Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть

  • Список литературы

  • Европейские университеты. Европейские университеты.... Содержание Введение Основная часть Заключение Список литературы Введение


    Скачать 49.35 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Основная часть Заключение Список литературы Введение
    АнкорЕвропейские университеты
    Дата07.12.2022
    Размер49.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЕвропейские университеты....docx
    ТипРеферат
    #833579

    Содержание

    Введение…………………………………………………………….……….3

    Основная часть……………………………………………………….……...5

    Заключение………………………………………………………………….18

    Список литературы…………………………………………………………20

    Введение

    Великая дивергенция - термин, введённый политологом Самюэлем Хантингтоном обозначает процесс, посредством которого Западный мир (то есть в первую очередь Западная Европа и части Нового Света) преодолел сдерживающие развитие факторы и в XIX веке стал наиболее сильной и богатой цивилизацией всех времен.

    Этот процесс сопровождался и подкреплялся достижениями эпохи великих географических открытий и последовавшим за ней возникновением колониальных империй. Значительную роль также сыграли эпоха просвещения, революция цен, научная революция и, наконец, промышленная революция. Ученые предложили множество теорий, чтобы объяснить природу великого расхождения: в них учитывались географические факторы, колониализм, доступ к ресурсам, а также традиции и обычаи западных народов.

    Данная работа посвящена зарождению университетов, роли научного знания и культурного капитала, его концентрации в техническом и общественном прогрессе в Европе в 16-17 вв., что повлияло в дальнейшем на процесс великой дивергенции. Изучение этой темы является особенно актуальным и интересным, так как именно благодаря университетской модели образования стали возможными все технические и культурные достижения. Без развития университетов сложно себе представить всю европейскую и мировую культуру, развитие науки как таковой.

    Объект исследования – европейская наука и образования 16-17 вв.

    Предмет исследования – становление первых университетов в Европе, процесс накопления научно-культурного капитала.

    Главная цель работы – рассмотреть процесс зарождения университетов, а также определить роль концентрации знаний в техническом и научном прогрессе, которые являются предпосылкой великой дивергенции.

    В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

    - Охарактеризовать истоки университетского образования.

    - Рассмотреть учебные программы первых университетов и их специфику.

    -Выявить роль развития науки, культурных достижений в техническом и общественном прогрессе.

    В процессе исследования были использованы следующие методы:

    - аналитический;

    - метод синтеза;

    - метод систематизации.

    Структура работы представлена введением, основной частью, заключением и списком литературы.


    Основная часть

    Университетское образование в Европе с самого первого этапа работы университетов находилось на вершине образовательной системы. В частности, университет был культурным центром, в котором проводились социальные, экономические и национальные программы. Университеты призваны для того, чтобы распространять высокий уровень знаний, воспитывать элиту общества, развивать культуру мышления и деятельности, распространять культурные ценности в целом1.

    Первые университеты на территории Европы имели несколько названий, в частности, кроме «universitas», которое не сразу стало главным, основным и единственным определением университета, их также называли «studium generale».

    Первые университеты занимались обучением врачебному ремеслу, юриспруденции и теологии. Ими выполнялись функции городских гильдий. В этом отношении они были похожи на иные гильдии, которые занимались ремесленным обучением. Тем не менее, университеты отличались тем, что не только передавали узкоспециальные, профессиональные знания, а и давали дополнительные знания (здесь упоминания заслуживает так называемый факультет свободных искусств).

    Студенты после окончания данного факультета, продолжали обучение на медицинском, правовом или теологическом факультете.

    Дополнительное образование, помимо специально-профессионального, определяло утверждение университета как учебного заведения (studium generale), а не только как гильдии (universitas).

    Университетское образование было направлено на то, чтобы обучать интеллектуальным профессиям. Кроме того, университет даже и в ранней модели британского университетского образования можно рассматривать в качестве связующего звена между различными культурами для установления тесного межкультурного контакта2.

    По мнению ученых, занимающихся исследованием проблемы возникновения университетов, университет возникает как институт европейской культуры, как продукт христианского Запада XII в., как уникальное явление Средневековья, не имеющее аналогов в предшествующем ему времени. Таково распространенное и устоявшееся мнение.

    Первые положения учебной университетской программы для средневековой Европы были разработаны философами-педагогами Марцианом Капеллой (410–427), Боэцием (480–524), Кассиодором (487–578), Исидором Севильским (570–636), Алкуином (735–804). Учебники, написанные этими философами, сохраняли свою актуальность вплоть до XIV века.

