Содержание Введение Характеристика поэзии дворянского периода в русской литературе Переосмысление поэзии дворянского периода в творчестве Н. А. Добролюбова Заключение Список используемой литературы Введение
Скачать 36.67 Kb.
|
Содержание Введение…………………………………………………………………….2 1.Характеристика поэзии дворянского периода в русской литературе.………...................................................................................................4 2.Переосмысление поэзии дворянского периода в творчестве Н.А. Добролюбова………………....................................................................………...8 Заключение……………………………………………………………..…11 Список используемой литературы……………………………………….12 Введение XIX век - один из самых блестящих периодов в истории русской литературы. В то время были созданы величайшие произведения русской классической литературы, получившие всемирное признание. Русская литература первой половины XIX века - это литература благородного периода русского освободительного движения, когда, по словам Ленина, наиболее выдающимися фигурами были декабристы и Герцен. На первую четверть XIX века приходится рождение и рост декабристских обществ. Идеология декабризма, отраженная в творчестве поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, характеризуется размышлениями о высоком гражданском предназначении поэзии, мотивами тираноборчества, высокими нравственными идеалами, патриотизмом. Добролюбова Н.А., в свою очередь, выступает с резким осуждением дворянской литературы допушкинского периода. Размышления Добролюбова о прошлом русской литературы, несмотря на некоторые крайности и преувеличения, отличаются целеустремленностью, прямотой в проведении революционно-демократической точки зрения. Все литературные течения и школы рассматриваются критиком в смысле их соответствия принципам народности и реализма Эта тема актуальна, поскольку первая половина XIX века - время культурного и духовного подъема в России, поэтому она требует тщательного изучения. Целью работы является изучение основных черт дворянского периода в русской литературе. Цели исследования: • изучение специальной литературы для ознакомления с периодом первой половины 19 века и критической деятельностью Н.А. Добролюбова; • сбор информации, анализ данных, формулирование выводов по данной теме; • приобретение новых знаний в области литературной критики. Структура реферата. Работа состоит из введения, одной главы и заключения. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи работы, теоретическая и практическая значимость. В заключение подводятся итоги исследования. Список использованных источников прилагается в конце работы. Характеристика поэзии дворянского периода в русской литературе Россия получила в наследие от XVIII века два пережитка феодальной эпохи: самодержавие и крепостное право. Борьба против этих «устоев» государственного строя и заполнила страницы русской истории более чем на столетие, определив программу деятельности целого ряда поколений передовых русских людей. Русская литература с 1825 по 1861 год – это литература дворянского периода русского освободительного движения, когда, по определению Ленина, самыми выдающимися деятелями были декабристы и Герцен. На первую четверть XIX века приходится зарождение и рост декабристских обществ. Идеи декабристов наложили свою печать на всю передовую литературу первого периода русского освободительного движения. В первой половине XIX в. сознательной силой, принимавшей участие в русском революционном движении, были главным образом дворяне. Это был тогда самый просвещенный класс, и он выдвигал из своей среды замечательных мыслителей, художников, мужественных борцов за свободу. Дворянами были люди, восставшие против правительства в 1825 г. Дворянами по происхождению были и большинство русских писателей первой половины XIX в. Это не мешало им быть народными: думать о народе, писать о нем, бороться за лучшее его будущее. В первой половине XIX в. лучшие представители, дворянского класса, в том числе и писатели, выражали не узко-классовые, а общенародные интересы. Война 1812 г., тяжелое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы — все это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Первые тайные общества декабристов возникли после 1815 г., после победы над Наполеоном: 1) «Союз спасения» был основан в 1816 г.; 2) «Союз благоденствия» — в 1818 г. 3) В 1821 —1822 гг. были созданы Южное и Северное общества. Хотя декабристы действовали в отрыве от народа, они жили мыслью о судьбах народных, глубоко сочувствовали народу. Именно сочувствие народу, боль и радость за него повели их на борьбу с самодержавием. В этой борьбе они потерпели поражение, но их подвиг, порожденный любовью к народу, никогда не будет забыт. С войной 1812 г. и зарождением русского освободительного движения прямо связана была и русская литература начала XIX в., русская