История архитектуры г.Калуги. история калуги архитектура. Содержание Введение 3 Глава Ранняя история Калуги 5 Калужский кремль 5
Скачать 164 Kb.
|
Содержание Введение 3 Глава 1. Ранняя история Калуги 5 1.1. Калужский кремль 5 1.2. Архитектура Калуги конца XVII в. 6 1.3. Калуга в начале XVIII века 7 Глава 2. Калуга в XVIII-XX вв. 10 2.1. Организация Калужского наместничества и первые постройки 10 2.2. Калуга в XIX веке 14 2.3. Архитектура Калуги в ХХ веке 17 Заключение 20 Список литературы 21 ВведениеИсторию города можно изучать через архитектурные памятники, которые выступают носителями духа и основных идей той эпохи, в которой были построены. История Калуги уходит в глубь веков, однако самые старые из сохранившихся в ней архитектурных памятников относятся к XVII веку. До учреждения наместничества в Калуге преобладали деревянные, так называемые хоромные строения, быстро ветшавшие. Активное же строительство из камня в Калуге началось в конце XVIII века, когда М.Н. Кречетников был назначен калужским наместником и привлек к созданию новых строений архитектора П.Р. Никитина, который как архитектор в 1749 году был аттестован графом Франческо Растрелли1. В 1749—63 гг. П.Р. Никитин работал в Москве, занимался главным образом урегулированием улиц, реконструкцией и починкой старых построек, поэтому допетровская русская архитектура была Никитину близкой, родной и понятной, что впоследствии помогло ему блестяще решать проблемы преемственности историчности города при перепланировки Калуги. Организация застройки русских городов XVIII– XIX вв. формировалась на принципах классического понимания рационального города. Классицизм в России развивался с региональным разнообразием, его широкие возможности использовали архитекторы на протяжении почти двух веков. «Единство стилевой характеристики жилых домов и общественных зданий в сочетании с их продуманным взаимным расположением позволяло создать ансамбли, охватывавшие территорию целых городов. Архитектурно-планировочная система многих русских городов строилась на уже известном принципе соподчинения массовой «фоновой» типовой застройки с уникальными опорными зданиями»2. Управление архитектурным стилем городов на территории Российского государст-ва в XVIII веке было основано на концепции рационального города и идеях Просвещения3. Архитектура Калуги начала активно изучаться в начале ХХ века и это изучение получило активное развитие в 60-х-70-х гг. в работах М.В. Фехнер4. Из современных исследователей архитектуры Калуги можно отметить Е.А. Голышева, А.С. Днепровского, Г.М. Морозову, В.Г, Пуцко, О.Ю. Хомутову и др. Цель работы – рассмотреть историю Калуги через архитектурные памятники. В задачи работы входит: - изучение истории и архитектуры Калуги до XVIII века; - изучение истории и архитектуры Калуги в XVIII - XX вв. Глава 1. Ранняя история Калуги1.1. Калужский кремльМы не имеем письменных свидетельств до XVII в. о том, как выглядела Калуга, кто в ней жил, чем занимались ее жители. В летописях город упоминается, в основном, в связи с военными действиями, эпидемиями и воеводскими правлениями. После длительных походов, нашествий, пожаров в конце первой четверти XVII в. установилось относительное затишье - это время и можно считать началом последовательной застройки Калуги. Первые писцовые книги дают представление о количестве домов в городе, о их принадлежности отдельным жителям, о расположении в той или иной слободе. Калуга, как и другие русские города средневековья, была построена по схеме: Кремль - торговые ряды - посады и ремесленные слободы. Представление о том, как выглядела крепость, мы можем получить из дошедшей до нас росписи, сделанной в 1687 г. воеводой Иваном Лаврентьевичем Полуэктовым. По предположениям калужского краеведа А.С. Днепровского, речь идет о последнем кремле, построенном в 1625 г. государственным мастером крепостных, колодезных и тайницких дел Онисимом Михайловичем Радишевским, урожденным Волыни5. Согласно описанию, деревянный Кремль представлял собой почти правильный прямоугольник и имел 12 башен. Крепкие стены защищали горожан во время осады. Они были сложены из толстых бревен в два ряда с насыпанной между ними землей. Высота их составляла, в среднем, около 7 м, а толщина равнялась, примерно 6 м. На северо-восточной стене возвышалась проездная пятиугольная Ильинская башня. Рядом с ней на стене под четырехскатным шатром висел вестовой или всполошный колокол. Четыре угловые башни выделялись своей шестигранной формой и величиной. У ворот водяной башни в юго-западной стене устроен «тайник» - подземный ход к реке. От Ильинской башни через овраг шел крепкий дубовый мост и такой же мост был перекинут через ров у Покровской башни с северо-восточной стороны. Остальные башни кремля были глухие и прямоугольные в плане. Внутри крепости размещался дом воеводы, склады боеприпасов и продовольствия, две церкви и несколько десятков стрелецких и боярских дворов. В древнем ансамбле еще не было строгой симметрии. Его архитектурным центром, образующим главную вертикаль, являлся Троицкий Собор. Замкнутый в кольцо стен и башен, построенных на свободном живописном объединении разномасштабных архитектурных сооружений, их асимметричном равновесии и гармоническом единстве с природой, кремль, как на пьедестале, возвышался на холме, создавая впечатление могущества и силы. С северной стороны крепости был глубокий ров и земляной вал. С северо-востока к ней примыкал посад, тоже укрепленный двойным рвом и земляным валом с поставленным по нему тыном из плотно пригнутых друг к другу заостренных дубовых бревен и потому получивший название «острог». В конце XVII в. Калужский кремль сгорел и больше не восстанавливался, так как утратил к тому времени свое оборонное значение. 