Документ Microsoft Office Word. Содержание Введение i смутное время в России причины, сущности, проявления Причины и сущности смутного времени Периоды смутного времени. Окончание смутного времени Заключение Список литературы Введение
Скачать 64.62 Kb.
|
1 2 Содержание: Введение……………………………………………………………………………………………..3 I Смутное время в России: причины, сущности, проявления 1.1. Причины и сущности смутного времени………………………………………………...6 1.2. Периоды смутного времени. Окончание смутного времени……………………………8 Заключение………………………………………………………………………………………25 Список литературы………………………………………………………………………………...26 Введение В истории нашего государства конец XVI и начало XVII вв. ознаменованы как Смутное время. Что такое Смута? Это глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала XVII века и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание. При этом в первую очередь имеется в виду «смещение умов», то есть резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией, что поставило Россию на грань национальной катастрофы. XVII век – время переломное, наполненное бурными и героическими событиями. Это время небывалых противоречий и контрастов в политической, экономической, дипломатической и духовной жизни общества. Начавшаяся вверху, она быстро спустилась вниз, захватила все слои московского общества и поставила государство на край гибели. Продолжительность и интенсивность Смуты ясно говорит о том, что она явилась не извне и не случайно, что ее корни таились глубоко в государственном организме. Но в то же время Смута поражает своей неясностью и неопределенностью. Войны и народные восстания, победы и поражения, подвиги Минина и Пожарского, внешне незаметный повседневный труд крестьян и ремесленников – все это придает истории России особую притягательность. Именно эта противоречивость, многоплановость и привлекает внимание. Так же стоит уделить особое внимание тому, что 4 ноября в России широко отмечается День народного единства. Этот день по праву занимает почетное место среди самых важных дат русской истории и, несомненно, заслуживает быть отмеченным в календаре как государственный праздник, символизирующий единство нации и призванный формировать у миллионов людей важнейшее качество гражданина свободной страны – психологию победителей. В дореволюционной историографии причины и ход Смуты в основном объяснялись династическим кризисом, пересечением династии Рюриковичей, появлением Лжедмитрия I, происками Речи Посполитой, что и породило смятение умов в Российском государстве, появление разного рода авантюристов и честолюбцев, которые играли судьбами сотен тысяч людей. Такие историки, как: С. М. Соловьев1, Д. И. Илловайский2, Н. М. Карамзин3, В. О. Ключевский4, А. А. Корнилов предпринимали анализ социально-экономических корней Смуты до революции. В советской историографии, напротив, именно поиск социально-экономических, классовых причин смутного времени стал стержнем исследований, посвященных истории Смуты. Некоторые авторы вообще считали, что основным событием и содержанием Смуты стала Крестьянская война под руководством И. И. Болотникова. Они отрицали само понятие «Смутное время» как «буржуазное». Об этом писали: И. И. Смирнов5, А. А. Зимин6, В. И. Корецкий7. Но одновременно складывалась и другая точка зрения на причины и ход Смутного времени. Ее выразителем стал ленинградский историк Р. Г. Скрынников8. В своих работах он уделил основное внимание социально-политическим аспектам того времени, ожесточенной борьбе за власть в правящих кругах России. Именно он вернул тому периоду понятие «Смутного времени». В известной степени позиция Р. Г. Скрынникова нивелировала классовый акцент, проставленный на событиях смуты рядом авторов. В своей более поздней работе Р. Г. Скрынников9 вообще отказывает движению Болотникова в праве называться крестьянской войной, так как в составе войска Болотникова не возобладали антикрепостнические элементы, как это пытались представить сторонники классовых оценок Смуты. И никакой программы уничтожения крепостного права у вождя движения не было. Н. И. Павленко10 так же считал, что восстание Болотникова было в основном казачьим выступлением и главным его требованием стало восстановление сословных привилегий казаков. В последующие годы, уже на рубеже XX и XXI веков, взгляд