Содержание Введение 3 Использование компьютерных технологий в учебновоспитательном процессе с дошкольниками 5 Компьютерные игры в дошкольном детстве 8 Заключение 18 Библиография 20 Введение
Скачать 46.23 Kb.
|
Содержание Введение 3 1. Использование компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе с дошкольниками 5 2. Компьютерные игры в дошкольном детстве 8 Заключение 18 Библиография 20 Введение Использование компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду – в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные компьютерные технологии открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире. Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей при попощи компьютерных игр может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения дошкольников является использование компьютерныхтехнологий и компьютерных игр. Цель данной работы – изучение возможностей компьютерных игр в образовании детей дошкольного возраста. Задачи работы: 1) описать использование компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе с дошкольниками; 2) рассмотреть особенности использования компьютерных игр в дошкольном детстве. 1. Использование компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе с дошкольниками Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые компьютерные технологии. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной, компьютерными средствами: 1) возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, 2) развивается способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером. Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения дошкольника к овладению компьютерными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности [1, с. 53]. Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка – это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности. Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов. Использование компьютеров в образовании, в том числе дошкольном, уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Передовой педагогический опыт по использованию компьютерной техники в воспитательно-образовательной работе убеждает в том, что она успешно формирует у дошкольников с нарушениями речи готовность к обучению, развивает все компоненты речи (звукопроизношение, лексику, грамматику и др., произвольное внимание, сосредоточенность, способности детей, обогащает и разнообразит самостоятельную детскую деятельность, формы общения и сотрудничества взрослых и детей. Часто дети с трудом считают, а количество выполненных примеров определяет качество усвоения материала. И здесь на помощь приходит компьютер. Несколько программ тренажерного характера позволяют ученикам совершенствовать вычислительные навыки. Эти программы учитывают возрастные и психологические особенности обучаемых, имеют разные уровни сложности, содержат игровые приемы, повышающие мотивационную деятельность детей. Занятия с использованием компьютера очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают специальные компьютерные программы, добиваясь правильного решения игровых задач. 2. Компьютерные игры в дошкольном детстве Анализ работы в комплексе игрового обучения и развития детей позволяет сделать следующие выводы: развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достигать поставленные цели; помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности; развивают у детей положительные эмоциональные реакции; выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности; обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности [2, с. 76]. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей. Основная цель педагога – не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения поставленной перед ним задачи, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. Как отмечают многие авторы (Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, О. И. Кукушкина, Е. И Машбиц, И. А Филатова и др., применение компьютерных игр позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей дошкольного возраста и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Совместная скоординированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы позволяет активизировать компенсаторные механизмы ребенка. Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном для ребенка виде, вызывает особый интерес. В связи с этим применение игровых компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет детям информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. За прошедшее время на основе результатов проведенных научных исследований разработано немало интересных и полезных компьютерных технологий и игр развивающего и обучающего характера для детей, методик их применения в детских садах. Использование компьютера для обогащения словаря, выполнения фонетических и грамматических упражнений оказывает серьезное влияние на развитие всех сторон речи ребенка. Компьютерные игры помогают решить те речевые задачи, которые дети не усвоили, или усвоили недостаточно. В процессе выполнения заданий уточняются и закрепляются обобщающие понятия. Например: в игре «Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда… » закрепляются такие понятия как: «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Цветы», «Продукты» и т. д., в игре «Азбука в картинках. Техника» - такие понятия, как: «Транспорт», «Инструменты», «Бытовая техника» и т. д. Другие задания учат детей: – употреблять предлоги и слова с пространственным значением (около, напротив, в центре, следа, справа, внизу, вверху, позади, впереди, – закреплять знания названий детенышей животных, употреблять их в именительном, родительном падежах единственного и множественного числа, дифференцировать на слух твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, находить заданный звук в начале, середине, в конце слова. В отличие от других игр и видов деятельности компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, восстановить процесс, динамику творчества, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков, воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременно использованием звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок, реализовать принцип самоконтроля, что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости, активно и самостоятельно управлять игрой, что укрепляет веру в свои силы. Все это вызывает повышенный интерес к компьютерным играм и у детей и у взрослых, и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и активизировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах. Таким образом, целесообразность и актуальность применения игровых компьютерных технологий для старших дошкольников очевидна. Основная цель использования компьютерных игровых технологий в работе с детьми: повышение эффективности, результативности работы по обучению и воспитанию дошкольников. Например, для развития речи дошкольников задачи использования комьютерных игр условно могут быть разделены на три группы: I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла. 1. Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним. 2. Знакомство детей с компьютерными игровыми программами и их героями. 3. Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха. 4. Формирование у детей начальных навыков работы с использованием манипулятора «мышь» в процессе проведения коррекционных занятий. II. Группа задач развивающего, образовательного и воспитательного цикла. 1. Развитие звукопроизношения, компонентов речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматических компонентов языка. 2. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл задания, уметь задавать вопросы, отвечать на них. 3. Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности. 4. Развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, вербальной и зрительной памяти, внимания. 5. Развитие мотивационной сферы детей. 6. Развитие эмоционально-волевой сферы детей: воспитание усидчивости, самостоятельности, сосредоточенности; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству. III. Группа задач творческого цикла. 1. Развитие воображения. 2. Развитие познавательной активности. Каждое занятие с использованием компьютерных игр является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающего индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка. Занятия проводятся со старшими дошкольниками один раз в неделю, предельное нахождение ребенка у дисплея – 20-25 минут. Для предупреждения утомления после 5-ти минутной работы с экраном монитора необходим перерыв для выполнения специальных упражнений. В процессе занятия обязательно используются игры и пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики. Ритмичные движения пальцами детям очень нравятся, и таким образом они подготавливают пальчики малыша к работе с мышкой. У игр с пальчиками есть и другие преимущества, они помогают в обучении понятиям «Вниз» и «Вверх». По окончании занятия проводится комплекс упражнений для снятия зрительного и эмоционального напряжения. Формирование элементарных математических представлений с помощью компьютерных игр у детей происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание: – способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, – переводу его в наглядно-образный план, – формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, – требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению [4, с. 64]. Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные, педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления. Педагогами подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста. 1) Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). 2) Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10)». Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности. Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. Анализ занятий с применением ПК показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления. – использование презентаций на занятиях математикой имеет много преимуществ перед традиционным ведением занимательного дела, поскольку это возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации; – использование мультимедийных презентаций и обучающих программ не мнее эффективно, т. к. Математический материал, представленный различными компьютерными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками; – использование компьютерных игр на занятиях помогает детям развивать умения, позволяющие обмениваться узнанной информацией; – применение компьютерных игр усиливает положительную мотивацию обучения; – фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания совершенного занятия – принцип фасциации (принцип привлекательности) Таким образом, опыт работы показал, что использование компьютерных игр в дошкольном возрасте необходимо, это определяется и временем и требованиями нового тысячелетия. Сегодня себе уже нельзя представить работу воспитателя и родителей без компьютерных игр. Это и хранение и передача большого объёма информации, это и электронный документооборот, и ведение мониторинга образования, и расчёт меню и питания и много другое. В наш век компьютерных технологий человек с раннего возраста должен уметь хорошо ориентироваться в многообразии информации, уметь её фильтровать, сортировать и выбирать необходимую. Наша задача помочь дошкольнику приобрести навыки использования работы с информацией, обеспечивая оптимальное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами компьютерных технологий. Следует отметить, что в детских садах педагоги и сами разрабатывают проекты, серии занятий, мультимедийные презентации. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Так как достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. В целом, появление компьютера в детском саду затрагивает все стороны педагогического процесса и требует решения многих организационных вопросов: время и длительность проведения занятий с дошкольниками, их количество, объединение детей в микрогруппы и др. Работа педагога, использующего компьютерные технологии, тесно связана с работой в рамках компьютерных игр. Она носит исследовательский характер и требует обширных знаний из различных областей: педагогики и психологии, эргономики и вычислительной техники, гигиены и других наук. Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи легко осваивают сложную электронную технику. Нравится это и мальчикам и девочкам. А наличие на рабочем месте логопеда компьютера является хорошей базой для всесторонней подготовки ребенка дошкольника к обучению в школе. Занятия с использованием компьютерных игр способствуют полноценному развитию ребенка в целом. Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации. Основная задача – помочь дошкольнику приобрести навыки использования работы с информацией, обеспечивая оптимальное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами компьютерных игр. Заключение Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без компьютерных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использование компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду – в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Использование компьютерныхтех нологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Воспитатели и педагоги дополнительного образования детского сада стали использовать компьютерно-коммуникационные технологии на занятиях. Анализ занятий с применением ПК показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления. Использование компьютеров и компьютерных игр в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Библиография 1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие способностей дошкольников: вопросы теории и практики. – М.: Сфера, 2016. – 178 с. 2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: МПСИ, 2012. – 53 с. 3. Грашин, А.А. Компьютерный зал для дошкольников // Техническая эстетика. – 2014. – № 23. -с.73-79. 4. Гушлевская, Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. – 2013. – № 1. – С. 32 5. Жуйкова, Т. П. Компьютерные технологии для детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова. – Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2012. – С. 47-50. 6. Зворыгина, Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. // Информатика и образование. – 2017 . –№ 6. – С. 94-102. 7. Моторин, В. В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2013. – № 1. – С. 84-87. |