Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Люблинская уния и образование Речи Посполитой

  • 2 Судьба белорусского и украинского народов в составе Речи Посполитой

  • Список использованных источников

  • история. История 11. Содержание Введение 3 1 Люблинская уния и образование Речи Посполитой 5 2 Судьба белорусского и украинского народов в составе Речи Посполитой 9 Заключение 19


    Скачать 53.87 Kb.
    НазваниеСодержание Введение 3 1 Люблинская уния и образование Речи Посполитой 5 2 Судьба белорусского и украинского народов в составе Речи Посполитой 9 Заключение 19
    Анкористория
    Дата31.03.2022
    Размер53.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория 11.docx
    ТипРеферат
    #431105




    Содержание


    Введение 3

    1 Люблинская уния и образование Речи Посполитой 5

    2 Судьба белорусского и украинского народов в составе Речи Посполитой 9

    Заключение 19

    Список использованных источников 20

    Введение 3

    1 Люблинская уния и образование Речи Посполитой 5

    2 Судьба белорусского и украинского народов в составе Речи Посполитой 9

    Заключение 18

    Список использованных источников 19

    Введение



    Русско-польское пограничье на протяжении веков служило разделительной линией двух цивилизаций – западно-католической и русско-православной. Эту функцию оно выполняет до сих пор.

    Страны, расположенные между Польшей и Россией (Украина, Белоруссия, республики Прибалтики), всегда рассматривались Варшавой как потенциальный буфер, который должен обеспечить ей стратегическую глубину и предохранить от чрезмерного, по мнению поляков, проникновения российского влияния. Все наиболее известные проекты преобразования польского государства, сначала в Речь Посполитую Обоих Народов (Польша + Литва), а затем и Речь Посполитую Трёх Народов (Польша + Литва + Великое княжество Русское, созданное поляками на землях части современной Украины), были направлены против России. С недавних пор циркулируют идеи создания обновлённой Речи Посполитой, на этот раз – четырёх народов: к Польше, Украине и Литве предложено присоединиться Белоруссии.

    С чего началась история образования Речи Посполитой и какие результаты принесло первое объединение, каковы причины его распада  все это до сих пор является предметом изучения не только историков, но и представителей многих других областей науки.

    Цель данной работы  охарактеризовать причины и последствия образования Речи Посполитой, характер политических и экономических преобразований после объединения.

    Задачи:

    Выявить предпосылки образования Речи Посполитой и раскрыть значение подписания Люблинской унии.

    Охарактеризовать изменения, произошедшие в судьбах белорусского и украинского народов после образования Речи Посполитой.

    Объект исследования  население Польшы, Литвы, Белоруссии и Украины в период образования и существования Речи Посполитой.

    Предмет исследования  преобразования, произошедшие с населением государств, вошедших в состав Речи Посполитой.

    Методы работы: анализ литературных источников по теме исследования, метод историографии, реферирования и цитирования.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


    1 Люблинская уния и образование Речи Посполитой



    1 июля 1569 года в польском городе Люблин был подписан особой важности документ, сыгравший роковую роль в истории белорусского народа. Это был акт об унии (объединении) Польши и Великого княжества Литовского (ВКЛ), в результате которого возникло мощное на то время государственное образование «Речь Посполитая».

    Вопрос об унии был злободневным для Польши на протяжении более полутора столетий. Польские магнаты поднимали вопрос об унии на четырех сеймах. Шляхту привлекали земли Великого княжества, чины и богатства. Идея унии находила поддержку со стороны белорусской шляхты, надеявшейся получить «золотую польскую вольность». В 1562 г. белорусская шляхта создала в лагере под Витебском конфедерацию и обратилась с просьбой к Великому князю заключить унию с Польшей. Польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток[3,с.142-144].

    В 1558 г. Иван Грозный начал войну с Ливонией. Великий магистр Ордена Г. Кеттлер обратился к Великому князю Литовскому и королю Польскому Сигизмунду II Августу (1548-1572 гг.) с просьбой о помощи. В результате Орден был поделен на две части: Курляндское герцогство и литовско-польскую провинцию Инфлянты. Курляндский герцог признал себя вассалом Великого князя Литовского. В связи с этим царь начал войну против Великого княжества Литовского. В 1563 г. взял Полоцк и стал именоваться «Великим князем Полоцким». Он занял северо-восточную Беларусь, ему открылся путь на столицу княжества. Государство оказалось на грани политического краха и военной катастрофы, под угрозу было поставлено само его существование.

