Главная страница
Навигация по странице:

  • История развития метапсихологии

  • Предмет, структура и методы метапсихологии

  • Метапсихология в работах Фрейда

  • Список литературы

  • РГСУ. Практическое задание 2. Содержание Введение История развития метапсихологии Предмет, структура и методы метапсихологии Метапсихология в работах Фрейда Заключение Список литературы Введение


    Скачать 26.96 Kb.
    НазваниеСодержание Введение История развития метапсихологии Предмет, структура и методы метапсихологии Метапсихология в работах Фрейда Заключение Список литературы Введение
    АнкорРГСУ
    Дата24.12.2021
    Размер26.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание 2.docx
    ТипРеферат
    #317425

    Содержание

    Введение

    История развития метапсихологии

    Предмет, структура и методы метапсихологии

    Метапсихология в работах Фрейда

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

    Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

    Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.

    Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

    Одной из отличительных особенностей учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения.

    История развитияметапсихологии

    Метапсихология (нем. Metapsychologie) - термин, применительно к психоанализу предложенный З. Фрейдом для обозначения общего теоретического фундамента данной дисциплины, а также описания подхода к изучению психики в рамках основанной науки.

    На современном этапе развития психоанализа термин имеет множество значений. По Лейбину, он характеризует все идеи, описывающие психические процессы с точки зрения психоанализа; в описании Лапланша - Понталиса, метапсихология разрабатывает модели, отдалённые от эмпиризма; определение термина за авторством Райкрофта и Мура - Файна сводится к «положениям на высшем уровне абстрагирования».

    Термин «метапсихология» был впервые упомянут в 1896 году - в письме Зигмунда Фрейда берлинскому врачу Вильгельму Флиссу от 13 февраля. Речь шла, считает Валерий Лейбин, о поиске идей для понимания природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов - ответов на вопросы из сферы философии. Первоначальное значение метапсихологии (как общей теории) было сформулировано в ходе работы над «Толкованием сновидений» (1900).

    В научную литературу термин был введён в «Психопатологии обыденной жизни» (1901); Фрейд, рассуждая о суевериях и «мифологическом миросозерцании», заключал, что любое восприятие реальности посредством обращения к легендам есть проекция «личной психологии» во внешний мир. Целью науки учёный видел «расшифровку» не воспринимаемых сознанием индивидуума психических процессов - иными словами, создание «психологии бессознательного». Фрейд писал: «Можно было бы попытаться разрешить таким путём мифы о рае и грехопадении, превратить метафизику в метапсихологию».

    Предмет, структура и методы метапсихологии

    Необходимость наделения термина «метапсихология» новым операциональным смыслом вызвана неудовлетворенностью тем, что методология психологии напоминает сизифов труд. Интеллектуальных усилий при решении «вечных» вопросов затрачено немало, а продвижение вперед по «особому» пути отсутствует в вопросах, затрагивающих основы дисциплины. Например, в начале XXI века все еще дискутируется вопрос о том, где находится внутренний мир и где граница между внешним и внутренним. Вопросы разумные и не праздные, в отличие от проблемы гомункулуса, получателя информации, смотрящего на экран маленького телевизора в мозгу (пример Ф. Крика), но по форме и содержанию напоминают задававшиеся штудировавшими в средние века космологию Аристотеля: «А что находится вне мира?», «А что будет, если проткнуть палкой самую крайнюю оболочку небесного свода?».

    Многочисленные примеры из истории науки показывают, что продвижение вперед возможно и при неверных исходных посылках, но не в результате бега «на месте». В частности, на многие вечные вопросы ответы не нужны ни для практики, ни для теории, а потому их не нужно задавать, оставив философам. Дискуссанты в поисках ответа апеллируют к физикам (Копернику, Галилею, Ньютону) и не замечают Дж. фон Неймана и Б. Расселла, уничтоживших границу между «внутренним миром» компьютера (программным обеспечением) и «внешним миром» (представленным входными данными). В.А. Мазилов описывает другой способ решения проблемы (ухода от нее): во введении заявить, что предметом психологии является психика, а затем об этом «забыть».

    Не мудрствуя, Ч.Р. Миллс утверждает, что «методы суть процедуры, которыми пользуются люди, стремясь что-то понять или объяснить. Методология - это исследование методов; она предлагает варианты теоретического осмысления того, как люди проводят свои исследования».

