Главная страница

Фарфоровая посуда. Организация обслуживания. Содержание Введение Задание 1 Виды фарфоровой посуды Факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды Ассортимент фарфоровофаянсовой посуды Задание 2 Заключение Список использованной литературы Введение


Скачать 47.11 Kb.
НазваниеСодержание Введение Задание 1 Виды фарфоровой посуды Факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды Ассортимент фарфоровофаянсовой посуды Задание 2 Заключение Список использованной литературы Введение
АнкорФарфоровая посуда
Дата15.05.2023
Размер47.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОрганизация обслуживания.docx
ТипРеферат
#1132401

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..3

1. Задание 1……………………………………………………………………………..5

1.1. Виды фарфоровой посуды………………………………………………….5

1.2. Факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды……9

1.3. Ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды…………………………….13

2. Задание 2……………………………………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………………………..20
Введение
Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.

Выражение «керамика» следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается. [1, c. 201]

Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры. [10]

Актуальность данной контрольной работы заключается в том, что в последнее время фарфоровые изделия пользуются растущим спросом, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, поэтому изучение фарфоровых изделий представляет не только научный (в рамках данного предмета), но и практический интерес.

Фарфоровая посуда символизирует роскошь и комфорт. Чайный сервиз из фарфора способен превратить обычный завтрак в церемонию красоты и вкуса. Пользуясь изящными фарфоровыми чашками и тарелками, вы наслаждаетесь не только истинным вкусом напитков и блюд, но и получаете необыкновенное эстетическое удовольствие. Одним из важных достоинств чайных сервизов из фарфора является их поразительная способность сохранять тепло напитков. Посуда из фарфора может украсить быт и улучшить настроение. В кругу обеспеченных людей в последнее время стало модным приобретать фарфоровую посуду под стиль и дизайн интерьера дома. [5]

Цель работы – изучить фарфоровую посуду и формирование ассортимента фарфоровой посуды в целом.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить виды фарфоровой посуды;

  • определить факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды;

  • рассмотреть ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды.

При написании данной контрольной работой были применены теоретические методы: изучение и анализ литературы.
1. Задание 1
1.1. Виды фарфоровой посуды
Фарфоровая посуда – это белая прочная посуда из глины, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе.

Фарфоровая посуда символизирует роскошь и комфорт. Чайный сервиз из фарфора способен превратить обычный завтрак в церемонию красоты и вкуса. Пользуясь изящными фарфоровыми чашками и тарелками, Вы наслаждаетесь не только истинным вкусом напитков и блюд, но и получаете необыкновенное эстетическое удовольствие. Одним из важных достоинств чайных сервизов из фарфора является их поразительная способность сохранять тепло напитков. Посуда из фарфора может украсить Ваш быт и улучшить настроение. В кругу обеспеченных людей в последнее время стало модным приобретать фарфоровую посуду под стиль и дизайн интерьера дома.

Фарфоровая посуда – это классика. Время над нею просто не властно.

Посуда из фарфора появилась ещё в далёком четвёртом веке в Китае. И в течение десяти столетий дарила радость только своим основателям-производителям. Этот драгоценный подарок китайцев миру увидел Старый Свет лишь в 14 веке. Но сразу же был принят на ура. Удивительно красивую и воздушную посуду из фарфора европейцы ценили на вес золота. Причём не только в переносном, но и в прямом смысле: фарфоровая посуда в те времена была очень дорогим удовольствием. Позволить себе приобрести её в свой дом могли далеко не все. Между тем, китайские изготовители долгое время хранили тайну производства фарфоровой посуды. Европейцам никак не удавалось разгадать секрет её изготовления. Лишь в начале 18 века немецкий алхимик Беттер смог наконец раскрыть тайну производства фарфора. Оказалось, что китайцы получали его из каолина (белой глины) и полевого шпата путём обжига при высокой температуре. Благодаря открытию Беттера, сегодня мы все можем наслаждаться удобством и красотой фарфоровой посуды у себя дома. [3]

Вот какой бывает фарфор: костяной, твёрдый и мягкий. Между собой сорта различаются назначением, способом производства и качественными характеристиками.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом – уже с глазурью – при 1300-1500оС. Глазурь состоит из тех же веществ, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером. [3]

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVl веке во Флоренции (фарфор Медичи). [3]

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем. [3]

Особенности фарфора: прочность, белизна, гладкая поверхность, отсутствие пор и углублений. При спекании костяные частицы заполняют собой мельчайшие промежутки.

