Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Личность Фридриха Ницше 1.1. Личность Фридриха Ницше и описательная психология

  • 2. Учение Ницше о сверхчеловеке 2.1. Заратустра

  • 2. 2. Концепция «сверхчеловека»: содержание, сущность

  • Список использованной литературы

  • Философия. философия. Содержание Введение Личность Фридриха Ницше Личность Фридриха Ницше и описательная психология Учение Ницше о сверхчеловеке Заратустра Концепция сверхчеловека содержание, сущность Заключение Список использованной литературы Введение


    Скачать 97 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Личность Фридриха Ницше Личность Фридриха Ницше и описательная психология Учение Ницше о сверхчеловеке Заратустра Концепция сверхчеловека содержание, сущность Заключение Список использованной литературы Введение
    АнкорФилософия
    Дата01.01.2021
    Размер97 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия.doc
    ТипРеферат
    #165480


    Содержание

    Введение……………………………………………………………………………...3

    1. Личность Фридриха Ницше

    1.1. Личность Фридриха Ницше и описательная психология………..………...…4

    2. Учение Ницше о сверхчеловеке

    2.1. Заратустра……………….……………………………………………………….7

    2. 2. Концепция «сверхчеловека»: содержание, сущность......................................8

    Заключение………………………………………………………………………….13

    Список использованной литературы……………………………………………...14

    Введение

    Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии.

    В современном мире с его постоянными метаниями в призывах «к делу» и к непременной духовности и одновременно с его жаждой власти огромное число людей мыслит подобно Ницше о сверхчеловеке и воле к власти, ассимилируя  из них «то, что подходит», и переделывая в соответствии со своими потребностями. Однако, скорее всего, они акцентируют внимание на достаточно поверхностных, второстепенных для философа проблемах, оставляя в тени наиболее существенные, эпохальные. Его идеи предстают в достаточно вульгарном виде, что искажает как саму его философию, так процесс понимания между людьми. Поэтому в данном реферате мне хотелось бы рассмотреть идею Ницше о сверхчеловеке и воле к власти в ее оригинальном варианте.

    Установлена цель исследования – исследование учения Ф.Ницше о сверхчеловеке.

    Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:

    - изучение личности Фридриха Ницше и описательная психология;

    - рассмотрение и анализ основных постулатов из учения Ницше о сверхчеловеке.

    Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно – исторический, метод системного анализа, структурно – функциональный, а так же ряд частно – научных методов – сравнительного правоведения, формально – юридический, статистический.

    Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

    Глава 1. Личность Фридриха Ницше

    1.1. Личность Фридриха Ницше и описательная психология

    Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. «Когда умеешь владеть собой, - поучал он важно сестру, - то начинаешь владеть всем миром». Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества.

    Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли. [4, с.76]

    «Я пытался отрицать все, но, увы! Как легко разрушать и как трудно созидать!», - говорил он. Ницше ничего не утверждает: он даже осуждает поспешное суждение о важных предметах. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.

    В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в Боннский университет. Жизнь послала ему самое горькое одиночество - одиночество побежденного. Не он сам покинул студенческую среду, его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс.

    Он решает кончать университет в Лейпциге.

    «Величие человека в том, что он мост, а не цель; и в любви в нем достойно лишь то, что он переход и уничтожение.

    Я люблю того, кто не умеет жить иначе, кроме как во имя собственной гибели, ибо он идет по мосту.» Шопенгауэр безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом.

    «Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и отвратительна она ни была».

    Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившемся - у него есть учитель!

    Ницше любил успех и переживал его с чувством самого простого тщеславия, в котором сознавался сам.

    В противоположность другим ученым, он хочет писать в самом глубоком, классическом значении этого слова.

    Прусская армия в 1867 г. зачислила его в артиллерийский полк, квартировавший в Наумбурге.

    В октябре он переезжает в Лейпциг. Вскоре он открывает себе нового гения - Рихарда Вагнера.

    В 24 года, не имея научной степени, получил кафедру профессора базельского университета. Ежедневные занятия непрестанная сосредоточенность мысли на определенных научных вопросах отрицательно действует на остроту восприятия ума и в корне кладут свой отпечаток на философское понимание вещей.

    В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базилем и Трибшеном, где живет Вагнер.

    Война преобразила его, и он восхваляет ее: она будит человеческую энергию, тревожит уснувшие умы, она заставляет искать цели слишком жестокой жизни в идеальном строе, в царстве красоты и чувства долга.

    «Война создала рабство; в страдании и трагедии люди создали красоту; надо их глубже погрузить в страдание и трагедию, чтобы удержать в людях чувство красоты». [1, с.45]

    С 1876 г. и всю жизнь страдал тяжелейшими головными болями, они истощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать. Его «Утренняя заря» (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.