    Таким образом, под метапсихологией предлагается понимать психологическую дисциплину, изучающую научную психологию. Преимущественно эмпирический язык других психологических дисциплин, возникший для описания феноменологического «фасада» психической реальности, является для метапсихологии объектным (предметным), а метатеории о них предлагается излагать на теоретическом метаязыке. Его психологам предстоит разработать в XXI веке, что не исключает существования общих терминов в эмпирическом языке-объекте и теоретическом метаязыке.

    Рассмотрим примеры исследований, иллюстрирующих структуру и методы метапсихологии. Е.В. Сидоренко считает, что «интерпретации результатов сложных обсчетов несут в себе лишь видимость научной объективности, поскольку мы по-прежнему субъективно интерпретируем, но уже не реальные результаты наблюдений, а результаты их математической обработки» и на этом основании не рассматривает в своей книге многомерные методы статистического анализа. С позиции метапсихологического подхода ситуация видится по-другому. В рамках отдельного психологического исследования МСП, предметом изучения, является, как показывает Ю.Н. Толстова, «анализ данных», рассматриваемый как «процесс, не сводящийся ни к какому набору математических приемов и органично вписывающийся в содержательную ткань» социального исследования.

    Необходимость синтезировать результаты независимых исследований (рассматриваемая нами как МСП) привела во второй половине XX века к созданию мощного статистического метода - мета-анализа. В России его «монополизировали» медики для оценки клинической эффективности терапевтических вмешательств. На Западе у психологов популярен качественный мета-анализ и созданный на его основе новый вид публикаций - систематический обзор (systematic review, systematic overview). В общем случае мета-аналитический процесс состоит из пяти шагов: определение основной цели анализа; поиск релевантных публикаций; выбор критериев их оценки; сбор информации по каждому исследованию, удовлетворяющему критериям; ее анализ, как правило, математическими средствами.

    Таким образом, основным инструментом мета-психологических исследований «низшего» уровня является, с некоторыми оговорками, касающимися качественных оценок, статистический метод.

    В.А. Лефевр предлагает синтез ментализма и бихевиоризма с помощью рефлексивных моделей и «не замечает» пока ассоцианизм, гештальтизм, когнитивизм и прочие «измы», созданные поколениями психологов.

    Одним из первых отечественных психологов, попытавшихся свести в единую концепцию основные теории XX века, был М.Г. Ярошевский, назвавший свой метод категориальным анализом. В частности, он выделил и связал с отдельными теориями систему базисных, ведущих категорий, однако оставил нерешенной проблему их полноты (все ли важнейшие категории уже обнаружены исследователями?) и независимости и, главное, не описал метатеорию, основанную на них.

    Ф.Е. Василюк выделяет в советской психологии три теории, сузившие свой предмет до одной категории: отношений В.Н. Мясищева, установки Д.Н. Узнадзе и деятельности А.Н. Леонтьева. Он показывает, что каждая из них может претендовать на роль общей психологии и, исходя из того, что «синтез теорий может быть плодотворен только в том случае, если всем им присуще глубинное родство, общность базовых методологических и онтологических представлений» и полагает, что основной категорией должно стать общение.

    История психологии свидетельствует, что родство и общность представлений о психической реальности являются исключением из правила, согласно которому новая психологическая концепция появляется в результате критики и отвержения всех предыдущих. С учетом этого замечания блестящим и, возможно, незавершенным представляется логико-содержательный анализ, осуществленный Л.М. Веккером.

    Рассматривая классические психологические концепции (исключая их культурно-исторический контекст и социальную детерминацию психических явлений) с позиций теории психических процессов, он показывает, что все они сложились закономерным образом, исходя из феноменологического фасада психических явлений. Выделив отдельные аспекты психики в виде небольшого числа категорий и абстрагируясь от остальных не менее существенных характеристик, каждая из них доказала свою эвристическую ценность, но, в конечном счете, из-за отброшенных категорий не смогла «свести концы с концами» и оказалась в тупике.

    Веккер отмечает, что общей чертой всех концепций является то, что «эмпирический и теоретический языки в них еще не разведены, и, соответственно, не сформулированы проблемы, с необходимостью требующие перехода к конкретно-научной метатеории». Ранее он, с одной стороны, утверждал, что синтез главных аспектов психической деятельности принципиально неосуществим средствами внутрипсихологического понятийного аппарата и требует выхода за пределы психологической теории, а, с другой - предлагал в качестве искомой чудо-теории (органически включающей даже понятие материала) общую теорию сигналов. Время поставило под сомнение первое утверждение, а второе дополнило синергетическим подходом.