1.2. Архитектура Калуги конца XVII в.Одним из редких образцов гражданской «палатной архитектуры» конца XVII в. являются сохранившиеся до наших дней палаты Коробовых. Свое название здание получило по имени первого владельца - калужского купца Кирилла Ивановича Коробова, бывшего в то время земским старостой. Палаты были возведены во второй половине XVII века на средства купца и земского старосты Кирилла Ивановича Коробова, торговавшего солью, хлебом и пенькой в городах средней полосы России6. По исследованию Н. Н. Померанцева вначале каменным был только подклет, а верхний этаж — деревянным, который был перестроен из камня уже к концу столетия7. Согласно завещанию К. И. Коробова, умершего в 1691 году, «палаты каменные жилые» были разделены между наследниками, о чём упоминается в «Раздельной записи детей и внуков Кирилла Ивановича Коробова», составленной в 1697 году. Семья Коробовых владела домом до середины XIX века8. После смерти последнего представителя семьи Коробовых в середине XIX века, дом подвергся полному разорению, а затем перешел в собственность Евдокии Владимировны Сухозанет, жены военного министра, и был восстановлен в 1880-х. Впоследствии владелица передала его Дворянскому собранию. Некоторое время дом сдавался внаём и был переделан жильцами под свои нужды, на каждом этаже устроено по четыре комнаты, разобраны старые изразцовые печи и фонарь, висевший на шпиле выступа фасада. С 1891 года в палатах размещалась Калужская Ученая Архивная комиссия. 20 апреля (2 мая) 1897 года в здании палат К. И. Коробова был открыт Губернский исторический музей, экспозицию которого составили пять витрин с археологическими находкам. В 1997 году палаты К. И. Коробова были переданы Областному краеведческому музею к его 100-летию. Церковь Покрова «что на рву» - одно из старейших зданий Калуги. Наименование храма, заменившего в 1687 г. старую деревянную церковь, напоминает о некогда проходившем здесь вдоль стены деревян-ного кремля крепостном рве. Храм поражает своим богатым кирпичным «узорочьем» в соче-тании со строгостью древнерусских архитектурных форм. Рельефные карнизы, декоративные кокошники, пышные наличники окон церкви характерны для московского зод-чества середины XVII в. Выра-зительны крыльца «о четырех стол-бах» на южном и северном фасадах. Приземистые столбы-кубышки поддерживают двойные арочки с белокаменной висячей гирькой. Форма и расположение глав церкви говорят о том, что они были построены в XVIII в. В это же время, очевидно, была возведена трапезная и перестроена колокольня по системе «восьмерик на четверике», нижний четырехгранный ярус которой со следами заложенной арки можно датировать XVII в.9 На внутренних стенах храма сохраняются фрагменты великолепных росписей стен. Специалисты, обследовав-шие росписи, датируют их XVII - началом XVIII вв. В Ромоданово каменный двусветный пятиглавый храм с трёхчастной апсидой, трапезной и колокольней строился с 1680 по 1691 на средства князя Ф. Ю. Ромодановского. Интересен постановкой малых глав пятиглавия по центру стен четверика, в завершении невысоких фронтонов. Одноглавый придел Петра и Павла пристроен к южной стене в 1734, трёхъярусная колокольня со шпилем выстроена в кон. XVIII - нач. XIX вв. 1.3. Калуга в начале XVIII векаПо указу Петра I от 12 декабря 1708 года10 в целях укрепления аппарата власти на местах, а также для улучшения сбора налогов и набора солдат страна разделялась на восемь губерний. Калуга отошла к Московской губернии. На основании указа императора 29 мая 1719 года страна разделялась на 10 губерний. Губернии разделялись на провинции. Таким образом, в составе Московской губернии была образована Калужская провинция, в которую вошли Калуга (с приписанным к нему Медынским уездом) и другие уезды. Во вновь основанной провинции значилось на 1720 год 19 тыс. дворов и 158 843 мужчин11. В это время Калуга стала административным центром. Город делился на «город», укрепления которого больше не существовали, и на восемь слобод, занимавших территорию, окруженную в начале XVII века острогом. Новые слободы также именовались по церквам и улицам, как и старые. В городе было уже 63 улицы и переулка. Главными из которых были мощенная камнем Московская улица (ныне ул. Ленина); Спасская, переходившая в Тульскую дорогу (ул. Кутузова и Салтыкова-Щедрина); Панская (Баженова – Пушкина – Королева), ведущая через Березуйский овраг в Завершье. Спасская и Панская улицы были вымощены деревом. Церковь Казанской Божией Матери упоминается уже в описи 1626 г., первоначально она называлась церковью Спаса Преображения «что под горой». В 1709 г. началось строительство каменного храма, которое было завершено в 1717 г. Храм всегда отличался богатством, т.к. находился у главного переезда через Оку на дороге Москва-Киев, в центре калужского речного порта. Главным вкладчиком храма была династия калужских купцов Судовщиковых-Смирных, известных тем, что их представитель участвовал в 1613 г. в избрании на российский трон Михаила Романова. Вкладчиками являлись сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна и князь А.