История_Искусств_Вхутемас_Старчак. История вхутемаса
Скачать 304.22 Kb.
|
Северо-Кавказский Федеральный Университет Кафедра дизайна Доклад на тему: «История ВХУТЕМАСа» Докладчик: Cтудентка 1 курса Школы креативных индустрий Диз-б-о-22-1 Старчак Анастасия Ставрополь 2022 История создания ВХУТЕМАСа Появление ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) было связано с революцией 1917 года и реформой художественного образования, которая началась уже через год. В 1918 году Императорскую Академию художеств упразднили, а новыми творческими образовательными центрами стали Свободные государственные художественные мастерские. На смену академической программе образования пришла система индивидуальных художественных мастерских, где студенты сами могли выбирать себе наставников — представителей любого художественного направления. Вступительные испытания тоже остались в прошлом. Мастерские начали открываться по всей стране, а в столице их появилось сразу две: первую создали на базе Строгановского училища, вторую — на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1920 года московские мастерские объединились во ВХУТЕМАС — главный творческий институт страны. В зданиях на Рождественке и Мясницкой начали готовить художников нового типа, которые должны были изобрести принципиально иной художественный язык для предметно-пространственной среды советского человека. Что создала школа: дизайн, архитектура, керамика Во ВХУТЕМАСе учились будущие архитекторы, скульпторы, дизайнеры, графи- ки, керамисты, живописцы, иллюстраторы, художники театра, текстильщики и полиграфисты. Самые большие надежды были связаны с дерметфаком — факультетом по ра- боте с деревом и металлом. Здесь учились конструкторы нового быта, а пре- подавали Александр Родченко, Эль Лисицкий, Владимир Татлин и Антон Ла- винский. Под их руководством студенты проектировали трансформируемую мебель — популярное для 1920-х годов направление в дизайне. Ярким примером таких разработок стал проект жилой ячейки типа F, выпол- ненный профессором Эль Лисицким и его студентами для дома Наркомфина Моисея Гинзбурга. В проекте было все лучшее разом: типовая и частично встроенная мебель для спальни, столовой и рабочей зоны, откидные кровати и подвижный светильник, а также три мягких табурета, которые можно было приставить к мягкой спинке на стене — получался диван или кухонный уголок. Были во ВХУТЕМАСе и вполне фантастические проекты. Самым обсуждаемым стал дипломный проект Георгия Крутикова «Летающий город». В 1928 году архитектор предполагал, что совсем скоро появится энергия, с помощью ко- торой можно будет строить в космосе. Он спроектировал жилую коммуну в форме объемной параболы, которая должна была парить над Землей. Ин- ститут библиотековедения имени Ленина на Воробьевых горах — еще один из- вестный студенческий проект. В 1920-1930-е годы ряд выдающихся архитекторов преподавали и учились во ВХУТЕМАС, среди них: братья Веснины, М.Я. Гинзбург, Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский, И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, С.Е. Чернышев, И.А. Голосов, К.С. Мельников, И.И. Леонидов, Л.Н. Павлов, А.К. Буров, Г.Т. Крутиков, К.Н. Афанасьев. В системе преподавания сосуществовали различные концепции от чисто академических, до новаторских, экспериментальных. В стенах ВХУТЕМАС, затем ВХУТЕИНа возникали и разрабатывались проекты, ставшие выдающимися достижениями отечественной архитектуры, признанные во всем мире и вошедшие в архитектурные учебники. Шедевры архитектурного авангарда, выразившие дух своего времени, представляют сегодня большую историко-культурную и архитектурную ценность и нуждаются в сохранении и защите. В России методики пропедевтики и творческие традиции ВХУТЕМАС наследовали: Московский архитектурный институт, Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), Московский полиграфический институт, Московский практический текстильный институт, Институт пролетарских изобразительных искусств в Ленинграде, куда были переведены и продолжили преподавать многие профессора и выпускники ВХУТЕМАС. Вклад Вхутемаса в развитие дизайна и прочего Главной предпосылкой к созданию ВХУТЕМАС стало осознание факта, что в XX веке мир стал стремительно меняться, и новому миру была необходима совершенно новая эстетика. Для воплощения данных принципов в жизнь необходимы были художники нового типа. Поэтому выпускники ВХУТЕМАС — это, прежде всего, люди, способные проектно мыслить и решать самые разные задачи, вне зависимости от узкой специализации. И для их обучения впервые была создана рабочая модель мультифункционального универсального образования, где производственные и художественные дисциплины, теория и практика были объединены. Кроме решения актуальных задач времени и создания нового типа художника для промышленности, у ВХУТЕМАСа была и другая важная цель — активный поиск универсальных основ различных видов искусств и человеческой деятельности вообще. В курсе "Графика" студенты редко создавали классические натюрморты, а работали, в основном, с неожиданными фактурами и композициямии из кирпича, дерева, стекла. Помимо изображения реальных предметов, они также проходили курс графической конструкции на плоскости, типичное задание которого — построить композицию "слева-направо" или "сверху- вниз" из простейших геометрических форм. В курсе "Цвет" и вовсе было 8 дисциплин, в том числе, изучение физических и оптических свойств цвета. |