    Метод Л.М. Веккера, условно названный выше логико-содержательным анализом, представляется образцом мета-анализа концепций высокого уровня. Он позволил выделить главный и побочные аспекты исследования и показать, что введение категории «целостности» логично привело гештальт-психологов к принципу изоморфизма, а отказ от рассмотрения внутренней психической структуры и необходимость объяснения адаптации организма к окружающей среде заставили бихевиористов ввести принцип вероятностной организации поведения. Это позволяет считать бихевиоризм, вопреки внешней видимости, психологической теорией.

    Метапсихологияв работах Фрейда

    Термин «метапсихология» был использован З. Фрейдом в 1896 году за два месяца до того, как он ввел в научный оборот понятие «психоанализ». В письме берлинскому врачу В. Флиссу от 13 февраля 1896 года он писал, что продолжает заниматься «психологией, точнее, метапсихологией». Фактически речь шла о поиске З. Фрейдом новых идей, способствующих пониманию природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов. Его не удовлетворяло рассмотрение невротических заболеваний, в частности, различий между неврастенией и неврозом страха, в терминах органических процессов. Его заинтересовала психология неврозов, в рамках которой ему пришлось искать ответы на «метапсихологические вопросы», с необходимостью выходящие на уровень обобщений, в сферу философского знания. Именно об этом З. Фрейд писал в письме В. Флиссу 16 апреля 1896 года, в котором подчеркивал, что если в юношеские годы он стремился к философскому познанию, то, став терапевтом помимо своей воли, он может приблизиться теперь к своей цели путем перехода от «медицины к психологии». В данном контексте он говорил о необходимости рассмотрения «метапсихологических вопросов».

    Работая над книгой «Толкование сновидений» (1900), З. Фрейд неоднократно сообщал В. Флиссу о том, что ему приходится иметь дело с метапсихологическими проблемами, понимание и решение которых требовало от него значительных умственных усилий. Ему представлялось, что положенная им в основу понимания сновидений теория осуществления желаний имела «не психологическое решение, а биологическое - или, скорее, метапсихологическое решение». В этой связи он спрашивал В. Флисса о том, может ли он использовать понятие метапсихологии для изучения психологии бессознательного. Подобное фрейдовское использование понятия метапсихологии породило двойственное его толкование, так как, с одной стороны, оно олицетворяло собой стремление основателя психоанализа к философским обобщениям, противостоящим традиционной метафизике, а с другой - соотносилось с биологическими основаниями психоанализа, понимаемыми в плане признания предысторического периода жизни ребенка (в возрасте от одного года до трех лет), являющегося источником бессознательного, этиологии неврозов, а также инфантильной амнезии как аналога истерической амнезии и роли сексуальности в возникновении невротических заболеваний.

    В научную литературу термин «метапсихология» был введен З. Фрейдом в его работе «Психопатология обыденной жизни» (1901). Размышляя о мифологическом мировоззрении, он пришел к выводу, что значительная часть этого мировоззрения представляет собой не что иное, как «проецированную во внешний мир психологию»: по аналогии с паранойей можно сказать, что эндопсихическое восприятие психических фактов и бессознательных процессов отражается в конструировании «сверхчувственной реальности», которую наука должна превратить в психологию бессознательного. Можно было бы, как полагал основатель психоанализа, «попытаться разрешить таким путем мифы о рае и грехопадении, о боге, добре и зле, о бессмертии и т.д., превратить метафизику в метапсихологию».

    На протяжении последующих более десяти лет в работах З. Фрейда не встречался термин «метапсихология». Однако в 1915 году он начал интенсивно работать над обобщением своих предшествующих психоаналитических концепций и предпринял попытку осуществления того «великого синтеза», который, по его мнению, мог бы способствовать созданию общей теории невротической и нормальной психической деятельности человека. З. Фрейд собирался написать книгу под названием «Введение в метапсихологию» или «Вводные эссе по метапсихологии». В течение короткого времени он написал пять материалов, включая «Влечения и их судьбы», «Вытеснение», «Бессознательное», «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях», «Печаль и меланхолия». В дальнейшем он написал еще семь материалов к задуманной книге, но они не были опубликованы, а их рукописи не сохранились.

    В работе «Бессознательное» (1915) З. Фрейд предложил «назвать метапсихологическим такое описание психологического процесса, при котором нам удается описать этот процесс в динамическом, топическом и экономическом отношениях». Речь шла о рассмотрении психических процессов с динамической (переход из одной психической системы в другую), топической (по месту расположения), экономической (оценка количества возбуждения и распределение психической энергии) точек зрения. В работе «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» (1917) имело место углубление теоретических положений, которые З. Фрейд хотел положить в основу психоаналитической системы знания о психических процессах и механизмах образования сновидений.