Д. Меншиков, боярин Б.П. Шереметев, стольник Д.А. Мансуров. Гончарная Ратуша была построена в 1704 - 1705 гг. по Указу Петра I о создании строительных магистратов. Здание являлось административным центром калужан-строителей («гончаров»). Его стилистическая особенность - скромность, утилитарность, присущие деловой постройке. Здание одноэтажное, сложено из «большемерного» кирпича, единственным украшением служит незатейливый орнамент по фасаду; находится под охраной государства и включено в Свод памятников истории и культуры Калужской области. Палаты Макаровых были построены в 1728 г., на пригорке, рядом с западной частью Березуйского оврага. Принадлежали они раскольнику Никифору Макарову. Семейство Макаровых владело домом до рубежа начала XX века. Палаты в их нынешнем виде дошли, почти, в своем первозданном виде. Палаты выстроены в стиле «петровского барокко». Интересно, что для украшения его фасадов использованы пилястры тосканского ордера. Все фасады выполнены в одной стилистике, при этом они отличаются друг от друга — отсутствует симметрия, расположение окон — живописно… Глава 2. Калуга в XVIII-XX вв.2.1. Организация Калужского наместничества и первые постройкиВ декабре 1775 года Калугу посетила императрица Екатерина II. К посещению Калуги Екатериной II в 1775 г. у въезда в город со стороны Москвы возвели каменную триумфальную арку с кордегардиями и обелисками, с классической трактовкой арки ворот, фланкированной парными тосканскими колоннами, с аттиковым этажом, обработанным филенками и парными пилястрами с декоративными контрфорсами у основания. От этого сооружения уцелел лишь обелиск, отмечающий место московской заставы. Арка исчезла в советский период. Городскому строительству способствовало, прежде всего, учреждение указом от 24 августа 1776 г. Калужского наместничества, торжественно открытого в январе 1777 года. Уже осенью 1777 г. калужский наместник М. Н. Кречетников уже направил разработанный в Калуге под руководством архитектора П. Р. Никитина проект плана города в Петербург. Составленный в 1785—1786 гг. и утвержденный М. Н. Кречетниковым план губернского города Калуги дошел в копии 1805 г.12, разработанный уже И. Д. Ясныгиным, вступившим в должность калужского губернского архитектора 1 января 1785 г. Он определил окончательно сложившееся трехгранное полукольцо широких улиц, четко отделяющее город от предместья. Это характеризует дальнейшую планировку и застройку. В 1777 г., вскоре после открытия наместничества, П. Р. Никитин приступил к проектированию, а затем к строительству каменного моста через Березуйский овраг, законченному в 1780 г. Каменный мост через Березуевский овраг в Калуге — крупнейший каменный виадук в России. Длина моста около 160 метров, высота около 20 метров. Мост опирается на 15 крупных каменных арок, три центральные арки сделаны в 2 этажа. После окончания сооружения моста, на береговых устоях было построено 28 торговых каменных лавок. Строительство моста началось в 1777 году и продлилось три года. Старше его только построенный в XVI веке мост во французском замке Фер-ан-Тарденуа и мост XVII века в Гродно. В 1910 году на мосту была сделана настилка из железобетона. Овраг, через который проходит каменный мост, укреплён насаждениями по распоряжению губернатора Смирнова. По дну оврага протекал ручей Березуйка. Планомерная застройка города по «регулярному» плану началась с возведения в 1780 г. ансамбля Присутственных мест, на территории прежней крепости. Центральный корпус вместе с первоначально не предусмотренными проектом боковыми крыльями был закончен в 1783 г. Через два года оказался готов западный корпус, а в 1787 г. завершено строительство и третьего, восточного корпуса, до 1796 г. остававшегося неотделанным и впоследствии переданного Духовной семинарии. Присутственные места стали основой формирования целостного образа Калуги вместе с созданным несколько позже и дополнившим их городским садом над обрывом к Оке. Сама схема генерального плана Присутственных мест напоминает резиденции европейских монархов. После смерти П. Р. Никитина наблюдение за строительством Присутственных мест было возложено на И. Д. Ясныгина, который сумел внести существенный вклад в застройку Калуги. Переделки, которым подвергся ансамбль Присутственных мест в течение последующего времени, существенно не изменили его вида. В 1824 г. в центре семинарского корпуса появился портик, построенный по проекту губернского архитектора Н. Ф. Соколова; в 1838 - 1840-х гг. открытые галереи постепенно превратились в закрытые помещения. В Присутственных местах размещались: наместническое правление, приказ общественного призрения, совестной суд, зала для общественных собраний, часть духовно-епархиальных органов, семинария. В одном из корпусов в 1812 г. располагался военный госпиталь. В 1786 году был заложен Троицкий Собор по проекту губернского архитектора Ивана Денисовича Ясныгина (1745–1824), выпускника Императорской Академии художеств и в дальнейшем младшего коллеги и, как принято считать, ученика В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, до назначения в Калугу долго работавшего под их руководством в Москве13. И.