Содержание. Содержание Введение основная часть Асклепиад древнегреческий врач Методическая школа Заключение Список использованных источников Введение
Скачать 253.1 Kb.
|
Содержание Введение ………………………………………….......………………………….3 Основная часть Асклепиад – древнегреческий врач…………………………………………4 Методическая школа………………………………………………………...6 Заключение………………………………………………………………………..8 Список использованных источников………………………………......……….9 Введение Римская медицина представляет собой дальнейшее развитие медицины эллинизма. Учениками эллинистических школ были Асклепиад, Гален, Соран Эфесский. Асклепиад. Он воспринял материалистическое воззрение и на его основе создал оригинальное представление о сущности здоровья и болезни. Его принцип – лечить безопасно, быстро, приятно. Рекомендовал соблюдать диету, очищать кожу, применять водолечение, массаж. Лекарственной терапии он уделял мало внимания, применял висячие койки для успокоения возбужденных больных, трахеотомию — при ангинах (возможно, при дифтерии) «с опасностью удушения» (видимо, крупа), выступал против периодических очищений организма с помощью рвотных и слабительных средств (которыми широко пользовались древнеегипетские и древнегреческие врачи) и вообще осуждал использование лекарственных средств, нарушающих деятельность кишечника. Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н. э. 40—45 гг. н. э.), богатый рабовладелец, написал сочинение «О медицине», в котором, кроме собственного опыта, использовал и опыт прошлого. Он собрал сведения по семиотике, диагностике, прогностике, диететике и методам лечения, дал описание некоторых болезней. Часть труда Цельса посвящена хирургии и болезням» костей. Весьма интересна гигиеническая часть сочинения «Диететика». Некоторые описания и определения вошли в медицинскую науку и сохранились до настоящего времени. Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила, Эразистрата и других врачей и ученых Александрийской школы. Пли́ний Старший— римский писатель-эрудит, автор «Естественной истории», представляющую собой энциклопедию всевозможных знаний, накопленных древним миром о природе и её произведениях. В ней развертывается все мироздание, как его понимали греческие и римские ученые. Это сведения астрономические и физические (2-я кн.), затем сведения о земле, её географическом разделении и устройстве её поверхности с указанием народов, её населяющих, городов и гаваней (3—6 кн.). Далее следует собственно естественная история, начинающаяся с животного царства и прежде всего с человека (8—11 кн.); в отделе о растительном царстве (12—32 кн.) говорится не только об уходе за деревьями, но и об употреблении растений с лечебною целью, а затем и о лечебных средствах, извлекаемых из царства животных. В остальных книгах (33—37) речь идет о неорганической природе и её приспособлении к потребностям человека — о камнях и металлах, об извлечении лечебных средств из металлов, о красках для живописи и о самой живописи, о пользовании земляными породами для пластических произведений, кстати о художниках и их произведениях, об употреблении камней в искусстве и медицине и, наконец, о драгоценных камнях и о том, где их находят и как их обделывают. В развитии медицины в древнем Риме выделяют три основных этапа: царский период (VIII-VI вв. до н. э.), характеризуемый отсутствием врачей-профессионалов; период республики (510-31 гг. до н. э.): появление врачей-профессионалов; элементы государственной регламентации деятельности врачей; развитие естественно-научного направления в медицине (Асклепиад, 128-56 гг. до н. э.; Т. Лукреций Кар, 98-55 гг. до н. э.); период империи (31 г. До н. э. – 476 г. н. э.): становление и развитие военной медицины; создание государственных и частных врачебных школ; введение должности архиатров; развитие энциклопедического знания. Видным врачом периода республики является Асклепиад Вифимский. Асклепиад – древнегреческий врач Асклепиад (128-56 гг. до н.э.) был греком, уроженцем Вифинии. Он учился в Афинах, жил и практиковал как врач в Греции, затем поселился в Риме, где добился высокого положения и славы. Развитие естественно-научного направления в медицине древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Его система – лечить безопасно, быстро и приятно (лат. tuto, celeriter et incunde curare) выгодно отличалась от методов врачевания «живодера» Архагата, греческого врача предыдущего столетия. Асклепиад был учеником эразистраторов (т. е. последователей Эразистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела). Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат стагнации – застоя (лат. stagnatio, от stagnum – стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во-вторых – как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (от лат. solidus – твердый, плотный). Человеческое тело, согласно его учению, состояло из мельчайших невидимых частиц, которые находятся в непрерывном движении. Их свободная циркуляция в организме и является главным условием здоровья. Лекарственной терапии он уделял мало внимания, применял висячие койки для успокоения возбужденных больных, трахеотомию — при ангинах (возможно, при дифтерии) «с опасностью удушения». Асклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов (лат. perspiratio insensibilis – неощутимое чрескожное дыхание). Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле, делать физические упражнения – словом, находиться в постоянном движении (сегодня, в «век гиподинамии» эти рекомендации звучат особенно актуально). Хотя Асклепиад и говорил о том, что лечение должно быть безопасно, быстро и приятно для больного, рекомендованные им процедуры не всегда доставляли удовольствие. Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать. По его мнению, главная задача такого лечения – расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Асклепиад считал, что больных лихорадкой необходимо подвергать действию света и не давать заснуть, поскольку «лучшее средство от лихорадки есть сама лихорадка». Успеху лечения способствовали также детальная разработка каждого метода и строго индивидуальное его применение. Это направление в медицине было названо методическим. Асклепиад был твердо уверен, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, ведущий здоровый и правильный образ жизни, понимающий значение движения, сам в состоянии поддерживать свое здоровье и не нуждается в услугах врача. Являя собой пример подтверждения этой теории, сам он никогда не болел и умер глубоким стариком в результате несчастного случая. По учению Асклепиада, человеческий организм состоит из атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях атомы движутся по невидимым канальцам (порам). Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно, то человек здоров. Причину болезни Асклепиад видел в нарушении: правильного расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в нарушении движения атомов, их застое, который приводит к изменению плотных частей. Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположения их в тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от вредностей климата, местности и образа жизни человека -- вредностей питания, недостатка движения. Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движения и расположения атомов и рекомендовал разумное питание и возможно большее пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы способствовать движению атомов по порам и тканям. Видя ближайшую причину болезни в твердых частях, в тканях органов, Асклепиад рекомендовал освобождать поры, засоренные и суженные вследствие неправильного смешения атомов. Особое значение Асклепиад придавал «невидимому дыханию» кожи. Это кожное дыхание (испарение), как и общее движение частиц в теле, необходимо поддерживать, прежде всего, общей чистотой, частыми омовениями, а затем и более сильными воздействиями, каковы растирание, потение, физические упражнения, гимнастика, ходьба, бег. В соответствии с принципом Эпикура «жить рассудительно, прекрасно и приятно» Асклепиад ввел в медицине принцип «лечить безопасно, быстро и приятно». В развитие этого принципа он ограничил «опорожняющее» лечение, применение рвотных, слабительных и кровопусканий и разработал систему общеукрепляющего лечения. Он рекомендовал соблюдать гигиену жилища (свет, воздух), гигиену тела (ванны, уход за кожей), применять массаж, активные и пассивные движения и делать прогулки. Асклепиад считал полезными ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, прогулки на лодке, корабле и т. д. Если больной не мог двигаться самостоятельно, Асклепиад советовал носить его и раскачивать. Большое место в системе Асклепиада занимало климатическое лечение наряду с физио- и бальнеотерапией, о современной терминологии. К лекарствам он относился весьма осторожно и в некоторых случаях давал под видом лекарств чистую воду, объясняя другим врачам, что это, во всяком случае, лучше, чем давать яды. Лечение по системе Асклепиада, противостоявшее грубым приемам «кровожадных мучителей и живодеров», сделало его популярным в Риме. Основываясь на положении Эпикура, что природа может вредить, а вредные желания следует сурово подавлять, Асклепиад первый из врачей указал, что природа не всегда благожелательна и непогрешима, а наоборот, нередко способна мешать исцелению организма. Асклепиад отверг идеалистические представления, что болезнь есть кара богов и, раз начавшись, должна обязательно пройти все фазы, заканчиваясь смертью больного или его выздоровлением. По Асклепиаду, болезнь может остановиться на любой фазе и развиваться в обратном направлении. Асклепиад пошел дальше Гиппократа и считал, что врачебным вмешательством можно прервать ход болезни. Асклепиад и его школа представляли передовое материалистическое направление в медицине Древнего Рима. Этому направлению противостояло реакционное идеалистическое направление, которое особенно оживилось в период империи в первые века н. э. Человеческое тело, согласно учению