    В январе 1569 г. в Люблине открылся общий сейм. Продолжался он шесть драматических месяцев. Каждая сторона ставила свои условия, которые не принимались другой. Увидев угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых условиях, послы Великого княжества Литовского покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории Великого княжества Литовского отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире, но она была безрезультатной. В этих условиях делегация Великого княжества Литовского вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша.

    В соответствии с этим актом Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство – Речь Посполитую. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Первым королём стал Стефан Баторий. Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. – государственные языки. В княжестве таковым был белорусский[6, с.358-361].

    Причины образования:

    1.Внешнеполитическое положение Великого княжества Литовского.

    2. Стремление шляхты Великого княжества Литовского к приобретению шляхетских вольностей

    3. Желание польской шляхты подчинить Великое княжество Литовское.

    4. Распространение католической веры на восток.

    Условия:

    1. Единые монарх и сейм

    2. Общая внешняя политика

    3. Общие условия приобретения земли польскими феодалами в ВКЛ, феодалами Великого княжества Литовского в Польше.

    4. Сохранение в ВКЛ своих административного аппарата, законодательства, суда, войска, титула, печати, языка.

    Подписанный акт Люблинской унии декларировал «Королевство Польское и Великое Княжество Литовское представляют собой уже одно неделимое целое, а также не отдельную, но общую республику, которая соединилась и сплотилась в один народ из двух государств и народов».

    Более трети земель ВКЛ отходило Польше. Это значительная часть нынешней Украины (Киев, Подолье, Волынь) и современная Белостокская область. Однако ВКЛ не отводилась роль колониальной страны. Люблинская уния сохраняла ей полную самостоятельность:

    • оставался прежний административный аппарат

    • судебная система

    • свой титул и печать

    • вооруженные силы

    • различные государственные языки: в ВКЛ – белорусский (до конца XVII в.), а в Польше – латинский и польский

    • внутри РП к Польше применялось название «Корона», а ВКЛ стали просто называть «Княжество» или «Литва».

    Итогами Люблинской унии осталась недовольна большая часть магнатов Великого княжества Литовского, которой пришлось делить политическую власть с магнатами Польши. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве[4, с.531-533].

    Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в 70-90 гг. XVI в. принятие в 1588 г. своего свода законов – Статута – по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии. Например, было записано, что занимать государственные псты и получать земли в ВКЛ могут только граждане Великого княжества Литовского.

    Таким образом, люблинская уния положила начало полонизации, многие магнаты переходили в католицизм, многие условия люблинской унии не были соблюдены, а её итогами была недовольная большая часть магнатов Великого княжества Литовского. Однако нарастали антипольские настроения, которые приобрели практический характер в Статуте 1588г. А с 1673г. каждый третий сой проходил в Гродно, в православных церквях были разрешены службы на старославянском языке.

    2 Судьба белорусского и украинского народов в составе Речи Посполитой



    Речь Посполитая – федеративное государство, притом большую выгоду извлекала для себя Польша.

    Статут 1588 г. третьей редакции написан на древнебелорусском языке. Все это делает его образцом правовой и политической мысли, прекрасным памятником белорусского и мировой культуры. К сожалению, как и во всех странах феодального средневековья, прогрессивные идеи и принципы ничем не закреплялись и фактически лишь декларировались. И те благоприятные условия для расширения на территории Литвы влияния Польши, что были созданы Люблинской унией, стали проявляться все больше.

    Происходило унижение и даже отрицание белорусского культуры, начался процесс полонизации белорусов. Ведущим фактором в этом процессе была Королевская власть, которая считалась выше Княжеской. Чтобы сделать служебную карьеру, или просто быть при Королевском дворе, выходцу из ВКЛ нужно было стать «своим человеком» в польском культурном и языковом окружении. Поэтому белорусские магнаты, шляхта и их потомки старались поскорее превратиться в «польского пана».