Д. Ясныгин был направлен в Калугу в 1785 году после неожиданной смерти (1784 г.) трудившегося там со второй половины 1770-х годов Петра Романовича Никитина Компактная архитектурная композиция включает храм и трехъярусную колокольню. В плане собор представляет равноконечный крест, восточную ветвь которого образует полуциркульная апсида. Над цен-тральной частью возвышается ротонда. Колокольня увенчана высоким граненым шпилем. После возведения фундаментов и цоколя строи-тельство было приостановлено. Проект Ясныгина, задумавшего перекрыть ротонду бесстолпного храма куполом с диаметром в 17 м, показался многим специалистам неосуществимой фантазией. Среди них был и известный петербургский архитектор А.Д. Захаров, которому Академия художеств поручила рассмотреть проект Калужского собора. Позднее правильность расчетов Ясныгина была доказана и работы возобновились. Строительство собора было успешно завершено в 1811 г., однако окончательная отделка началась лишь в 1815 г. (помешала война с французами). Освящен собор в 1819 г. В том же году колокольню храма украсили часы, «выписанные» из Англии Александром Михайловичем Черновым. Особое место в городской застройке занимает начатый сооружением в 1780-х гг. и образовавший целый квартал Гостиный двор, в котором при общей классической композиции использованы архитектурные формы и мотивы русского зодчества допетровского времени, придающие ансамблю довольно оригинальный вид. Высказано предположение, что проект составлен одним из московских зодчих между 1777—1782 гг. Строительство затянулось до 1796 г. Существенные изменения в общую композицию были введены И. Д. Ясныгиным, который включил эффектные аркады открытых галерей вдоль западного фасада, а также архитектурную обработку северных и южных ворот с кувшинообразными полуколоннами и декором своеобразного рисунка14. Гостиный двор состоит из 14 корпусов. Корпуса выходящие на север и юг, а также два нижних из выходящих на восток, соединены между собой арками. На одной арке кувшинообразная колонка, а на двух других — готические15. Два южных корпуса поставлены на полуподвальный этаж, который уходит в гору и со стороны двора почти незаметен. По фасаду южные корпуса украшены аркадой, состоящей из девяти массивных колонн, поставленных на кубические основания и с выведенной по фасаду стрелой над каждой колонной. На колонны падают полуциркулярные арки, создающие восемь пролётов. Арки также идут от колонн к стене здания, создавая устой для потолка галереи. Над галереей набегает карниз здания, а над ним поставлен парапет, в виде тяжелой решётки с четырьмя пролётами над каждой аркой, ограниченной тумбами, расположенными над колоннами и увенчанными готическими башенками. В центре парапетов установлена пирамидка на точёной ножке. Боковые входы в галерею образуют стрельчатую равностороннюю арку. Каждый пролёт галереи был рассчитан на один магазин с одной дверью и одним окном по фасаду16. Изначально между двумя южными корпусами были ворота во внутренний двор. Со стороны площади они были оформлены кувшинобразными кубышками на массивных четырёхугольных базах. На них опиралась полуциркульная арка, в верхней части заделанная деревянной решёткой и украшенная орнаментом из вышитых крестов. Аттик над аркой напоминает стрельчатое окно в готических зданиях. Северные корпуса по внешнему виду похожи на южные, но без полуподвального этажа. В них аркада начинается непосредственно от земли, а кубышки ворот стёсаны. Из двух западных корпусов, ближайший к северу построен на склоне, поэтому имеет полуподвальный этаж. Галерея каждого из западных корпусов состоит из двенадцати колонн. В пролёте между шестой и седьмой расположен крытый проход во внутренний двор, пронизывающий корпус. Восточные корпуса выходят на улицу боковой стороной, отделанной тремя полуколоннами, над которыми намечена арка. Между полуколоннами изначально были окно и дверь в магазин, декорированные стрельчатыми полуарками, а также круглое окно над ними. Сейчас весь проём представляет собой арку, верхняя часть которой закрыта решёткой, а в нижнюю полностью занимают прямоугольные дверь и окно. Над карнизом здания устроен парапет, на котором над каждой полуколонной надстроены башенки, а между ними размещены пирамидки. Также оформлены восточные фасады северного и южного корпусов. Арка между южным и первым восточным корпусами по бокам по бокам украшена изображением ромбов. Над ней устроен сердцевидный аттик, грани которого переходят в спиралевидные завитки. Одновременно рядом с Гостиным двором была создана Плацпарадная площадь (ныне сквер), ансамбль Главпочтамта и жилые дома. Раньше перед Гостиным двором был расположен чугунный фонтан, откуда брали воду жители; сейчас этот фонтан перенесен в Городской парк культуры и отдыха. В период с 1785 по 1800 гг. в Калуге наблюдается самый высокий подъем частного каменного строительства. Оно увеличилось в два раза, так в 1760 г. было построено 83 каменных дома, в 1778 – 183 каменных и 2235 деревянных. В этот период в среднем строилось по 11 каменных домов в год. Объяснялся процесс активного каменного строительства не только требованиями закона, но и совпадением регулярной застройки города с экономическим расцветом калужского купечества17. 