литературная жизнь. Многие русские писатели и поэты были непосредственными участниками войны с Наполеоном: Денис Давыдов, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов. И писатели — участники войны, и те, которые по тем или иным причинам не могли принять в ней участие, в своих произведениях воспевали воинский подвиг русского народа. И. А. Крылов это делал в своих баснях («Волк на псарне», «Обоз» и др.), В. А. Жуковский в своем стихотворении «Певец во стане русских воинов» и т. д. Своеобразие русской литературы первой трети XIX в. определялось и тесной связью ее с декабристским движением. Многие писатели и поэты были членами тайных обществ: К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев, А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер. Возможно, что членом тайного общества был и А. С. Грибоедов. Близким по своим взглядам к декабристам был Пушкин. Идеи декабристов оказали сильнейшее влияние на развитие русской литературы, они нашли отражение в творчестве таких писателей, как А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Подъём общественно-политической мысли в первой четверти XIX века сопровождался общим оживлением литературной жизни страны. В России появляется ряд новых журналов: «Вестник Европы» Карамзина (с 1801 г.), «Северный вестник», «Журнал российской словесности», «Сын отечества», альманах «Полярная звезда» Рылеева. Наиболее отчётливое выражение идейная борьба нашла в литературных обществах двух первых десятилетий XIX века. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» Радищевские традиции никогда не умирали в русской классической литературе. «Вольное общество» образовалось в 1801 г., т. е. за год до смерти Радищева. Основное внимание «Общество» уделяло вопросам социально-политическим, философским и историческим. На заседаниях горячо обсуждались труды членов самого «Общества» на социально-политические и философские темы. Много внимания «Общество» уделяло и российской словесности, причём на заседаниях читались произведения самих членов кружка: оды, лирические стихотворения, очерки и т. п. Самыми передовыми членами «Общества» были Попугаев и Борн, а самым популярным писателем — Пнин. Деятельность «Общества» на первом этапе его существования была продолжением революционных традиций Радищева, пропагандой его передовых идей. Деятельность «Вольного общества» оставила, несомненно, благотворный след в настроениях передового русского общества начала XIX века, особенно в кругах начавшей формироваться демократической интеллигенции. «Беседа любителей российского слова» Реформа Карамзина, как мы знаем, сводилась в основном к сближению литературного языка с живой, разговорной речью дворянского общества. Однако эта позиция Карамзина встретила неожиданные и ожесточённые нападки со стороны отдельных кругов дворянского общества. Группе писателей-националистов показалось, что стремление Карамзина создать общепонятный для всех классов и сословий страны язык было выражением стремления к равенству в области социально-политической. Группу этих консерваторов-националистов возглавлял адмирал А. С. Шишков. В 1803 г. Шишков выступил в печати с «Рассуждением о старом и новом слоге российского языка», в котором проводил мысль, что желание сблизить книжный язык с разговорным похоже на «желание тех новых мудрецов, которые помышляли все состояния людей сделать равными». Шишков доказывал, что языком русской литературы должен быть церковнославянский язык. Особенно опасную порчу литературного русского языка он видел в употреблении иностранных слов, проникших в литературную речь. Шишков предлагал заменить все иностранные слова русскими, например: вместо швейцар говорить вестник, вместо калоши — мокроступы, вместо биллиард — шарокат и т. п. Торжественное открытие «Беседы» состоялось 11 марта 1811 г., прекратила своё существование в 1816 г. Среди видных членов «Общества» были Г. Р. Державин, граф Хвостов, князь Шаховской, князь Ширинский-Шихматов и др. Нападки «Общества» были направлены главным образом против Карамзина. Но приблизительно с 1815 г. главной мишенью их становится В. А. Жуковский, в романтическом стиле которого «Беседа» усмотрела дальнейшее и опасное развитие системы Карамзина. «Арзамас» Душой общества был В. А. Жуковский. Все члены общества носили имена, взятые из баллад Жуковского: сам Жуковский носил имя Светланы, А. С. Пушкин — Сверчка, Батюшков — Ахилла, Вяземский — Асмодея, Блудов — Кассандры и т. п. На собраниях «Арзамаса» остроумно осмеивались напыщенно-важные и скучные заседания «Беседы». Заслуга «Арзамаса» заключалась в том, что, выступив против реакционного направления «Беседы», он защищал позиции просвещения и свободного развития литературы. Это была группа независимых, прогрессивно настроенных писателей, противников крепостнической реакции во всех её видах. Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни — общенациональным подъемом после войны 1812 года. Все это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов-декабристов (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский), чье творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы. Романтизм зародился в России в самом начале XIX в., но окончательно он оформился в самостоятельный художественный метод только к 20-м гг. Трагические события 1825 г. (подавление восстания декабристов и наступившая после этого эпоха николаевского безвременья) определили особенности дальнейшего развития русского романтизма. Вершинные достижения романтизма 30-х гг. — произведения М. Ю. Лермонтова. Романтическое направление в рус. лит. (как, впрочем, и в западной) не было однородным. Отрицая жизнь в тех ее формах, в которых она реально существовала, одни романтики уходили в мир мечты, в мир своих чувств и переживаний. Так было, например, с Жуковским. Другие романтики, подобно Рылееву (их называют революционными), бросали в своих произведениях прямой вызов современному обществу, призывали бороться с ним, прославляли революционную борьбу и доблесть борцов, воспевали преданность отчизне, гражданственность. Романтическое искусство всегда тяготело к изображению необычного, фантастического, небытового. Необыкновенны чаще всего были герои романтических произведений, необыкновенны были и обстоятельства, в которых они оказывались. Романтический герой — это мечтатель, погруженный в себя и в свои мысли. Таковы герои некоторых баллад Жуковского. Не менее часто это человек, противопоставленный окружающим обыкновенным людям, находящийся в конфликте с ними, представляющий собою яркую личность, сильный характер. Таковы герои романтических поэм Рылеева. Всем романтическим поэтам и писателям свойственно также влечение к народному искусству, к народно-поэтическим формам. В своем творчестве романтики часто обращались к народным преданиям и легендам, они особенно любили те жанры, которые встречаются и в фольклоре: сказку, песню. Романтики проявляли горячий интерес к прошлому, к истории. При этом часто, разрабатывая исторические сюжеты, они высказывали не столько мысли о прошлом, сколько о современности. Сами исторические герои нередко у романтиков (в думах Рылеева, например) преподавали читателю уроки жизни и уроки нравственности. Василий Андреевич Жуковский считается родоначальником и одним из самых ярких представителей русского романтизма. В своем творчестве поэт говорит о духовной близости и моральном равенстве всех людей перед лицом смерти и бытия природы. Он ставит превыше всего нравственные достоинства человека, доброту, мудрость. По воспоминаниям современников, поведение самого Жуковского определяли чувство собственного достоинства, глубокая религиозность, доброта и самоотверженность. Романтизм недолго был господствующим настроением в русской литературе. Уже в 20-х годах он уступает место реализму — литературному направлению, ростки которого пробивались в русской литературе давно и которому суждено было стать её основным литературным направлением. Литература стала не только правдиво изображать жизнь народа, но и пробуждала в передовых кругах русского общества стремление к борьбе против гнета и насилия, к свободе и справедливости. Переосмысление поэзии дворянского периода в творчестве Н.А. Добролюбова Имя Добролюбова, одного из выдающихся представителей русской общественно-литературной мысли, живет в памяти передового человечества как имя блестящего критика, блестящего публициста, историка, пламенного агитатора и поэта-сатирика. Но о чем бы ни шла речь в его статьях, какую бы тему, пусть даже далекую от современности, ни затрагивал Добролюбов, он повсюду привносил дух воинственной, непримиримой демократии. Однако самой важной частью деятельности Добролюбова была литературная критика. Он по праву считал себя идейным наследником Белинского, продолжателем его дела в русской литературе, дела во имя освобождения народа. Он писал, что влияние великого критика "отчетливо ощущается на всем, что только кажется нам красивым и благородным". Статьи самого Добролюбова были, прежде всего, "прекрасными и благородными", на которых явно ощущалось влияние Белинского. Недаром Некрасов, связанный узами дружбы с обоими критиками, находил, что Белинский во многом повторяется в Добролюбове. С первых шагов своей литературной деятельности Добролюбов живо интересовался прошлым русской литературы, связывая с ним ее настоящее, рассматривая литературные явления в их преемственности. В своих суждениях о крупнейших явлениях русской литературы Добролюбов опирался на наследие Белинского, продолжая начатую им работу в иной общественной атмосфере. Политическая обстановка в России к концу пятидесятых – началу шестидесятых годов серьезно отличалась от условий предыдущего десятилетия. Соотношение классовых сил резко изменилось. Развитие страны привело к укреплению лагеря революционной демократии; его