на Смуту был дополнен новыми оценками с точки зрения цивилизационного развития страны: события Смуты рассматривались в качестве попытки России в политической сфере перейти к моделям Польши и Швеции, где появились представительные органы, выборность монарха. Смуту рассматривают в наше время такие авторы, как: Л. И. Семенникова11, В. Б. Кобрин12, С. В. Мироненко13, С. Ф. Платонов14. Для исследования темы о Смутном времени необходим историковедческий анализ. Данный период времени во многом остается загадкой для историков. Тем не менее, опираясь на литературные источники того времени ученым удалось восстановить приблизительный хронологический ряд событий. Первый годы Смутного времени можно проследить по различным царским грамотам, повестям, сказаниям, телеграммам и приказам. В 1584 году Польский посол писал в телеграмме своему королю: «между вельможами раздоры и схватки беспрестанные». Существует еще один уникальный документ, характеризующий эпоху Смуты – «Русский Хронограф». В нем отражены все значительные события истории русского государства до 1620 года. И, безусловно, он не мог обойти стороной события Смуты. Кроме вышеперечисленного существует так же произведение Аврамия Палицына15. Цель данной работы состоит в рассмотрении смутного времени. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассмотреть причины и сущность смуты; рассмотреть первый период: династический; рассмотреть второй период: социальный; рассмотреть третий период: национальный; рассмотреть окончание смутного времени. Объект исследования – смутное время. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением смутного времени. Так же я необходимо и важно узнать: Что происходило в России и в Москве в период Смуты? Какие последствия для государства и народа возникли после Смутного времени? Ответы на данные вопросы я отражаю в своем реферате. Причины и сущность смутного времени На рубеже XVI – XVII вв. Московское государство испытало страшное потрясение. Это событие известно в нашей историографии под именем Смуты или Смутных времен. Русские люди, пережившие это тяжелое время, называли его, и именно его последние годы «великой разрухой Московского государства». Предпосылки Смуты стали обнаруживаться после смерти последнего царя старой династии Федора Ивановича. А зарождались еще в период правления Ивана Грозного. С 1601 по 1603 годы резко ухудшились условия жизни из-за стихийных бедствий и неурожаев. Наступил настоящий голод. Народ питался травой, сеном и даже трупами животных и людей. Чтобы облегчить положение голодавших, Борис объявил даровую раздачу в Москве денег и хлеба, но это принесло вред: надеясь на даровое пропитание, в Москву шли толпы народа и шли даже те, кто мог бы немного прокормиться дома; царской милостыни не хватало и более 127 тысяч народа умерли от голода, болезней. Царь стал употреблять более действенные меры: он велел скупать хлеб в местах, где его было больше, и развозить в особенно нуждавшиеся местности, в Москве стал давать голодным работу. Для спасения себя от смерти народ составлял шайки и добывал себе пропитание разбоем. Главную роль в этих шайках играли прогнанные своими господами во время голода холопы. Богаты е люди этим путем избавлялись от лишних нахлебников, но не давали им отпускных грамот, чтобы иметь право вернуть их обратно на законном основании как своих холопов. Борис приказывал таким холопам выдавать их Холопьего Приказа отпускные, освобождавшие их от холопства, но и это мало помогало, потому что в свободном состоянии они не могли нигде пристроиться. Ни одна область Руси не была свободна от разбойников. Кульминацией голодных бунтов стало восстание Хлопка16. Оно охватило многие уезды запада, центра и юга. Основные силы направлялись к Москве, но были разбиты 9 сентября 1603 года царским войском под начальством окольничего И. Ф. Басманова17, который в этом бою был убит. Сам Хлопко был тяжело ранен и погиб в плену. Часть восставших бежала на Украину. В итоге, урожай в 1604 году прекратил голод. С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных просторов среднего и нижнего Поволжья, из центральных областей государства устремился поток крестьянского населения, который хотел уйти от государства и помещичьего «тягла»18, и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал