Раздатка Древнерусская литература. Раздатка Древнерусская литра. Сообщение 1 ученика литератора
Скачать 28.73 Kb.
|
Сообщение 1 ученика – «литератора»: Кроме житий и проповедей, в древнерусской литературе распространенными жанрами были описания паломничеств (хождения) и летописные своды, из которых самым ранним сохранившимся является "Повесть временных лет" Нестора. Эта летопись вобрала в большом количестве материал сказаний, повестей и легенд, она представляет огромный интерес. В ней нашли отражение устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. По словам историка К. Н. Бестужева-Рюмина, "Повесть временных лет" является "архивом, в котором хранятся следы погибших для нас произведений первоначальной нашей литературы". "Слово о законе и благодати" (1049 г.) - это главное произведение Илариона (митрополита Киевского), в котором осмысляется значение Руси во всеобщем историческом процессе и рассказывается о деяниях князей Владимира и Ярослава. В "Повесть временных лет" по Лаврентьевскому списку под 1096 г. вошло "Поученье" Владимира Мономаха, обращенное к его детям и продолженное рассказом о его собственной жизни, прошедшей большей частью в многочисленных походах. Оно датируется промежутком между концом XI в. и 1125 г. - датой смерти Мономаха (вернее всего - ближе к этой дате). "Поученье" написано выдающимся государственным деятелем Киевской Руси, энергичным, предприимчивым, отличавшимся военными доблестями, гуманным и хорошо начитанным князем. В "Поученье" дает себя знать тот высокий культурный уровень, какого достигла Русь уже в древности в лице наиболее выдающихся ее светских представителей. С литературной стороны "Поученье" интересно как очень незаурядный образчик популярного в древней и средневековой литературе жанра поучений детям. Сообщение 2 ученика – «архитектора» Значение архитектуры XI века велико. Размах монументального строительства в Киевской Руси – явление логичное, закономерное. В строительстве Киевская Русь заняла едва ли первое место в Европе. Киевский митрополит Илларион в своем знаменитом «Слове» так обращался к князю Владимиру: «Встань, благородный муж из своего гроба!.. Взгляни на город, величеством сияющий, на церкви цветущие, на христианство растущее, взгляни на город, святыми иконами освящаемый, блистающий, овеваемый благоуханным темьяном, хвалами и пением оглашаемый». Красотой Киева был поражён внук самого Батыя, когда тот со своими полчищами подошел к стенам города, чтобы разграбить его сокровища. О киевском Софийском соборе, воздвигнутом при князе Ярославе (XI в.), митрополит говорил, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада». «Весьма многие согласны в том, - писал епископ Верещинский, - что в целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского», а известный путешественник Павел Алеппский признавал после посещения киевской Софии, что «ум человеческий не в силах её обнять» Сообщение 3 ученика – «литератора»: XII век Вехой в развитии древнерусской литературы стало "Слово о полку Игореве": для него характерны особый лиризм и своеобразная ритмическая структура текста. Это величайший памятник древней русской литературы. Оно написано в связи с неудачным походом на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска. Событие это относится к концу апреля и началу мая 1185 г. Помимо "Слова о полку Игореве", о нем рассказывается в летописях Лаврентьевской и сходных с ней (сравнительно кратко) и Ипатьевской (более подробно). Сообщение 4 ученика – «искусствоведа»: Культурную значимость имело и древнерусское искусство XII века. Для иконописи, фресок, мозаик и других форм искусства, отличительной особенностью которых в древнерусский период были мировоззренческая цельность и единство в построении образов, характерны глубина и выразительность содержания при внешнем соблюдении канонов. Восприняв от Византии художественную традицию и развивая ее принципы, русские мастера привнесли в произведения искусства своеобразие и оригинальные черты. Как замечал выдающийся искусствовед В. Н. Лазарев, древнерусское искусство "перекликается своей просветленностью и какой-то особой ясностью в строе своих форм с античной живописью", "его следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений русского гения". Известно, что равноапостольный великий князь Владимир принял святое крещение в Херсонесе, привез оттуда в Киев церковные книги, сосуды и иконы. Вслед затем, образа греческого письма стали то и дело привозиться на Русь, как необходимые для удовлетворения религиозной потребности новообращенных и для украшения созидаемых храмов. С другой стороны, великие князья, заботясь о благолепии этих последних, вызывали из Греции мастеров, искусных в писании ликов на досках и в выкладке их мозаикою на стенах. Эти пришлые художники, разумеется, нашли себе многих учеников среди русских. Однако, из древнейших наших иконописцев известен только один — киево-печерский монах препод. Алимпий, преставившийся в начале ХП в. Русские уже успели в эту пору перенять у греков их технические приемы, что, хотя не все они имели случай учиться у византийских художников, однако неуклонно подражали греческим образцам. Сообщение 5 ученика – «архитектора»: Византийско-русский культурный синтез постепенно привел к созданию очагов национального искусства в Новгороде, Пскове, Владимире, Переславле-Залесском и других городах. Одноглавые четырехстолпные крестово-купольные храмы с тремя массивными абсидами и фасадами. Храмы-богатыри, типичные для русского зодчества середины XII в., но в самой своей грузности, приземистости выделяющиеся четкостью архитектурного замысла, могучей в своей простоте красотой. Стены лишены украшений, щелевидные окна – словно бойницы. Эти храмы выстроены в суровое время, когда тяжелая борьба за главенство ещё не была завершена суздальскими владыками. Город Владимир стал крупнейшим очагом русской культуры. Перед памятниками того периода русский человек должен был испытывать волнение, просветлявшее его душу. Какая ясность и какая гармония с окружающим пейзажем! Успенский собор (1158-1161гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче, так, чтобы, видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой. Церковь Покрова на Нерли – этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания! Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197гг.) подчеркнуто величественен и по-своему строен; но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нели, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность. Сообщение 6 ученика – «литератора»: XIII – XIV века В период после татаро-монгольского нашествия одной из доминирующих стала национально-патриотическая тема. Одно из главных произведений этого периода "Повесть о разорении Рязани Батыем". Повесть эта, стоящая в тесной связи с повестью о Николе Зарайском и обычно помещаемая в рукописях вслед на ней, читается в поздних летописных сводах и в нескольких сборниках. Она представляет собой яркий образец воинской повести и, видимо, сложилась под влиянием эпических дружинных сказаний о разорении татарами Рязанского княжества. По своему высокому идейному содержанию, по своей героической теме и большой художественности повесть о разорении Батыем Рязани является одним из самых выдающихся памятников древней русской литературы. В "Житии Александра Невского" утверждается идея сильной власти, способной объединить русских людей против угнетателей, и надежда на возрождение былого могущества Руси. Житие Александра Невского было написано, видимо, церковным человеком в конце XIII или в самом начале XIV в., быть может, на основе светской биографической повести, возникшей, нужно думать, вскоре после смерти князя (ум. в 1263 г.). Автор первоначальной редакции Жития, связанный своим источником, лишь в небольшой степени придал ему черты агиографического стиля, благодаря чему его повествование должно быть охарактеризовано скорее как воинская повесть, чем как произведение житийного характера. Наиболее близко к тексту первоначального Жития стоят тексты Лаврентьевской и 2-й Псковской летописи, но оба они дефектны. В дальнейшем, вплоть до XVII в., Житие подвергалось существенным редакционным переделкам в связи с общей эволюцией агиографического стиля. Сообщение 7 ученика – «архитектора»: В XVIII- XIV вв. в связи с татарско-монгольским нашествием, зодчество Древней Руси практически везде временно