    Канон семи свободных искусств включал следующие дисциплины:

    – грамматика (с элементами литературы);

    – диалектика (философия);

    – риторика (включая историю);

    – география (с элементами геометрии);

    – астрономия (с элементами физики);

    – музыка;

    – арифметика.

    Науки тривиума (грамматика, риторика, диалектика) рассматривались как низшие, высшие – это науки квадривиума (речь идет об арифметике, географии, астрономии, музыке).

    До 13 века упоминания о университетах крайне скудны. Это существенно осложняет задачу исследования важнейших моментов зарождения и развития высших учебных заведений Европы.

    Известно, что один из старейших университетов Европы и Британии в частности – Оксфордский – был создан по образцу Парижского университета. Первые университеты стали появляться в 11-12 вв. Они присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, как рыцарей, венчали громкими титулами, например «граф права». В ученой степени «магистр» (англ. master) нетрудно угадать звание, которое получал ученик ремесленника. Профессора и студенты находились во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев.

    Постепенно формировалась система тьюторства, существующая и в настоящее время и являющаяся продуктивной формой проведения занятий.

    Студент должен был обучаться у профессора от трех до семи лет и, если его учеба была успешной, он мог получить степень бакалавра. На раннем этапе степень бакалавра рассматривалась лишь в качестве ступени к научной степени.

    Бакалавр посещал лекции и у других профессоров, оказывал помощь новым студентам. Далее ему полагалось публично защитить научную работу перед членами факультета.

    Если защита проходила успешно, бакалавру присуждалась ученая степень лиценциата, магистра или доктора. Следует отметить, что первые средневековые университеты на протяжении долгого времени являлись совершенно независимыми сообществами в государстве, как бы status in statu. Университеты самостоятельно издавали законы и правила, управляли организацией, тогда как в этих процессах городские, государственные и церковные власти не принимали участия3.

    Анализ источников по проблеме университетского образования в Европе свидетельствует о том, что продолжительность обучения варьировалась, но в любом случае требовалось сначала пройти трехгодичный курс обучения на факультете свободных искусств, где преподавались дисциплины, необходимые для общего образования: грамматика и философия Аристотеля. Далее студент (или, как тогда его называли, школяр), получивший степень лиценциата, мог закончить обучение или поступить на один из трех высших факультетов, где давались специальные знания. Самым продолжительным было обучение на факультете теологии – четырнадцать лет, но у его выпускника появлялась возможность сделать блестящую карьеру.

    Специалисты в истории развития университетской модели образования Европы, как правило, выделяют пять-шесть периодов.

    I период (V–XII вв.) связан с зарождением школ, из которых позже (в XII–XIII вв.) произошло образование Парижского, Оксфордского и Кембриджского университетов.

    Рассмотрим на примере Британии. В Оксфорде обучение проводилось с 1096 г. Вследствие смуты, произошедшей в Оксфорде в 1209 г., около трехсот школяров и магистров покинули Оксфорд и поселились в Кембридже, где стали продолжать занятия. Благодаря переселению и деятельности магистров и школяров примерно в 1229 г. Кембриджской школе было присвоено звание studium generale. Еще до середины двенадцатого столетия первые университеты обладали всеми признаками средневекового университета. Это касалось как содержания обучения, так и преподавательского состава.

    II период (XIII – первая половина XIV вв.) связан с активным процессом развития и расцвета научной мысли.

    В истории многих европейских университетов он знаменателен следующими моментами:

    – закрепление автономности университета, то есть его независимости как от государства, так и от церкви;

    – увеличение степени доступности обучения для всех слоев населения, то есть, университетская модель стала более демократичной.

    Например, в Оксфордском университете состоялось открытие первых колледжей (Balliol College – 1249, Merton College – 1264), в которых работали ученые Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Майкл Скотт, Уильям Оккам и др.

    III период (вторая половина XIV – XVI вв.) был отмечен консервативностью форм обучения, их стагнацией. Эти процессы были связаны с причинами социально-экономического и политического характера.

    Во внутренней организации университетов произошли изменения, а именно, речь идет о появлении так называемой аристократической формы

    Частично университетами была утрачена независимость от церкви и государства. Университетское образование становится элитарным.

