Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Персонажи, характеристика романа «Дар»

  • реферат. РЕФЕРАТ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В.В. НАБОКОВА. Содержание Введение Жизнь и творчество В. В. Набокова Произведения В. В. Набокова Персонажи, характеристика романа Дар Дар, анализ романа Набокова Заключение список литературы введение


    Скачать 81.15 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Жизнь и творчество В. В. Набокова Произведения В. В. Набокова Персонажи, характеристика романа Дар Дар, анализ романа Набокова Заключение список литературы введение
    Анкорреферат
    Дата04.02.2021
    Размер81.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В.В. НАБОКОВА.docx
    ТипРеферат
    #173831
    страница2 из 3
    1   2   3

    Произведения В.В. Набокова


    Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым, порой почти триллерным сюжетом. Среди известнейших образцов творчества Набокова можно отметить романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Известность у широкой публики писатель получил после выхода в свет скандального романа «Лолита», по которому впоследствии было сделано несколько экранизаций.

    Круг интересов Набокова был необычно разносторонен. Он внес значительный вклад в лепидоптерологию (раздел энтомологии, фокусирующийся на чешуекрылых), преподавал русскую и мировую литературу и издал несколько курсов литературоведческих лекций, создал переводы «Евгения Онегина» и «Слова о полку Игореве» на английский язык, серьезно увлекался шахматами: был достаточно сильным практическим игроком и опубликовал ряд интересных шахматных задач.

    Набоков о себе: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски».

    Владимир Набоков (1899-1977) – русский и американский писатель, а также литературовед и переводчик. Он получил образование в Англии. Всю жизнь Набоков удивлял окружающих противоречивыми чертами в своем характере, уникальными увлечениями (он любил коллекционировать бабочек и сочинял шахматные задачи) и, конечно же, скандальными романами. Начинать знакомство с автором лучше всего с небольших рассказов или повестей, к таковым относятся «Знаки и символы», «Подлец», «Круг» и т. д. Романы Набокова «Машенька», «Дар», «Приглашение на казнь» очень глубоки, и тем, кому Владимир Набоков в новинку, их лучше отложить до лучших.

    «Дар» 1938 года – это последний русский роман Владимира Набокова, который можно по праву назвать вершиной русскоязычного периода его творчества и одним из шедевров литературы ХХ века. Набоков потрясающе пишет, он будто бы художник, прорисовывающий каждый элемент на своей картине. Роман повествует о творческом становлении Федора Годунова-Чердынцева – молодого писателя эмигранта. Он чувствует свою склонность к литературной деятельности, ему скучно проводить время в кругу эмигрантов, единственный человек, который интересен Федору – это поэт Кончеев. С ним он и ведет внутренний диалог «на языке воображения». Автобиографичная книга «Дар» касается важнейших тем, которые часто Набоков затрагивает в своих произведениях: загадки истинного дара, идеи бессмертия, судеб русской словесности и т. д.

    «Король, дама, валет» – один из первых романов Набокова, который был написан в 1928 году. Владимир Набоков в своем произведении мастерски изображает атмосферу, во время чтения всплывают какие-то неясные образы: размытые, цветные, появляется ощущение безумия и даже какой-то горячки. В хитросплетениях любовно-криминальной интриги перетасовываются, как игральные карты, судьбы скучающей женщины (начало 19 века – даме хочется любить, радоваться, жить, к тому же недавно кончилась война), ее мужа – удачливого берлинского коммерсанта и его провинциального полунищего племянника. Трое героев оказываются всего лишь марионетками беспощадного случая…[4]

    «Машенька» – первый роман Владимира Набокова, написанный в 1926 году. Автор писал роман в период своей эмиграции, который несет в себе биографические мотивы, так как Набоков тосковал по Родине, и его съедала грусть по родному дому. Читая его произведение, приходит осознание того, что жить нужно настоящим, а прошлое уже не вернешь. Произведение «Машенька» – книга о воспоминаниях, о прихотливом переплетении жизненных узоров настоящего и прошлого… О великолепном событии – первой истории любви русского эмигранта, живущего в Берлине – Льва Ганина. Роман, действия которого охватывают события шести дней, с небольшим количеством персонажей, обретает смысловую глубину благодаря сильной памяти Льва Ганина (и самого автора).

