанской областях против Шуйского восстали служилые люди, дворяне и боярские дети под командованием Пашкова, Сумбулова и Ляпунова. В Поволжье мордва и другие недавно завоеванные народы восстали, чтобы освободиться от русской власти. В июле 1606 года Болотниковские войска двинулись на Москву. В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и были вынуждены отступить к Туле. 30 июля началась осада города, и через три месяца Болотниковцы капитулировали, а сам Болотников вскоре был казнен. С подавлением этого восстания крестьянская война не прекратилась. Однако крестьянское движение начало приходить в упадок. Между тем, по соглашению с Ватиканом, польские дворяне, противники короля Сигизмунда Ш. (гетманы Лисовский, Ружицкий, Сапега), объединились с казачьим атаманом И. И. Заруцким, выдвинув в качестве претендента на русский престол Лжедмитрия II (1607-1610). По внешнему виду этот человек напоминал Лжедмитрия I. До сих пор личность Лжедмитрия П вызывает много споров. Очевидно, он происходил из церковной среды. В январе 1608 года самозванец выступил в поход на столицу. Летом 1608 года Лжедмитрий подошел к Москве, но попытки взять столицу закончились безрезультатно. Остановился он в 17 км от Кремля, в местечке Тушино, получившем прозвище "Тушинский вор". Вскоре Марина Мнишек переехала в Тушино. Она узнала в новом самозванце своего мужа. Была совершена тайная свадьба по католическому обряду. Самозванец обещал содействовать распространению католицизма в России. Лжедмитрий II был послушной марионеткой в руках польской знати, сумевшей взять под свой контроль северо-запад и север русских земель. Крепость Троице-Сергиева монастыря доблестно сражалась 16 месяцев. Действия против польских захватчиков проходили в ряде крупных городов севера: Новгороде, Вологде, Великом Устюге. Если Лжедмитрий I провел в Кремле одиннадцать месяцев, то Лжедмитрий II безуспешно осаждал Москву двадцать один месяц. В Тушине при Лжедмитрии П бояре, недовольные Василием Шуйским, образовали свою Боярскую Думу и приказы. Взятый в плен в Ростове митрополит Филарет был назначен патриархом в Тушине.[6] Не сумев разгромить тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться за помощью к шведам-в Выборге был заключен договор (1609), по которому было решено послать ему вспомогательный отряд войск. Во главе московского войска стоял в это время молодой талантливый племянник царя Василия-князь Михаил Скопин-Шуйский. С помощью шведов и ополченцев северных городов, восставших против власти Тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил Тушинский народ от севера России и двинулся на Москву. Однако шведское вмешательство в русские дела вызвало вмешательство польского короля Сигизмунда, который обвинил Шуйского в союзе со Швецией и решил использовать Московскую смуту в интересах Польши. В Сентябре 1609 Г. он переправился с большим войском и осадил сильную русскую крепость Смоленск. Русскому народу царь провозгласил, что он пришел не проливать русскую кровь, а прекратить смуты, междоусобицы и кровопролития в несчастном Московском государстве. Но смоляне во главе со своим воеводой Шеиным не поверили словам царя и в течение 21 месяца оказывали царю упорное героическое сопротивление. Приближение Скопина-Шуйского и ссоры с поляками вынудили Тушинского вора осенью 1609 г. оставить Тушин и бежать в Калугу. Тогда русские тушинцы, оставшись без своего царя, отправили послов в Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврале 1610 года договор об усыновлении его сына, королевича Владислава. Польская оккупация Москвы затянулась, Владислав не принял Православия и не поехал в Россию, правление поляков в Москве вызывало все большее неудовольствие, но его терпели как меньшее зло, потому что присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для Тушинского вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит в Калуге, и это событие послужило поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у военных людей и у "земских" людей, и у тех казаков, которые жили национальным сознанием и религиозным чувством, остался только один враг, тот, который удерживал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и Русской православной вере. В это время во главе национально-религиозной оппозиции стал патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если царский сын не примет Православия, а "литовский народ" не покинет русскую землю, то Владислав не наш государь. 