Современный рынок кухонной утвари предлагает три основных вида фарфоровой посуды [10]:

  • чашки, тарелки, салатники, сахарницы, чайники. Из них можно собрать уникальный набор, подходящий для конкретного дома;

  • сервизы – готовые комплекты для чаепития, подачи кофе, полноценного застолья. Стиль и количество предметов продумывает производитель, покупателю нужно лишь выбрать количество персон;

  • формы для выпечки – глубокие сосуды, подходящие для духовки и микроволновой печи. Существуют противни для мяса, птицы, рыбы, формы для сладких запеканок и пирогов.

Фарфоровая утварь придает кухонному интерьеру атмосферу изысканного благородства. Она стоит дороже металлической и стеклянной посуды, но вполне окупает свою цену долговечностью и красотой.

В старину китайскую керамику покупали только богачи. Сейчас она перешла в разряд массовых товаров, доступных каждому. Популярность фарфора объясняется его качествами, включая [11]:

  • долговечность – несмотря на внешнюю хрупкость, фарфоровая утварь относится к самым крепким бытовым предметам. Обжиг при высокой температуре делает посуду исключительно прочной. Малопористая поверхность не страдает от сколов и царапин;

  • термостойкость – походит для использования в духовках, микроволновых печах, морозильных камерах;

  • гигиеничность – не впитывает жир, запахи, бактерии;

  • простота в уходе – гладкая поверхность быстро отмывается обычной водой и мылом;

Но главное преимущество фарфоровых изделий – универсальность. Разнообразие ассортимента помогает подобрать необходимый цвет, размер, дизайн, а также приемлемую цену.

На территории России сохранилось множество функционирующих фарфоровых фабрик. Вот наиболее популярные из них [1, c. 205]:

1. Императорский фарфоровый завод (один из старейших в Европе, первое крупнейшее предприятие в России, занимавшееся выпуском изделий из фарфора, Санкт-Петербург).

2. Дулёвский фарфоровый завод (Московская область).

3. Фарфор Вербилок (первая частная российская фарфоровая фабрика, член Гильдии поставщиков Кремля, Московская область).

4. Кубаньфарфор – фарфоро-фаянсовый завод (Краснодарский край).

5. Хайтинский фарфоровый завод (Иркутская область).

Итак, из вышесказанного мы узнали, что из себя представляет фарфоровая посуда. Выяснили, что она делиться на следующие виды: костяной, твёрдый и мягкий. Особенности фарфора: прочность, белизна, гладкая поверхность, отсутствие пор и углублений

1.2. Факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды
Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность (Показатели качества) [2]:

1. Показатели назначения: водопоглащение, термостойкость, устойчивость на плоской поверхности.

2. Эстетические показатели: белизна, просвечиваемость, совершенство производственного исполнения, формы декора, композиции, точность воспроизведения авторского образца, блеск.

3. Показатели надежности: сопротивление изгибу, удару, отрыву приставных деталей, прочность глазурованной поверхности, кислостойкость, щелочестойкость.

4. Эргономические показатели: выделение вредных веществ (гигиеничность), допустимый угол наклона изд., сливная способность, шероховатость незаглазурованной поверхности, соответствие конструкции изделия размерам и форме руки человека

5. Показатели безопасности: выделение вредных веществ (свиней, кадмий), устойчивость изделия на плоской поверхности

Многие физико-химические свойства керамики служат показателями потребительских свойств фарфоровой и фаянсовой посуды.

Важнейшими потребительскими свойствами являются следующие [4]:

1. Пористость.

2. Белизна.

3. Поросвечиваемость.

4. Блеск глазури.

5. Прочность.

6. Термостойкость.

Пористость – это содержание открытых и замкнутых пор в черепке. Открытая пористость характеризуется величиной водопоглощения и изменяется от 0,1% у фарфора до 16% у майолики. С увеличением пористости снижается прочность изделий, их термостойкость, химическая устойчивость, гигиеничность, просвечиваемость, несколько повышается белизна.