    Постоянно действующим фактором в полонизации белорусов была католическая церковь. Во время существования РП она стала фактически государственным институтом по ополячиванию восточных славян. Этот процесс значительно ускорился с началом политики контрреформации. Она началась в 1570 году с деятельности монашеского ордена Иезуитов, который был приглашен в страну, имел сильную организацию и богатый опыт борьбы с ересью за укрепление католической церкви, власти папы Римского. Об этом свидетельствует лозунг Ордена: «Кто не за папу, тот дьявол»[1, с.459-463].

    Деятельность Ордена ставила цель вернуть в лоно католической церкви заблудших в православии или в протестантизме людей. Для этого члены Ордена проникали во дворцы как духовники, советчики, домашние учителя, проводили дискуссии и диспуты. П. Скарга, С.Варшавицки учили людей, вызывали у них слезы и желание каяться.

    Они открывали школы (коллегиумы), в которых готовили защитников католицизма, основали первое высшее в Литовском княжестве учебное заведение – Виленскую академию (1579 г.), которая позже стала называться университетом. Начали строиться монастыри, помпезные костелы в стиле барокко – это все способствовало победе контрреформации, которая существовала в Белоруссии почти 200 лет.

    Одновременно ликвидировались православные братские школы, белорусский язык как государственный была запрещен (1696), проводились и другие подобные административные меры. В результате уже к середине XVIII века официальные власти заявляли, что в РП образовался «единственный польский народ шляхетский», т.е., что белорусские магнаты и шляхта в основной своей массе перешли в польское культурное окружение, говорили на польском языке, считали своими польские национальные ценности, т.е. ополячились. Так белорусский народ потерял свой национальный высший слой общества, людей образованных, богатых.

    РП было феодальным государством и Белоруссия, как составная ее часть, жила по нормам и законам феодального времени. В период с конца XVI и до конца XVIII в. все общество Белоруссии состояло из трех основных больших групп: феодалов, крестьян и горожан.

    Господствующую группу представляли феодалы, которых было 7-10% от всего населения. Это была большая часть, даже по сравнению с западноевропейскими странами, в России бояр и дворян в то время было не более 1%. Феодальный слой общества делился на различные категории в зависимости от богатства и правового состояния в государстве. Это были магнаты, крупная, средняя и мелкая шляхта, церковные деятели[5, с.412-414].

    Вторую, самую многочисленную группу (свыше 80%) составляли различные категории крестьянства:

    1. Крепостные несли основную тяжесть феодальных повинностей (оброк, который платили деньгами или продуктами с единицы земли; барщина (2-4 дня в неделю работали со своими устройствами от зари до зари под присмотром, с лошадью или пешком на поле помещика или во дворе фольварка));

    2. Осадныене ходили на барщину, но платили феодалам повышенный оброк;

    3. Огородникам предоставлялся под огород кусок земли; повинности они обязаны были выполнять в гораздо большей мере;

    4. Халупники имели дом без крестьянского подворья;

    5. Угольники и землемерыснимали в чужом доме угол или кладовую;

    6. Бабы не имели ничего, даже собственной семьи;

    7. Личные слуги помещиков

    8. Ремесленники, кузнецы, конюхи, которые были обеспечены землей.

    Все категории крестьян, кроме повинностей феодалу, должны были выполнять много других обязанностей: платить налоги в пользу государства, ремонтировали дороги и мосты, были обозными во время военных событий.

    Очень сильное влияние на судьбу белорусского крестьянства оказала аграрная реформа «Устава на волоки». Ее начали проводить еще в 1557 году, но реализовывалась она вплоть до первой половины XVII в.: сначала на западе Белоруссии, а позже в восточной части. Ее суть заключалась в том, что она приводила к стандартному измерению всей площади пахотной земли ВКЛ в валок. В зависимости от качества земли в волоку входило от 30 до 46 моргов (сегодня это 71 га, 1 волока составляет от 21 до 33 гектаров земли).

    Согласно реформе, знать наделялась лучшей пахотной землей в первую очередь, в количестве от 8 до 15 волок. Таким образом, фольварк (двор) шляхты получал от 200 до 400 га. От величины фольварка зависело количество крестьянских наделов. Обычно на одну волоку фольварка нарезалось крепостным крестьянам 7 участков в количестве от 0,5 волоки до 1 волоки в зависимости от качества участка. Большим количеством земли компенсировалось ее низкое качество.

