Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие и характеристика периода «застоя»

  • Культурная политика периода «застоя»

  • Художественная культура периода «застоя»

  • Образование и наука

  • Список использованной литературы

  • Культура в годы застоя. история культура в годы застоя. Содержание Введение Понятие и характеристика периода застоя Культурная политика периода застоя Художественная культура периода застоя Образование и наука Заключение Список использованной литературы Введение


    Скачать 40.86 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Понятие и характеристика периода застоя Культурная политика периода застоя Художественная культура периода застоя Образование и наука Заключение Список использованной литературы Введение
    АнкорКультура в годы застоя
    Дата23.12.2021
    Размер40.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория культура в годы застоя.docx
    ТипРеферат
    #315627

    Содержание:
    Введение…………………………………………………………………….3

    1. Понятие и характеристика периода «застоя»………………………….4

    2. Культурная политика периода «застоя»……………………………….7

    3. Художественная культура периода «застоя»…………………………10

    4. Образование и наука…………………………………………………...14

    Заключение………………………………………………………………..18

    Список использованной литературы…………………………………….20

    Введение
    В период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом "неуклонного повышения уровня жизни советских людей" росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма.

    В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни "загнивающего капитализма". Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догмах марксизма-ленинизма критика "буржуазных концепций". Несмотря на отчаянные попытки советского руководства "догнать и перегнать Запад" в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля затрат государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась.


    1. Понятие и характеристика периода «застоя»


    Период застоя (эпоха застоя) - период в развитии Советского Союза, который характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни, отсутствием серьезных политических и экономических потрясений и ростом благосостояния граждан.

    Под эпохой застоя обычно понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х. В среднем, условно можно обозначить годы периода застоя с 1964 по 1986.

    Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития - строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу - уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность - вот главный термин, который описывает тот период.

    Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя - «затишьем перед бурей».

    Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.

    Консервация политического режима. За практически двадцать лет периода застоя изменений в административно-управленческом аппарате практически не произошло. Это было следствием того, что во времена Хрущева реформы и перестановки в партии происходили слишком часто, поэтому обозначенный Брежневым курс на стабильность был воспринят буквально и с радостью. В результате не только не произошла реорганизация политической структуры страны, все должности в партии стали почти пожизненными. Это привело к тому, что средний возраст руководителей страны был 60-70 лет, за что СССР называли страной с самыми старыми руководителями. Подобная ситуация привела еще и к тому, что значительно усилился контроль партии над всеми сферами жизни, многие государственные предприятия, даже самые мелкие, полностью подчинялись решению партии. В этот же период возросла внешнеполитическая и внутриполитическая роль КГБ.

    Рост важности военной промышленности. В эпоху застоя СССР находился в состоянии холодной войны с США, поэтому было крайне важно наращивать свою военную мощь. Резко возросло число военных предприятий, стало в огромных количествах производиться оружие, в том числе ядерное и ракетное. Велись разработки новейших боевых систем и промышленность снова, как в годы войны, была направлена на военную сферу.

    Прекращение развития экономики и упадок аграрной сферы. Экономика остановилась в своем развитии практически полностью и требовала срочных реформ, однако попытки провести их не увенчались успехом. Не в самом лучшем состоянии находилось народное хозяйство – это было связано с аграрной реформой, которая вводила известные всем «поездки на картошку», когда студентов отправляли на сбор урожая. Это практически лишило работы крестьян, кроме того, процент испорченного урожая при сборе стал неуклонно расти. Многие колхозы и совхозы приносили лишь убытки, народ стал постепенно переезжать в крупные города, а в стране нарастал дефицит продовольствия, что очень сильно стало заметно уже после ухода Брежнева. Особенно сильно такая ситуация в экономике затронула регионы СССР, такие как Украина, Казахстан и другие, которые жили сельским хозяйством и добывающей промышленностью.

    Социальная жизнь. Несмотря на все негативные явления, рост благосостояния граждан продолжался. Очень многие жители городов имели возможность улучшить свои жилищные условия, многие теперь могли купить хороший автомобиль и другие качественные и дорогие вещи. Вместе с этим росло и число бедных, однако это было не так заметно благодаря низким ценам на продовольственные продукты. В целом, жизнь обычного гражданина была хорошей, обеспеченной и стабильной, что было важнее всего. Жители СССР верили в светлое будущее и были полностью уверены в завтрашнем дне, так как все двадцать лет экономика, обеспеченная нефтью, поддерживала хороший уровень жизни по сравнению с послевоенным периодом.

    К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем. С падением цены на нефть обнажились все застойные явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами. Началась тяжелая эпоха перестройки.