2.2. Калуга в XIX векеНа рубеже XVIII–XIX веков Калужская губерния представляла собой благополучный край с развитой торговлей, изменяющийсвой социально-культурный статус. Этому способствовало то, что в 1799 году была открыта Калужская епархия. В этот период Калугу посетил автор «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев, который проживал после ссылки в своем имении Немцово Малоярославецкого уезда, и в Калугу приехал для встречи со своим товарищем по учебе, предводителем Калужского дворянства С. И. Яновым. 1802 год связан с визитом в Калугу (инкогнито) Г. Р. Державина, проводившего ревизию губернии по жалобам на губернатора Д. А. Лопухина. Все обвинения в ходе следствия подтвердились, и губернатор был отстранен от должности. В период с 1802 по 1811 год губернатором был А. Л. Львов. Во время его правления Калуга продолжала отстраиваться. В 1803 году в Калуге был учрежден Лесной институт, 30 августа 1804 года открыта мужская казенная гимназия и увидел свет первый номер журнала «Урания». В этот период Калуга по праву считалась одним из богатых провинциальных городов. В 1804 году калужские купцы объявили капиталов более 3 миллионов рублей, с которых в казну был внесен процент более чем в 39 тысяч рублей. Ежегодный торговый оборот города превышал 12 млн руб. По сведениям на 1808 год, в Калуге проживало (вместе с временно находившимися людьми) 20 818 человек (10 882 мужчин и 9936 женщин). Основную часть составляли мещане – 12 572 человека, купцы – 3258 человек, и ямщики – 1150 человек. Чиновников и приказнослужителей насчитывалось 577 человек18. Во время Отечественной войны 1812 года Калуге суждено было играть роль тыловой базы русской армии. После Бородинского сражения, опасаясь, что враг пойдет к Москве через Калугу, город был объявлен на военном положении. Среди калужан было много участников Бородинского, Тарутинского, Малоярославецкого сражений, заграничных походов русской армии. В 1816 и 1817 годах Калугу посещал император Александр I. В 1834 году побывал Николай I. Резкий и заметный упадок Калуги как торгового центра начался в 1840-х годах. К числу лучших домов Калуги, построенных в 1809 - 1810 гг., следует отнести дом Чистоклетовых (Билибиных). Из семьи Билибиных вышли известный математик Николай Иванович (1806 - ?), музыкант и композитор Иван Иванович (1818 - 1892), художник-график Иван Яковлевич (1876 - 1942), певица Александра Яковлевна (1816 - 1875). Главный дом в 1869 г. был куплен купеческим сыном Григорием Андреевичем Чистоклетовым. Его сын Григорий Григорьевич (1857 - 1909) известен в истории русской куль-туры как библиофил, библиограф, нумизмат. Его библиотека включала много ценных и редких изданий, отдельные книги библиофил приобрел при распродаже знаменитой авчуринской библиотеки Полторацкого. Перу Чистоклетова принадлежит первое исследование по истории библиотечного дела в Калуге. В советское время этот памятник архитектуры выполнял культурное назначение: в 1918 г. здесь открылась Калужская консерватория, в 1923 г. организован музей сельского хозяйства губземуправления, в 30-е годы существовал естественный отдел краеведческого музея. В помещении музея проходили заседания бюро краеведения. В последующие годы дом давал приют и административным учреждениям, и школам, и горисполкому. С 1971 г. отреставрированное здание со всеми службами целиком отдано художественному музею. Архитектурное решение здания характерно для господствовавшего в начале XIX в. стиля под названием «Александровский ампир». Это выразилось в четкости пропорций фасада, холодноватой торжественности. Дом отодвинут вглубь парадного двора, ограниченного с улицы металлической решеткой на каменном цоколе и гладкими пилонами ворот в центре. Решетка соединяет два флигеля, стоящие отдельно. Здание двухэтажное со стороны главного (восточного) фасада, а с западной стороны - трехэтажное кирпичное, оштукатуренное, с симметричным трехчастным построением главного фасада. Простой горизонтальный полог подчеркивает деление дома на два этажа. Дом Мешковых является ярким примером архитектуры стиля ампир. Он был построен по заказу мецената Мешкова в 1826 г. губернским архитектором Н.Ф. Соколовым. Главный фасад здания вынесен на линию улицы, его колонны с коринфскими капителями портика придают строению торжественный облик. Интересен и фриз - грифоны чередуются с лирами. Над окнами сбоку и с фасада - диски с лентами и оригинальные орна-ментальные украшения свободного размаха. В конце XIX в. здание было продано государственному банку. Богадельня (городская больница) была построена на средства мосальских помещиков Хлюстиных в 1805 - 1809 гг. Работами по строительству руководил их крепостной архитектор И.А. Каширин. Богадельня первоначально имела при себе ботанический аптекарский сад и занимала весь квартал. Постепенно ансамбль рос, он включал в себя аптеку, церковь во имя Александра Невского, другие лечебные корпуса. Строительством большого двухэтажного корпуса в 1834 - 1835 гг. руководил архитектор Н.Ф. Соколов. Роддом был построен в 1840-е годы, старый хирургический корпус - в начале XX столетия, и ботанический сад постепенно уступил место лечебным корпусам. В 1800 г. два калужских купца братья Прянишниковы построили по одному проекту два дома по улице Воскресенской: № 9 и № 6. Но № 9 был «поставлен» на ранее возведенную постройку, и поэтому он имеет три этажа. В конце XIX в. дом 9 по улице Воскресенской принадлежал предводителю губернского дворянства Н.