затухает, кроме Новгорода и Пскова, чтобы в XVв. пережить новый бурный расцвет, особенно во время правления Ивана III. Церковь Николы на Липне, воздвигнутая в 1292г., знаменует начало нового расцвета новгородского зодчества. В этой почти кубической четырехстолпной одноглавой церкви ясно видно стремление к наибольшей монолитности и стройности общего архитектурного облика с приближением культового здания к общему характеру городской застройки. Самое замечательное в церкви Фёдора Стратилата (1360г.) – это соразмерность главных объёмов. Можно сказать, что трудно представить себе более совершенные пропорции, большее органическое единство архитектурного целого, сочетавшегося с исконной новгородской крепостью! Сообщение 8 ученика – «искусствоведа»: Новгородская живопись в конце XII в. характеризуется новшеством. Исчезают восходящие к византийско-киевской живописной традиции мягкие светотеневые переходы, придававшие некоторую объёмность образу. Их сменяют так называемые света, резкие белые блики, своим сплетением подчас образующие своего рода орнамент, исполненный волнующей выразительности, усиливающей эмоциональное воздействие изображения. Образ святого видоизменяется, обретая совершенно новые черты. Две знаменитые новгородские иконы св. Николая: одна, написанная в самом начале, другая – в самом конце XIII в. дают наглядное представление об эволюции новгородского искусства в сторону его приближения к русскому народному мироощущению. Икона, написанная в 1294 г. Мастером Алексеем Петровым, совершенно уникальна. Это первое произведение русской станковой живописи, имеющее подпись художника! Красота! Как много она значила в мироощущении русских людей на самой заре их истории. А затем с развитием искусства, преклонение перед красотой принимало всё более восторженный характер. «Красота ее несказанна», «исписана давно», величества и красоты её не можно исповедати», «высотою же и величеством и прочим дивно устроена» - вот какие высказывания о церквях или иконах встречаем мы в древнейших письменных памятниках. Всё это можно относится и к иконописи XIV века. Краски – это душа русской иконописи, в них ярко проявились народные вкусы. С другой стороны, пренебрежение объёмностью во имя раскрепощенной одухотворенности вместе с любовью к узору сосредоточили внимание древнерусских художников на «Описи» фигуры, на силуэтности. В 70-х годах XIV в. в Новгороде появляется выходец из Константинополя знаменитый Феофан Грек. Сообщение 9 ученика – «литератора»: Повесть «Задонщина» принадлежит к группе повестей, возникших в связи с Куликовской битвой. Битва эта, в которой московский великий киязь Дмитрий Иванович в союзе с несколькими другими русскими князьями победил татарское войско, возглавлявшееся ханом Мамаем, произошла 8 сентября 1380 г. у притока Дона - Непрядвы, откуда и наименование Дмитрия Ивановича Донским. Повесть сложилась в конце XIV или в начале XV в. на основе летописного сказания, устных преданий, произведений народного поэтического творчества и под сильнейшим воздействием "Слова о полку Игореве". Автором ее, судя по заглавиям двух ее списков, был брянский боярин, впоследствии священник в Рязани, Софония. Сообщение 10 ученика – «литератора»: Конец XIV – XVI века С XIV века в литературных произведениях растет интерес к психологии человека, его личным особенностям. Если ранее были распространены описания паломничеств в святые места (Палестина, Константинополь, Афон), то в XV веке создается знаменитое "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, повествующее о путешествии в далекую Индию и содержащее наблюдения автора, тверского купца. Тверской купец Афанасий Никитин отправился по Волге в Персию с товарами на двух судах вместе с несколькими москвичами и тверитянами, а также с шемахинским послом к Ивану III Асанбегом и его свитой, возвращавшимися обратно в Шемаху. В Нижнем Новгороде Афанасий рассчитывал соединиться с Василием Папиным, русским послом в Шемахе, но тот уехал вперед. По дороге, недалеко от Астрахани, одно судно Никитина было взято в плен татарами, другое разбилось. Свой путь Никитин продолжал до Каспийского моря на судне шемахинского посла, а затем отправился через Дербент и Баку