Проблема личности в отечественной психологии. Содержание введение раздел I. Методологический анализ понятия личность
Скачать 54.9 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. Методологический анализ понятия личность ………………4
Вывод к первому разделу………………………………………………….10 РАЗДЕЛ II Проблема личности в отечественной психологии. Сравнительный анализ теорий личности Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и В.Н. Мясищева ………….......................11 2.1 Анализ теорий личности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева …………11 2.2 Анализ теорий личности В.Н. Мясищева и Д.Н. Узнадзе …………….15 Вывод к второму разделу…………………………………………………17 Заключение………………………………………………………………………19 Список использованной литературы…………………………………………20 Введение Когда речь идет о человеке, то рассматриваются его социальные признаки в тесной связи с биологическими, физическими, психофизическими характеристиками, подчеркивающие свойственный лишь ей признак духовности. Проблема личности – одна из центральных в курсе психологии. О ее сложность и многогранность свидетельствует даже тот факт, что сегодня существует более 50 определений понятия «личность». По теоретической и практической значимости она относится к одной из фундаментальных проблем. Проектирование и диагностика личности, определение оптимальных условий и эффективных путей ее формирования невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее становления и развития. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности, связанные с теоретическими трудами школы Л. С. Выговского. Большой развитие в разработку этой проблемы внесли российские и украинские ученые Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, Г.С. Костюк, О.М. Леонтьев, В.Н. Мясищева, Л. И. Божович, А.В. Петровский, О. Г. Асмолов, зарубежные психологи г. Айзенк, Р. Кеттел, Г. Олпорт. Актуальности личностной проблематики в современных условиях, способствует не только интеллектуально креативное мышление, но и развитие духовности, гуманистической направленности и нравственности. Личность – это глубинное основание, которое вытекает из самих основ жизни гуманистической психологии – вершины наиболее динамичного направления современной психологической науки и практики. Кредо этого направления – «все во имя человека», для ее всестороннего гармоничного развития, для ее счастья и безграничных перспектив. РАЗДЕЛ I Методологический анализ понятия личность 1.1 Понятие личности в историй и философий Слово личность имеет долгую историю и его содержание менялось в течение многих веков. Оно происходит от латинского слова persona, использовавшегося еще до новой эры. Цицерон употреблял этот термин в четырех значениях - весьма различных, имеющих отношение к театру, с чем и связан был его первоначальный смысл. Во-первых, persona, как маска театрального актера. Во-вторых, persona, как исполняемая им роль. В-третьих, persona, как сам актер. И наконец, в-четвертых, persona - это исток, который обеспечивает историческое развитие, где главным становится социальный характер, достоинство, отличительное свойство, каким обладает индивид[3]. В античности были предприняты попытки вывести это выражение от глагола personare, обозначающего что-то вроде «непрерывно звучать» или «наполнять звуками» [6]. Поздняя античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства[7]. У римлян слово «persona» употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, царя, судьи и т.д.). Одно время превратившись в термин, общее выражение, слово "личность" существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности [8]. Перейдем непосредственно к рассмотрению понятия личности. С точки зрения В. Штерна личность - это такое существующее, которое, несмотря на множество частей, образует своеобразное и ценное единство и, несмотря на множество частных функций, образует единую, целестремительную самостоятельность [9]. Для Гуссерля личность всегда была субъектом окружающего мира. Этот окружающий мир есть не только и не прежде всего природа, он - это и другие личности и их отношения друг с другом. «Я» может постичь себя как личность только в окружающем мире: тем самым Гуссерль преодолел представление, что личность и «Я» суть одно и то же. Скорее, «Я» переживает себя как личность. Макс Шелер совершил еще более решительный шаг. Он полагал, что существо, которое только разумно, тем самым еще не было бы личностью. Личность существует только там, где нечто, или, скорее, некто переживает самого себя как того, кто совершает познавательные, волевые и эмоциональные акты сознания[6]. Жан Лакруа делает вывод о том, что личность имеет три измерения. Первое, политическое измерение, прежде всего отказ от отчуждения. Без участия в политике нет подлинного воплощения. Личность скорее реалистична, чем идеалистична. Её вовлеченность - это желание жить и мыслить совместно с другими, чтобы постоянно улучшать общество. Её правилом является; мыслить так, как живешь, и жить так, как мыслишь. Личность - это индивидуальная субстанция природы, подлежащая реализации призванная завершить себя в творении, которое превосходит её, она принимает участие в творении самой себя, как и мир, который созидает себя [3]. В философии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности. Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность. Личность такого человека ориентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчество, добро. Философское определение личности, - отмечают Г.А. Антипов и А.Н. Кочергин, - своим центром должно иметь категорию "выбор", а также ряд сопутствующих категорий: "свобода", "ответственность" и т.