    1. Культурная политика периода «застоя»


    С приходом нового политического руководства (Л.И.Брежнева) ускорился процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 году писателей А.Синявского и Ю.Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений. В феврале 1966 года состоялся суд. Это был первый открытый политический процесс после смерти Сталина, и он произвел гнетущее впечатление на современников: писателей судили за литературные произведения, и, несмотря на давление, они не признали своей вины.     

    В 1970 году был ликвидирован последний оплот либеральной интеллигенции. С отставкой А.Твардовского с поста главного редактора «Нового мира» журнал утратил свою роль органа демократических сил. Вынужденный уход Твардовского из «Нового мира» отразил усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. В последующие годы эти тенденции усилились.

    Внешне демократические формы управления культурой не могли заслонить истинного положения дел. В эти годы регулярно собирались съезды учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции, конференции обществоведов. Однако постепенно они превращались в парадные мероприятия, проводимые по заранее согласованному сценарию.

    Административно-бюрократическая система, сложившаяся в конце 20-х - начале 30-х годов, пустила глубокие корни. Попытки преодолеть последствия культа личности Сталина не затронули основ этой системы, а лишь придали ей некоторую демократическую видимость. Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни. Трудные, порой невыносимые условия создавались для работы педагогов-новаторов, вне критики оказывались произведения или научные работы авторов, занимавших высокие посты. Росло число талантливых произведений, не укладывавшихся в установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя. Политическая неблагонадежность была достаточным основанием, чтобы ученый, писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством.

    Некоторые творческие деятели из-за невыносимых условий работы покинули Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил советского общества, ломало судьбы людей. Имена вынужденных эмигрантов вычеркивались из советской культуры, их книги изымались из библиотек. Негласные запреты превратились в норму.

    В целях регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х годов была введена система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурного пресса. Родилось понятие полочного фильма, снятого, но не допущенного на экран в силу "идеологической невыдержанности" или присутствия в нем элементов формализма. Та же практика распространялась на организацию художественных выставок, театральных спектаклей, исполнение музыкальных произведений. Было ограничено знакомство советской публики с образцами художественной культуры стран Восточной Европы.

    Запрещались или замалчивались авангардные направления в искусстве. Не исполнялись, например, музыкальные произведения А. Г. Шнитке. В полузапрете находилось творчество поэтов-бардов Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, В.С. Высоцкого.

    Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной, так как партия якобы преодолела "последствия культа личности". В 70-е годы Сталин стал вновь появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца.

    Идеологические и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными трудностями.

    В это же время все более активные формы приобретает диссидентское движение. Давление идеологического пресса на творческую интеллигенцию не было явлением произвольным со стороны власти, скорее ответом на рост оппозиционных настроений в обществе, получивших выражение в диссидентском движении. Его рождение нередко связывают с демонстрацией 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади и коллективным письменным обращением к властям с просьбой пересмотреть решение суда и выпустить писателей А.Синявского и Ю.Даниэля на свободу, а также с открытым выступлением на Красной площади в Москве 25 августа 1968 года восьми человек, протестовавших против введения советских войск в Чехословакию.

    В конце 60-х годов основные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение», представленное тремя направлениями: "подлинным марксизмом-ленинизмом" (лидеры братья Рой и Жорес-Медведевы), либерализмом - в лице А.Д. Сахарова и традиционализмом, защищаемым А.И. Солженицыным.

    Программа Медведевых ратовала за возвращение к истокам марксизма-ленинизма, не искаженным сталинской идеологией, А.Д. Сахаров выступал за введение демократии западного образца при сохранении общественной собственности в стране, А.И. Солженицын в основу обновления закладывал идеалы христианской морали и монархического политического устройства. «Демократическое движение» не имело широкого резонанса в стране, однако свое настоящее признание получило за границей, прежде всего благодаря авторитету А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына.



    1. Художественная культура периода «застоя»


     Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х годов отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.

    Были созданы высокохудожественные произведения о Великой Отечественной войне (Ю.В. Бондарев «Горячий снег», Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие...» и «В списках не значился», К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»). Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне.

    Острые социальные проблемы, и прежде всего советской деревни, поднимали писатели В. Г. Распутин (повести «Последний срок», «Живи и помни» и «Прощание с Матерой»); В.А. Солоухин («Владимирские проселки»); В.П. Астафьев («Кража» и «Царь-рыба»), Ф.А. Абрамов (трилогия «Пряслины» и роман «Дом»), В.И. Белов («Плотницкие рассказы», роман «Кануны»), Б.А. Можаев («Мужики и бабы»). Содержание большинства произведений не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих.