сухим путем в Персию и потом в Индию. Путешествие продолжалось с 1466 по 1472 г. На обратном пути, не доезжая Смоленска, Афанасий умер. Больше всего в своем сочинении Афанасий уделяет внимания Индии, быт и природу которой он рисует очень детально, в ряде случаев привнося, впрочем, в свое описание и элементы фантастики. Изложение Афанасия не отличается стройностью композиции; в нем, кроме того, встречаются повторения. "Хожение" Афанасия Никитина вошло во вторую Софийскую летопись под 1475 г. Сообщение 11 ученика – «архитектора»: Одним из значительных архитектурных памятников XVв. является Успенский собор Московского Кремля. Великолепный своей строгостью, простотой и выразительностью храм, созданный руками русских мастеров по проекту и под руководством Аристотеля Фьораванти в средневековой деревянной Москве (1475-1479), долгое время служил источником вдохновения и образцом для многочисленных подражаний. Москва конца 15 века представляла собой ряд деревень, соединенных административно-военным и торговым центром, Кремлем, и торговым посадом, будущим Китай-городом. Город не насчитывал и десятка каменных зданий, причем только культовых: церковь Михаила Архангела (1333), собор в Андрониковом монастыре (1380), церковь Рождества Богородицы (1393) и др. Белокаменные стены Кремля, построенные еще при Дмитрии Донском, обветшали от многочисленных пожаров. Повсюду на них были видны деревянные заплатки (вычинки), подпорки и многочисленные обрушения. Московский Кремль — резиденция великого князя московского Иван III — нуждался в обновлении и более репрезентативном виде, соответствующем столице сильного европейского государства. Великий князь и митрополит Филипп решают начать реконструкцию Кремля с возведения главной святыни государства — Успенского собора. Летом 1479 стройка была закончена. Впервые в русской архитектуре вместо тяжеловесных четырехугольных пилонов использовались круглые столбы. Внутреннее пространство стало просторным и напоминало зал для общественных собраний, наполненный светом и воздухом. Фасады храма разделяются на равные части сильно выступавшими пилястрами. Через все фасады, кроме восточного, проходит арочный пояс владимиро-суздальского типа. Его пропорции соответствуют пропорциям аркатур Дмитриевского собора и храма Покрова на Нерли. Южный фасад собора, выходящий на Соборную площадь, трактуется мастером как главный. Асимметрия фасада воспринимается слабо благодаря небольшой стенке, закрывающей абсиды. Четыре равновеликие арки закомар возвращают нас к итальянским аркадам Филиппо Брунеллески. В столице далекой Московии умением и талантом болонского мастера был воздвигнут собор, достойный стать украшением любой европейской столицы. В горниле творчества итальянского зодчего архитектурное достояние Рима, Византии, Владимира и Великого Новгорода органически претворилось в одно художественное целое, совершенно самостоятельное и во всех отношениях отвечающее самым высоким требованиям архитектурного искусства. Сообщение 12 ученика – «искусствоведа»: В XV веке наступает золотой век древнерусской иконописи, связанный, прежде всего, с именами Феофана Грека и Андрея Рублева, затем на рубеже XV-XVI веков - Дионисия. Из сложного сплетения художественных традиций и индивидуального творчества сложился феномен древнерусского искусства, в полной мере отражающий мировоззренческие представления и идеалы русского народа. Монументальность и выразительность архитектурных форм, символический язык и цветовая гамма икон, цельность и художественная утонченность церковных интерьеров, мастерство и изысканность церковного лицевого шитья и т. д. - все это составляет целостный комплекс древнерусской художественной культуры во всем ее многообразии. Расцвет древнерусского искусства в XV веке можно объяснить мощным подъемом народного духа после Куликовской битвы, когда возникают новые монастыри и идет активное церковное строительство. Новые храмы и их оформление были проникнуты идеями предвечного замысла Божиего о мире и единого мироздания. Древнерусское искусство обрело оригинальную мистическую идеологию, храм стал мыслиться прообразом нового, грядущего мира, объединенного на началах соборности. Иконы дают