их увеличивать крестьянские подати и повинности, и стремился все способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Опричнина и Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, неблагоприятно сказались на экономическом положении России. К тому же, со смертью сыновей Ивана Грозного Федора и Дмитрия пересеклась династия Рюриковичей. Государство оказалось ничьи, земля растерялась и пришла в брожение. Главной причиной обострения противоречий в конце XVI и начале XVII веков было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан. Большие противоречия были между московским – привилегированным и окраинным дворянством. В развитии Смуты в Московском государстве исследователи различают три периода: династический (до 19 мая 1606 года) – в это время происходит борьба за московский престол между различными претендентами; социальный (до июля 1610 года) – время классовой борьбы в Московском государстве осложненной вмешательством в русские дела иностранных государств; национальный (до 21 февраля 1613 года) – борьба с иноземными элементами и выбор национального государя. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СМУТЫ – СМУТА ДИНАСТИЧЕСКАЯ Первые признаки Смуты явились в Москве в первые же дни после смерти Грозного. У Грозного было три сына: Иван, Федор и Дмитрий. Старший Иван был уже взрослым и женатым, когда был убит отцом. Характером он был похож на отца, участвовал во всех его делах и потехах, и проявлял такую же жестокость, которая отличала Грозного. Иван занимался литературой и был начитанным человеком. Неизвестно, почему у него с отцом произошла ссора, в которой сын получил от отца настолько сильный удар жезлом, что от него умер. После смерти самого Грозного в живых остались два сына: Фёдор, и еще ребёнок, Дмитрий, рожденный в седьмом браке Грозного с Марией Нагой. В первое время после смерти Ивана Грозного произошли неизвестные беспорядки, которые окончились ссылкой боярина Бельского и удалением Марии Нагой с Дмитрием в Углич. Преемник царя Ивана Грозного Фёдор был неспособен к управлению государством. В помощь ему был назначен регентский совет: князь Иван Мстиславский и князь Иван Шуйский, Никита Романович Захарин-Юрьев, Борис Годунов. Так было до 1585 года, когда Никита Романович неожиданно был поражен параличом и умер. Власть сосредоточилась в руках Бориса Годунова, но ему пришлось бороться с сильными противниками – князьями Мстиславским и Шуйским. Эта борьба принимала иногда очень резкий характер и кончилась полным торжеством Годунова. Мстиславский был пострижен, а Шуйские со многими родственниками подверглись ссылке. Большую опасность для власти Бориса Годунова представляли бояре Нагие. Углич превратился в оппозиционный центр. Бояре ожидали смерти царя Федора, чтобы оттеснить Годунова от власти и править от имени малолетнего Дмитрия. Однако, 15 мая 1591 года царевич Дмитрий был найден на дворе своих угличских хором с перерезанным горлом. Созванный церковным набатом народ застал над телом сына царицу Марию и ее братьев Нагих. Царица била мамку царевича Василису Волохову и кричала, что убийство – дело дьяка Битяговского. Его в это время не было во дворе, но услышав набат. Он тоже прибежал сюда. Едва успел придти, как на него кинулись и убили. Тут же убили его сына Данилу и племянника Никиту Качалова. С ними вместе побили каких-то посадских людей и сына Волоховой – Осипа. 17 мая узнали об этом событии в Москве и прислали в Углич следственную комиссию, состоявшую из следующих лиц: князя в. Шуйского, окольничего Андрея Клешина, дьяка Вылузгина и Крутицкого митрополита Геласия. Их следственное дело выяснило: царевич сам себя зарезал в припадке болезни в то время, когда играл ножом вместе со своими сверстниками; нагие без всякого основания побудили народ к напрасному убийству невинных лиц. По донесению следственной комиссии дело было отдано, дело было отдано на суждение патриарха и других духовных лиц. Они обвинили нагих и «углицких мужиков», но окончательный суд передали в руки светской власти. Царицу Марию сослали в монастырь на Выксу и там постригли, а братьев Нагих разослали по разным городам. Виновных в беспорядке жителей Углича казнили; сослали в Пелым. Углич совсем опустел. Не смотря на то, что правительство отрицало убийство и признало смерть царя нечаянной, в