    В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни.

    Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его «человеком, умершим для науки».

    У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все-таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.

    Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости.

    Погибший интеллект спасти было нельзя.

    Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г. [2, с.66]


    2. Учение Ницше о сверхчеловеке

    2.1. Заратустра

    «Книга для всех и ни для кого» - так звучит подзаголовок «Заратустры» Ницше. Таков круг подлинных читателей Ницше и всего о нем.

    «Слово сверхчеловек для обозначения типа самой высокой удачности, в противоположность «современным» людям, «добрым» людям почти всюду понято в полной невинности как «идеалистический» тип высшей породы людей, как полусвятой, как полугений.», - пишет Ф.Ницше.

    «По утрам я взбирался по южной красивой гористой дороге, по направлению к Зоагли. Здесь мне пришло в голову все начало Заратустры, даже больше того - Заратустра сам, как тип, явился мне.»

    В первой части Заратустры мысль о «Вечном возврате» еще не попадается; в ней Ницше преследует совершенно другую мысль, мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и рока.

    Заратустра является предзнаменованием Сверхчеловека. Это пророк благой вести. В своем одиночестве он открыл обещание счастья и несет это обещание людям; с благодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее в награду за великий труд; в другое время Ницше заставит его держать более суровые речи. Читая эту первую часть книги, не надо смешивать его с теми, которые появятся потом: тогда только можно оценить всю здравость книги и всю мягкость его языка. Отчего Ницше оставил мысли о «Вечном возврате»? Он понял всю невозможность сознательного и разумного настроения своей гипотезы. [3, с.24]

    Его больше не удовлетворяет мысль о «Вечном возврате»; он не хочет жить пленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о Сверхчеловеке; в нем он видит принцип действия, надежду спасения.

    У Ницше чрезвычайно подвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он иногда не может ясно осмыслить волнующих его идей, и сам толкует их по-разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная, благотворная.

    Работа очень тяжелая; Ницше мало был приспособлен к восприятию какой-нибудь определенной надежды, и часто душа его возмущалась тою задачей, которую он себе ставил. Под впечатлением тоски и озлобления он писал страницы, которые потом ему приходилось внимательно перечитывать, исправлять или совсем вычеркивать. Он ненавидел эти часы, когда злоба доводила его до головокружения и затемняла в его сознании лучшие его мысли. Тогда он призывал своего героя, Заратустру, этого всегда ясного, благородного пророка и искал около него поддержки и помощи. На многих страницах его книги видны следы этих припадков отчаяния. Заратустра говорил ему: "Да, я знаю, какая опасность грозит тебе, но заклинаю тебя моею любовью и моею надеждой - не теряй твоей любви и твоей надежды! [7, с.64]
    2. 2. Концепция «сверхчеловека»: содержание, сущность

    С давних времен многие философы с особой осторожностью рассматривали пути самосовершенствования личности, кроме того, были проведены сотни исследований, посвященные идее формирования «сверхчеловека». Под «сверхчеловеком» понимается и свобода, и независимый индивид. Также «сверхчеловек» – это господин самому себе. Начало современной дискуссии о праве человека на свободу воли и его ответственности за совершенные поступки, об относительности добра и зла, о путях гармонизации и совершенствования общества было положено шедеврами Ф.М. Достоевского (1821— 1881). Кому и почему "все дозволено", как изжить, существует ли нравственный кризис общества? Но первым, кто выдвинул идею «сверхчеловека» стал Фридрих Ницше (1844—1900). Он считал, что главное в жизни – воля к власти, подтвержденная силой и могуществом. А все зло – это от слабости, а добро – «все то, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека». Но «Ницше никогда не приходило в голову, что стремление к власти, которым он одаряет своего сверхчеловека, само порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видят необходимости властвовать над ними.

    В основе произведения "Так говорил Заратустра" лежат две основные идеи философии Ницше - идея сверхчеловека и идея вечного возвращения. Между ними трудно найти онтологические точки соприкосновения. Однако в аксиологическом смысле эти идеи представляют некое единство. Суть идеи вечного возвращения заключается в том, что время в своем бесконечном течении в определенные периоды должно повторять одинаковое положение вещей. Таким образом, всякая надежда на утешение в будущем должна быть отвергнута, и никакая небесная жизнь нас не встретит. Мы всего лишь тени слепой однообразно повторяющейся природы. Идея же сверхчеловека - это идея надежды победы над трагичностью бытия. Идея сверхчеловека дополняет и уравновешивает в ценностном смысле идею вечного возвращения. [6, с.90]

    Образ сверхчеловека в произведении "Так говорил Заратустра" ярко выразил главный герой произведения - Заратустра. Очевидно, не случайно Ницше назвал своего героя в честь реформатора персидской религии - зороастризма, в основе которой лежит дуалистическое противопоставление вечного добра и зла. Наметившийся гностический дуализм в "Рождении трагедии из духа музыки" находит свое окончательное завершение у позднего Ницше, который выносит полное и окончательно осуждение миру традиционной культуры, морали, религии.