возможность созерцать небесные, духовные первообразы, они - окна, открытые в иную, высшую реальность; иконостас же есть граница между двумя мирами, земным и небесным. Сообщение 13 ученика – «литератора»: XVI век В XVI веке индивидуальный стиль авторов еще более проявляется в таких произведениях, как переписка царя Ивана Грозного с Андреем Курбским или сочинения Максима Грека. Хотя значительную часть еще составляли церковные или духовно-регламентирующие произведения ("Домострой" и т. д.), все больше становится литературных сочинений светского характера, расширяется тематика, возникают новые жанры. Сообщение 14 ученика – «архитектора»: В 1655 в ознаменование величайшего триумфа молодого царя Ивана IV — взятия Казани — начинает строиться Покровский собор (Казань была взята на праздник Покрова Богородицы). По плану царя собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих наиболее важные дни боев за Казань. Строители Барма и Постник творчески переработали проект и построили первоначально композицию из 4 осевых церквей, образующих крест, между которыми размещены меньшие по размеру церкви. Они объединяются вокруг 9-й столпообразной церкви, увенчанной шатром с небольшой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними переходами. Уникальное сооружение рассчитано больше на осмотр снаружи, чем на пребывание внутри, подобно памятнику. В дальнейшем была пристроена еще одна церковь Василия Блаженного, по которой и стал называться весь собор, а также шатровая колокольня. Облик собора вначале был более строгим и сдержанным. Дальнейшие изменения и пристройки изменили его в сторону декоративности. Конструкция Архангельского собора Московского кремля (1505-1508гг.) характерна для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами. Пять глав собора немного смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Особенностью внешнего облика храма является применение ренессансных декоративных элементов в отделке фасада, например, белокаменных раковин в закомарах собора, которые впоследствии получили широкое распространение в России. В частности, к нему прибегли строители Новодевичьего монастыря и Успенского собора в подмосковном Дмитрове. За пятисотлетнюю историю жизни собор изменился: не сохранилась крытая галерея, предназначенная для почетных гостей и зрителей во время торжественных шествий и церемоний на Соборной площади, в 1475 при сильном пожаре для спасения собора от огня разобрали 2 деревянных придела — Воскресения и Акилы Святого. В течение почти столетия Архангельский собор служил образцом для других церковных и светских построек. Многие элементы Архангельского собора были использованы при строительстве Грановитой палаты. Благовещенского собора, Теремного дворца в Кремле. Сообщение 15 ученика – «искусствоведа»: С конца XV в. иконопись видоизменяется еще более, позволяя себе заметные отступления от древнего стиля. Причиною тому были, с одной стороны, постоянно усиливавшийся наплыв иностранных (немецких и итальянских или фряжских) художников, а с другой — то обстоятельство, что сношения России с Грецией, утратившей и свою независимость, и свое богатство, сократились, а греческое искусство упало до такой степени, что уже не могло доставлять образцов для русских иконников. Греческие духовные сановники, вместо того, чтобы дарить, как бывало пред тем, нашим царям драгоценные иконы, стали сами просить о присылке им образов русского письма. В XVI в XVII стол. уже образовалось у нас несколько иконописных стилей, или «пошибов», из которых главными следует признать Новгородский, Строгановский и Московский. Некоторые знатоки и собиратели старинных образов прибавляют к этим пошибам еще Юрьевский, устюжский, суздальский и Фряжский; наконец различают еще школу Сибирскую. Особенности стилей заключаются в более или менее тонкой отделке иконы, в резкости или плавности рисунка, в большей или меньшей живости красок, в предпочтительном употреблении известных колеров, в различной пропорциональности изображенных фигур и т. п. Однако эти отличия не настолько значительны, чтобы ими нарушалась близкая родственность школ, которые все, в отношении композиции («перевода» по выражению иконописцев), строго