п. Личность - это та сторона социализированного индивида, те качества, которые определяют его выбор. Именно категория "выбор" позволяет интегрировать представления о личности, вырабатываемые в предметах специализированных отраслей человеко-знания" [3]. Отсюда следует, что отнюдь не всякий человек заведомо является личностью уже в силу того, что он человек. Личностью не рождаются, ею становятся. Для того чтобы стать личностью, необходимы целенаправленные усилия со стороны самого человека. Необходимо научиться осуществлять самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения и быть готовым нести за них ответственность. Решимость взять ответственность на себя - свидетельство осознания человеком всей полноты ответственности за свою судьбу, следовательно, - зрелости его как личности[3]. 1.2 Понятие личности в социологии и психологии Социологическое понятие личности влияют как философские концепции, так и психологические теории. Для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное. Личность в социологии - это устойчивая система социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности; она показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению [2]. Очевидно в данном случае, понятие личности совпадаете понятием индивида и человека. При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Личность в социологии определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого[5]. Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека[4]. Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека. Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся. Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет. Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности: индивид - человек как единичное природное существо, представитель «Homo sapiens», продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт [10]. Индивидальность - интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой [10].Человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый из нас уникален, но не каждый может стать личностью. Личность - динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде в смысле характерных способов поведения и переживания (Г.В. Олпорт). Личность - более или менее стабильная, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее единственную индивидуальную адаптацию к среде (Г.Ю. Айзенк). Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания (К.К. Платонов). Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность-совокупность общественных отношений, реализуемых в различных деятельностях (Леонтьев)[11]. Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев утверждает, что, личность-субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К. К. Платонов понимал под «личностью» - человека как носителя сознания. Личность всегда является представителем общества или общности. Вместе с тем личность выступает не только в роли объекта, воспринимающего влияния окружающей среды (как социальной макросреды, так и микросреды), но и в роли активного деятеля и творца, отражающих ее индивидуальность. Понятия "личность" и "индивид" находятся в тесном единстве, однако, они не тождественны. Поэтому возможны факты существования индивида, который не является личностью. Здесь можно вспомнить о ярком феномене «Маугли», человек который вырос среди животного мира[11]. Человеческая деятельность является источником развития личности. В деятельности отражается созидательная роль личности, позволяющая изменять не только условия своего существования, но и собственное сознание, то есть собственную психическую сущность. Внутренняя психическая деятельность личности, ее психологические процессы, свойства и состояния являются продуктом присвоения или интериоризации внешней практической деятельности. Важнейшими характеристиками личности являются сознание и самосознание. Сознание включает в себя знания об окружающем мире, переживания различных жизненных событий и собственных поступков, отношения к другим людям, проявляющиеся в виде мотивов, установок и стереотипов поведения. Самосознание является особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля. Самосознание выделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, свой внутренний мир, формировать образ "Я". Самосознание предполагает различение своего внутреннего мира (образ "Я") и того, что окружает личность (образ "НЕ Я"). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущения, самовосприятия) к более сложным (самопознание, самооценка, самостоятельная рефлексия)[11]. Вывод к первому разделу Анализ различных определений личности позволяет выделить инвариантное ядро ее основных характеристик. Личность - это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность. Личность появляется только с возникновением у человека сознания и самосознания. Личность - это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Понятие личности в истории с точки зрения В. Штерна, личность - это такое существующее, которое, несмотря на множество частей, образует своеобразное и ценное единство и, несмотря на множество частных функций, образует единую, целестремительную самостоятельность. Философское определение личности - это та сторона социализированного индивида, те качества, которые определяют его выбор. В психологии под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические явления индивида и придающее его поведению соответствующую последовательность, разумность и устойчивость. Понятие личности в социологии представляется виде устойчивой системы социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности. РАЗДЕЛ II Проблема личности в отечественной психологии. Сравнительный анализ теорий личности Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и В.Н. Мясищева 2.1 Анализ теорий личности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева Подход С.Л. Рубинштейна характеризуется достаточно широким кругом явлений, относящихся к психологии личности. Такой подход представлен и был реализован в трудах С.Л. Рубинштейна и его последователей, в частности в работах В.Шороховой, К.