Белизна – способность диффузно отражать свет – представляет собой важный показатель эстетических свойств фарфоро-фаянсовых изделий. Зависит она главным образом от присутствия в массах и глазурях окрашивающих оксидов, режима обжига. Белизна твердого фарфора – 60-65%, костяного – 74-78%.

Просвечиваемость, то есть способность пропускать свет, присуща только твердому и мягкому фарфору. Она зависит от количества стекловидной фазы в структуре пористости. Просвечиваемость черепка твердого фарфора толщиной 2 мм составляет 0,09-0,15%, мягкого – гораздо выше.

Блеск глазури - способность поверхности изделия зеркально отражать свет – определяется составом глазури и состоянием поверхности. Наличие в составе глазури оксидов калия, бария, свинца повышает блеск, а дефекты глазури – наколы, оспины – снижают его.

Механические свойства керамики, как и стекла, характеризуются высокими показателями прочности при сжатии и низкими при растяжении, изгибе, ударе. Так прочность твердого фарфора при сжатии 450-550 МПа, при растяжении 40, а при ударе - всего 0,1-0,2 МПа. Глазурь фарфора отличается высокой твердостью – 7 единиц минералогической шкалы, глазурь фаянса – 6, глазурь майолики – 5 единиц. Твердые глазури хорошо противостоят истиранию, царапанью, долгое время сохраняют гладкость и блеск поверхности. Механические свойства керамики зависят от состава и структуры черепка и глазури, состояния поверхности.

Термическая устойчивость изделий во многом обуславливается свойствами глазури и ее согласованностью с черепком по термическому расширению. Термостойкость посуды из твердого фарфора не менее 165оС, фаянсовой с бесцветной глазурью – 145, с цветной глазурью – 115, майоликовой посуды – 130-150оС. [8]

Фаянс получают из смеси 45-60% глинистых материалов (белых или беложгущихся глин), 25-40% кварца и 5-15% полевого шпата. Фаянс имеет пористый черепок (водопоглощение 9-12%) белого цвета с желтоватым оттенком, непросвечивающийся, при ударе по краю изделие издаст глухой звук. Пористость черепка фаянса снижает его механическую и термическую стойкость. Из фаянса изготовляют в основном столовую посуду.

Отличительные признаки фарфора и фаянса. Фарфор и фаянс различаются плотностью, структурой черепка, просвечиваемостью, звуком при ударе о край изделия, белизной черепка, твердостью и химической стойкостью глазури.

Плотность фарфоровых изделий всегда больше, чем фаянсовых, так как черепок фарфора спекшийся (плотный), а фаянса – пористый. Черепок фарфора в тонких слоях просвечивает, а черепок фаянса не просвечивает даже в тонких слоях. При ударе о край фарфоровые изделия издают высокий и продолжительный звук, изделия из фаянса – глухой и короткий. Черепок фарфора белого цвета, часто с голубым оттенком, а фаянса – белый с желтоватым или сероватым оттенком. Твердость глазури фарфора выше (не царапается стальным ножом), чем твердость глазури фаянса (царапается).

Механическая прочность на сжатие фарфоровых изделий обычно выше, а на удар -- ниже, чем фаянсовых. Термостойкость глазури фарфора высокая: она выдерживает резкие температурные колебания без растрескивания. Глазурь фаянсовых изделий должна выдерживать температурные колебания в пределах 170-15°С без цека. Глазурь фарфоровых изделий обладает большей химической стойкостью к действию кислот и щелочей, чем глазурь фаянса.

Край или ножка изделий из фарфора не заглазурованы, изделия из фаянса полностью заглазурованы, но имеют следы опор от подставок при обжиге изделий.

Фарфоровые и фаянсовые изделия декорируют (украшают) керамическими красками, люстрами, препаратами золота и серебра.

Фарфоровые и фаянсовые изделия украшают ручным и полумеханическим способами. Основными видами украшений являются усик, отводка, лента, живопись, крытье, печать, декалькомания, шелкография, трафарет, штамп, фотокерамика.