    Идею сверхчеловека Ницше раскрывает как идею самоопределения человека. "Человек есть нечто, что должно превзойти". На этом пути Ницше выделяет в каждом человеке дух верблюда, дух льва и дух ребенка. Свою задачу Ницше видит в том, чтобы призвать человека преодолеть в себе повиновение духа верблюда, с которым ассоциирует Ницше христианство. По мнению Ницше, христианство превращает человека в больного, стадного домашнего и слабого.

    Преодолеть это можно, по мнению Ницше лишь тогда, когда человек начнет осознавать, что все его формирование как человека протекало ранее без его понимания и участия.

    С ранних лет обычный человек подчинен системе норм и ценностей, и лишь через осознание собственной несвободы он стремится пробудить в себе личную волю – волю к власти, волю к жизни, творческой и сознательной. Именно через это в человеке рождается дух и сила льва. [5, с.93]

    Провозглашенный Заратустрой тип высшего человека можно охарактеризовать следующими чертами:

    1. Этот тип человека принадлежит аристократии. Для Ницше человек толпы никогда не станет сверхчеловеком.

    2. Его ценностями выступает то "благородное", которое оказывается по ту сторону добра и зла (а, следовательно, - морали).

    3. Для такого человека жизнь есть постоянная борьба, ибо он в сущности своей человек войны.

    4. В противовес любви к ближнему утверждается любовь к дальнему.

    5. Смысл деятельности не в бесконечном и бесцельном труде, а в труде творческом - созидании. При этом созидание невозможно без разрушения старых ценностей и добродетелей. Чтобы стать созидающим придется подвергнуться страданиям и многим превращениям.

    6. В противовес состраданию утверждение эгоизма. Необходимо прислушиваться к собственной самости, чтобы именно она реализовалась в созидании. Добродетели должны проистекать только из нее самой и ни в коей мере не могут быть внешними, заданными извне только тогда в них проявится подлинная воля человека, его желания и инстинкты. Этика сострадания как этика альтруизма есть отречение от своих интересов, от себя, недоверие себе.

    7. Высший тип человека признает такие добродетели, которые несут страдания и смерть. "Ты должен любить свои добродетели - ибо от них ты погибнешь". "Умри вовремя". "Глупец тот, кто остается жить. Необходимо постараться, чтобы жизнь закончилась быстрей". Стремящийся к сверхчеловеку не должен иметь удлиненную жизнь, не должен бесцельно волочить ее.

    В идее вечного возвращения Ницше видит силу, отсеивающую слабых и усиливающую жизнеспособных. "Что падает, то следует подтолкнуть". Колесо вечного возвращения отнимает у слабого человека надежду на то, что он может измениться, преодолеть себя. Если человек позволит себе один раз слабость, то эти состояния слабости будут бесконечно повторяться в колесе вечного возвращения пока человек окончательно не падет.

    Для сильного человека идея вечного возвращения благотворна: преодолевая себя, человек все ближе и ближе будет приближаться к сверхчеловеку. [9, с.33]

    Ницше иллюстрирует фазы возвышения к сверхчеловеку образом взбирания на гору. Заратустра живет на горе, которая символизирует тем самым пик наивысшего накопления сил человека. Но дух тяжести давит на плечи всякого человека, кто желает взойти на этот пик, стремясь увлечь его вниз. Под духом тяжести Ницше понимает традиционную мораль, которая своим "долженствованием" сковывает человека, обращая его волю к власти обратно, внутрь его самого. Ницше изображает этот дух тяжести в образе карлика - маленького злобного, уродливого человечка. Такой вид принимает человек под давлением традиционной морали. Такой карлик скрывается в каждом из нас, сковывая наши движения, когда мы идем наверх.

    Вершиной самоопределения человека является фаза ребенка. Ребенок есть символ игры, новых начинаний и иллюзии. Ведь когда ребенок играет, он пользуется в игре самообманом и тем самым свободно создает иллюзии, в которых отражает подлинную действительность, а не подражает ей. Ребенок есть свободное сознание действительности, и то, во что играет ребенок, есть сама действительность.