обществе распространился слух, будто царевич Дмитрий убит приверженцами Бориса Годунова по его же поручению. Эти слухи были записаны, прежде всего, некоторыми иностранцами, а затем попали и в сказания, составленные значительно позже события. Большинство историков поверили сказаниям, и мнения об убийстве Дмитрия Годуновым стало общепринятым. Но в последнее время этот взгляд значительно подорван, и вряд ли найдется кто-нибудь из современных историков, который бы решительно склонился на сторону сказаний. Во всяком случае, роль, выпавшая на долю Годунова, была очень трудна: нужно было умиротворить землю, надо было бороться с кризисом. Хотя Борису и удалось на время облегчить тяжелое положение страны. Но, конечно, Годунов не мог разрешить тех противоречий, к которым привел Россию весь ход предшествовавшей истории. Он не мог и не желал явиться успокоителем знати в политическом кризисе; это было не в его интересах. Иностранные и русские писали, отмечают, что в этом отношении Годунов явился продолжателем политики Грозного. В экономическом кризисе Годунов стал на сторону служилого класса, который, как это обнаружилось при дальнейшем развитии смуты, был одним из самых многочисленных и сильных в Московском государстве. Вообще положение тяглецов и гулящего люда при Годунове было тяжёлое. Борис хотел опереться на средний класс общества – служилых и посадских людей. Действительно, ему удалось при их помощи подняться, но не удалось удержаться. В 1594 году умерла царевна Феодосия, дочь Федора. Сам царь был недалек от смерти. В 1598 году скончался Фёдор, не назначив наследника. Все государство признало власть его вдовы Ирины, но она отказалась от престола, ушла в монастырь и монахини. И тогда Московский престол начал «вдоветь», и Москва стала «безгосударственной». Открылось междуцарствие. Было несколько кандидатов на престол: Ф. Н. Романов, Б. Годунов, князь Ф. И. Мстиславский и Б. Я. Бельский. Временная власть перешла к патриарху Иову. На него легла забота о царском избрании. Патриарх отложил это дело до 15 февраля 1598 года, и на этот день назначил заседание земского собора. По своему составу и характеру он ничем не отличался от других бывших соборов, и никакой подтасовки со стороны Годунова подозревать нельзя; наоборот, по составу своему собор был скорее неблагоприятен для Бориса, так как главной опоры Годунова – простых служилых дворян – на нем было мало. Лучше всего представлена Москва, т. е. те слои аристократического дворянства московского, которые особенно располагали к Годунову. Дело шло закономерно. В первом же своем торжественном заседании 17 февраля собор избрал в цари Бориса Годунова. Так как Борис и Ирина не сразу подчинились соборному избранию, то было решено устроить крестный ход к Новодевичьему монастырю и идти 21 февраля просить Бориса. Этот знаменитый крестный ход, не раз описанный историками, достиг цели. Борис согласился стать царем, а, Ирина благословила его на царство. Но уже вскоре после избрания бояре затеяли интригу. Из донесения польского посла Сапеги видно, что большая часть московских бояр и князей, во главе с Ф. Н. Романовым и Бельским, задумали посадить на престол Симеона Бекбулатовича. Для многих в Московском государстве Борис и на престоле оставался таким же, каким было во время правления при царе Фёдоре. Первые три года правления были благополучными. Он поддерживал порядок и правосудие. Заботился о народной нравственности, преследуя пьянство и кабаки, вызывал из-за границы технических мастеров, лекарей и аптекарей. Задумывался об устройстве в Москве школ с иностранными языками. Борис развернул активной строительство в Москве и России. В 1598 году он прекратил взимать недоимки по налогам и податям, дал некоторые привилегии служилым и посадским людям в выполнении государственных повинностей. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири. Россия процветала. С 1601 года пошли неудачи. Наступил страшный голод, который продолжался до 1604 года, и во время которого погибло много народу. В начале 1604 года на русско-шведской границе было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, где было написано, что будто бы сын Ивана Грозного Дмитрий не был убит в 1591 году, а чудом спасся, сейчас находиться у казаков и скоро собирается в Москву с большим войском. Согласно первым свидетельствам о Лжедмитрии I, этот человек на рубеже XVI – XVII веков появился в Киеве в монашеском одеянии. Далее след будущего самозванца обнаруживается в городе Гаце на Волыни. Там жили тогда известные деятели польской духовной оппозиции – оцет и сын Гайские. Оба были приверженцами так называемой арианской секты и всемирно распространяли основные положения этого учения. В этих целям они содержали в Гаце две духовные школы. Тут и провел будущий самозванец три года перед тем, как попасть в свиту богатого польского магната Адама Вишневецкого. Тогда то и возникли слухи о том, что скромный молодой человек из свиты вельможного польского пана – это сам счастливо спасшийся русский царевич. После того, как такая новость стала известна князю Адаму, он поделился ею со своим братом князем Константином Вишневецким, и уже вдвоем они повезли самозванца в дом к тестю, сандомирскому воеводе пану Мнишку. В доме Мнишка Лжедмитрию были оказаны поистине царские почести, а весть об этом событии полетела дальше и вскоре достигла столицы Речи Посполитой – Кракова. Пребывавший в то время на польском престоле король Сигизмунд III был ярым поборником католической церкви и находился под влиянием иезуитов. Они-то и убедили короля, что благодаря появлению самозванца король может сыграть решающую роль в утверждении капитализма в православной России. Король повелел привезти молодого человека в столицу. В конце марта 1604 года самозванец был доставлен в Краков и иезуиты занялись им вплотную. В конце концов, Лжедмитрий после длительного общения с ними согласился принять католическое причастие и обещал в случае достижения русского трона разрешить строительство костёлов в России, а позже обратить всю страну в католическую веру. Одновременно с этим заказанную помощь самозванец дал Сигизмунду слово подарить ему Смоленск и новгород-северские земли. Те же территории были им обещаны пану Мнишку, дочери которого, Марине, молодой человек сделал официальное предложение. Юрий Мнишек в связи с этим взял самозваного царевича не только обязательство жениться на Марине и отдать ей во владение новгородские и псковские земли и оплатить свадебную поездку картежа до Москвы. Когда слух о появлении самозванца лишь достиг Москвы, царское правительство провело собственное расследование, чтобы установить его личность. Согласно выводам этого расследования, самозванцем был беглый монах Чудова монастыря Юрий Отрепьев. Юрий Богданович Отрепьев родился в небогатой дворянской семье. Предки Отрепьевых переехали на службу в Москву их Литвы. Отец Юрия Богдан Отрепьев служил в стрелецких войсках, имел чин стрелецкого сотника, и, возможно погиб в уличной драке в Москве в немецкой слободе, был зарезан неким «литвином». Юрий остался на руках матери. Научился читать, а позднее, когда оказался в столице – писать. Позже он отправился в Москву, где напал на подворье бояр Романовых. После того, как один за другим все представители этого рода по мужской линии попали в опалу, Юрий подстригся в монахи под именем Григория. Приняв постриг, он стал скитаться по разным монастырям и пустыням. В конце концов, Отрепьев опять оказался в столице, в стенах Чудова монастыря. Здесь его заприметил сам патриарх Иов. Он взял Григория к себе для книжного дела и посвятил его в дьяконы. Добившись расположения патриарха, Отрепьев получил доступ в царский дворец и был в курсе всех придворных сплетен и интриг. В 1602 году он тайно бежал за рубеж. Его следы теряются где-то на русско-польской границе. Правление Лжедмитрия I. В августе 1604 года войско Лжедмитрия, состоящее из польских наемников, перешли русско-польскую границу. Повсюду к ним присоединялись крестьяне, казаки, служилые люди, которые были недовольны правлением Бориса Годунова. 18 октября без боя сдался Моравск. 26 октября перед самозванцем открыл ворота Чернигов. 