Все описанные выше разделки наносят на изделия как отдельно, так и в различном сочетании, например, отводку с усиками или лентами, деколь со штампом, живописные рисунки с крытьем краской.

Сложность разделок, наносимых на фарфоровую и фаянсовую посуду, устанавливают в зависимости от способа и вида нанесения рисунка (трафарет, шелкография), количества красок (однокрасочные, двухкрасочные, многокрасочные), вида применяемого красителя (препараты золота, подглазурный кобальт) и наличия дополнительных украшений

Потребительские свойства и основные признаки ассортимента фарфорофаянсовых изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. При разработке новых изделий художник учитывает условия их эксплуатации, метод формования, необходимость обеспечения удобства пользования и долговечности изделий, требования художественного стиля и моды. Исходя из этого, определяют состав и окраску фарфора (фаянса), конфигурацию изделий в целом и в деталях, толщину стенки, способ декорирования и др.

Опытный образец должен быть точно воспроизведен в серийном (массовом) производстве. Качество его воспроизведения, т. е. качество изготовления изделий, зависит от соблюдения технологии производства.

Производственный процесс завершается приемочным контролем и маркировкой изделий. [2]

Итак, мы познакомились с фарфоровыми и фаянсовыми изделиями. Потребительские свойства и основные признаки ассортимента фарфорофаянсовых изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. Качество изготовления изделий зависит от соблюдения технологии производства.
1.3. Ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды
Общая группировка. Фарфоровую и фаянсовую посуду подразделяют по назначению, видам изделий, фасонам, размерам, характеру украшения (разделки).

По назначению фарфоро-фаянсовую посуду делят на чайную (чашки, блюдца, чайники и др.), кофейную (кофейники, чашки кофейные) и столовую (тарелки, блюда, миски и др.).

Виды посуды весьма разнообразны. Так, к чайной посуде относят чашки, блюдца, кружки, стаканы, чайники, сахарницы, масленки, сливочники, полоскательницы, сухарницы, кувшины, молочники, вазы для печенья и конфет, фруктов и варенья, рюмки для яиц. В ассортимент столовой посуды входят тарелки, блюда, бульонки, вазы суповые, соусники, салатники, подливочники, селедочницы, горчичницы, солонки, перечницы, доски для сыра.

Фасоны посуды в настоящее время обозначают порядковыми номерами: 1, 2, 5, 39 и
т. д. Особенно разнообразны фасоны фарфоровых чашек (свыше 40 фасонов). Наряду с обозначением фасонов номерами в практике встречается также обозначение фасонов изделий специальными терминами, например: блюдце тазиком, салатник четырехугольный, чайник парный, и др.

Размеры посуды указываются либо по ее емкости в кубических сантиметрах (для полой посуды), либо по диаметру (для плоских изделий). [2]

Характеристика ассортимента. Большинство видов посуды вырабатывают как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые изделия изготовляют только из фарфора или, наоборот, только из фаянса. Так, например, чайники вырабатывают только из фарфора, а миски и пловницы – только из фаянса.

Краткое описание основных видов посуды приводится ниже.

Чашки – обычно вырабатывают из фарфора. Подразделяются они по фасонам и размерам. Фасоны фарфоровых чашек обозначаются обычно порядковыми номерами (39, 51, 54, 58 и т. д.). Размеры чашек указываются по их емкости, а иногда – условными названиями: аппетитные (375-400 см3), полуаппетитные (275-300 см3), чайные (200-220 см3), кофейные (110-130 см3) и детские (60 см3). Значительное количество чашек выпускается в продажу в паре с блюдцем.

Блюдца фарфоровые и фаянсовые по назначению делятся на чайные, кофейные и для варенья. Чайные блюдца бывают двух фасонов: обыкновенные и тазиком (в торговой практике последние называются иногда подстаканниками).

Стаканы фарфоровые изготовляют различной формы: конические – без ручки, цилиндрические – без ручки, фигурной формы – с ручкой и блюдцем. Стаканы последнего типа называют также бокалами. Емкость фарфоровых стаканов конической и цилиндрической формы – 250 см3, фигурной формы – 375-400 см3.