А. Абульхановой-Славской. В своей теорий Рубинштейн рассматривает формирование личность и её развитие в деятельности. Он представляет личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента. Рубинштейн был первым, кто включил в базовые свойства личности, такой элемент как направленность. Говоря о направленности имеется виду совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения (совокупность ведущих мотивов). В своей теорий Рубинштейн выделял три положения, которые помогают понять психологию личности, с его точки зрения:1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются. 2. Психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности. 3. Процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов (которые помогают выстроить структуру личности): 1.Чего хочет личность, к чему она стремится? Этот вопрос включает в себя направленность, установки и тенденции, потребности, интересы и идеалы; 2. Что может личность? Это вопрос о способностях и одаренности; 3. Что есть личность? Это вопрос о характере (что из выше сказанного могло закрепиться в его характере). В представление С.Л. Рубинштейн личность является целостной. Все стороны психического облика личности образуют неразрывное единство, они функционально взаимосвязаны. Интерес к определённой деятельности способствует развитию соответствующей способности, а способность, обусловливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней, то есть вносит вклад в направленность. Характер и способности также имеют тесную взаимосвязь. С.Л. Рубинштейн, говорил о том, что поведение исходит из свойств личности, поэтому за поведением нужно увидеть эти свойства. Свойства личности, их источником являются психические процессы, которые создают содержание личности. Способности и характер – формируются в ходе жизни, но их развитие обусловлено врождёнными особенностями организма. По Рубинштейну, задатки «предшествуют» не только способностям, но и характеру. Направленность личности отражает активный аспект связи человека с миром. Раскрывая суть направленности личности, С.Л. Рубинштейн выделяет две её функции: 1) фиксирует и реализует основную жизненную ориентацию человека; 2) выступает в качестве предпосылки характера. Таким образом, Рубинштейн подчиняет направленность характеру и даже растворяет в нём. С.Л. Рубинштейн, выделял три источника мотивов: потребности, интересы и идеалы человека. Он говорил о том, что потребности являются исходным побуждением к деятельности, базовым мотивообразующим фактором. Когда что-то новое становится значимым для человека, у него может сформироваться интерес – сосредоточенность познавательных и эмоциональных процессов на определённом предмете. Идеалы могут восполнять недостаточность потребностей и интересов в совокупности мотивов человеческого поведения. Идеал – это представление человека о том, о себе лучшем, превосходном. Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации её активности. По С.Л. Рубинштейну мотивационная сфера личности имеет иерархическое строение. Между различными побуждениями, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определённая иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий. Пока актуальны первичные, более насущные потребности, вторичные, менее насущные отступают. По мере того как первичные удовлетворяются, теряют в остроте, одни за другими выступают последующие потребности [13]. По мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается общественными отношениями». Он рассматривал соотношение понятий «индивид» и «личность». Индивид – биологическая основа человека, это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного субъекта, отличающего его от других представителей этого вида. Это генотипическое образование, но в него входят и свойства, который складываются в онтогенезе (т.е. изменение физических характеристик человека в течение жизни). Как оказалось, А.Н. Леонтьев не относил к личности генотипически обусловленные особенности человека, то есть: физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же приобретенные навыки в жизни, знания и умения, не исключаю и профессиональные. Все это и составляет индивидуальные свойства человека. По мнению А.Н. Леонтьева понятие «личность» можно употреблять только к человеку начиная с определенного момента его развития. Свойства индивида не переходят в свойства личности, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования. Личность - это целостное образование особого рода, не обусловленное генотипически, не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Взаимодействие множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения, является процессом развития личности. Это означает, что личность формируется, развивается и изменяется в деятельности. Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивов. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий психологический профиль личности. В основе мотивов лежат потребности. Ценности – это высшие, «старшие» мотивы, ради которых человек готов пожертвовать другими мотивами. Поступок – это сознательный выбор между конкурирующими мотивами. Сознательное разрешение мотивационного конфликта всегда ведет к личностному росту [12]. У Леонтьева и Рубинштейна происходили разногласия по поводу движущих сил развития личности. Леонтьев рассматривал деятельность как движущую силу развития, выносил на первый план процессы интериоризации. А Рубинштейн утверждал, что внешнее действует через внутренние условия. А.Н. Леонтьев развивал положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности и подчеркивал, что деятельность - это особая целостность. Таким образом, по А.Н. Леонтьеву, деятельность - форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. Деятельность - совокупность действий, вызываемых мотивом. Единица анализа деятельности – действие. По С.