Асклепиада, состояло из мельчайших невидимых частиц, которые находятся в непрерывном движении. асклепиад медицина лечение профилактика Их свободная циркуляция в организме и является главным условием здоровья. Соответственно, на первом месте в образе жизни человека должно быть движение: прогулки пешком и верхом на лошади, путешествия в коляске и на корабле, физические упражнения и растирания холодной водой, массаж и разумная диета. Желая создать собственную школу, Асклепиад, красноречивый оратор, друг Цицерона и учитель Антония Музы, во многом возражал Гиппократу. Так, например, он считал устаревшим периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных средств, полагая, что эти процедуры, как и чрезмерное согревание тела, истощают организм. Он основывал свою терапию на положении стоиков: «Всего лучше жить согласно природе» (лат. «Naturae convenienter vivere»). Созданное им атомистическое учение нашло отражение в поэме римского философа и поэта Лукреция Кара (I в. до н.э.) «О природе вещей» -- одной из первых попыток изложить философию греков на латинском языке. Популярность поэмы объяснялась ее высокими художественными достоинствами, образным языком, остроумной аргументацией и широкой эрудицией автора, который касается многих вопросов, в том числе -- происхождения жизни и устройства живых организмов, состоящих из «телец первичных»: Пробуя все сочетанья и всякого рода движенья, Тельца первичные так напоследок сошлись, что нежданно Сделались многих вещей постоянной причиной: Моря, земли, небосвода и всякого рода животных... В поэме описаны признаки отдельных заболеваний, а рассуждения о возникновении заразных болезней выглядят так: "Ну, а теперь, отчего происходят болезни, откуда Может внезапно прийти и повеять поветрием смертным Мора нежданного мощь, и людей и стада поражая Я объясню. Существует немало семян всевозможных, Как указал я уже, из которых одни животворны, Но и немало таких, что приводят к болезни и смерти, К нам долетая. Когда они вместе сойдутся случайно И небеса возмутят, зараженным становится воздух. Весь этот гибельный мор, все повальные эти болезни Или приходят извне и, подобно туманам и тучам, Сверху чрез небо идут, иль из самой земли возникают, Вместе сбираясь, когда загнивает промокшая почва... Новая эта беда и зараза, явившись внезапно, Может иль на воду пасть, иль на самых хлебах оседает..., Мы же, вдыхая в себя этот гибельно смешанный воздух, Необходимо должны вдохнуть и болезнь, и заразу" В этом он видел путь сохранения жизненной силы, ослабевающей с годами. Болезнь, согласно его учению, была, прежде всего, следствием застоя частиц в сосудах тела. Его лечебные средства -- воздержание от пищи, питье воды, холодные ванны, активное движение были близки характеру римлян. Хотя Асклепиад и говорил о том, что лечение должно быть безопасно, быстро и приятно для больного, рекомендованные им процедуры не всегда доставляли удовольствие. Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать, чтобы привести в движение застоявшиеся частицы; больных лихорадкой подвергать действию света и не давать заснуть, поскольку «лучшее средство от лихорадки есть сама лихорадка». Каждый метод применялся к больным строго индивидуально, лекарства назначались редко. Это направление в медицине было названо методическим. Асклепиад считал, что сведущий в медицине человек, ведущий здоровый и правильный образ жизни, понимающий значение движения, сам в состоянии поддерживать свое здоровье и не нуждается в услугах врача. Являя собой пример подтверждения этой теории, сам он никогда не болел и умер глубоким стариком в результате несчастного случая. Исторические параллели: Последователи Асклепиада, развивавшие его учение, внесли изменение в его теорию. Они допустили, что мельчайшие частицы, из которых состоит организм человека, могут быть твердыми и жидкими. Причинами болезней объявлялось их неправильное смешение, вследствие чего происходит закупорка сосудов. Избыток твердых частиц в организме приводит к состоянию напряжения, жидких -- к состоянию расслабления. Условием здоровья считается равновесие между ними. Эти идеи способствовали введению в медицину понятия тонуса, повышение или падение которого способно вызвать заболевание. Позднее появились представления о том, что тонус находится в зависимости от нервной системы. По представлениям Асклепиада, болезнь являлась результатом 'застоя частиц' в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. Поэтому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле - словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко. Асклепиаду приписывают изобретение трахеотомии. Основываясь на положении Эпикура, что природа может вредить, а вредные желания следует сурово подавлять, Асклепиад первый из врачей указал, что природа не всегда благожелательна и непогрешима, а, наоборот, нередко способна мешать исцелению организма. Асклепиад отверг идеалистические представления, что болезнь есть кара богов и, раз начавшись, должна обязательно пройти все фазы, заканчиваясь смертью больного или его выздоровлением. По Асклепиаду, болезнь может остановиться на любой фазе и развиваться в обратном направлении. Асклепиад пошел дальше Гиппократа и считал, что врачебным вмешательством можно прервать ход болезни. За эти мысли Асклепиад подвергся нападкам со стороны Цельса и Галена. Асклепиад и его школа представляли передовое материалистическое направление в медицине Древнего Рима. Этому направлению противостояло реакционное идеалистическое направление, которое особенно оживилось в период империи. Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому, потому что никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая. Система Асклепида оказала большое влияние на дальнейшее развитие древнеримской медицины. Методическая школа Желая создать собственную школу, Асклепиад, красноречивый оратор, друг Цицерона и учитель Антония Музы, во многом возражал Гиппократу. Так, например, он считал устаревшим периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных средств, полагая, что эти процедуры, как и чрезмерное согревание тела, истощают организм. Он основывал свою терапию на положении стоиков: «Всего лучше жить согласно природе» (лат. «Naturae convenienter vivere»). В этом он видел путь сохранения жизненной силы, ослабевающей с годами. Его лечебные средства — воздержание от пищи, питье воды, холодные ванны, активное движение были близки характеру римлян. Ученик Асклепиада, Темизон, продолжил дело учителя в школе методиков. Подобно эмпирикам, методики отказывались познать скрытые стороны явлений; они задавались целью изучить то общее в болезнях, что поддается изучению посредством внешних чувств. Методики искали — произошло ли расслабление или сужение частей. Замечено сужение — следует назначать кровопускание, растирание, снотворные; при ослаблении разрешению болезни способствовали более обильная пища и укрепляющие средства. Если это лечение не помогало, прибегали к рекорпорации, или возрождению, которое состояло в медленном изменении привычек. Темизон был весьма талантливый врач, описавший хорошо проказу, ревматизм, водобоязнь. Императора Августа не могли вылечить его врачи; вольноотпущенник Муза испробовал действие холодной воды и поставил на ноги своего господина. Хармис применял подобное лечение. Одним из лучших представителей методической школы был Цельс, который своими энциклопедическими сочинениями способствовал распространению медицинских познаний. Его описания органов свидетельствуют о знании им анатомии. В лечении он следовал то Гиппократу, то Темизону. Хирургические его сведения весьма обширны. Он детально описал способ удаления катаракты. Его способ дробления мочевого пузыря употреблялся долгое время в древности; о трепанации им даются точные указания; при трудных родах предлагается вытаскивание ребенка живого или мертвого по кускам; катаракта удалялась давлением вниз или разрезом. Высшей степени блеска методическая школа достигла благодаря Сорану. Он предложил множество средств против кожных болезней, которые тогда были сильно распространены. Был противником проносных средств, исключительно местных болезней не признавал и доказывал, что всякое местное страдание отзывается на всем организме. Его противник Мосхион точно описал признаки предстоящего выкидыша и сообщил весьма полезные указания о воспитании новорожденных. Лучшим истолкователем методической школы был Целий Аврелиан. Он весьма точно описал распознавание болезней; оттого его сочинения в течение средних веков были руководящими при лечении. Страсть изучать яды и противоядия теперь улеглась, и в маедицине осталось направление, искавшее улучшения лечения в новых лекарственных средствах. Появилось множество сочинений, в которых описывались новые и старые средства, причем забывали точно определить болезнь, при которой данное лекарство полезно; указывали только, что средство ослабевает тот или другой припадок. Все подобные сочинения были обработаны и послужили основой для знаменитого произведения Диоскорида, вероятно, современника Плиния. Он описывает растения на основании своих собственных наблюдений; его сочинение считалось классическим до XVII ст. Кроме растений, Диоскорид описывает много других средств. Упоминаемый им жир из шерсти вошел в современное употребление под именем ланолина. Другим замечательным ученым был Плиний Старший. В медицинских сочинениях он приводит описания лекарственных средств из всех царств природы; указывает также болезни, при которых данные средства полезны; особенно много средств приводится против, болезней кожи. Заключение. Весьма противоречивы отзывы современников об Асклепиаде. Одни называли его шарлатаном, другие — вторым великим врачом после Гиппократа. Но мы видим, что методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на развитие медицины в период республики, на последующее ее развитие в период империи, а также на развитие естественно-научного направления в медицине в целом. |