Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие личности в психологии

  • Содержание Введение Понятие личности в психологии Структура личности Предпосылки развития личности Вывод Библиографический список Приложение Введение


    Скачать 289.67 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Понятие личности в психологии Структура личности Предпосылки развития личности Вывод Библиографический список Приложение Введение
    Дата19.11.2022
    Размер289.67 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла473017.rtf
    ТипРеферат
    #797620
    страница1 из 3
      1   2   3

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Содержание
    Введение

    1. Понятие личности в психологии

    2. Структура личности

    3. Предпосылки развития личности

    Вывод

    Библиографический список

    Приложение

    Введение
    «Познание личности всегда было и продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в психологии. Все социально-психологические теории пытаются ответить на вопросы: что формирует личность? почему существуют индивидуальные различия? как происходит развитие личности? какие происходят изменения личности на протяжении жизни человека?». [2]

    Понятие «личность» является одним из основных понятий многих наук, таких как философия, социология, этика и, конечно же, психология. Чаще всего, говоря о личности подразумевают персональные особенности человека. Понятие «личность» мы употребляем по отношению только к человеку, однако не к каждому. К примеру, мы никогда не назовем личностью животного или новорожденного. Вместе с тем, мы можем говорить об индивидуальных особенностях и животного и ребенка. Личность представляет собой целостное образование, притом образование приобретенное. Кроме того, личность способна изменяться, приобретать новые качества. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямо хождения, а структура мозга возможность развития интеллекта, строение рук определяет перспективу использования, к примеру, орудий труда. Данными возможностями младенец отличается от детеныша животного, что подтверждает принадлежность ребенка к человеческому роду. Однако личностью он становится, пройдя некоторый путь, осознавая, учась и совершенствуясь. Но что конкретно влияет на формирование личности как таковой и когда человек приобретает право называться личностью? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

    1. Понятие личности в психологии
    «Существует очень много разнообразных подходов к классификации теорий и концепций личности. Основаниями для классификации могут быть, например, способ объяснения поведения, способ получения данных о личности, структура личности, различные возрастные периоды в развитии личности и др. Рассмотрим в общих чертах некоторые из теорий личности, сложившихся во второй половине XX в.

    В соответствии с бихевиористской теорией личность – это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Изменяя их, можно программировать человека на требуемое поведение. Основоположник этой теории – американский ученый Д. Уотсон – видел задачу психологии в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение человека.

    Согласно теории черт (Г. Олпорт, Р. Кеттелл) люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека. Описание личности можно получить на основе, например, тестологического обследования или обобщения наблюдений за данной личностью. Результаты исследования позволили Кеттеллу создать шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF), получивший большую популярность во всем мире.

    По теории социального научения (А.Л. Бандура и др.) основной причиной индивидуального различия людей является осуждение или одобрение поступков человека другими людьми. Развитие личности происходит условно-рефлекторно в результате наблюдения за поведением окружающих и подражания им.

    Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (З. Фрейд). Впоследствии на ее базе возник целый ряд теорий, который условно можно назвать «теории неофрейдизма». Работая в клинике неврозов известного французского невролога Ж. Шарко, Фрейд познакомился с терапией неврозов. Впоследствии он отошел от гипнотического внушения и перешел к исследованию и интерпретации сновидений, ассоциаций, оговорок, описок, что и явилось основой метода психоанализа. Согласно его теории поведение личности определяется потребностями. Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделяет в структуре личности три компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»).

    «Оно» – бессознательная часть психики, сосредоточие биологически врожденных, бессознательных инстинктов. «Оно» подчиняется принципу получения удовольствия и принципу сохранения внутреннего равновесия.

    «Сверх-я» – это носитель моральных стандартов общества, его культурных норм, та часть личности, которая играет роль внутреннего критика человека, своего рода «цензора», его совести.

    «Я » старается установить гармонию, равновесие между «Оно» и «Сверх-я», подчиняется нормам и требованиям реальности.

    Когнитивная теория (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Согласно этой теории человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние или внутренние факторы. Напротив, человек анализирует информацию, сравнивает, принимает решения, решает проблемы.

    Гуманистическая теория (А. Маслоу) базируется на целостном подходе к анализу личности. Согласно мнению Маслоу основная потребность человека – стремление к самосовершенствованию и самовыражению, или, как он назвал это, – к самоактуализации, процессу постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Маслоу считает, что самоактуализация – это явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, и он должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация – это одна из врожденных потребностей. Созданная Маслоу иерархическая система потребностей является моделью мотивации человека и отвечает следующим принципам:

    • чем выше уровень потребности, тем менее жизненно необходимой она является;

    • пока не удовлетворены потребности более низкого уровня, высшие остаются сравнительно неактуальными;

    • с повышением уровня потребности повышается активность человека».[2]

    Личности бывают разные: высокоразвитые и ограниченные, высокоморальные и низменные, но при этом, каждая из них неповторима и идентичной ей не существует. Чаще всего, это свойство личности называют индивидуальностью. Однако, понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по своему содержанию, ведь каждое из них затрагивает свой аспект жизни человека. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

    Все психологи дают совершенно различные друг от друга определения личности. Это расхождение во мнениях свидетельствует о сложности данного феномена. «Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам. Затем это слово стало относиться к самому актеру. Позже слово «persona» употреблялось вместе с указанием определенной социальной функции человека, например личности судьи, личности отца, личности торговца и пр. Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль человека.

    Психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе.

    В отечественной психологии существует ряд определений личности:

    «личность – это носитель сознания» (К. К. Платонов);

    «личность – это целостная система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимодействии со средой» (Л. И. Божович);

    «личность – это субъект деятельности, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих положение человека в обществе» (Б. Г. Ананьев).