    В XV в. появляются шотландские университеты: Сент-Эндрюсский университет, Университет Глазго и Университет Абердина, в которых изучались гуманитарные науки (свободные искусства), теология и каноническое право.

    Шотландские университеты с самого первого этапа своей работы отличались от английских большей демократичностью. Английские же университеты находились под влиянием англиканской церкви4.

    IV период (XVI–XVII вв.). Он отмечен выходом университетского образования из оцепенения, появлением новых, живых форм обучения, распространением гуманитарных наук. Подъем образования связан в том числе и с появлением в числе преподавателей многих гуманистов, в частности, речь идет о Томасе Линакре, Уильяме Гросине, Джоне Колете, Томасе Море, Эразме Роттердамском (профессоре Оксфордского университета), Френсисе Бэконе и др.

    В Британии и других странах также появились грамматические гимназии (Grammar schools) и школы для начального обучения.

    В середине XVI в. в Оксфорде и Кембридже произошло окончательное формирование системы тьюторства.

    В XVII в. университет уже являлся аристократической республикой, которая активно участвовала в политической жизни общества.

    Например, после вступления на английский престол Якова I (Якова VI, короля Шотландии) английские университеты, вслед за шотландскими, получили представительство в парламенте. В XVII–XVIII вв. это же право было предоставлено университетам Ирландии.

    V период (XVIII – XIX вв.), как отмечает О.О. Чертовских, «характеризовался более усиливавшимся стремлением к радикальным реформам всей системы британского высшего образования. Оно было обусловлено потребностями общества. Плодом этого стремления явилось появление новых университетов и гимназических школ. В Оксфорде и Кембридже, наряду с традиционным обучением, развивалось новое направление – исследовательская работа студентов в лабораториях и семинарах. С другой стороны, бурное развитие промышленности в эпоху промышленного переворота потребовало создания новых, более практически ориентированных университетов, в которых меньше внимания уделялось классическим дисциплинам, за счет чего была усилена подготовка по естественным наукам. Университеты, возникшие в Бирмингеме, Бристоле, Ливерпуле, Манчестере, Лидсе, Шеффилде на базе колледжей, институтов и других образовательных центров (например, медицинской школы Лидса) вошли в историю как индустриальные университеты (civic universities) или «краснокирпичные университеты» (red brick universities)», которым суждено сыграть большую роль в техническом прогрессе.

    Старые университеты в основном специализировались на классическом богословском образовании, тогда как новые университеты стремились заниматься подготовкой студентов к тому, чтобы они успешно занимались практической деятельностью.

    VI период (XX–XXI вв.) в развитии университетского образования возможно назвать периодом реформирования5.

    Итак, первые университеты сыграли большую роль в концентрации знаний. Как результат, стала формироваться новая научная картина мира. Появление университетов – это мощный толчок для развития всех научных областей и новых научных достижений, это предпосылка великой дивергенции.

    Развитие естествознания на протяжении долгого периода времени определялось спецификой содержания именно физической картины мира. Идеи господствующей физической картины мира стали основой для выработки общенаучных концепций и парадигм, определяли процесс развития научной картины мира в целом. В рамках физики осуществлялось формирование большинства методов научного познания.

    В развитии физического знания выделяют механистическую, электромагнитную и квантово-релятивистскую картины мира.

    Механистическая картина мира сложилась при переходе от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени. Хотя и в эпоху античности предпринимались попытки объяснения и изучения физических процессов. Примерно с сороковых годов XVI столетия до сороковых годов XVII столетия осуществлялся сложный революционный процесс, связанный с заменой средневекового мировоззрения и науки новым мировоззрением и новой, основывающейся на опыте и практике наукой. Была проделана огромная работа по обоснованию и укреплению гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей), критике перипатетической методологии и науки, выработке методологических основ новой науки (Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт). Успехи экспериментального и математического метода обозначились, прежде всего, в области механики. Механистическая картина мира формировалась благодаря научной деятельности таких ученых, как Г. Галилей, И. Кеплер, Х. Гюйгенс. Основополагающую роль в формировании классической механики, основных ее законов и принципов сыграл, конечно же, И. Ньютон.

    Механистическая картина мира основана на следующих положениях: мир состоит из неделимых корпускул (речь идет о корпускулярной теории строения материи); взаимодействие корпускул осуществляется в качестве мгновенной передачи сил по прямой (речь идет о принципе дальнодействия); тела, которые образованы из корпускул, осуществляют свое перемещение в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени; все механические процессы подчинены принципу строгого (жесткого) детерминизма, сущность которого заключается в том, что признается возможность точно и однозначно определить состояние механической системы благодаря ее предыдущему состоянию.