    Писатели-«деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим.

    Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни - понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечество», «родная земля». Через осмысление этого понятия осуществлялась и глубокая связь поколений.

    Признанным лидером «бытовой» прозы стал Ю.В.Трифонов, интересовавшийся нравственными проблемами современников (повести «Обмен», «Другая жизнь», «Старик»). К этому же жанру можно отнести романы Ю. Бондарева «Берег» и «Выбор», повести Б. Васильева «Самый последний день» и «Не стреляйте в белых лебедей».

    Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В. М. Шукшина, выводившего образы «странных» людей из народа и отразившего перелом в их сознании под влиянием наступления городской культуры на сельскую.

    Автором популярных остроконфликтных нравственных пьес «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» был драматург А.В. Вампилов.

    Большой популярностью в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей: киргиза Ч. Айтматова (повести «Джамиля», «Прощай Гульсары», «Белый пароход», «И дольше века длится день» и др.), белоруса В. Быкова (повести «Мертвым не больно», «Круглянский мост», «Сотников» и др.), грузина Н. Думбадзе (повести «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Я вижу солнце», роман «Белые флаги»), эстонца Я. Кросса (романы «Между тремя поветриями», «Императорский безумец»).
         На 60-е годы приходится творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта Н. Рубцова. Его лирике свойственны предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная связь с Родиной.
         Теме Родины, ее судеб посвящал свои музыкальные произведения композитор Г.В. Свиридов («Курские песни», «Пушкинский венок», сюиты «Время, вперед», музыкальная иллюстрация повести А.С. Пушкина «Метель»).
         70-е годы были временем подъема советского театрального искусства. Особенной популярностью у передовой общественности пользовался Московский театр драмы и комедии на Таганке. На его сцене были поставлены «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Дом на набережной» Ю. Трифонова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Среди других коллективов выделялись театр имени Ленинского Комсомола, театр «Современник», театр им. Е. Вахтангова.

    Центром музыкальной жизни оставался Академический Большой театр в Москве. Его прославили имена балерин Г. Улановой, М. Плисецкой, Е. Максимовой, балетмейстеров Ю. Григоровича, В. Васильева, певиц Г. Вишневской, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, певцов 3. Соткилавы, Вл. Атлантова, Е. Нестеренко.

    На весь мир гремело имя Д. Ф. Ойстраха, одного из ведущих скрипачей современности, создателя советской скрипичной школы. Мировую популярность приобрело исполнительское искусство пианистов С. Т. Рихтера и Э.Г. Гилельса, скрипача Л. Когана.

    В 70-е годы началась так называемая "магнитофонная революция". Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича большой популярностью пользовались произведения Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Городницкого, А. Дольского, С. Никитина, Н. Матвеевой, Е. Бачурина, В. Долиной. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюзные слеты. Симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

    В эти годы получила свое особое художественное звучание и одна из острых глобальных проблем ХХ века - проблема взаимоотношения человека и природы. Нерешенность проблем, связанных с нерациональным использованием природных богатств, сказывалась и на духовном мире человека, порождала потребительское отношение к природе, бессердечие, бездуховность.

    В целом художественная культура сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

    В 70-е годы выделились два пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. И тот, и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения. В самиздате ходили не только произведения Бродского и Набокова, но и низкопробные детективы. И наоборот, официальная культура не исчерпывалась только произведениями с ярко выраженной идеологической направленностью.

    Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. Избавление общества от страха, охватившего общество во время культа личности, и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры. Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали «кухонные» диспуты московской интеллигенции, а также возобновление споров западников и славянофилов.


    1. Образование и наука


    В 1960-1970-е гг. руководство страны взяло курс на рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход ко всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения. Более 96% выпускников 8-летней школы продолжали обучение в различных учебных заведениях, дававших среднее образование.

    В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями. Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения количества профессионально-технических училищ (ПТУ) и техникумов, а также профориентации в системе средней школы.

    Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников школ и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого числа работников неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной социально-психологической проблемой. Необходимость существенной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технического прогресса вызвала пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения.

    На первом этапе (с 1971 г.) курс начальной средней школы был сокращен до трех лет. В 1983-1984 гг. была предпринята попытка комплексной реформы школы. С апреля 1984 г. законодательно предусматривалось перепрофилирование всеобщего среднего образования с учетом нужд развития экономики. Однако непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. Уже в 1987 г. она была свернута.

    Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего образования. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалось (к 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов). Значительно возрос их научный потенциал (в системе высшей школы к началу 1980-х гг. работали около 50% докторов наук). Тем не менее, основные отрасли экономики испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, так как отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой.