    «личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Р. С. Немов). Или, коротко, личностъ – это человек в совокупности его социальных приобретенных качеств.

    Философский словарь трактует личность как «человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений».

    Обобщая, можно дать следующее определение: личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

    В этом и других определениях можно выделить следующий важный момент: личность развивается в результате взаимодействия человека с окружающей средой, но всегда имеет отпечаток свойств и качеств, присущих только данному человеку.

    Основными чертами, характеризующими личность, являются социальность и индивидуальность, т. е. личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность при этом понимается как самобытный, своеобразный способ бытия конкретной личности. Она детерминирована особым жизненным путем индивида, его природными задатками, предстает как результат взаимодействия уникальных и универсальных свойств человека.

    Рассмотрение человека как личности связано, прежде всего, с взглядом на человека как на единицу общества. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, является социальность, принадлежность к социуму, обществу». [2]

    Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, разумеется, подкреплено экспериментами и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». А.Н. Леонтьев, выдающийся советский психолог говорил о том, что изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляет специальную, хотя и не отдельную, психологическую проблему и проблема эта является одной из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином личность. Рассмотрим подробнее некоторые из концепций феномена «личности».

    Концепция А.Н. Леонтьева или концепция «деятельности» в сравнении с другими отечественными концепциями личности, крайне абстрактна. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То есть личностью становятся с помощью общественных отношений, а в жизнь человек вступает как индивид, наделенный некоторыми свойствами и способностями. Личность впервые возникает в обществе. Таким образом, на первый план выступает деятельность субъекта.

    Леонтьеву удалось провести границу между понятиями индивида и личности. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Таким образом, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

    Кроме того, Леонтьев считал, что если человек обладает активностью, то он действует через внешнее и сам себя этим изменяет. Таким образом, развитие личности – это процесс взаимодействия множества деятельностей. Личность - совокупность иерархических отношений деятельностей. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности», – отмечает Леонтьев. Тогда возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей. Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует такие понятия как «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Кроме того, он выделил три основных параметра личности:

    1. широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

    2. степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

    3. общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

    По Леонтьеву, первое рождение личности происходит, когда у ребенка проявляются в явных формах «полимотивированность и соподчинение его действий». Второе рождение личности, когда возникает его сознательная личность.В теории деятельности существует несколько основания для создания типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

    Концепция личности С.Л. Рубинштейна или, так называемая, философско-психологическая концепция, заключается в том, что приступая к характеристике личности, С. Л. Рубинштейн обращает внимание на зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, у разных людей, в зависимости от их индивидуальных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

    Более того, зависимость психических процессов личности выражается в том, что ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Личностные изменения в ходе развития личности приводят к изменениям в психических процессах, таких как познавательные, волевые, аффективные и т.д.

    Также зависимость психических процессов от личности выражается в том, что эти процессы не являются саморазвивающимися, а превращаются в сознательно регулируемые операции.К примеру, так восприятие превращается сознательно регулируемый процесс наблюдения. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.

    Следующим положением является то, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». «Личностью не рождаются – ею становятся» Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

    Рубинштейн выделяет три психологических образа деятельности: потребности, способности, направленность. В «Основах общей психологии» личность определяется через триединство: что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер. Таким образом, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна важны следующие положения:

    1. психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются:

    2. психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

    3. процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

    - чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах (направленность как мотивационно-потребностная сфера);

    - что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

    - что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

    С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что эти объекты в конкретной деятельности сплетены воедино. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней

    «Лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. Однако попытки дальнейшей интерпретации этих положений привели в психологии к ряду ложных идей, мистифицирующих проблему личности». [1]

    В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б. Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность,

    «Понятие индивидуальности в психологии представляет системную характеристику человека как интегральную целостность, включающую разнокачественные и вместе с тем связанные друг с другом свойства. Индивидуальность – это совокупность взаимосвязанных биологических, психических и социальных особенностей человека, характеризующих его неповторимость, уникальность. Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, формирование и развитие которой подчиняется определенным закономерностям. Традиционно индивидуальность понимается как единичность, т. е. как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем людям черт. Индивидуальность раскрывает такое сочетание индивидных и личностных свойств человека, которое отличает его от других людей.

    Итак, компонентами индивидуальности являются: 1) индивид (совокупность природных свойств); 2) личность (совокупность социальных отношений); 3) субъект деятельности (совокупность различных «деятельностей» человека) ». [2]

    «Когда говорят об индивиде, прежде всего, имеют в виду биологическую сущность человека. Каждый человек уже рождается индивидом. Индивид – это человек как неповторимое единичное существо, представитель биологического вида homo sapiens. Люди как индивиды отличаются друг от друга своими характерными свойствами:

    • физические свойства организма (рост, вес, комплекция тела);

    • биохимические свойства организма (биологические особенности человека, обусловленные, как правило, обменными процессами на уровне клетки, например у беременных женщин, подростков, стариков);

    • соматические свойства организма (выражают особенности работы отдельных внутренних органов);

    • возраст (откладывает отпечаток не только на внешность человека – со временем происходят определенные изменения и в психике);

    • пол (определяет некоторые характеристики организма человека, часто оказывает влияние на межличностные отношения, на профессиональную деятельность);

    • задатки (врожденные особенности нервной системы, мозга, анализаторов, от которых зависит предрасположенность к развитию тех или иных способностей; природные предпосылки, которые являются условием развития способностей, могут предопределить их содержательную сторону и повлиять на уровень достижений; к задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью)». [2]

    Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию организации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у представителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определенные расхождения во мнениях, понятие «личность» в отечественной психологии всегда соотносится с социальной организацией человека.
      1   2   3


    написать администратору сайта