    В недрах европейских университетов происходило зарождение и становление классической науки.

    Классическая наука в качестве идеала выбирает то знание, которое возможно подтвердить опытным путем. Такое знание совершенно оказывается свободным от привнесений, носящих субъективный характер. В рамках неклассической науки был утвержден принцип релятивизма, соответственно, и нормы познания подверглись изменениям. Выяснилось, что природная реальность зависит от того, какие человек использует познавательные действия и средства. В качестве образца неклассической науки выступает релятивистская физика, которая допускает субъективные параметры в познание явлений природного характера. На постнеклассическом этапе развития современного научного познания актуальными стали более глубокие проблемы соотношения объекта и субъекта познания, а также используемых познавательных средств. Объекты, которые становятся объектами современного научного познания - это сложные, самоорганизующиеся, открытые системы, в которых связаны воедино объективные параметры (характеризующие природные явления и процессы) и субъективные характеристики (присущие субъектам, действующим в рамках познаваемой системы). Здесь уже можно говорить о более детальном исследовании локальных экосистем, современных научно-технических комплексов, космогонических процессов6.

    Наука – это мощнейший фактор развития общества. Она способствовала становлению и изменению картины мира во все исторические эпохи. В ходе научного прогресса, с одной стороны, жизнь человека стала более удобной, комфортной, однако вместе с тем, создание оружия массового уничтожения, техногенные катастрофы разрушают среду обитания человека, наносят урон и культурной, социальной сфере.

    Техника и наука оказались на стадии поистине революционных обновлений. Вследствие чего темпы развития как науки, так и техники резко ускорились. Почти каждая отрасль научного знания постоянно пополняется новыми идеями и открытиями. Научные открытия на сегодняшний день интенсивно используются на практике. С наукой и техникой, их развитием связываются надежды человеческого сообщества.

    Благодаря науке, научному университетскому знанию общество Европы получило возможность познавать мир, изучать и использовать его ресурсы и возможности. Так происходит формирование особой научной картины мира, которая влияет на мировоззрение почти каждого индивида, который живет в данном обществе. Благодаря науке и техническому сегодня мы имеем совершенные орудия труда, технологии, лекарства от многих болезней, повышенное качество жизни и т.д. – всех благ научного прогресса не счесть. Наука – это есть подлинный двигатель общественного прогресса. И процесс развития науки невозможно отделить от процесса развития университетского знания и системы образования.

    Жизнь Европы в XVI-XVI веках ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Ренессансом или Ренессансом. Это была эпоха титанов и великих достижений во всех областях человеческого знания.

    Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи (1452-1519) , Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520). Учения Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Галилео Галилея (1564-16420) и Рене Декарта (1596-1650) ознаменовали революцию в естествознании.

    Известные философы и общественные деятели того времени включают Эразма Роттердамского (1467-1536), Никколо Макиавелли (1469-1527) и Томаса Мора (1478-1535). И это будет далеко не полный список имен7.

    Ренессанс наиболее ярко проявился в Италии. Основной формой политического существования являются небольшие города-государства с республиканской формой правления, феодалы, слившиеся с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не развился. Атмосфера соперничества между городами ставила на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Нужны были не только энергичные и предприимчивые люди, но и образованные. Поэтому существует гуманистическое направление в образовании и мировоззрении.

    Ренессанс достиг своего пика на Апеннинском полуострове, и его феномен распространился на другие части Европы. Подобные процессы к северу от Альп были названы "Северным ренессансом". Подобные процессы происходили во Франции и в городах Германии. Средневековый человек и люди нового времени искали свои идеалы в прошлом.

    В Средние века люди считали, что продолжают жить в Римской империи, и культурная традиция продолжалась: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения взгляд на античность изменился, отличаясь от Средневековья. Отсутствие власти церкви, духовной свободы, отношения к человеку как к центру мироздания.

    Именно эти идеи стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы породили желание воскресить античность во всей ее полноте, и именно Италия с ее огромным количеством римских древностей стала для этого благодатной почвой.

    Ренессанс проявил себя и вошел в историю как период необычайного подъема искусства. Если раньше произведения искусства служили интересам церкви, то есть были религиозными объектами, то теперь произведения создаются для удовлетворения эстетических потребностей.