С. Яновскому. В 1898 г. он опубликовал записки своего отца Семена Ивановича Яновского (1789 - 1876 гг.), мореплавателя, правителя колоний Российско-Американской компа-нии на Аляске и в Калифорнии, о совершенном им кругосветном путешествии в 1816 - 1817 гг. на корабле “Суворов” и о возвращении из Калифорнии в 1821 - 1822 гг. сухопутным путем через Сибирь в Петербург. В 1832 г. С.И. Яновский переехал в Калугу, где долгое время был на посту директора мужской гимназии. В конце жизни он стал монахом Тихоновой пустыни, где и был похоронен. В 1808 - 1811 гг. под руководством архитектора И.Д. Ясныгина для губернатора был построен трехэтажный дом с антресолями. Два верхних этажа были жилыми, внизу находилась канцелярия, кухня и кладовая. Дом имел 11 окон по главному фасаду, центральная часть с 8 колоннами увенчана аттиком. В 1841 г. по проекту Н.Ф. Соколова началась перестройка губернаторского дома. Колонны разобраны, центральная часть акцентировалась вновь возведенным фронтоном и балконом на втором этаже, парадная лестница стала теперь чугунной, великолепной, словно изящное кружево. Здание Дворянского собрания построено по образцовому проекту, разработанному в Санкт-Петербурге Главным Управлением общественных и публичных зданий. Дом воздвигнут при участии инженера А.Д. Кавелина, архитектора П.И. Гусева и других; многие попечители жертвовали средства. В интерьере здания замечательна парадная чугунная лестница, отлитая калужским мастерами. Отделкой интерьеров руководил архитектор И.И. Таманский. Здание было пол-ностью готово в 1854 г. Оно массивно, с большим подъездом, на колоннах которого устроен балкон. В средней своей части здание трехэтажное, боковые части двухэтажные. Окна второго этажа центральной части с фронтончиками. По всему корпусу второго этажа между окон на красном фоне расположены белые пилястры с красивым орнаментом капителей. Внутри здания большие красивые залы. Здесь проходили все крупные и важные съезды калужского дворянства, выборы губернского Дворянского собрания, балы и маскарады. Дом Купцова был построен в 1830-х годах архитектором Н.Ф. Соколовым для купцов Товарковских, позже перешло во владение фамилии Лесли (к которой принадлежали и Чижевские), Купцов арендовал у них второй этаж для ресто-рана. Именно его имя было увековечено в списках памятников истории и куль-туры. Здание отличается великолепной отделкой фасадов с лепниной (балкон не сохранился). В доме находились после 1917 г. аэроклуб, где бывал К.Э. Циолковский, школы, затем - клуб торговых работников и колледж культуры. Черновский переулок — ул. Вилонова, примечателен тем, что здесь в 1878 г. открылось железнодорожное техническое училище, готовившее техников для железнодорожной службы. Интересное двухэтажное здание, имеющее в плане вид буквы «П», с куполом в его центральной части. Ранее оно принадлежало детскому приюту, открытому еще в 1861 году, и переданного для его нужд купцом Черновым. Далее, здания были выкуплены для железнодорожного техучилища. Позже здание, состоящее из разрозненных домов, было реконструировано в единый двухэтажный комплекс с куполом над вестибюлем, высокими окнами на втором этаже, с насыщенным многими изящными деталями фризом, выразительно нависающим над ним карнизом. Фриз на центральной, выступающей входной группе был двухуровневый. Здание венчало декоративное кованое ограждение с каменными столбиками. Сегодня, характерные для данного стиля бывшие элементы декора на фасадах здания, купол, ограждения балкона, фриз – частично утеряны. Проект на строительство училища выполнен Цыганенко Иваном Устиновичем. 2.3. Архитектура Калуги в ХХ векеДом Терениных был построен на рубеже XIX и XX вв. Архитектор неизвестен, здание выстроено в эклектическом духе в стиле французского Возрождения. Дом принадлежал купцу-миллионеру Н.В. Теренину, был подарен им сыну Михаилу, но тот погиб в первую мировую войну. Здание уникально тем, что фасады отделаны прочнейшим портланд-цементом с гранитной крошкой и имеют богатую лепнину в стиле модерн. Архитектором А. А. Яковлевым, совместно с В. Д. Виноградовым создавались дома купцов Ракова и Домогацких, здание Синагоги и Пушкинское училище (сегодня школа № 6). В 1910 году было выстроено здание купца Петра Семеновича Ракова – новый тип торгового предприятия, включающее в себя — в том числе, большие и высокие торговые залы с красивыми парадными лестница, офисные и жилые помещения на верхних этажах. Общая композиция здания достаточно строгая, не лишенная живописности, при этом симметричная. Большие витринные окна на первом этаже подчеркивают красоту и значимость здания. Оно выглядит стильным и является одним из красивейших в Калуге. В этом доме на втором этаже – со двора – размещалась квартира самого хозяина торгового предприятия. Именно здесь прошло детство композитора Николая Петровича Ракова. После прихода к власти большевиков П. С. Раков, пытаясь наладить отношения с властью, передал государству магазин. Здесь же, до 1931 года он работал в качестве приказчика. Позже был сослан в Архангельскую область. Дом Терениных был построен на рубеже XIX и XX вв. Архитектор неизвестен, здание выстроено в эклектическом духе в стиле французского Возрождения. Дом принадлежал купцу-миллионеру Н.