11 ноября войска самозванца осадили Новгород-Северский. Здесь Лжедмитрия постигла первая военная неудача. Предпринятый им штурм города встретил стойкое сопротивление осажденных. А тем временем, на выручку осажденным спешила правительственная армия из Брянска. Решительное сражение произошло 21 января 1605 года недалеко от города Севска. Армия самозванца была разбита. Уверившись в своей полной победе, царские воеводы занялись карательными операциями, полагая, что Лжедмитрий был убит в сражении. Такая беспечность воевод позволила самозванцу беспрепятственно добраться до Путивля. Узнав, что его противник жив, Борис Годунов приказал своим военачальникам продолжать преследование самозванца. Армии Василия Шуйского и Федора Шереметева соединились под Кромами и приступили к осаде города. В это время сам царь Борис переменился. Он все более отходил от дел. Все чаще давала о себе знать его болезнь – подагра. Мало того, окружающие стали замечать ранее несвойственную ему раздражительность и мнительность. Все больше времени царь посвящал молитвам, во дворце появились ведуньи и предсказатели, которых царь расспрашивал о своем ближайшем будущем. 13 апреля Борис умер при невыясненных обстоятельствах у себя во дворце в Кремле. После присутствия на дипломатическом обеде с иноземными послами в Золотой палате Борис поднялся на балкон в верхних покоях своего дворца. Здесь и настигла его смерть. Кровь хлынула изо рта, носа и ушей. Прибежавшие лекари уже ничем не смогли помочь ему. Царь успел лишь благословить на царство своего сына Федора. Дела самозванца пошли лучше при Фёдоре. Боярство начало держать себя более определенно; новый воевода Басманов со всем войском прямо передался на сторону Дмитрия. Самозванца призвали настоящим царем все высшие боярские роды, и он триумфальным шествием двинулся к Москве. 1 июня 1605 года в Москву явились от самозванца Наум Плещеев и Гаврила Пушкин, остановились в одной из московских слобод и читали там грамоту самозванца, адресованную москвичам. В ней описывалась вся история царевича, его спасение, военные успехи; грамота заканчивалась обещанием всевозможных льгот народу. Плещеева и Пушкина народ повлек в Китай-город, где снова читали грамоту на красной площади. Толпа не знала, чему верить в этом деле, и решила спросить Василия Шуйского, который вел следственное дело об убийстве царевича Дмитрия и лучше других знал все обстоятельства смерти. Шуйский совершенно отрекся от своих прежних показаний и уверил, что Борис послал убить царевича, но его спасли, а был убит поповский сын. Тогда народ бросился в Кремль громить дворы Годунова, его жены и родственников – Сабуровых и Вельяминовых. Не ожидавшая этого царская семья спастись не успела – Фёдора и супругу Марию люди Лжедмитрия задушили прямо в покоях. В живых была оставлена лишь царевна Ксения. Патриарх Иов был сослан в Старицу. Так закончилось время Годуновых. 20 июня 1605 года самозванец торжественно въехал в столицу. Москва встречала его колокольным звоном. Через 4 дня был поставлен новый патриарх, грек Игнатий, одним из первых признавший самозванца. Были возвращены из ссылки Нагие и Романовы. Старейший из Романовых, монах Филарет, был поставлен митрополитом Ростовским. За Марией Нагой ездил знаменитый впоследствии князь М. В. Скопин – Шуйский. Бывшая царица признала в нем своего сына и обошлась с ним ласково. Вскоре после этого состоялось венчание его на царство. В то самое время, как Мария Нагая признавая подлинность самозванца, способствовала его окончательному торжеству и утверждала его на престоле, Василий Шуйский ему уже изменил. Этот человек не стеснялся менять свои показания в деле Дмитрия. Едва Лжедмитрий был признан Москвой, как Шуйский начал против него интригу, объявлял его самозванцем. Интрига была вовремя открыта новым царем, и он отдал Шуйского с братьями на суд выборным людям, земскому собору. Шуйские были осуждены и отправлены в ссылку, но очень скоро прощены Лжедмитрием. С самого начала царствования новый монарх энергично принялся за переустройство своего государства. Прежде всего, он стал бороться с мздоимством19 чиновников: под страхом смерти запретил им брать взятки, одновременно повысив должностные оклады. Он вел себя независимо от Польского короля: не разрешил строить католические храмы, не отдал полякам Смоленска, стал именоваться императором. Он обладал блестящими способностями, был умен и сообразителен. Каждый день царь присутствовал на заседаниях Боярской думы и деятельно участвовал в ее работе, чем поражал даже видавших виды думных дьяков. Но в его поведении было много необычного: он свободно гулял по городу, не ложился спать после обеда, лично принимал челобитные. В общем, разрушал образ царя, держался как обыкновенный человек. А в