    Гуманисты считали, что жизнь должна приносить удовольствие, и средневековый монашеский аскетизм был ими отвергнут.

    Огромную роль в формировании идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Они были основателями как ренессансной литературы, так и самого гуманизма.

    Гуманисты воспринимали свою эпоху как время процветания, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным было то, что она оставалась идеологией элиты, а новые идеи не проникали в массы. Да и сами гуманисты порой были пессимистичны. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе и невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей эпохи Возрождения. Возможно, наиболее показательным в этом смысле было напряженное ожидание конца света в 1500 году.

    Ренессанс заложил основы Новой европейской культуры, Нового европейского светского мировоззрения, новой европейской независимой личности. Развитие культуры, как материальной, так и духовной, трудно укладывать в какие-либо точные хронологические рамки. Период Возрождения охватывает период примерно с 40-х годов XIV века до первых десятилетий XVII века8.

    В разных странах Возрождение зарождалось и достигало своего пика в разное время. Прежде всего, это началось в Италии - и в XIV в., и в XVI в. Культура Возрождения стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия, Англия-во всех этих странах произошла культурная революция9.

    По своей сути культура возрождения была культурой эпохи перехода от феодального строя к капиталистическому. В это время формируются национальные государства и абсолютные монархии; буржуазия поднимается в борьбе против феодальной реакции; происходят глубокие социальные конфликты - Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, голландская буржуазная революция.

    Создатели ренессансной культуры происходили из самых разных социальных слоев, а ее достижения в области гуманитарных наук, искусства и архитектуры стали достоянием всего общества10.

    Представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор проявляли интерес к новой культуре и материально помогали ее развитию. Однако не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Ренессанса, для них важнее был более высокий уровень образования, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, моды.

    Идеологической основой Возрождения был гуманизм. Итальянские гуманисты заимствовали слово “humanitas“ у Цицерона, который в свое время хотел подчеркнуть им, что понятие” гуманность", как важнейший результат культуры, развившейся в древнегреческом полисе, было привито на римскую почву. Поэтому даже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека.

    Античное наследие сыграло решающую роль в формировании культуры Возрождения. Итальянские гуманисты, а вслед за ними гуманисты других стран, нашли в классической античности самостоятельную философию и науку, независимую от религии, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие художественных высот и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических началах. При этом речь шла не только об ассимиляции, но и о своеобразной переработке древней традиции. Формирование новой культуры было подготовлено общественным сознанием.

    Роль интеллектуального труда значительно возрастает, что отражается в значительном увеличении числа людей свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых отношений в городах и усилением в них роли индивидуального начала.

    Эти процессы естественным образом сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, купцов, учителей, нотариусов, представителей дворянства, реже, чем сыновья ремесленников и крестьян, в соответствии со своими наклонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями11.

    Наиболее выдающиеся гуманисты стали учеными и философами. Связи с церковью ослабевают, так как многие гуманисты жили на доходы, которые они получали от своей профессиональной деятельности, а враждебность к официальной учености, проникнутой церковным духом, растет. В то же время наблюдается падение морального и политического авторитета папства, частые расколы Католической церкви.

    Заключение

    Таким образом, Европейские университеты, культурный капитал стран запада, стали предпосылкой великой дивергенции.

    Первые университеты сыграли большую роль в концентрации знаний. Как результат, стала формироваться новая научная картина мира. Появление университетов – это мощный толчок для развития всех научных областей и новых научных достижений, это предпосылка великой дивергенции.

    Наука – это мощнейший фактор развития общества. Она способствовала становлению и изменению картины мира во все исторические эпохи. В ходе научного прогресса, с одной стороны, жизнь человека стала более удобной, комфортной, однако вместе с тем, создание оружия массового уничтожения, техногенные катастрофы разрушают среду обитания человека, наносят урон и культурной, социальной сфере.

    Техника и наука оказались на стадии поистине революционных обновлений. Вследствие чего темпы развития как науки, так и техники резко ускорились. Почти каждая отрасль научного знания постоянно пополняется новыми идеями и открытиями. Научные открытия на сегодняшний день интенсивно используются на практике. С наукой и техникой, их развитием связываются надежды человеческого сообщества.

