Главная страница

Сократ, Платон и Аристотель классики древнегреческой философии


Скачать 37.37 Kb.
НазваниеСократ, Платон и Аристотель классики древнегреческой философии
Дата28.03.2022
Размер37.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIsmatov_N_Sokrat_Platon_i_Aristotel_klassiki_drevnegrecheskoy_fi.docx
ТипКонспект
#423705

Конспект на тему

«Сократ, Платон и Аристотель — классики древнегреческой философии».

Цели:

1. Образовательная — способствовать развитию у учащихся знаний о философии Сократа, Платона, Аристотеля, их сочинениях, основных идеях и вкладе в философию Античного мира.

2. Воспитательная — способствовать формированию у учащихся стремления к самопознанию, воспитание в них чувства справедливости.

3. Развивающая — способствовать развитию у учащихся зрительной памяти и умению анализировать полученную информацию.

Оборудование: компьютер, мультипроектор и презентация.

Содержание и структура

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время, мин

Тема занятия: Сократ, Платон и Аристотель — классики древнегреческой философии

Показ слайда 1

Записывают тему.

1

Классическая греческая философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Эта философия в основном связана с именами трёх людей: Сократа, его ученика Платона, и в свою очередь ученика Платона — Аристотеля. В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии совершается поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике. Центральной для философских рассуждений становится проблема человека.

Показ слайда 2

Смотрят слайд

2

По разным источникам, Сократ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада. В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Все современное знание об учениях Сократа получено из Ксенофонтовых «воспоминания» и диалогов Платона.

Показ слайда 3

Смотрят слайд

3

Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа й последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное. Человека отличает от других существ душа, считает Сократ. Душа — это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души.

Показ слайда 4

Запись со слайда

3

Сократ занимается телесными упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные — мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье.

Показ слайда 5

Запись со слайда

1

Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван мудрейшим из всех мудрых. Это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: «Я знаю, что ничего не знаю». Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

Показ слайда 6

Запись со слайда

3

Майевтика, «повивальное искусство» – термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования. Смысл майевтики Сократа – «рождение» истины в собеседнике через диалог. Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. Три этапа майевтики:

Первый этап — дисквалификация себя и собеседника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой сложный вопрос. Стоит, однако, начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».

Второй этап — ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.

Третий этап — рождение мысли, душа порождает истину.

Показ слайда 7

Запись со слайда

3

Смерть Сократа. Как известно, афиняне послали Сократа на смерть, он выполнил их судебный приговор и выпил яд. Во все это не хочется верить. Увы, свершившееся есть факт. При всей трагичности этого факта уроки его весьма поучительны. Сократа обвинили в том, что он не чтит общепризнанных в Афинах богов, вводит новые божества, развращает юношество пропагандой своего учения. Подлинной причиной казни Сократа явилась зависть к его мудрости, тем более что он не останавливался в обличении неразумия ни перед кем — ни перед поэтами, ни перед политиками. Последние были особенно злы на Сократа (тридцать тиранов запрещали ему обучать словесному искусству).

Друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьмы, но он отказался. Почему? Он подчинился закону, не хотел насилия над законом. Он подчинился судьбе, ибо его разум не оставлял ему другого пути. Сократ рассуждал так: разум — высшая моя добродетель, если она бессильна, то приходится погибать безвинным. Особо следует упомянуть об отношении юных к Сократу, они относились к нему вполне благосклонно, но на суде им не предоставили слово.

Последний день Сократа был описан в диалоге «Федон» его ученика Платона.

Показ слайда 8

Смотрят слайд

4

Платон (427 — 347 гг. до н. э.) — выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение. Пройдя с помощью лучших учителей полный курс тогдашнего воспитания (грамматика, музыка, гимнастика), Платон занялся стихотворчеством, которое оставил, когда около 407 г. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Во время суда над «мудрейшим из эллинов» Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 г. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Академию платоновскую. В 367 и 361 гг. вновь посетил Сицилию (в 361 г. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Показ слайда 9

Запись со слайда

4

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) – «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70-60-е гг.) – «Федон», «Пир», «Федр», II – X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду – «Законы» (50-е гг.).

Показ слайда 10

Смотрят слайд

4

Платон является основателем идеализма (сознание — основа всего существующего, а материя вторична). Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Показ слайда 11

Запись со слайда

4

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия и тимократия. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Показ слайда 12

Запись со слайда

3

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства. Все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники. Работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью. Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях. Философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством. Философы и воины не должны иметь частной собственности. Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

Показ слайда 13

Запись со слайда

3

В «Протагоре» Платоном исследуются возможности обучения людей жить сообща, не вредя друг другу. Сократ обозначает предмет исследования в этом диалоге так: «выяснить, что есть добродетель (arete) и можно ли ей научиться». Для греков добродетель — это, прежде всего, доблесть, вообще любое совершенство, которое не только является превосходством какой-либо вещи над всеми остальными, но и ее достоинством, ее сутью. Платон считал, что каждая добродетель опирается на определенное свойство души: на разуме основана добродетель мудрости, на воле — добродетель мужества, на преодолении чувственности — добродетель умеренности. Гармоничным сочетанием этих трех добродетелей является добродетель справедливости. Полагая, что каждое из сословий должно иметь свою добродетель, он утверждал, что добродетелью философов-правителей является мудрость; добродетелью воинов — мужество; добродетелью земледельцев и ремесленников — умеренность.