    Главным итогом проведенной аграрной реформы «Уставы на волоки» было упорядочение землепользования в государстве, увеличение доходов от фольварков и закрепление крестьян за земельными участками, полученными от феодала только для пользования. Реформа также разрушила крестьянскую общину, что способствовало формированию у крестьян психологии индивидуализма, вместо общинного коллективизма. В свою очередь это создавало условия для социальной дифференциации деревни и развитию рыночных отношений[4, с.516-518].

    Горожане Белоруссии в это время составляли от 5 до 10%. Кроме городов они жили в специфических поселениях – местечках (городских посёлках, городках). Если город насчитывал от 3 до 10 тысяч жителей, то городок – от 1 до 3 тысяч. Большинство жителей города, около 80% составляли белорусы, хотя в некоторых евреи насчитывали до 40%. Евреи жили довольно обособленно, общинами-кагалами, по своим законам. Жителями городов и деревень были также литовцы, поляки, русские, татары, латыши, украинцы, немцы. Поэтому города и поселки были многоконфессиональными.

    Постепенно в независимых от феодалов государственных городах стали возникать «слободки» и кварталы под названием «юридики». Там жили люди, подчиненные светскому или духовному феодалу. Эти части городов увеличивалось, поскольку жители «юридик» не подчинялись городским властям и не платили налоги в городскую казну. И это соблазняло их на переход под власть феодала.

    Освобождение от городских налогов не освобождало «юридику» от общих повинностей. Все жители города вынуждены были выполнять много других обязанностей: работать на работах по укреплению крепостных сооружений, быть участником постоянных военных учений (муштра) и т.д.

    Господствующий слой горожан состоял из богатых купцов, мастеров-ремесленников, высшего духовенства, военно-служилых людей, вместе с семьями насчитывал до 25% горожан. Отдельный слой составляли мелкие торговцы, простые ремесленники, низшее духовенство и рядовые чиновники. Их было около 50% от всех городских жителей. Чтобы получить статус горожанина, надо было пожить в кандидатах несколько лет, иметь профессию и высокие моральные качества. А купцам и ремесленникам нужно было еще иметь и «оседлость», т.е. мастерскую или торговую лавку в городе. 30% горожан составляли безземельные крестьяне, бежавшие в город искать лучшей доли.

    Белоруссия в составе РП не могла вести самостоятельную внешнюю политику, но население всегда чувствовало на своих плечах результаты войн, которые шли на территории Белоруссии.

    Населённые казаками земли русской юго-западной Украины в ходе предыдущей истории формально оказались в составе Великого княжества Литовского. Но государственная власть Литвы смогла прочно утвердиться лишь на северо-западе Руси, где сохранилась удельная княжеская власть русских князей, а те превращались в часть относительно немногочисленной литовской знати. Казачий русский юг был важен для Литовского государства единственно в виде протяжённой преграды, в которой вязли грабительские набеги организуемых татаро-монгольскими ханами степных кочевников. Литовское Великое княжество, в котором собственно литовцы являлись меньшинством, мало вмешивалось в местные дела, в дела православной церкви, что и обусловило признание казацкими традициями родоплеменной общественной власти государственной власти Литвы.

    Но после образования в XVI веке польско-литовского государства Речи Посполитой многочисленная польская шляхта из-за обезземеливания в собственно Польше хлынула на казачий юго-запад бывшей Руси. Польская шляхта не завоевала эти земли, однако, пользуясь подавляющим влиянием на государственную власть в шляхетской республике, узаконивала на них свои права и принялась осуществлять насильственную колонизацию, стремясь закрепостить на своих захваченных наделах местное казацкое население, сделать его ещё более угнетаемым и бесправным, чем польское крестьянство в Польше.

    Магнаты, высшая знать полиэтнической шляхетской республики Речи Посполитой не проявляли общей заинтересованности в централизации управления королевской власти, королевская государственная власть была рыхлой и слабой. Страна с трудом преодолевала свойственные средневековью вассальные удельно-крепостнические отношения, которые яростно защищались шляхтой, которая выступала в значении вождей местной родоплеменной общественной власти.

    Хозяйственная жизнь полностью определялась сельскохозяйственным производством в земледельческих общинах. Однако, из-за отсутствия единого внутреннего рынка земледельческое производство не развивалось в сторону определённой местной специализации, производительность труда в стране была низкой, и доходы воинственной шляхты не соответствовали её запросам.