Л. Рубинштейну же, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности. Внешние причины действуют через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой, деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. 2.2 Анализ теорий личности В.Н. Мясищева и Д.Н. Узнадзе Ленинградский психолог В.М.Мясищев внес вклад в исследования личности и предложил свою интерпретацию, свою версию того, что есть личность как конкретное образование. Центральным понятием у него было понятие «отношение». Именно отношения человека к миру, к людям и себе, по мнению Мясищева, наиболее полно и всесторонне характеризуют личность конкретного человека. Мясищев разрабатывал преимущественно проблематику аномалий личности, в частности неврозов. Поэтом него особенно интересовала область нарушений отношений человека окружающим миром, их дисгармонии, свойственной невротического развития. «Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом» (Мясищев В.Н.). Именно отношение является интегратором все психологических характеристик личности, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми [14]. Вместе с этим следует отметить, что понятие «отношение», бесспорно, отражает определенную реальность, и было подвергнуто подробному анализу. Есть основания считать, что это понятие фиксирует достаточно большой спектр психических явлений. Следовательно, актуальной остается задача уточнения этого понятия и дифференциации его значений, дальнейшего аналитического исследования, что такое же отношение. Концепция личности Узнадзе строится на понятии «установки», которую он считал главным психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерным признаком личности является осуществление далекой мотивации, действия и поступков, задача которых заключается в удовлетворении потребностей, выделенных на будущую жизнь. Поведение личности может протекать на двух уровнях –бессознательном и сознательном. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой и актуализируются. На уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, в течение которого может снять себя ответственность. Это благодаря механизму объективации, по которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает осознавать действительность такой, какой она есть, и объективировать свое поведение. В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и имеющей готовностью легко переключаться в сторону объективированных целей; 2) статичный – личность, проявляет гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности только на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личность, имеющая достаточной легкостью объективации, но имеющая достаточных волевых способностей ее реализации. Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться больше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется с учетом личностные ценности поведения для данного субъекта; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность как личностные ценности, но и объективной необходимости. Изучением личности с позиций Теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили. Г. Норакидзе, А. Из. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. М. Чхартишвили, А. Есть. Шерозия и других[1]. Вывод ко второму разделу Теория Рубинштейна рассматривает формирование личность и её развитие в деятельности. Он представляет личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента. В представление С.Л. Рубинштейн личность является целостной. Личность является субъектом своего жизненного пути, она сама организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и реализует свой выбор. Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации её активности. По мнению А.Н. Леонтьева понятие личность - это целостное образование особого рода, не обусловленное генотипически, не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Взаимодействие множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения, является процессом развития личности. Это означает, что личность формируется, развивается и изменяется в деятельности. У В.М.Мясищев в теори личности центральным понятием было понятие «отношение». Именно отношения человека к миру, к людям и себе, по мнению Мясищева, наиболее полно и всесторонне характеризуют личность конкретного человека. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом. Концепция личности Узнадзе строится на понятии «установки», которую он считал главным психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Личность определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерным признаком личности является осуществление далекой мотивации, действия и поступков, задача которых заключается в удовлетворении потребностей, выделенных на будущую жизнь. Он говорит о том, что поведение личности может протекать на двух уровнях – бессознательном и сознательном. Заключение Понятие личность имеет долгую историю и его содержание менялось в течение многих веков. Оно происходит от латинского слова persona - это исток, который обеспечивает историческое развитие, где главным становится социальный характер, достоинство, отличительное свойство, каким обладает индивид. Личность - это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность. Личность появляется только с возникновением у человека сознания и самосознания. Личность - это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Понятие личности многогранное, он используется и упоминается во многих науках и охватывает всё на своём пути. По поводу концепций личности следует отметить, что в каждой из них личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. В большинстве определений личности, приводимых в описанных концепциях, подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми. В описанных концепциях личность характеризуется в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду. Список использованной литературы
|