    Заратустра представляет собой сверхчеловека, преодолевшего все эти три стадии, и сталкивается с пониманием того, что человека и сверхчеловека разделает такая же пропасть, какая разделяет животного и человека. "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком", - говорит Заратустра.

    "Мы уже теперь должны отметить, что во всех своих сочинениях, вплоть до самых последних, в которых он берет своим девизом страшные слова, служившие в средние века таинственным паролем одной из магометанских сект, столкнувшихся в Св. Земле с крестоносцами: "Нет ничего истинного, все дозволено", - во всех своих сочинениях, все время и неизменно Ницше апеллирует какой-то высшей инстанции, называемой им то просто жизнью, то "совокупностью жизни", и не смеет говорить от своего собственного имени".

    Проанализировав идею сверхчеловека, мы обнаруживаем, что она воплощает все те черты, которое несет в себе абсурд бытия.

    Сверхчеловек, лишен сострадания, неумолим и презирает маленьких людей. К сверхчеловеку, неприменимы нормы морали, добро и зло.

    Абсурд бытия обрекает на бесконечную борьбу, которая является подлинной природой сверхчеловека.

    Абсурд, как и сверхчеловек, не признает никаких границ для своего произвола: нет ничего истинного и все дозволено.

    Наконец, в качестве Первоединого абсурд понимается как источник всех сверх существования человека, в том числе и его мира иллюзий. Подобно этому и сверхчеловек уподобляется ребенку, забавляющемуся своими иллюзиями.

    Трагический герой еще не представляет такой онтологизации, это есть первая устремленность к этому Первоначалу без слияния с ним, но вместе с тем, это оказалось и первым шагом к сверхчеловеку. [8, с.31]

    На основании всего вышесказанного можно усмотреть логическое развитие уже заявленной ранее позиции. В "Рождении трагедии" Ницше уже сформулировал все основные ценностные ориентиры, такие как любовь к дальнему, эгоизм, творческое созидание и сделал первый шаг. Разочарование этим первым шагом означает не то, что Ницше повернул назад, но то, что он еще более решительно пошел вперед. Трагический герой только лишь обращается к источнику абсурда и ищет эстетическое утешение в этом обращении. Сверхчеловек не удовлетворен этим утешением. Он может довольствоваться не меньшим, нежели как осознанием себя как самого этого источника абсурдности бытия.
    Заключение

    Воспринимать философию Ницше можно по-разному. Философия Ницше «для всех и для никого», но уж точно не для «графоманствующих эстетов». Анализу его творчества посвящены многочисленные статьи и монографии. Трудно отыскать среди сколько-нибудь значительных философов XX века такого, который обошел бы своим вниманием певца Заратустры. Влияние учения Фридриха Ницше прослеживается в творчестве Альбера Камю, Ж.П. Сартра, Ф. Юнгера, Е.Н. Трубецкого, Бердяева, в произведениях М. Булгакова, А. Белого, М. Достоевского, нашего современника В. Пелевина.

    Проблемы, поднятые Ницше, актуальны и по сей день. Далеко за примером ходить не надо. Разве проблема «добра и зла» не поднимается в столь модной сейчас книге С. Лукьяненко «Дневной дозор»? Разве для нас не актульны проблемы опасности маленьких, серых, покорных людей, разве в нашем обществе нет господства ненавистных Ницше «мещанских» принципов, разве социальные системы нынешних государств идеальны?

    Несомненно, главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость.

    По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике.

    Список использованной литературы

    1. Бугера В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. М.: КомКнига, 2010.

    2. Гомес Т. Фридрих Ницше. М.: Транзиткнига, 2006. 221 с.

    3. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2005. 786 с.

    4. Мартьянова Л.М. Изречения и афоризмы Ф. Ницше. Злая мудрость. М.: Центрполиграф, 2007.

    5. Некрасова Е.Н. Фридрих Ницше: поэт, мыслитель, пророк — Москва: МФТИ, 2007. 160 с.

    6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Под ред. К.А. Свасьяна. М.: Азбука-классика, 2012.

    7. Перцев А.В. Фридрих Ницше у себя дома. СПб.: Владимир Даль, 2009. 480с.

    8. Философия: Часть первая: История философии. / Под ред. проф. В.И. Кириллова, проф. С.И. Попова, проф. А.Н. Чумакова. М.: Юрист, 2004. 374 с.

    9. Щербакова Е.В. Значение Архива Ницше в формировании ницшеанства в Германии конца XIX – первой половины ХХ веков / Е.В. Щербакова // Полигнозис. 2009. №2. С. 49–60.

    10. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб: Владимир Даль, 2004. 632 с.


    написать администратору сайта