2.4 Народная милиция Только опираясь на народ, можно было отвоевать и сохранить независимость русского государства. Первым это понял патриарх Гермоген. Он призвал к борьбе с захватчиками. Он разослал по всей стране послания с призывом к восстанию и изгнанию латинян. Его послания даже после смерти достигли своей цели-их переписывали, распространяли, читали на площадях и в храмах. Эти сообщения сформировали общественное мнение в пользу восстания. В начале 1611 года в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин Ляпунов. Ополчение двинулось в Москву, где весной 1611 года вспыхнуло восстание. Интервенты, по совету предательских бояр, подожгли город. Войска сражались на подступах к Кремлю. Здесь, в районе Сретенки, был тяжело ранен Князь Пожарский, возглавлявший передовые отряды. Однако развить успех русским войскам не удалось. Вожди ополчения призывали к возвращению беглых крестьян к их хозяевам. Казакам не разрешалось занимать государственные должности. Противники Ляпунова, стремившиеся создать военную организацию ополчения, стали сеять слухи о том, что он якобы хочет истребить казаков. Называли его вы казачьим "кругом" и в июле 1611 года убили. Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады захватили Смоленск. Польский король Сигизмунд III объявил, что он сам станет русским царем, а Россия войдет в состав Речи Посполитой. Осенью 1611 года Нижегородский староста Козьма Минин обратился к русскому народу с призывом создать второе ополчение. С помощью населения других русских городов была создана материальная база освободительной борьбы: народ собирал значительные средства для ведения войны против интервентов. Ополчение возглавляли Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, участвовавшие во всех войнах Смутного времени. Весной 1612 года ополчение двинулось на Ярославль. Здесь было создано Временное правительство России "Совет всей Земли". Летом 1612 года от Арбатских ворот войска Минина и Пожарского подошли к Москве и присоединились к остаткам первого ополчения. Почти одновременно по Можайской дороге к столице подошел Гетман Ходкевич, двигавшийся на помощь засевшим в Кремле полякам. В битве у стен Москвы армия Ходкевича была отбита. 22 октября 1612 года, в день обретения иконы Казанской Божией Матери, сопровождавшей ополчение, Китай-город был взят. Через четыре дня польский гарнизон в Кремле сдался. В память об освобождении Москвы от захватчиков на Красной площади на средства Дмитрия Пожарского был возведен храм в честь иконы Казанской Божией Матери. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине всегда является подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе с польскими захватчиками. Благодарная Россия воздвигла в Москве первый скульптурный памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому (на Красной площади, скульптор И. П. Мартос, 1818). Память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков сохранилась навсегда. В 1613 году в Москве состоялся Земский собор, на котором был поставлен вопрос о выборе нового русского царя. В качестве кандидатов на русский престол были предложены польский князь Владислав, сын шведского короля Карла-Филиппа, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек Иван, прозванный "Воренком", представители крупнейших дворянских родов, а также предводитель второго ополчения Дмитрий Пожарский. Все иностранные претенденты были отвергнуты почти сразу-слишком хорошо запомнилась борьба за русский престол. Тем более что народ хотел видеть во главе государства русского царя, а не пришельцев из царской семьи. Другой претендент на престол, Дмитрий Трубецкой, был отвергнут дворянами, так как он, будучи князем, командовал казаками. Князь Дмитрий Пожарский не хотел иметь казаков в качестве государя: ведь он был предводителем дворянского ополчения. Но был и другой кандидат-тихий и совершенно бесцветный человек, шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов, внучатый племянник первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовой. Отец Михаила, Федор Никитич Романов, одно время интриговал против Бориса Годунова, за что был пострижен в монахи (под именем Филарета). От имени Боярской Думы, после того как 27 августа 1610 года Москва поцеловала крест верности Владиславу, Филарет отправился с посольством к Сигизмунду третьему вазу, но потерпел неудачу: поляки арестовали его и жестоко обращались с послом в тюрьме. В тяжелые смутные времена Романов-старший был связан с тушинцами, но не играл сколько-нибудь значительной роли. Теперь оказалось, что имя Романовых, именно потому, что оно никак не проявляло себя в прежние времена и, соответственно, не имело никакой поддержки, устраивает всех. Казаки были за Михаила, так как его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казаков. Бояре помнили, что отец претендента происходил из знатного боярского рода и тоже состоял в родстве с Федором Ивановичем, последним царем из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви выразили свою поддержку Романову, так как его отец был монахом и в сане митрополита. А для дворян Романовы были хороши как противники опричнины. Там была золотая середина. Посольство было отправлено в Ипатьевский монастырь под Костромой, где находились Михаил и его мать, ничего не знавшие о принятом решении. 2 мая 1613 года Михаил прибыл в Москву, где 11 июля был коронован. Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец, патриарх Филарет, которому" принадлежали все царские и военные дела". Власть была восстановлена в форме самодержавной монархии. В результате последующих мирных договоров с противоборствующими странами Россия в значительной степени восстановила свое территориальное единство, хотя часть русских земель осталась у Речи Посполитой и Швеции. Таковы последствия событий Смуты во внешней политике России. Во внутриполитической жизни государства значительно возросла роль дворянства и верхушки Посада. Во время смуты, в которой принимали участие все слои и классы русского общества, решался вопрос о самом существовании Русского государства, о выборе пути развития страны. Нужно было найти способы выживания народа. В специфических условиях начала XVII века выход из Смуты был найден в осознании регионами и центром необходимости сильного государства. После Смутного времени выбор был сделан в пользу сохранения крупнейшей державы Восточной Европы. В специфических геополитических условиях того времени был выбран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостничество как основа экономики, Православие как идеология. Народ, доведенный до предела волнениями, агрессивными действиями "союзников", взбунтовался. Все, забыв о разногласиях, сплотились, не щадя последнего ради восстановления справедливости и установления прежнего порядка. Добившись ухода интервентов, народ надеется на нового царя - не развращенного властью, молодого и не замешанного в кровавых расправах, а главное-хоть как-то связанного с прежней династией. 2.5 Новая Династия Романовых Освобождение Москвы создало объективные предпосылки для восстановления Основ государственной власти в стране. В январе 1613 года после долгой подготовки в торжественной обстановке в Успенском соборе столицы был открыт Земский собор, состоявший из почти 700 представителей Боярской Думы, Освященного Собора православного духовенства, московских придворных чиновников, а также депутатов от 50 городов, стрельцов, казаков и черносотенных крестьян. Земский Собор должен был решить важнейший вопрос-избрание новой русской династии. Ранее было решено отказаться от рассмотрения иностранных претендентов на российский престол, а также сына Марины Мнишек. В результате 16-летний Михаил Федорович Романов (1613-1645), сын митрополита Филарета (Федора Никитича Романова), был утвержден новым царем возрожденного российского государства под сильным давлением казачества. Происхождение древнего (известного с XV века) рода московских бояр Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых, родство по женской линии с последним царем династии Рюриковичей, широкие родственные связи его отца, а также его молодость сделали кандидатуру Михаила Романова наиболее приемлемой. 21 февраля 1613 года состоялся торжественный "приговор" Земского Собора с утверждением нового русского самодержца, ставшего основателем династии Романовых, которой суждено было править нашим Отечеством более трех столетий.[5] 3 Последствия смуты Преодоление последствий потрясений в экономике, внутреннем развитии, внешней политике, в прогрессе цивилизации заняло по большому счету целое столетие. Пожалуй, можно сказать так: за столетие Россия преодолела последствия смуты, чтобы возродиться в начале XVIII века реформами Петра Великого. Принимаются меры по укреплению самодержавной власти. Крупным светским и духовным землевладельцам даются огромные земли и целые города. Большая часть поместий среднего дворянства переводится в разряд вотчин, новые земельные наделы "жалуются" на службу новой династии. С экономической точки зрения беспорядки были долгосрочным, мощным откатом как деревни, так и города. Разоренные, разграбленные города и села, опустошение их, запустение пахотных земель, упадок ремесел, торговли - таковы печальные результаты "Великой польско-литовской разрухи" - так называет историк Ключевский эти обстоятельства в своих произведениях, особенно в центральных и южных уездах. Правительство, сильно обеспокоенное всем этим, рассылает по стране "сторожей", и они выявляют масштабы разорения, выявляют "пустых" и "прожитых", тем самым определяя платежеспособность оставшихся жителей, перспективы восстановления жизнеспособности всех отраслей экономики. Новое правительство Михаила Романова, в поисках дополнительных источников финансирования, увеличило налоговое бремя до предела, что вызвало ожесточенное сопротивление крестьян, раздираемых Смутой. Более или менее реальное восстановление сельскохозяйственного производства произошло в середине-третьей четверти XVII века. Когда они начали преодолевать первые и самые тяжелые экономические последствия Смуты, первое, за что ухватилось правительство, было восстановление сроков следствия крестьян и принципиальное запрещение права их перехода. Таким образом, экономические и социальные результаты Смуты усиливали факторы крепостнического строя. После прихода к власти царя Михаила Романова внутриполитическая