    Из всех романов Владимира Набокова, «Пнин» (менее известный, чем, например, «Лолита») представляется самым смешным. «Пнин» – это «вызов Сервантесу». Роман был написан на английском языке в США и издан книгой в 1957 году. Читатель, беря в руки книгу «Пнин», познакомится с Тимофеем Павловичем Пниным – профессором-эмигрантом из России. Главный герой книги – чудаковатый, нелепый, трогательный – этакий Дон Кихот, проживающий в Вэйнделе – университетском городке. Постепенно перед читателями он раскрывается как многогранная и сложная личность, в судьбе которого соединились самые разнообразные мгновения: трагичные, счастливые, чья жизнь, подобно жизни любого человека, образует причудливую смесь невообразимого очарования и вечной грусти…

    Антироман «Бледный огонь» был написан на английском языке, и впервые был опубликован в 1962 году. Экстравагантное произведение Владимира Набокова не поддается какому-либо традиционному жанровому обозначению (некоторые критики называют его «антироманом»). Произведение «Бледный огонь» сложное для понимания. Сам автор говорил о своем произведении: «Думаю, что «Бледный огонь», – это простой роман. Человек раскрывается ярче всего в творческой работе, которая приносит ему радость и удовлетворение. Здесь же поэт раскрывает себя в своей поэме, а комментатор – в комментарии… Надеюсь, кто-нибудь из читателей заметит изюминки – их тут много». Эта книга Набокова веселее других. Но если вы не знакомы с автором, то лучше отложить эту технически-виртуозную и сложную книгу на потом, и начать чтение с более простых для понимания произведений Набокова.

    Англоязычное произведение Набоков написал в США в 1947 году. Как всегда, автору удалось создать увлекательный мир, в котором переплетается реальность и воображение. История произведения разворачивается в одном полицейском государстве во главе которого стоит диктатор Падук. В нем правит партия «уравнителей». В центре повествования «Под знаком незаконнорожденных» – Адам Круг, философ «на слуху», когда-то приходящийся Падуку одноклассником. В детстве Адам Круг издевался над ним. Пытаясь добиться от Адама официальной поддержки своего правления, диктатор Падук берет под арест всех его товарищей, однако философа может сломить только расставание с любимым маленьким сыном – Давидом.

    Работу над романом «Защита Лужина» Набоков начал в 1929 году в Ле Булу. В 1929-1930 годах он опубликовал его под псевдонимом В. Сирин в журнале «Современные записки», а затем последовала отдельная книга в издательстве «Слово». «Защита Лужина» – один из самых известных романов В. Набокова. В центре истории – жизнь Лужина, мальчика аутиста, который мастерки играет в шахматы. Его жизнь в школе – настоящий ад, и мальчик находит свое спасение в шахматной игре. Он вырастает сильнейшим шахматистом…Лужин живет от турнира до турнира, конец у истории очень печальный…

    «Камера обскура» был написан Набоковым в 1931 году, переработан и назван «Смех в темноте» в 1938. Роман напоминает «Лолиту». Главные герои романа вовлечены в хитросплетения любовных интриг, в стихию измен и страстей. «Камера обскура» потрясает тем, как все подано – незамысловатая история о любви, предательстве и любовном треугольнике уже описывалась в книгах многократно, но история В. Набокова читается с огромным интересом, даже, можно сказать, взахлёб. Он мастерски описывает каждое событие, которое стоит перед глазами, словно живая картинка. Описания характеров героев, их чувств проходят через душу читателя. Невозможно выразить словами, как произведение пропитано реализмом и жизнью.

    Дата написания романа «Приглашение на казнь»: около 1935-1936 г. Впервые он был опубликован в «Современных записках» (парижский журнал), а в 1938 году роман вышел отдельной книгой в издании Парижа «Дом книги». 30-летний учитель Цинцинат Ц. обвинен в «гносеологической глупости», за что его приговорили к смертной казни. 19 дней он ведет дневник, окруженный стенами тюрьмы, палачей, адвоката и своих близких. Для него день казни становится освобождением от морока: Цинцинат сходит с эшафота и, наблюдая за разрушением насквозь фиктивного мира, направляется в сторону, «где, судя по голосам, находились существа, подобные ему»…

    «Лолита» – самое известное скандальное произведение Владимира Набокова, принесшее автору мировую славу и материальное благосостояние. Он считал свое произведение вершинным достижением – серьезной книгой, написанной с серьезными целями. 37-летний Господин Гумберт пишет исповедь, находясь в тюрьме. Взрослый мужчина был наделен склонностью испытывать влечение к миловидным девочкам лет 9-12. «Лолита» рассказывает историю о печальной судьбе ребенка – обыкновенная маленькая девочка захвачена бессердечным человеком. Для большинства читателей Гумберт так и остался сомнительным героем, а Лолита – прелестной нимфеткой.
    4. Персонажи, характеристика романа «Дар»
    Владимир Владимирович предлагает разнообразные интерпретации романа: «Дар» это и книга о судьбе, сводящей молодых героев, история о потерянной Родине, в которую нет возврата. Но в первую очередь, это произведение, посвященное нелегкому писательскому труду и творчеству.