придерживаются форм византийской иконографии, равно как и в отношении техническом пользуются способами, практиковавшимися в греческой и вообще средневековой живописи. Сообщение 16 ученика – «литератора»: XVII век В XVII веке происходит переход от средневековых литературных принципов и эталонов к литературе Нового времени: образуется круг авторов, занимающихся литературным трудом; литература демократизируется и освобождается от церковного влияния; появляются повести с психологической характеристикой героев, вместо канонических житий биографические и автобиографические описания (например, "Житие" протопопа Аввакума); развивается поэтическое творчество (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин). "Повесть о Горе и Злочастии", дошедшая до нас в единственном списке первой половины XVIII в. (Погодинского древлехранилища ленинградской Публичной библиотеки), по времени своего возникновения относится, видимо, к половине XVII в. Она вышла, по всей вероятности, из купеческой консервативной среды, бережно охранявшей старинные нравственные и бытовые устои, уже подвергавшиеся в ту пору разложению. Характерная особенность, этой замечательной повести заключается в том, что, возникнув на книжной основе, она испытала очень большое влияние устно-поэтической традиции. Повесть о Савве Грудцыне возникла, нужно думать, в конце XVII или в начале XVIII в. Охранительные тенденции ее сходны с тенденциями "Повести о Горе и Злочастии". Сочинения протопопа Аввакума (1621 - 1682), главы старообрядчества, представляют собой крупное явление в истории русской литературы XVII в. прежде всего и больше всего со стороны своего реалистического стиля. Главная особенность писаний Аввакума - их насыщенность элементами живой русской речи и богатая образность. Обращаясь к широкому кругу своих единомышленников и последователей, Аввакум говорил на языке, доступном непосредственному пониманию приверженного ему читателя и слушателя и из верхов общества, и из социальных низов. Обилие в сочинениях Аввакума картин живого, реального быта и злободневной современности делало эти сочинения для заинтересованного читателя чтением не только поучительным, но и занимательным. Центральное произведение Аввакума - его Житие - представляет собой первый в русской литературе опыт автобиографии. Удерживая кое-какие элементы житийного стиля, оно вместе с тем очень далеко отходит от традиционного жития прежде всего своей основной установкой - на повествование о фактах личной жизни. Сообщение 17 ученика – «искусствоведа»: Особенное развитие иконопись получило во второй половине XVII в., в Москве, когда, для удовлетворения потребностей государева двора, возник при оружейном приказе целый институт «царских» иконописцев, «жалованных» и «кормовых», которые не только писали образа, но и расписывали церкви, дворцовые покои, знамена, древка к ним и т. п. Жалованные иконописцы получали постоянное содержание деньгами и хлебом и, сверх того, суточное довольствие во время работы; кормовые числились при приказе, без жалованья и пользовались содержанием только тогда, когда возлагалось на них какое либо дело. Из всех царских иконописцев особенно прославился Симон Ушаков (род. в 1626 г.), участвовавший почти во всех важнейших работах означенного времени и образовавший многих даровитых учеников. Кроме царских иконописцев, существовали свои мастера при патриаршем дворе, и в случае какого-либо обширного и спешного предприятия, набирались в Москву иконники из других городов. Все это способствовало к тому, что различия отдельных школ сглаживались и принимали однообразный характер. В это же время стало в сильной степени проникать в него иностранное влияние, благодаря появлению при царском дворе западно-европейских живописцев и распространению печатных религиозных картинок, проникавших к нам из их краев чрез Польшу. Это уклонение нашего искусства от византийского направления вызывало протесты поборников старины; но, тем не менее, т. наз. «фряжское» письмо, составляющее переход от иконописи к настоящей живописи, в конце XVII ст. уже было распространено повсеместно. Реформа Петра Великого произвела еще более радикальный раздел между иконописью и живописью. |