обстановка в стране оставалась крайне нестабильной, во многих районах свирепствовали отряды бывших тушинцев. На южных окраинах России еще сохранились очаги казачьих выступлений. Особую опасность представлял атаман Иван Заруцкий, который после поражения под Воронежем летом 1613 года отошел со своими войсками в Астрахань и при поддержке персидского шаха пытался сохранить свое политическое влияние, используя Марину Мнишек и ее сына (от брака с Лжедмитрием 2) в качестве претендента на русский престол. Только после изгнания Заруцкого и Марины Мнишек из Астрахани в июне 1614 года яицкие казаки передали их московским властям. Однако летом следующего года Москва была осаждена казачьим повстанческим войском атамана Баловного, и правительству, прежде чем разгромить восставших, пришлось вести унизительные переговоры, ожидая подхода дворянского ополчения. Международное положение России после Смуты также было тяжелым. Смоленск находился в руках поляков, а Великий Новгород с его "пригородами" был занят шведами. После неудачной попытки в 1615 году захватить Псков Швеция пошла на мирные переговоры с Москвой: 27 февраля 1617 года в селе Столбово был заключен новый русско-шведский мирный договор. В соответствии с его статьями Новгородская земля была возвращена России, а за Швецией остались Ивангород с Ижорской землей, город Корела с уездом и город орешек. В результате Россия лишилась единственного выхода к Балтийскому морю (Балтийский вопрос был решен только при царе Петре 1). Польское войско королевича Владислава и украинские казаки под командованием запорожского гетмана П. Конашевича-Сагайдачного совершили новый поход вглубь России. В октябре 1618 года неприятель подошел к Москве, ее оборону возглавил воевода Д. М. Пожарский. Вскоре украинские казаки, поняв интригу польских панов с их притязаниями на русский престол, вернулись домой. В результате 1 декабря 1618 года в селе Деулино (под Москвой) было заключено перемирие между Россией и Польшей сроком на 14 с половиной лет. За Речью Посполитой остались Смоленская, Черниговская и Новгород-Северская земли. Но самое главное-Владислав никогда не отказывался от своих прав на русский престол. Важным пунктом соглашения был обмен пленными-все уцелевшие члены Великого посольства, попавшие в плен при взятии Смоленска и в последнем походе (в том числе отец царя Михаила Романова, митрополит Филарет) должны были вернуться в Россию. Подписание двух неравноправных договоров положило конец Смутному времени для России и польско-шведской интервенции. Значительную роль в примирении шведов и поляков с Москвой сыграл быстро нарастающий первый в истории системы международных отношений общеевропейский вооруженный конфликт противостоящих коалиций-Тридцатилетняя война (1618-1648). Но самое главное заключалось в том, что, несмотря на людские, материальные и территориальные потери, российское государство сохранило свою национальную независимость, обеспечив свое дальнейшее развитие и самостоятельное решение внутренних и внешнеполитических задач.[7] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Бурные и трагические годы, названные современниками "Смутным временем", стали очень тяжелыми для российского государства. Смута возникла спонтанно, в результате действия определенных законов, она не развивалась по определенному сценарию. На мой взгляд, это время наполнено многочисленными тяжелыми событиями, которые никто не мог предвидеть. Во время Смуты у страны появилась альтернатива: или по-прежнему идти путем, близким к восточному, и, следовательно, превратиться в обычную деспотию, или вернуться на европейский путь, что означало необходимость предоставления свободы обществу. Восстановительный процесс после Смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия. Генеральная линия русской истории проходила по пути дальнейшего укрепления крепостнических порядков и сословного строя. И так, следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились, в том числе, в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии. Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия. Вся история Московского государства в 17 веке развивается в прямой зависимости от того, что происходило в Смутное время. Вместе с смутой старый порядок кончился в Московском государстве, и началась новая эпоха. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гумилев Л. Н. из России в Россию. -2003 [1] Платонов С.Ф. Полный курс лекции по русской истории. – 2006 [2] Дорошенко, т. преодоление "великой разрухи" российского государства / т. Дорошенко / / Наука и жизнь. – 2006 [3] История России с древнейших времен до конца XVII века / под общей редакцией А. Н. Сахарова; А. П. Новосельцева. -2000 [4] Попов, Г. уроки Смутного времени / Г. Попов / / Наука и жизнь. – 2003 [5] Скрынников Р. Г. смута в России в начале XVII века. Иван Болотников / Р. Г. Скрынников. -, 1988 [6] Шишков, А. очищение от смуты / А. Шишков / / Родина. – 2005 [7] |