политическая программа определялась как программа крестьянской революции. С другой стороны, группа либерального дворянства заняла позиции, открыто враждебные революции. В новых условиях вставали по-новому и вопросы литературы, в частности вопросы ее исторической оценки. Добролюбов, разумеется, не мог просто повторить суждения Белинского. Мысли Добролюбова о прошлом русской литературы, несмотря на некоторые крайности и преувеличения, отличаются целеустремленностью, прямотой в проведении революционно-демократической точки зрения. Все литературные направления и школы расцениваются критиком в смысле их соответствия принципам народности и реализма. В какой мере то или иное литературное явление отражает реальную действительность, как соотносится оно с интересами народа, насколько правдиво выражает дух народа и отвечает его нуждам, – вот что является решающим для Добролюбова. С этих позиций он выносит резкое осуждение дворянской литературе допушкинского периода, приветствует поэзию "действительной жизни", открытую Пушкиным, активно поддерживает "гоголевское" направление и народность Кольцова. Добролюбов, таким образом, развивает свое понимание развития реализма в русской литературе. Он настойчиво стремится выделить в нем реалистичную, популярную тенденцию. В постоянном усилении этой тенденции, в неуклонном "сближении литературы с жизнью" он видит залог будущего расцвета истинно народной литературы. Вся критическая деятельность Добролюбова, не говоря уже о ее огромном политическом значении, была неустанной борьбой за новый тип писателя, представителя литературы критического реализма, который воплотил в своем творчестве художественные достижения прошлых поколений, оплодотворив их светлыми революционными идеалами. Добролюбов требовал от художников своего времени умения откликаться на насущные нужды народа, поднимать самые острые проблемы современности. Критик требовал от художника правды жизни. "Жизнь предъявляет свои права со всех сторон, - писал он, - реализм вторгается повсюду... Жизненный реализм должен утвердиться в поэзии, и если у нас скоро появится замечательный поэт, то, конечно, уже в этой области, а не на эстетических тонкостях". Мысль Добролюбова постоянно возвращается к будущему облику замечательного поэта, понимающего реальные нужды своей страны. И на студенческой скамье, и в статьях, написанных в более зрелые годы, он мечтал о таком поэте, потому что видел, что он нужен Родине. В одной из своих последних статей он нарисовал яркий образ национального поэта — наследника лучших традиций русской литературы, вобравшего в себя великие достижения Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Заключение Литература первой половины XIX века отличается необычайной емкостью и универсальностью созданных ею художественных образов. В русской литературе первой половины XIX века большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Идет процесс формирования литературного языка. Проблема периодизации литературного процесса 19 века - одна из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед литературоведами как в прошлом, так и в настоящее время. Литература прошлого не удовлетворяла революционного демократа Добролюбова. С точки зрения его требований, "степень участия народа" в развитии нашей литературы была слишком мала. Однако его критические оценки и резкие слова, адресованные многим писателям прошлого, не имели ничего общего с нигилистическим отрицанием наследственности. Осуждая непопулярность дворянской литературы, Добролюбов видел живую связь, преемственность литературных явлений, понимал закономерность процесса сближения литературы с жизнью. В то же время он учитывал историческую неизбежность того факта, что в эксплуататорском обществе литература, как и интеллектуальное движение в целом, отделена от народа целой пропастью. Список использованной литературы Владиславлев И. В. Русские писатели XIX-XX столетий. Опыт библиографического пособия по новейшей русской литературе. – 2-е изд., перераб. и допол. – М., 1913; Добролюбов. Н.А., Собрание сочинений в 9-ти т. Т. 6. Л.: "Гослитиздат", 1963. 365с. История России с древнейших времен до 1861 г.: учебник для вузов / Под ред. Н.И. Павленко. - М., 1998. Кулешов Е.И., История русской литературной критики 18 начала 20 веков. М.,1991, 348 с. Лаврецкий А. Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм. -М.: Худож. лит., 1968.- 398 с. Мезиер А. В. Русская словесность с XI по XIX столетия включительно. – Ч. 2. – СПб., 1902; Муратова К. Д. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель. – М.; Л., 1962; Никоненко B.C., Николай Александрович Добролюбов.- М.: Мысль, 1985.- 191 с. Русские писатели. 1800-1917. Библиографический словарь. – Т. 1-4 (издание продолжается). - М., 1989-1999; Русские писатели. XIX век. Библиографический словарь. В 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М., 1996. |