Кружки – изделие цилиндрической формы, с ручкой. Фарфоровые кружки могут быть с толстым черепком, емкостью 500 и 400 см3, и с тонким черепком, емкостью от 90 до 400 см3. Фаянсовые кружки выпускаются емкостью 200-400 см3.

Пиалы (получашки) фарфоровые – посуда для чая в виде круглой чашки без ручки, на низкой ножке, емкостью 220-400 см3.

Чайники вырабатываются только из фарфора, различают их по фасонам и размерам. Фасоны чайников разнообразны и обозначаются номерами: 92 (старое название «репкой»), 72 (старое название «парный»), 39 и т. д. Чайники, которые имеют те же фасоны, что и чашки, обычно называют сервизными. Размеры чайников определяются их емкостью. Емкость сервизных чайников составляет обычно 600 см3, а остальных чайников – от 250 до 1400 см3.

Кофейники фарфоровые могут быть различных фасонов, емкостью 500-1400 см3. В продажу кофейники обычно поступают в составе кофейного сервиза.

Сахарницы, как и чайники, вырабатываются только из фарфора, разных фасонов (соответственно фасонам чашек), емкостью 250, 350 и 500 см3.

Масленки фарфоровые по конструкции делятся на масленки с колпаком (на тарелочке) и масленки с крышкой. Емкость масленки – 100 и 200 г. Фаянсовые масленки выпускаются обычно с крышкой, емкостью 250 г.

Сливочники фарфоровые и фаянсовые вырабатываются различных фасонов, емкостью от 150 до 325 см3.

Полоскательницы фарфоровые могут быть разных фасонов (круглые, бусами, сервизные), емкостью от 500 до 1200 см3. Фаянсовые полоскательницы изготовляют в виде полушария, на ножке, их диаметр от 95 до 215 мм.

Сухарницы фарфоровые обычно выпускают плоскими (типа тарелки), диаметром 270 мм, а также углубленными продолговатыми, диаметром от 310 до 335 мм. Фаянсовые сухарницы изготовляют в виде плетеной корзинки, на ножке, диаметром 200 мм.

Кувшины фарфоровые могут быть самых разнообразных фасонов: №№ 95, 96, 97, емкостью 750-1400 см3. Фаянсовые кувшины менее разнообразны по форме, емкость их 500-1500 см3.

Молочники фарфоровые отличаются от кувшинов отсутствием крышки и меньшим разнообразием фасонов; емкость их 500-1000 см3.

Вазы по назначению бывают для фруктов и для варенья. Вазы для фруктов вырабатываются из фарфора и фаянса, для варенья – обычно из фарфора. Размеры ваз указываются по их верхнему диаметру (для фруктов – 240 мм, для варенья – 120 мм).

Фруктовницы фаянсовые представляют собой круглые вазочки на низкой ножке, диаметр их верхней части 130 и 230 мм.

Тарелки фарфоровые и фаянсовые по емкости подразделяют на глубокие и мелкие. Фасоны тарелок различают по форме края (с ровным краем, с вырезным краем) и по характеру поверхности борта (гладкие и с рельефным рисунком по борту). Размеры тарелок указываются по диаметру. Наиболее распространенные размеры фарфоровых глубоких тарелок – 200 мм (детская) и 240 мм (обыкновенный размер) и тарелок мелких – 150 мм (пирожковые), 175, 200 и 240 мм (закусочные). Фаянсовые глубокие тарелки бывают размером 200, 220, 240 и 255 мм, а мелкие 175-180, 200, 220, 240 мм.

Блюда фарфоровые и фаянсовые по форме бывают круглые и овальные (так называемые лотки). Блюда круглые могут быть с ровным и вырезным краем, гладкие и граненые; блюда овальные — различных фасонов. Обычные размеры круглых блюд – 300, 325 и 350 мм, овальных – 300, 350, 400 и 450 мм (по диаметру).

Бульонки представляют собой сосуды круглой формы с крышками, в которых имеется небольшое отверстие для выхода пара, и с двумя ручками. Вырабатывают бульонки из фарфора и фаянса. Емкость бульонок – от 0,6 до 2,4 л.

Вазы суповые, или суповницы, в отличие от бульонок имеют овальную форму. В крышке у них с одной стороны делается вырез для разливной ложки. Емкость суповых ваз – 2 и 3 л.