    Тем временем западнее и севернее шляхетской королевской республики, в соседних протестантских государствах Германии и Швеции, которые с победным завершением религиозных войн вырвались из-под власти пап Рима, происходил быстрый подъём городских производительных сил, вызванный развитием ремесленного и мануфактурного буржуазного производства[7, с. 120].

    Буржуазное мануфактурное производство создавало новые потребительские товары, а производительность труда на нём оказывалась много большей, чем в земледелии.

    Городские товары немецкого и шведского производства, всевозможные изделия на заказ охотно потреблялись в Речи Посполитой. Торговцы и заимодавцы делали на их продаже большие состояния, а самые богатые, главным образом евреи, превращалась во влиятельных олигархов, непосредственно связанных с постоянно нуждающейся в деньгах землевладельческой знатью.

    В торговле польско-литовского государства с соседними протестантскими государствами нарастал острейший финансовый дефицит. Денег в шляхетской империи хронически не хватало, что указывало на растущую подчинённость экономики олигархическим интересам, на нарастание кризиса производительных сил страны.

    Чтобы удовлетворять растущие потребности, шляхта неуклонно усиливала эксплуатацию крестьян, как прямую, так и косвенную, отдавая их за свои долговые обязательства в кабалу еврейским ростовщикам и откупщикам. Особенно откровенно это проявлялось в захватываемых шляхтой в собственность украинских казачьих землях. Тем самым шляхта вносила напряжение в земледельческие производственные отношения, подрывая устойчивость таких отношений.

    Кризис производительных сил страны неуклонно перерастал в общегосударственный кризис с его характерной особенностью: неспособностью Верхов управлять страной по старому и постепенному осознанию Низами, в первую очередь вовлечёнными в общественные по своей сути производственные отношения, своего нежелания больше жить по старому.

    Ухудшение условий существования возбуждало бессознательные чувства этнического архетипического самоопределения, пробуждало стремления восстановить местную этническую родоплеменную общественную власть, чтобы, опираясь на неё, восстать против слабеющей государственной власти, к тому же поощряющей олигархические интересы крупных торговых спекулянтов, ростовщиков и откупщиков налогов.

    На исходе XVI века в переживавшем общегосударственный кризис московском государстве толчком к началу Великой Смуты и Крестьянской войны послужило завоевание и присоединение Ермаком Сибири. Через полстолетия в Речи Посполитой толчком к Великой Смуте и Крестьянской войне, то есть войне родоплеменной общественной власти земледельческих низов против государственной власти знати, послужили события на Украине.

    Стремясь преодолеть общегосударственный кризис усилением центральной власти, часть крупных землевладельцев-феодалов с подачи направляемой иезуитами папской церкви выступила за укрепления роли государственного идеологического насилия. Влиятельные представители сенатской знати объявили католицизм государственной религией и заявили о намерении насильственно распространить его на западнорусскую народность[3, с. 198-199].

    Эти действия были с воодушевлением поддержаны поместной польской шляхтой. По её мнению, православие в Речи Посполитой объявлялось и ставилось вне закона, что позволяло польской шляхте усилить безнаказанный грабёж подвластной украинской западнорусской народности. Но православная церковь только и сдерживала недовольство крестьянских Низов на Украине и в Белоруссии, только она и примиряла низы с государственной властью Речи Посполитой, видя в ней главного союзника в борьбе с языческими традициями родоплеменного бессознательного умозрения.

    Действия же наиболее откровенных выразителей взглядов польской знати и шляхты привели к тому, что лишь в самых западных землях Древней Руси, на Галичине удалось навязать западнорусской народности компромиссное православно-католическое униатство. В большинстве же западнорусских земель православная церковь из союзника государственной власти Речи Посполитой стала её противником, превращаясь в религиозно-духовного вдохновителя недовольства западнорусских крестьян.

    Православные священники из числа самых нетерпимых к новой политике влиятельных кругов польской знати сначала помогли идейно объединить этнические родоплеменные настроения ожесточённого недовольства западнорусских низов для Крестьянской войны, а затем они же преобразовали эту войну в Народную революцию, направленную против католического государства.