В. Теренину, был подарен им сыну Михаилу, но тот погиб в первую мировую войну. Здание уникально тем, что фасады отделаны прочнейшим портланд-цементом с гранитной крошкой и имеют богатую лепнину в стиле модерн. Дом Калужского крестьянского поземельного банка строился в 1912 - 1914 гг. и спешно завершено в связи с первой мировой войной. Автор - калужский архитектор Н.И. Новоуспенский. Стиль здания - неоклассицизм начала XX века. С 1918 г. в нем располагался телеграф. В войну 1941 - 1945 гг. здание было сожжено, затем восстановлено. Примером стиля советского конструктивизма в городе является кинотеатр на перекрестке улиц Кирова и Ленина. Это было первое в Калуге здание первой советской пятилетки и предназначалось для просмотра звуковых кинофильмов. Автором является московский архитектор М.В. Черкасов, проект был готов к 1931 г., но стройка затянулась, и кинотеатр был создан только в 1935 г. к 1 Мая. Здание было задумано как Дом культуры, в нем были выставочные залы, читальня, тир, шахмат-ный зал, большое танцевальное фойе; зрители раздевались в гардеробе. Летом большой сад являлся продолжением фойе. В зрительном зале шли концерты и могли ставиться оперы. В 1941 г. сгорело деревянное здание городского драмтеатра. После войны был объявлен государственный конкурс на лучшее размещение нового театра. Первое место занял академик архитектуры И.В. Жолтовский, предложивший расположить театр на бывшей торговой площади «Новый Торг». Автор задумал создать колоннады, охватывающие прилегающую площадь перед театром, но они не были реализованы, а были построены жилые корпуса. Строительство театра заканчивали архитекторы А.П. Максимов и Г.В. Наприенко к 1957 г. Здание интересно тем, что оформлено не гипсовой лепниной, а, так называемым, «каменным литьем». По образцу этого театра сооружен театр в г. Петрозаводске. В 1960 году был объявлен открытый Конкурс на составление проекта Музея космонавтики для строительства его в Калуге – в городе, где жил и творил великий ученый К.Э. Циолковский. Идея проекта, строительство его в старом, бывшем загородном саду и на месте, где когда-то стояла деревянная губернаторская дача, была интересна многим архитекторам СССР. Из 200 проектов, представленных на конкурс, был выбран вариант коллектива Б. Бархина, Н. Орлова, В. Строгий, К. Фомина. Строительство музея было завершено в 1967 году. Для этого периода развития советской архитектуры это было, безусловно, выдающееся яркое архитектурное сооружение. Не потеряло оно своей архитектурной притягательности, интереса к себе и сегодня. ЗаключениеИстория Калуги сложилась так, что архитектура ее сравнительно молода, хотя сама она - древний город. Можно сказать, что Калуге не 650, а не многим более 300 лет, в градостроительном плане она началась с Петра Романовича Никитина. Он спроектировал здесь комплекс Присутственных мест для чиновников, Гостиные ряды для торговцев и каменный мост для всех, а главное — совершил градостроительную революцию под названием «регулярный план», который до сих пор лежит в основе всех современных Генпланов. Никитин сделал Калугу адекватной своей эпохе, превратив средневековое поселение в довольно прогрессивный европейский город Нового времени. В конце ХVIII века его идеи продолжил развивать другой талантливый зодчий — Иван Денисович Ясныгин. Он начал свою работу, когда Калуга перестраивалась по градостроительному плану Никитина. При Ясныгине в губернии было возведено 141 кирпичное здание, в том числе Троицкий собор с огромным куполом и церковь Жен Мироносиц, а также завершены никитинские стройки — ансамбль Присутственных мест и Гостиный двор. По существу, это было настоящее второе рождение нашего города. В начале XIX века Ясныгина сменил Н. Соколов. Каждый последующий архитектор глубоко вникал в работу предыдущего и продолжал его дело. Большинство памятников архитектуры города находится на территории «Старой Калуги»: на улицах Кирова, Ленина, Театральной, Пушкина, Баженова, площади Старый Торг. Среди них – известные во всей России Каменный мост, комплекс Гостиных рядов, купеческие палаты и городские усадьбы XVII – XIX веков. Список литературыАрхитектурные школы Москвы. Сб. 2: Учителя и ученики, 1749-1918 / Моск. архит. ин-т и др. ; авт.-сост. Л.И. Иванова-Веэн, Ф.И. Гринберг, Р.Н. Блашкевич. – М. : МОЛ СЛ России : Ладья, 1999. – 80 с. Бессонов, С. В. Калужский купеческий ампир [Текст] / С.В. Бессонов — Калуга, 1930. Бессонов, С.В. Дом Исторического музея, бывший Кологривовой, в Калуге [Текст] / С.В. Бессонов — Калуга, 1929. Бессонов, С. В. Калужский Гостиный двор [Текст] / С.В. Бессонов — Калуга, 1929. – 37 с. Бессонов, С. В. Калужский деревянный ампир [Текст] / С.В. Бессонов — Калуга, 1928. Голышев, Е.А. Калуга XVIII-XXI века : архитектура, стили [Текст] / Е.А. Голышев. — Калуга : Эйдос, 2019. — 133 с. Днепровский-Орбелиани, А.С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней [Текст] / А.С. Днепровский-Орбелиани. — Калуга : Издательство Н. Ф. Бочкаревой, 2005. — 304 с. Днепровский-Орбелиани, А.С. Калуга деревянная [Текст] / А.С. Днепровский-Орбелиани. — Калуга : Издательство «Фридгельм» в Калуге, 2013. — 80 с. Лукомский, Г. Памятники старинной архитектуры в России [Текст] / Г. Лукомский // Наша провинция. — Пг., 1915. — Ч. 1. Лукомский, Г. Несколько памятников архитектуры в Калуге [Текст] / Г. Лукомский // Старые годы. — 1909. Ноябрь. — С. 612−619; Лукьянов, Н. А. Кречетниковская Калуга. Город эпохи Просвещения [Текст] / Н.