Соусники (вазы для соуса) отличаются от ваз суповых емкостью (0,8 л).

Салатники фарфоровые и фаянсовые по форме делятся на четырехугольные и сервизные. Размеры салатников определяются емкостью в кубических сантиметрах (от 120 до 1400 см3).

Подливочники фарфоровые бывают различной формы, без поддона и с поддоном, емкостью от 35 до 400 см3. Фаянсовые подливочники изготовляют обычно без поддона, емкостью 400-450 см3.

Селедочницы (лотки для селедок) различных фасонов (овальные, четырехугольные и т. д.) вырабатываются из фарфора и фаянса, диаметром от 135 до 300 мм.

Миски изготовляют из фаянса. По фасону миски подразделяются на обыкновенные и с кантом (утолщенным краем), диаметром от 190 до 265 мм.

Пловницы – фаянсовые изделия, сходные по форме с полуглубокими тарелками, диаметр их – от 215 до 265 мм.

Кроме перечисленных изделий, в ассортимент фарфоровой и фаянсовой посуды входят хренницы, горчичницы, перечницы, солонки, рюмки, для яиц, доски для сыра, бочонки для соления, пепельницы, плевательницы и др.

Сервизы и гарнитуры. Сервизами и гарнитурами называются наборы посуды одинакового фасона, раскраски и качества, имеющие определенное назначение.

Сервизы могут быть чайными, кофейными и столовыми на 6 и 12 человек, гарнитуры – только чайными на 6 и 12 человек.

Чайный сервиз составляют только из фарфоровых изделий. В его состав входят 6 или 12 чашек с блюдцами, чайник, сахарница, сливочник и полоскательница.

В состав кофейного сервиза включают 6 или 12 кофейных чашек с блюдцами, кофейник, сливочник, сахарницу и 6 или 12 мелких тарелок диаметром 175 мм.

Гарнитур – более полный набор посуды. В его состав полностью включают сервиз на 6 или 12 человек и дополнительно 6 или 12 мелких тарелок диаметром 175 мм, 6 или 12 блюдец для варенья, масленку, сухарницу, вазу для фруктов и вазу для варенья.

Столовые сервизы на 6 человек обычно состоят из 34 предметов, в том числе 24 тарелки, а сервизы на 12 человек – из 66 предметов, в том числе 48 тарелок. Возможны и более полные сервизы, особенно на 12 человек.

Прейскурантные номера на фарфоро-фаянсовую посуду. Каждое изделие, включенное в прейскурант, имеет свой номер, состоящий из двух частей, разделенных знаком тире. Первая часть этого номера показывает порядковый номер изделия по прейскуранту. Так, например, блюдо фарфоровое круглое диаметром 300 мм обозначают цифрой 1, а диаметром 325 мм – цифрой 2, тарелку глубокую диаметром 240 мм – цифрой 88, чашку чайную емкостью 200-220 см3 – цифрой 100 и т. д. Вторая часть прейскурантного номера характеризует группу украшения (разделки) изделия. [6]

Итак, фарфоро-фаянсовая посуда принадлежит к тонкокерамическим изделиям, покрытым прозрачной глазурью. Вся выпускаемая посуда из фарфора и фаянса классифицируется по признакам: по форме, размерам, комплектности, назначению, сортам.

2. Задание 2
Условие: Расположить холодные блюда и закуски в порядке последовательности их подачи: салат мясной, сыр, икра зернистая, грибы маринованные, овощи натуральные, рыба заливная, шпроты в масле, колбаса сырокопченая.
Этикетом рекомендуется такая последовательность подачи блюд:

1) предлагают холодную закуску (или закуски);

2) горячая закуска;

3) первое блюдо, например суп;

4) вторые горячие блюда – рыбные;

5) вторые горячие блюда – мясные;

6) десерт – сладкое блюдо;

7) фрукты.

Если из меню исключить, например, горячую закуску, суп и горячее рыбное блюдо, последовательность подачи блюд останется прежней, т.е. после холодной закуски подают второе горячее мясное блюдо, а затем десерт.

Конечно, само меню может меняться, но последовательность подачи блюд должна оставаться неизменной.