чем-то просто проявлял легкомыслие, не считаясь с русскими обычаями и порядками при русском дворе. Возникли слухи о его переходе в католичество. Особенно они усилились после официальной женитьбы Лжедмитрия на католичке Марине Мнишек 8 мая 1606 года. Обряд был совершен по старому русскому обычаю, но русских неприятно поразило здесь присутствие на свадьбе поляков и несоблюдение некоторых обрядностей. Не нравилось народу, и поведение польской свиты Мнишков, наглое и высокомерное. Царь Дмитрий с его польскими симпатиями не производил уже прежнего обаяния на народ; хотя против него не было общего определенного возбуждения, но народ был недоволен и им, и его приятелями-поляками; однако это неудовольствие пока не высказывалось открыто. Лжедмитрий сослужил свою службу, к которой предназначался своим творцам, уже в момент своего воцарения, когда умер последний Годунов – Федор Борисович. С минуты его торжества в нем боярство уже не нуждалось. Он стал как бы орудием, отслужившим свою службу и некому более не нужным, даже лишней обузой, устранить которую было бы желательно, так как путь к престолу будет свободен достойнейшим в царстве. И устранить это препятствие бояре стараются с первых же дней царствования самозванца. Как интриговали они против Бориса, так теперь открывают поход на Лжедмитрия. Во главе их стал Шуйский. Весной 1606 году В. И. Шуйский вместе с Голицыным начали действовать. Они привлекли на свою сторону войска, стоящие около Москвы. В ночь с 16 на 17 мая отряд их был введен в Москву, а там, у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако, заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая 1606 года утром. Мария Нагая отреклась от Лжедмитрия, назвав его вором. Овдовевшая Марина Мнишек была отправлена в Ярославль. «Истинный царевич», которого еще так недавно трогательно встречали и спасению, которого так радовались, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном». Во время этого переворота был свергнут патриарх Игнатий и убито от 2000 до 3000 русских и поляков. Лжедмитрий был смелым человеком, но в основе его действий лежал авантюризм. Он не выполнил своих обещаний, им были недовольны практически все: польский король, русские дворяне, церковь, крестьяне, потому он так легко был свергнут. ВТОРОЙ ПЕРИОД СМУТЫ – СОЦИАЛЬНЫЙ Василий Шуйский. Со смертью Лжедмитрия начался второй период Смуты. Он открылся избранием на царство Василия Шуйского, главы заговора. Представитель Рюриковичей, он входил в круг наиболее могущественнейшей аристократии страны, еще он обладал большим количеством единомышленников. При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества и не слушать ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. Шуйского ненавидели все. Высшие слои ненавидели его как выскочку, а низшие после того, как царь Василий продлил срок розыска крестьян с 5 до 15 лет. По Москве поползли слухи, что царь Дмитрий Иванович жив, а вместо него убили другого. Главным распространителем этих слухов стали дворянин Молчанов и князь Шаховский. Молчанов, один из приближенных ЛжедмитрияI, после его убийства ускакал в Литву, сея по дороге смуту, а то и прямо выдавал себя за спавшегося царя. Шаховского Шуйский, считая своим сторонником, послал воеводой в Путивль, еще совсем недавно бывшей столицей самозванца. Однако Шаховский по прибытии в город собрал народ и объявил, что Дмитрий жив. Путивль моментально отрекся от Василия, а следом и другие города Северской земли. Шуйский попытался исправить положение, и по его приказу из Углича привезли тело малолетнего царевича Дмитрия, удивительным образом сохранившееся нетленным за 15 лет. Возле гроба начали происходить разные исцеления, но все «исцеленные» были людьми Шуйского. Восстание Болотникова. Обосновавшемуся в Литве Михаилу Молчанову князь Шаховский предложил выдать себя за чудесно спасшегося от убийц Дмитрия, но Молчанов отказался, потому что многие в Москве знали его в лицо. Но затем именно Молчанов нашел человека, именовавшего себя Иваном Исаевичем Болотниковым. Восстание под предводительством Болотникова длилось с 1606 по 1607года. С лета по декабрь 1606 года, в районе Кром и Ельца сформировались две большие повстанческие армии. Чуть позже к Болотникову присоединилась дворянское войско во главе братьями Ляпуновыми. 1 2 |