    З. Фрейд полагал, что «теория, которая, кроме топического и динамического моментов, учитывает еще и экономический, является самой совершенной, какую только мы можем себе представить в настоящее время, и заслуживает названия метапсихологической». Можно сказать что, описывает психические процессы в аспектах (подходах) динамических, топических и экономических отношений:

    Экономический аспект относится к понятию «энергия» и описывает психические явления через процессы возбуждения, распределения энергии, связывания, катексиса, разрядки;

    Динамический аспект описывает психические феномены как результат столкновения и сложения сил или первичных влечений (влечение к жизни и влечение к смерти), каждое из которых имеет источник, величину и объект;

    Топографический аспект относится к понятиям и формулировкам, которые характеризуют конструкт психического аппарата (сознание, предсознательное и бессознательное, а также Ид, Эго и Суперэго).

    Эта точка зрения была высказана им в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).

    Последующее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось двойственным отношением психоаналитиков к фрейдовской метапсихологии. Одни из них обратились к уточнению метапсихологических представлений основоположника психоанализа: Х. Хартманн, Э. Крис, Р. Лёвенштейн, Э. Эриксон расширили метапсихологию, включив в нее наряду с динамической, топической (после введения и развития З. Фрейдом в 20-е гг. представлений о структуре психического аппарата как состоящего из Оно, Я и Сверх-Я, эту точку зрения стали называть структурной) и экономической, также генетическую точку зрения, опирающуюся на историю развития человека, что в принципе подразумевалось уже у З. Фрейда, когда он писал о предыстории развития ребенка; Д. Рапопорт дополнил метапсихологию адаптивной точкой зрения, учитывающей психосоциальные факторы, оказывающие воздействие на функционирование психики человека. Другие психоаналитики, включая М. Гилла, Дж. Клайна, Р. Шафера, подвергли метапсихо-логию З. Фрейда резкой критике. Во всяком случае среди психоаналитиков существовали разнообразные мнения по поводу метапсихологии. Так, Р. Уэлдер исходил из того, что за рамками клинической теории стоит метапсихология, включающая в себя такие абстрактные понятия, как психическая энергия, катексис, инстинкт жизни и инстинкт смерти. Ю. Хабермас назвал метапсихологию З. Фрейда «научным заблуждением». А. Моделл ратовал за отказ от фрейдовской метапсихологии.

    В современном психоанализе до сих пор продолжаются дискуссии, связанные с фрейдовским пониманием метапсихологии, необходимостью ее устранения из клинической практики или ее обновлением в духе накопленных в последние годы психоаналитических знаний. Немецкие психоаналитики Х. Томэ и К. Кэхеле так характеризуют состояние дел в отношении метапсихологии: «Конечно, в психоаналитической ситуации, так же как и в метафорическом языке психоаналитической практики, метапсихология на протяжении долгого времени видоизменялась, хотя лишь совсем недавно произошли ее достойные похороны и, следовательно, раздел ее имущества».

    Вместе с тем следует иметь в виду, что сам З. Фрейд придавал важное значение метапсихологии. В работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), являющейся своего рода духовным завещанием для психоаналитиков, он особо подчеркнул то обстоятельство, что при рассмотрении вопроса о возможностях устранения средствами психоанализа внутриличностных конфликтов трудно обойтись без «ведьмы метапсихологии»: «Без метапсихологических спекуляций и теоретизирования - едва было, не сказал: фантазирования - здесь не сдвинешься ни на шаг».

    Термин "метапсихология" иногда встречается в письмах Фрейда В. Флиссу. Это слово выражает своеобразие фрейдовской попытки построения психологии, ведущей, в отличие от традиционных психологии сознания, "по ту сторону сознания". Нельзя не отметить аналогию между терминами "метапсихология" и "метафизика" - у Фрейда, по-видимому, преднамеренную. Ведь о своем философском призвании он писал: "Я надеюсь, что ты со вниманием отнесешься к некоторым метапсихологическим проблемам. В молодости я стремился лишь к философскому познанию, и теперь я могу, переходя от медицины к психологии, приблизиться к этой цели".