Холодные закуски и блюда рекомендуется употреблять в следующем порядке.

Рыбные закуски и блюда – икра зернистая, икра паюсная; рыба малосольная (семга, кета, балык), отварная, заливная, фаршированная, под майонезом, под маринадом, рыба холодного и горячего копчения и закусочные консервы; сельдь натуральная, с гарниром, рубленая; салаты рыбные.

Мясные закуски и блюда – мясо отварное, мясо заливное, студень, мясо фаршированное, шпигованное, мясо жареное, мясное ассорти (колбасы, копчености), холодные птица и дичь, мясные салаты.

Овощные и грибные закуски – свежие и консервированные овощи, фаршированный перец, баклажаны.

Молочные закуски – различные сыры.

Свежие овощи (помидоры, огурцы, редис) и консервированные (корнишоны, пикули, патиссоны и др.), маринованные и соленые грибы, а также сливочное масло можно употреблять и как самостоятельную закуску, и с любой другой закуской.

В некоторых странах, во Франции, например, сыры предлагают перед десертом.

Итак, поистине неисчерпаемо разнообразие холодных закусок и блюд. Здесь необходимо запомнить главное, а именно: очередность их употребления. [7]
Ответ:

1) икра зернистая, рыба заливная, шпроты в масле;

2) салат мясной, колбаса сырокопченая;

3) грибы маринованные, овощи натуральные;

4) сыр.

Заключение
Итак, фарфор – основной представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора – белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочности, термическая и химическая стойкость и природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.

Фарфоровая посуда представлена ведущими российскими товаропроизводителями в двух направлениях:

1) посуда для общественного питания;

2) посуда для массового потребителя.

Фарфоровая посуда делиться на следующие виды: костяной, твёрдый и мягкий.

Потребительские свойства керамических товаров определяются:

1. функциональными;

2. эргономическими;

3. эстетическими достоинствами авторского образца;

4. свойствами керамики;

5. качеством изготовления изделий.

Потребительские свойства и основные признаки ассортимента фарфорофаянсовых изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. Качество изготовления изделий зависит от соблюдения технологии производства.

Ассортимент включает разнообразные тарелки, блюда, салатники, сухарницы, вазы для фруктов, для конфет, масленки, сливочники и многое другое. В этой посуде находится оптимальное соотношение цены и качества. Для массового потребителя предлагаются различные сервизы – столовые, чайные, кофейные бокалы, чашки с блюдцами, которые декорируют более яркой, броской деколью или росписью. Посуда из фарфора не просвечивает даже в самых тонких слоях.

Список использованной литературы


  1. Сарабьянов, Д.В. История русского и советского искусства. – М. : Высшая школа, 2019. – 384 с.

  2. Ассортимент фарфоровой и фаянсовой посуды [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://stydopedya.ru/1_47548_assortiment-farforovoy-i-fayansovoy-posudi.html

  3. Виды и особенности фарфоровой посуды [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://www.kuchenland.ru/blog/vidy-i-osobennosti-farforovoy-posudy/

  4. Керамика и фарфор: вопросы атрибуции и определения качества [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://goodcoins.su/antic/keramica/farf-atribut.html

  5. Керамические товары [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://znaytovar.ru/s/keramicheskie-tovary.html

  6. Организация обслуживания в заведениях ресторанного хозяйства [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://studbooks.net/44975/turizm/organizatsiya_ obsluzhivaniya_v_zavedeniyah_restorannogo_hozyaystva

  7. Последовательность употребления блюд [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://infopedia.su/2x9004.html

  8. Теоретическая основа проведения оценки фарфорофаянсовой посуды [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://studentopedia.ru/marketing/teoreticheskaya-osnova-provedeniya-ocenki-farforofayansovoj-posudi--faktori--formiruyushie.html

  9. Фарфоровая посуда [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://www.posud.ru/porcelain_dishes.html

  10. Фарфоровая посуда и ее особенности [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://complexbar.ru/blog/korotko-o-produktsii/farforovaya-posuda-i-ee-osobennosti/

  11. Фарфоровая посуда и ее особенности [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://www.ipm.ru/stati-o-farfore/farforovaya-posuda-i-ee-osobennosti/


написать администратору сайта