    Середину 1960-х - 1980-е гг. в целом нельзя назвать застойным периодом в области развития науки в СССР. За счет массированного финансирования государством целевых научно-исследовательских программ (до 25 млрд. руб. в 1980 г.) сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. Первоочередными считались задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 1960-е гг. начали организовываться научно-производственные объединения (НПО), такие как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения но выпуску новейших образцов военной техники (например, НПО «Энергия») и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО.

    Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, вошел в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арктика». Эти работы осуществлялись под руководством президента АН СССР А. П. Александрова. Другим направлением в развитии энергетики стало освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых технологических разработок по добыче и транспортировке энергоресурсов. Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника).

    Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др. Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Советские ученые добились успехов в расшифровке структуры белка, получении искусственных генов (генной инженерии), лазерной медицине (например, методы офтальмолога С. Н. Федорова).

    Результаты большинства научных разработок были связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 1970-е гг. стали главным направлением государственной политики в области науки. Однако из-за применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 1970-х гг., привела к отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли от большинства развитых индустриальных держав мира. А экологически опасная программа переброски северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых ресурсов. В случае же ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты.

    В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса системы "государственного социализма" стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим. Это проявлялось в регулярной корректировке сроков реализации научных программ, торможении выполнения даже важнейших для государства космических исследований - так произошло с запуском космического "челнока" "Буран". Еще более серьезным был кризис советской науки в сфере гуманитарных знаний. С одной стороны, в СССР в 1970-е гг. стали достаточно успешно проводиться перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, разрабатываться крупномасштабные программы по совершенствованию народнохозяйственного комплекса в целом. Историческая наука достигла значительных успехов в изучении конкретных фактов и событий прошлого.

    Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории. Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов по истории КПСС, Второй мировой войны, Октябрьской революции и т.д., а также различного рода юбилейных изданий.

    Заключение.
    Негативные явления в жизни советского общества 60-80-х годов в полной мере отразились на духовной сфере, на образовании, науке и культуре. Так, несмотря на количественный рост учащихся со средним образованием , общий уровень подготовки снизился.

    «Застойное» двадцатилетие в развитии советской науки не было таким уж застойным. Численность научных работников в стране значительно выросла, было открыто много новых научно-исследовательских институтов и центров. Особенно велики были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математике различных областях химии и других научных направлениях, результаты которых были тесно связаны с развитием, оборонной и космической техники.

    К началу 1980-х годов советская наука стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, например, естествознании, где прежде ее приоритет был неоспорим. Это проявилось в регулярном корректировании сроков реализации научных программ, торможении даже в самых важных для государства космических исследованиях.

    Развитие советской культуры и искусства в 1965-1985 гг. отражало поворот партийно-государственного руководства к политике неосталинизма. В художественных произведениях этого периода ясно возобладал отход от анализа острых проблем современности. В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Руководство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами «производственной» тематики, где герой - новатор производства открыто вступает в противоборство с косностью и бюрократизмом чиновников.

    Вместе с тем в сфере литературы широко развивается творчество так называемых деревенщиков и других писателей, в произведениях которых правдиво отразилась горькая судьба крестьянства, все же сохранившего несмотря на все невзгоды верность народным традициям. Особая роль в этом направлении искусства принадлежала талантливому актеру, писателю и режиссеру В. М. Шукшину. О военной поре правдивые книги создавали писатели Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев и др.

    Параллельно создавался ряд кинофильмов, спектаклей, произведений литературы, песен, которые выделялись из основной массы. Среди писателей можно отметить В. Аксенова, А. Битова, Ф. Искандера, поэтов И. Бродского, Н. Коржавина, А. Галича, В. Высоцкого, художников О. Целкова, М, Шемякина, режиссеров А. Тарковского, Ю. Любимова, А. Германа, Т. Абуладзе, С. Параджанова, братьев Михалковых и др.

    Список использованной литературы:


    1. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. особие для ВУЗов. М.: Гардарики, 2012. - 278 с.

    2. Деревянко А.П. История России: Учеб. пособие для вузов.- М.: Проспект, 2014.-557 c.

    3. Зуев М. Н. История России: Учеб. для вузов.- М.: Приор, 2013.-687 с.

    4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 2014.

    5. Ингерайнен Д.В. Отечественная история: Учеб. пособие.- М.: РИОР, 2014.-206 с.

    6. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа.- 2015.-509 с.

    7. Мунчаев Ш.М. История России: Учеб. для вузов.- М.: Норма: Инфра-М, 2014.- 647 с.

    8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2015.-749с.




    написать администратору сайта