    Главный герой Федор - писатель и поэт, вынужденный жить в далекой и чужой для него стране. Сознание Федора, запутанное, но ясное, позволяет проникнуть в мир творческой личность, понять ее психологию и мотивы. Проводя нас по лабиринтам мыслей Годунова-Чердынцева, Набоков позволяет проникнуть читателю в процесс создания и формирования нового шедевра литературы. Да и главным героем «Дара» стал не только сам персонаж-писатель, но и вся русская литература.

    «Дар» - это роман - головоломка, ведь сама книга это подробное описание творческого процесса, попытка проанализировать, как идея, возникшей в голове автора, превращается, постепенно, в уникальное творение.

    Для Набокова творчество - неотъемлемая часть жизни, возможность обрести счастье и гармонию, поэтому для Федора писатель выбирает особый слог, длинный, тягучий, вбирающий в себя все мелкие детали, которые кажутся ненужными на первый взгляд. За неудачами в жизни героя идет радость, восторг творчества. Неслучайно даже сам сборник его стихов начинается с пропажи мячика и заканчивается обретением потери для уже повзрослевшего героя.

    Горькая шутка о восторженной рецензии, мучающая героя, приводит к написанию стихотворения «Благодарю тебя, отчизна». Негативные эмоции, обида превращаются в поэтическое творение, разочарование открывает новые грани таланта. Владимир Владимирович дает нам яркое и полное представление о писателе, показывая, как творческое сознание, преобразуя окружающий мир и перерабатывая свои эмоции, создает уникальное творение.

    В первой же главе Федор читает свой сборник «Стихи», посвященный его детству. Но воспоминания, возникающие на страницах книг, перебиваются голосами «фамильярно-фальшивых» критиков. Перечитывая свое творение, Годунов-Чердынцев вспоминает об отце, которого нет на страницах сборника, и задумывает написать книгу о нем.

    Федор скучает по отцу, связывая его и с образом утерянной России. Утешением для героя становятся эти воспоминания, возможность хотя бы в мире воображения воссоздать прошлое. Как и вся классическая русская литература, набоковский герой осуществляет переход от поэзии к прозе, от романтических воспоминаний - к «суровой прозе», ориентированной на примеры пушкинских путевых записок.

    Федор со светлой грустью вспоминает об отце, пытаясь по крупицам восстановить милый образ. Анализируя отца, он пытается понять его характер, проследить принципы творческой личности. «В моем отце и вокруг него, вокруг этой ясной и прямой силы было что-то, трудно передаваемое словами, дымка, тайна, загадочная недоговоренность…»

    Идея путешествий Константина Кирилловича, его энтомологические исследования можно рассматривать в контексте вечного поиска смысла жизни, своего призвания, освещающего путь. Поэтому схема жизни, которую описывает Федор, изображается в триумфальных тонах: невероятное пространство, которое обошел его отец, поразительная, редкая коллекция, восемь крупнейших экспедиций, кругосветное путешествие-масштаб поразительный. Все эти сведения Годунов-Чердынцев выписывает из энциклопедии, где вся жизнь его отца отражена как сумма его побед, открытий и достижений. Такая книга помогает оценить личность человека, но не объясняет его суть, вечное стремление к поиску.

    Константин Кирилловича преодолевает не только границы стран и материков, его самоотверженная любовь к своему делу, к природе и ее тайнам приближает к преодолению границы неизведанного остальным мира. Жизнь, посвященная энтомологии, трепетное отношение к ней, диалог с природой, возможность дать наименование своим открытием, приводит ученого в восторг сотворчества, и своим счастьем он делится с сыном.

    С образом Константина Кирилловича связан мотив избранности и святости творца. Набоков заставляет Федора при описании его отца следовать за жанром средневековой литературы, создавая иконографический образ. Поэтому в воспоминаниях Федора чувствуется житийное начало, для своих родных Годунов-Чердынцев свят, изучая тайны энтомологии, он постигает смысл бытия.

    Героизм, жажда знаний и приключений, стремление к идеалу в своей профессиональной деятельности, трагическая гибель-все это делает Константина Кирилловича идеальным героем. Но книга так и недописана.

    Набоков не случайно оставляет биографию старшего Годунова-Чердынцева открытой. Для Набокова полная реконструкция судьбы творца не возможна, ведь в ней всегда есть тайны и загадки недоступные пониманию других. Федор с уважением относиться к отцу и его делу, и поэтому не может написать биографию, ограничивающую и замыкающую в круг жизнеописания всю его судьбу.

    Но в непосредственную структуру романа включена другая книга, а именно Жизнеописание Чернышевского, в которой Федор выражает свое творческое кредо. Набоков показывает не только образ настоящих творцов, обладающих даром, но и их противоположностей. В этом вставном повествовании уже чувствуются приемы письма ХХ века: сложная композиция, лейтмотивная структура, соединение прозы и стиха.