Показ слайда 14

Смотрят слайд

4

Академия Платона — религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Показ слайда 15

Запись со слайда

3

Аристотель родился в Стагире (Македония). В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

• 367 — 347 гг. до н. э. (20 лет) — работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

• 347 — 335 гг. до н. э. (12 лет) — жил и работал в Пелле — столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского.

Вопрос: Если бы не Аристотель, стал бы Александр таким же великим? (Неизвестно).

• 335 — 322 гг. — основал собственную философскую школу — Ликей (перипатетическую школу) (peri – вокруг, patein – прогуливаться). и работал в ней до своей смерти.

Показ слайда 16

Запись со слайда

2

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика", «Политика», «Афинская политая», «Поэтика».

Показ слайда 17

Запись со слайда

1

Аристотель является автором работы «Метафизика». Но у самого Аристотеля понятия «метафизика» не было. Это понятие придумал Андроник Родосский. Он был из Родоса. Являлся главой школы Ликей. Андроник Родосский – издатель сочинений Аристотеля. Он делил тексты Аристотеля на несколько групп: логика, этика, физика, группа, посвящённая возвышенной сущности, первая философия – метафизика (мета – над, сверх чего-либо). То, что не может объяснить физика, объясняет метафизика. Это синоним философии.

Показ слайда 18

Запись со слайда

2

Общее название всех логических сочинений Аристотеля – «Органон» (в переводе – орудие). «Органон» включает: «Категории», «Об интерпретации», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях». Аристотель выделяет следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, притерпевание.

Показ слайда 19

Запись со слайда

2

Аристотель создал учение о сущности и выделил две сущности:

1. Единичные вещи(растения, животные, люди).

2. Виды, формы (вид растений).

Аристотель нашёл способ давать определения. Для этого надо указать род/вид и его ближайшее родовое отличие.

Пример: человек – это животное (род/вид) поэтическое (ближайшее родовое отличие). Сущность – это ответ на вопрос, что такое данное сущее, что делает эту вещь вещью. Пример: Сократ (1-я сущность) – человек (2-ясущность).

Показ слайда 20

Запись со слайда

2

Сущность – единство материи (с греч. hyle – лес, древесина, материал) и формы. Материя – субстрат, который не может существовать самостоятельно. Она имеет определённую форму.

Пример: статуя (форма) сделана из мрамора (материя) = сущность. Учение о материи и форме – гилеморфизм.

Показ слайда 21

Запись со слайда

2

Причина с греч. aitia – вина. Одна вещь виновата в появлении другой. Одно есть причина другого в 4-х смыслах: 1. Материальная (из чего). 2. Формальная (форма, образец). 3. Производящая (начало изменения). 4. Целевая (ради чего).

Показ слайда 22

Запись со слайда

2

Всё имеет возможность и действительность. Пример: семечка – возможность, подсолнух – действительность.

Вопрос: подсолнух и его семечка разные сущности? (1. Да. 2. Нет, но в двух формах.).

Вопрос: что было раньше, яйцо или курица? (1. Яйцо. 2. Курица, так как действительность предшествует моменту возможности.).

Показ слайда 23

Запись со слайда

2

«Никомахова этика» и «Политика» Аристотеля тесно связаны. Главная цель жизни человека – счастье. Оно достигается через деятельность человека. Цель деятельности – благо. Благо – то, что мы действуем. Счастье ведёт к бессмертию. Добродетель – золотая середина между крайностями.

Пример: какое поведение приемлемо в случае опасности, героизм или трусость? По Аристотелю, добродетель будет между этими крайностями.

Добродетель это привычное. Пример: стрельба из лука. Один раз можно попасть, но, чтобы попадать всегда, надо тренироваться. Человек должен раскрывать природные задатки, которыми его одарила природа. Это должно приносить человеку счастье.

Показ слайда 24

Запись со слайда

3

Дружба – необходимое условие достижения добродетели. Она необходима для счастья. 3 вида дружбы: 1. Ради удовольствия (у молодёжи). 2. Ради выгоды (у стариков). 3. Ради добродетели (золотая середина).

Показ слайда 25

Запись со слайда

1

Философию Аристотель делил на три вида:

• теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений

• практическую — о деятельности человека, устройстве государства;

• поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Показ слайда 26

Запись со слайда

1

Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия), полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Показ слайда 27

Запись со слайда

3

Подводя некоторый итог проведенному исследованию, отметим, что как бы ни различались взгляды античных мыслителей на идеальный (и реально существующий) общественно-политический строй, вопросы этики, нравственности, долга, истинного блага, добродетели, справедливости являлись для них первостепенными. Закончим наш краткий обзор словами Аристотеля: «Природа дала человеку в руки оружие — умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах» (Аристотель. Политика // Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. С. 466)

Подведение итогов

Слушают преподавателя

1


написать администратору сайта