    Благодаря науке, научному университетскому знанию общество Европы получило возможность познавать мир, изучать и использовать его ресурсы и возможности. Так происходит формирование особой научной картины мира, которая влияет на мировоззрение почти каждого индивида, который живет в данном обществе. Благодаря науке и техническому сегодня мы имеем совершенные орудия труда, технологии, лекарства от многих болезней, повышенное качество жизни и т.д. – всех благ научного прогресса не счесть.

    Искусство в эпоху Возрождения было основным видом духовной деятельности. Людей, равнодушных к искусству, почти не было. Художественные произведения наиболее полно выражают как идеал, так и место человека в нем. Все виды искусства в той или иной степени подчинены этой задаче.

    Основные этапы и жанры ренессансной литературы связаны с эволюцией гуманистических концепций в период Раннего, Высшего и позднего Ренессанса. Для литературы Раннего Возрождения характерен короткий рассказ, особенно комический, прославляющий предприимчивую и свободную от предрассудков личность.

    Высокий Ренессанс отмечен расцветом героической поэмы. В эпоху Позднего Возрождения развивались жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной системой общественной жизни.

    Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Ренессанса ярко выражено в театральном искусстве, на которое значительное влияние оказала античная драма. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека, наделенного яркой индивидуальностью.

    Театр эпохи Возрождения развивает традиции народного искусства, сочетает трагические и комические элементы, как в театре Италии, Испании, Англии. В XVI веке в Италии развивалась импровизационная комедия.

    Архитектура, скульптура и живопись наиболее полно выражали идеалы Ренессанса, и живопись в этот период выходит на первый план, оттесняя архитектуру. Это связано с тем, что живопись имела больше возможностей отразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.

    Характерной чертой культуры эпохи Возрождения является тесная связь науки и искусства. Художники в стремлении более полно отразить все природные формы, апеллирующие к научному знанию. Соединение ученого и художника в одной творческой личности стало возможным только в эпоху Возрождения.

    В эпоху Возрождения зарождались и развивались новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и ее дальнейшее развитие.

    Список литературы

    1.Буданова В. П. История мировых цивилизаций. Москва, 2019.

    2.Барг М. А. Великая английская революция в портретах ее вождей. Москва, 2011.

    3.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Москва,2010.

    4.Драча Г. В. История мировой культуры (мировые цивилизации). Ростов-на-Дону., Феникс, 2018.

    5. Культурология. История мировой и отечественной культуры: Учеб. пос. /В.Г.Торосян.-М.:Владос,2015.

    6.Родригес, А. М. и др. Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов. Москва, 2018.

    7.Сказкин С. Д. история средних веков. М.: Высшая школа, 1997.

    8.Самыгин П. С. и др. История для бакалавров: учебник. Ростов-на-Дону, 2019

    9. Соколов В. В. Европейская философия XVI-XVII вв. М.: Высшая школа, 2016.

    10.Хачатурян М. В. История мировых цивилизаций. М.: Дрофа, 2019.

    11.Средневековая система образования и университеты [Электронный ресурс] – URL: http://www.gklass.nsu.ru:8100/gum/medieval/univer-f.htm (дата обращения 22.11.2022).


    1 Буданова В. П. История мировых цивилизаций. Москва, 2019.

    2 Хачатурян М. В. История мировых цивилизаций. М.: Дрофа, 2019.

    3 Средневековая система образования и университеты [Электронный ресурс] – URL: http://www.gklass.nsu.ru:8100/gum/medieval/univer-f.htm (дата обращения 22.11.2022).

    4 Самыгин П. С. и др. История для бакалавров: учебник. Ростов-на-Дону, 2019

    5 Средневековая система образования и университеты [Электронный ресурс] – URL: http://www.gklass.nsu.ru:8100/gum/medieval/univer-f.htm (дата обращения 22.11.2022).

    6 Драча Г. В. История мировой культуры (мировые цивилизации). Ростов-на-Дону., Феникс, 2018.

    7 Культурология. История мировой и отечественной культуры: Учеб. пос. /В.Г.Торосян.-М.:Владос,2015.

    8 Средневековая система образования и университеты [Электронный ресурс] – URL: http://www.gklass.nsu.ru:8100/gum/medieval/univer-f.htm (дата обращения 22.11.2022).

    9 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Москва,2010.

    10 Соколов В. В. Европейская философия XVI-XVII вв. М.: Высшая школа, 2016.

    11 Родригес, А. М. и др. Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов. Москва, 2018.



    написать администратору сайта