А. Лукьянов // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. — Калуга, 2002. — Вып. 3. — С. 207−231. Малинин, Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии [Текст] / Д.И. Малинин / Вступ. ст. и коммент: Ларин А.К. и др. — Калуга: Золотая аллея, 1992. — 272 с. Михайлов, А.И. Архитектор Д.В. Ухтомский и его школа [Текст] / А.И. Михайлов. – Москва.: Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1954. Морозова, Г.М. Калуга. Прогулки по старой Калуге [Текст] / Г.М. Морозова. - Калуга, 1993. – 260 с. Мосин, О.В. Калуга и калужане [Текст] / О.В. Мосин. - Москва: Директ-Медиа, 2016. — 546 с. Ожегов, С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII–XIX веках [Текст] / С.С. Ожегов. - Москва: Стройиздат, 1984. – 219 с. Пилявский, В. И. История русской архитектуры [Текст] / В.И. Пилявский, А.А. Тиу, Ю.С. Ушаков - Ленинград: Стройиздат, 1984. - 512 с. Пуцко, В. Г. Классицизм — фасад старой Калуги [Текст] / В.Г. Пуцко // Уваровские чтения – X. Физиогномика города : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Муром, 19–21 апреля 2017 г. / [под ред. Ю. М. Смирнова ; Гос. бюджет. Учреждение культуры Владим. обл. «Муром. ист.-худож. музей»]. – Владимир : ВИТ-Принт, 2018. – 356 с. С. 14-22. Сытина, Т.М. Работа архитектора Петра Никитина в Калуге [Текст] / Т.М. Сытина // Ежегодник Института истории искусств за 1960 год. — М., 1961. — С. 17−44. – 224 с. Хомутова, О.Ю. Управление градостроительством в провинциальных городах конца XVIII – 60-х гг. XIX вв. на примере Калужской губернии [Текст] / О.Ю. Хомутова // История: факты и символы. – 2019 - № 1. - С. 104 - 117. Шамурины Ю. и 3. Калуга, Тверь, Тула, Торжок [Текст] / — М., 1914. Шорбан, Е.А. Церковная архитектура Калужской губернии первой трети XIX века и война 1812 года [Текст] / Е.А. Шорбан // Искусствознание. — 2013. — № 1–2. — С. 152−153. Указ об учреждении губерний и о росписании к ним городов. 18 декабря 1708 г. - Текст : электронный [сайт]. – http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gub1708.htm Калуга XIX века - Текст : электронный [сайт]. - https://kaluga650.ru/kaluga-xix-veka/ 1 Михайлов, А.И. Архитектор Д.В. Ухтомский и его школа [Текст] / А.И. Михайлов. – Москва.: Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1954. - С. 324. 2 Ожегов, С. С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII–XIX веках [Текст] / С.С. Ожегов. - Москва: Стройиздат, 1984. - С. 65. 3 Хомутова, О.Ю. Управление градостроительством в провинциальных городах конца XVIII – 60-х гг. XIX вв. на примере калужской губернии [Текст] / О.Ю. Хомутова // История: факты и символы. – 2019 - № 1. - С. 117. 4 Лукомский Г. Несколько памятников архитектуры в Калуге // Старые годы. — 1909. Ноябрь. — С. 612−619; он же. Памятники старинной архитектуры в России // Наша провинция. — Пг., 1915. — Ч. 1; Шамурины Ю. и 3. Калуга, Тверь, Тула, Торжок. — М., 1914; Бессонов С. В. Калужский деревянный ампир. — Калуга, 1928; он же. Дом Исторического музея, бывший Кологривовой, в Калуге. — Калуга, 1929; он же. Калужский Гостиный двор. — Калуга, 1929; он же. Калужский купеческий ампир. — Калуга, 1930; Фехнер М. В. Калуга. — M., 1961; она же. Калуга. — М., 1971; она же. Калуга. Боровск. -М., 1972; Морозова Г. М. Калуга. Прогулки по старой Калуге. — Калуга, 1993. 5 Днепровский-Орбелиани, А.С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней [Текст] / А.С. Днепровский-Орбелиани. — Калуга : Издательство Н. Ф. Бочкаревой, 2005. - С. 15-20. 6 Мосин, О.В. Калуга и калужане [Текст] / О.В. Мосин. - Москва: Директ-Медиа, 2016. — С. 46, 61. 7 Фехнер, М. В. Калуга [Текст] / М.В. Фехнер. — Mосква: Издательство литературы по строительству, 1971. - С. 45. 8 Малинин, Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии [Текст] / Д.И. Малинин / Вступ. ст. и коммент: Ларин А.К. и др. — Калуга: Золотая аллея, 1992. - С. 51. 9 Фехнер, М. В. Калуга [Текст] / М.В. Фехнер. — Mосква: Издательство литературы по строительству, 1971. — С. 54−55. 10 Указ об учреждении губерний и о росписании к ним городов. 18 декабря 1708 г. - Текст : электронный [сайт]. – http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gub1708.htm 11 Малинин, Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии [Текст] / Д.И. Малинин / Вступ. ст. и коммент: Ларин А.К. и др. — Калуга: Золотая аллея, 1992. - С. 18. 12 Фехнер, М. В. Калуга [Текст] / М.В. Фехнер. — Mосква: Издательство литературы по строительству, 1971. – С. 31. 13 Фехнер, М. В. Калуга [Текст] / М.В. Фехнер. — Mосква: Издательство литературы по строительству, 1971. - С. 82–83; Архитектурные школы Москвы. Сб. 2: Учителя и ученики, 1749-1918 / Моск. архит. ин-т и др. ; авт.-сост. Л.И. Иванова-Веэн, Ф.И. Гринберг, Р.Н. Блашкевич. – М. : МОЛ СЛ России : Ладья, 1999. – 80 с. 14 Фехнер, М. В. Калуга [Текст] / М.В. Фехнер. — Mосква: Издательство литературы по строительству, 1971. С. 83-88. 15 Малинин, Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии [Текст] / Д.И. Малинин / Вступ. ст. и коммент: Ларин А.К. и др. — Калуга: Золотая аллея, 1992. — С. 41. 16 Бессонов, С. В. Калужский Гостиный двор [Текст] / С.В. Бессонов — Калуга, 1929. — 37 с. 17 Фехнер, М. В. Калуга [Текст] / М.В. Фехнер. — Mосква: Издательство литературы по строительству, 1971. – С. 25. 18Калуга XIX века - Текст : электронный [сайт]. - https://kaluga650.ru/kaluga-xix-veka/ |