    Эта книга очень важна для структуры романа. Ее можно рассматривать в свете темы вечной разъединенности Федора, как творца, с родным и близким и вынужденным слиянием с чуждым и чужим.

    Чтобы образ Николая Гавриловича получился ярким и отражал мысль автора, его необходимо было сделать антиподом Константина Кирилловича, идеального творца и героя. Этим объясняется негативная утрированность образа Чернышевского.

    Выбрать в качестве объекта насмешки и порицания героя революционной демократии, известного и уважаемого, очень рискованно, это понимает Набоков, и отражает в романе. Редактор Васильев предостерегает Годунова-Чердынцева о том, что такой роман загубит его литературную жизнь, грозя порицанием общества. Но ответ Федора («Предпочитаю затылки») может стать девизом для настоящей творческой личности.

    Чернышевский в книге предстает смешным и нелепым. Он, ставший героем и примером для подражания, изображается как слабый, беспомощный, неуклюжий. Чернышевского не трогают картины прекрасной природы, он не разбирается в эстетике жизни и искусстве. В повседневной жизни он также неудачлив: все время что-нибудь роняет, бьет, а починить не может. Его жена ему изменяет, а он, как герой «Приглашения на казнь», считает ее своей музой, закрывает на все глаза и даже учтиво общается с ее многочисленными любовниками.

    Но, что самое ненавистное для Набокова, этот «современный буржуа» некомпетентен и в области искусства. Его кумир-Жорж Санд, которую он чтит намного больше Шекспира и Гомера, Фета считает идиотом, а в поэзии Пушкина видит лишь подражание Байрону.

    Попытки Чернышевского, не наделенного ярким талантом, писать, вызывают насмешку автора: «Забавно-обстоятельный слог... застревание мысли в предложении и неловкие попытки ее оттуда извлечь... долбящий, бубнящий звук слов, ходом коня передвигающийся смысл в мелочном толковании своих мельчайших деталей, прилипчивая нелепость этих действий (словно у человека руки были в столярном клее, и обе были левые), серьезность, честность, вялость, бедность...».

    Набоков не может принять пустого теоретизирования Чернышевского, навязывания своих идей целой стране, уверенности в своей правоте. Сама социальная функция его литературы неприятна автору, считавшего что грошовые истины произведений Чернышевского стоят мало.

    Анализируя природу творчества Чернышевского, Федор развивает логическую цепочку, соединяя его с идеями Белинского, Гегеля, Маркса и, как отмечает Л.Н. Целкова, приходит к образу Ленина. Так Набоков объединяет творчество Чернышевского с политической жизнью страны. Разоблачение этого героя подвергает осмеянию и критике все устройство Советского Союза, с его ограничивающими социальными заказами в области литературы. Владимир Владимирович, продолжая спор между социально-демократической школой и, через образ Фета, с поэтами чистого искусства, отстаивает необходимости свободы литературы от окружающей действительности и идеологии.

    И все же, несмотря на все попытки высмеять Чернышевского, есть в его образе и нотки сочувствия, появляющиеся при описании тюремной ссылки писателя. Одиночество, на которое обречен Чернышевский, тонкой нитью соединяет его со всеми творцами, отверженными из-за своего дара.

    Таким образом, мы видим, что нарочитое нагнетание негативных качеств личности Чернышевского связано, скорее, с композиционной задачей, а не продиктовано личной неприязнью к писателю Владимира Владимировича Набокова.

    Творческий процесс явление непрерывное, поэтому заканчивается роман открытым финалом. На последних страницах книга Зина и Федор обсуждают идею создания самого «Дара», и герой задумывается, что мог бы написать руководство «Как стать счастливым?». Несмотря на изгнание, одиночество, оторванность от родных и жизнь в чуждом Берлине, Федор счастлив, потому что тонко чувствует не только несовершенство мира, но и его прелесть, энергию и гармонию, питающую творческую личность Годунова-Чердынцева. Роман «Дар» может считаться таким руководством.

    Роман «Дар» завершается онегинской строфой, намекающей на преодоление всех границ, бесконечность бытия, обретенного через творчество «и для ума внимательного нет границы - там, где поставил точку я: продленный призрак бытия синеет за чертой страницы».

    Таким образом, романы «Дар» можно считать исследованием творческой личности и практическим руководством к созданию произведений литературы. Показывая портреты художников и пародии на них, автор исследует психологию сознания героя-творца, показывает их многочисленные произведения, победы и профессиональные разочарования, размышляет об истоках литературного труда, и представляет перед читателем сам процесс создания нового творения от искры зарождающейся мысли через тяжелый процесс материального воплощения ее на страницах книги к опустошающему счастью завершения и новому витку вдохновения.
    1   2   3


    написать администратору сайта