Соотнесите понятия «этнос», «народ», «нация», «этническая группа». Карабалкина срс 11. Соотнесите понятия этнос, народ, нация, этническая группа
Скачать 15.83 Kb.
|
Соотнесите понятия «этнос», «народ», «нация», «этническая группа». Этнология от греческих слов – еthnos – народ и logos – слово, суждение – наука о народах мира (этносах, точнее, этнических общностях) их возникновении (этогненезе), истории (этнической истории), их культуре. Термин этнология своим распространением обязан известному французскому физику и мыслителю М. Амперу, который определил место этнологии в системе гуманитарных наук наряду с историей, археологией и другими дисциплинами. При этом этнология включала в себя, по мысли Ампера, в качестве субдисциплины физическую антропологию (науку о физических свойствах отдельных этнических групп: цвете волос и глаз, строении черепа и скелета, крови и др.). В XIX в. в странах Западной Европы этнологические исследования успешно развивались. Наряду с термином «этнология» получило распространение и другое название этой науки – этнография – от греческих же слов – ethnos – народ и grapho – пишу, т.е. описание народов, их истории и культурных особенностей. Однако во второй половине XIX в. возобладала точка зрения, согласно которой этнография рассматривалась как преимущественно описательная наука, основанная на полевых материалах, а этнология – как теоретическая дисциплина, базирующаяся на данных этнографии. Наконец, французский этнолог К. Леви-Строс считал, что этнография, этнология и антропология – три последовательных этапа в развитии науки о человеке: этнография представляет описательный этап изучения этносов, полевые исследования и классификацию; этнология – синтез этих знаний и их систематизацию; антропология стремится изучить человека во всех его проявлениях. В итоге в разные времена и в разных странах отдавали предпочтение какому-либо из этих терминов, в зависимости от выработавшейся традиции. Так, во Франции до сих пор преобладает термин «этнология» (l’ethnologie), в Англии наряду с ним широко употребляется понятие «социальная антропология» (ethnology, social anthropology), в США принято обозначение этой науки – «культурная антропология» (cultural anthropology). В российской традиции термины «этнология» и «этнография» первоначально рассматривали как синонимы. Однако с конца 1920-х гг. в СССР этнологию наряду с социологией стали считать “буржуазной” наукой. Поэтому в советскую эпоху термин «этнология» был практически полностью вытеснен термином «этнография». В последние годы, однако, возобладала те нденция называть эту науку, следуя западным и американским образцам – этнологией или социокультурной антропологией. Что же есть этнос, или этническая группа (точнее, этническая общность или этническая группа)? Это понимание сильно варьирует в разных дисциплинах – этнологии, психологии, социологии и у представителей разных научных школ и направлений. Вот коротко о некоторых из них. Так, многие российские этнологи продолжают рассматривать этнос как реально существующее понятие – социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества (В. Пименов). Согласно Ю. Бромлею, этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими относительно устойчивыми особенностями языка, культуры и психики, а также осознанием своего единства (самосознанием), фиксированном в самоназвании. Главное здесь – самосознание и общее самоназвание. Л. Гумилев понимает этнос прежде всего как природное явление; это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющая себя другим аналогичным коллективам (мы и не мы), имеющий свою особую внутреннюю структуру и заданный стереотип поведения. Такой этнический стереотип, по мнению Гумилева, не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе культурной социализации и является довольно прочным и неизменным в течение жизни человека. С. Арутюнов и Н. Чебоксаров рассматривали этнос как пространственно ограниченные сгустки специфической культурной информации, а межэтнические контакты – как обмен такой информацией. Существует также точка зрения, согласно которой этнос – это, как и раса, изначально, вечно существующее сообщество людей, и принадлежность к нему определяет их поведение и национальный характер. Согласно крайней точке зрения, принадлежность к этносу определяется рождением – в настоящее время среди серьезных ученых ее практически никто не разделяет. В зарубежной антропологии в последнее время распространено убеждение, что этнос (вернее этническая группа, так как зарубежные антропологи избегают употреблять слово «этнос») – это искусственный конструкт, возникший в результате целенаправленных усилий политиков и интеллектуалов. Однако большинство исследователей сходятся в том, что этнос (этническая группа) представляет собой одну из наиболее устойчивых групп, или сообщностей люлей. Это межпоколенная общность, устойчивая во времени, со стабильным составом, при этом каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Вообще надо обратить внимание, что теория этноса – это любимое детище отечественных ученых; на Западе проблемы этничности обсуждаются совсем в другом ключе. Западным же ученым принадлежит приоритет в разработке теории нации. Еще в 1877 г. Э. Ренан дал этатистское определение понятию «нация»: нация объединяет всех жителей данного государства вне зависимости от их расы, этнической. Релилгиозной принадлежности и пр. Начиная с XIX в. оформились две модели нации: французская и немецкая. Французская модель, следуя Ренану, соответствует пониманию нации как гражданского сообщества (государства), основанного на политическом выборе и гражданском родстве. Реакцией на эту французскую модель была модель немецких романтиков, апеллирующая к «голосу крови», согласно ей нация – это органическая общность, связанная общей культурой. В настоящее время говорят о «западной» и «восточной» моделях общества, или о гражданской (территориальной) и этнической (генетической) моделях нации, Немало ученых полагают, что идея нации нередко используется в политических целях - правящими или желающими получить власть групиировками. Что касается этносов, или этнических групп (этносов), то в зарубежной, а в последние годы и в отечественной науке принято различать три основных подхода к этому кругу проблем – примордиалистский, конструктивистский и инструменталистский (или ситуационистский). |