    Организованность, гнев и самоотверженность восставших для борьбы против польско-литовской государственной власти были такими, что воодушевляемые этническими родоплеменными отношениями казачьи и крестьянские войска Богдана Хмельницкого очистили Украину, часть Белоруссии от шляхты и стали угрожать целостности собственно польских земель.

    Распад хозяйственных и политических связей с Украиной обострил общегосударственный кризис в польско-литовском государстве, вызвал в нём Великую Смуту. Хаос безвластия, беспорядок и безнаказанные насилия на десятилетия закружили Польшу в кровавом хороводе. На этот раз уже Польша сползала к краю исторической пропасти.

    Как прежде церковное православие и великорусская Народная революция спасли московское государство посредством выстраивания народно-сословного общества, так и Польшу от гибели спасли церковное католичество и польская Народная революция. Католическая церковь вдохновила поляков преодолеть местнические традиции родоплеменного сепаратизма, начать выстраиваться в польскую сословную общность, в польский народ[6, с.379-382].

    При этом священники из римско-католического церковного сословия преобразовались в общественное первое сословие, а католическая этническая культура окончательно вытеснила родоплеменную земляческую традицию языческой духовной культуры. Таким образом, кровавая Народная революция на Украине вызвала и польскую Народную революцию, а затем литовскую и белорусскую Народные революции.

    Итак, более двух веков история белорусского и украинского народов была связана с Речью Посполитой. Этот период имел особенное значение в первую очередь для национальной самоидентификации этих народов и их политического самоопределения. Но надо учитывать и тот бесспорный факт, что как государство Речь Посполитая была менее всего заинтересована в развитии белорусов и украинцев как самостоятельного народа. Наоборот, делалось все, чтобы стереть из памяти народов их этническую принадлежность.

    Заключение



    Речь Посполитая имела совершенно удивительную форму государственного управления для средневековой Европы. В то время как вокруг процветал абсолютизм, здесь уже пробивались ростки демократического устройства. Неслучайно само понятие «Речь Посполитая» на польском языке означает буквально то же, что и res publica. Король в этой стране избирался, хоть не народом, но олигархической верхушкой, так называемой шляхтой. Также шляхта имела в своих руках законодательную власть, которая реализовывалась путем собрания сеймов. Интересный обычай сеймов заключался в праве вето, которое мог наложить любой депутат, несогласный с издаваемым законом. Такие широкие вольности шляхты объясняются современными историками, прежде всего, их общим могуществом. Так сложилось, что на широчайших просторах страны они имели огромные земельные наделы, приносящие прибыль, и фактически становились сами себе королями в собственных вотчинах.

    Первое столетие своего существования Речь Посполитая имела громкие победы и пережила наивысшую точку процветания во всей польской истории. Помимо внутреннего благополучия и сказочного богатства шляхты, на внешней арене страна действовала как амбициозный агрессор, предпринимая походы и в немецкие, и в русские земли. Переломным моментом стало восстание Богдана Хмельницкого в 1648 году. Эта война украинского народа, во-первых, оторвала большую часть земель от польского государства, а во-вторых, погубила драгоценные отряды лучшей конницы своего времени – знаменитых крылатых гусар. Все это выбило первые камни из-под фундамента могущественного государства. Следующие сто лет были для него не столь успешны. Речь Посполитая стала терпеть перманентные поражения в войнах с Русским государством – в 1667 году, в результате Северной войны.

    Список использованных источников





    1. Андреев, И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Юрайт,  2012. - 712 c.

    2. Аржакова Л. М. Диссидентский ворос и падение Речи Посполитой (дореволюционная отечественная историография проблемы) // Петербургские славянские и балканские исследования. - 2008. - № 1- (3).

    3. Вовина-Лебедева, В.Г История России. XVI-XVII вв.: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.Г. Вовина-Лебедева. - М.: Академия, 2012. - 240 c.

    4. Грабеньский В. История польского народа. - Мн., МФЦП, 2006. – 800 с.

    5. Костомаров Н. И. Старый спор (Последние годы Речи Посполитой). - М.: «Чарли», Смоленск, «Смядынь», 1994. – 768 с.

    6. Сёмин В.П. Отечественная история. – М: Академический проект, 2010. – 739 с.

    7. Тынянова О. И., Калашников И. А. Первый раздел Польши в фокусе геополитического анализа // Пространство и время. – 2012. - № 3 (9). С. 120.



    написать администратору сайта