    Однако размышления Фрейда об отношениях между метафизикой и метапсихологией выходят за рамки простого сходства, поскольку метапсихология, например, определяется, как научная попытка перестроить "метафизические" конструкции. Фрейд видел в этих конструкциях (подобно суевериям или паранойяльному бреду) проекцию на внешний мир того, что на самом деле присуще бессознательному: "... большая часть мифологической картины мира, вплоть до самых современных религий, есть не что иное, как проекция психологии на внешний мир. Неясное осознание (или, иначе, эндопсихическое восприятие) психических факторов и бессознательных процессов отображается в построении сверхчувственной реальности, которую наука призвана преобразовать в психологию бессознательного. Можно было бы попытаться перестроить метафизику в метапсихологию". Впоследствии Фрейд вновь обратился к термину "метапсихология", стремясь дать ему точное определение: "Я называю метапсихологическим представлением описание психического процесса в его динамических, топических и экономических отношениях". Должны ли мы считать ме-тапсихологическими все теоретические исследования, где используются понятия и гипотезы, относящиеся к этим трем регистрам? Или, быть может, следует называть метапсихологическими те основополагающие тексты, в которых разрабатываются или объясняются главные гипотезы психоаналитической психологии - ее "принципы", "основные понятия", теоретические "модели"? У Фрейда есть несколько метапсихологических текстов, которые вехами размечают все его творчество; прежде всего это "Набросок научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895), глава VII из "Толкования сновидений" (Die Traumdeutung, 1900), "О двух принципах функционирования психики" (Formulierungen ?ber die zwei Prinzipien des psychisches Geschehens, 1911), "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920), "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923), "Очерк психоанализа" (Abriss der Psychoanalyse, 1938). Наконец, в 1915 r. Фрейд задумал и отчасти написал "Подготовительные материалы к метапсихологии" (Zur Vorbereitung einer Metapsychologie), стремясь "...прояснить и углубить теоретические гипотезы, которые можно было бы положить в основу психоаналитической системы"

    Заключение

    фрейд метапсихология веккер

    На текущий момент фрейдовское понимание метапсихологии остаётся предметом дискуссии среди аналитиков. Неоднозначное отношение к термину, считают Филлис и Роберт Тайсоны, связано с постоянным расширением его содержания в соответствии с углублением понимания психики человека. Иногда под синонимом «метапсихологии» (как «общей теории») понимают парапсихологию, а метапсихологию как подход к изучению психики приравнивают к номотетическому подходу, отмечает Артур Ребер, комментируя: «Мета здесь означает „вне“, в том смысле, что такие метапсихологические попытки представляют собой нечто, выходящее за рамки того, что было выявлено и познано эмпирически, и пытается полностью обрисовать общие принципы психологии». Для ортодоксального же фрейдизма «общая теория» была и остается одним из краеугольных камней дисциплины; так, Жак Лакан заключал: «оправданно или нет, но каждый аналитик неизменно впадает в теоретические рассуждения о ментальном развитии невозможно ни секунды практиковать не мысля метапсихологическими терминами».

    Представителями отличных от психоанализа теорий метапсихология подвергается критике - в разное время её основными противниками выступали учёные Джордж Кляйн и Рой Шафер?[ru]. Метапсихологические понятия (как положения на высшем уровне абстрагирования) ставятся под сомнение из-за умозрительности и отдалённости от клинической практики - так, в частности, особо порицается употребление таких терминов как «психическая энергия», «катексис», инстинкты жизни и смерти. Жорж Политцер аналогично не принимал введения в оборот отдалённых от эмпиризма понятий (исходя из этого, ошибочных), видя в их использовании «выход [науки] за пределы ее собственного предмета - человеческого действия».

    Список литературы

    1. Аверин В.А., Аллахвердов В.М., Семенов В.Е., Юрьев А.И. Куда идет отечественная психология? (О работе III съезда российских психологов «Психология и культура») // Психол. журн. 2014. Т. 25. №1.

    2. Лакан Жак. Работы Фрейда по технике психоанализа (Семинар, книга I (1953/54)) / Под. общ. ред. Ж.А. Миллера. - М.: Гнозис; Логос, 2019.

    3. Лейбин, Валерий. Словарь-справочник по психоанализу. - М.: АСТ, 2010.

    4. Тайсон, Филлис; Тайсон, Роберт. Психоаналитические теории развития. - М.: Когито-Центр, 2016.

    5. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006.

    6. Фрейд, Зигмунд. По ту сторону принципа удовольствия // Очерки по психологии сексуальности. - Минск: Попурри, 2020.

    7. Фрейд, Зигмунд. XII. Детерминизм - Вера в случайности и суеверия. Общие замечания // Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2002.

    8. Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А.М. Боковикова. - М., 2016.


    написать администратору сайта