Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Соотношение понятий как этика, мораль, нравственность.. Соотношение понятий этика, мораль, нравственность


    Скачать 34.66 Kb.
    НазваниеСоотношение понятий этика, мораль, нравственность
    АнкорСоотношение понятий как этика, мораль, нравственность
    Дата21.12.2022
    Размер34.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоотношение понятий как этика, мораль, нравственность..docx
    ТипРеферат
    #856655


    Соотношение понятий: «этика», «мораль», «нравственность»





    Содержание


    Введение 3

    1. Понятие этики, как науки о морали и нравственности 4

    2. Соотношение этики и морали 9

    Заключение 14

    Список литературы 16


    Введение



    Этика – это, прежде всего, философская наука (иначе «практическая философия»), которая отвечает на вопрос «как следует правильно жить» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность. Термин «этика» происходит от греческого «этос», что означает нрав, характер.

    Этика имеет долгую историю. В V веке до нашей эры Сократ, задавая вопрос «Каким должно быть человеку», связывал этику с моральными качествами и характером личности. Предметом этики лучше всего считать критическое изучение моральной мысли и практики.

    У каждого человека собственное представление о себе, свой жизненный опыт и свои возможности воздействия на окружающий мир. Вечной и одной из главных направляющих развитие отношений между людьми является этика. Узаконенное правило или обязательный порядок, в котором выражено представление человека, о справедливости и несправедливости, верности или неверности поступков людей решающим образом влияют на формулирование человеком собственных ценностей. Каждый человек заслуживает уважения и справедливости. Разные культуры придают этому разный вес, но все они признают ценность отдельного человеческого существа.

    Цель: показать соотношение понятий: «этика», «мораль», «нравственность».

    Задачи:

    1. Дать понятие этики, как науки о морали и нравственности;

    2. Показать соотношение этики и морали.


    1. Понятие этики, как науки о морали и нравственности



    Итак, предварительно рассмотрим три основных понятия – этика, мораль, нравственность и представим их краткие определения. Этика – наука о нравственности и морали; мораль – вся сфера мораль­ного сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивиду­альные моральные убеждения; нравственность – это вся сфера реальных отношений и поведения, взятых в их непосредственно межчеловече­ском содержании и именно с точки зрения этого содержания оцени­ваемых.

    Своеобразие морали и нравственности в том, что они пронизыва­ют всю жизнь человеческого общества и отдельного человека. Живу­щие в обществе люди реально оказываются лишь более или менее связаны с теми или иными сферами жизни общества (наукой, поли­тикой, религией, правом и т. д.) и это, однако, не мешает им быть полноценными членами человеческого общежития.

    Итак, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравствен­ность, напротив отношение к действию. И как оказывается, что между моральным сознанием и нравственным поведением далеко не однозначная связь. Напротив, здесь возможны весьма сложные, противоречивые отношения; это обстоятельство давно известно и закреплено в афоризме «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

    «Мораль» и «нравственность», исходя из уже сказанного, поня­тия близкие, но они образуют единство, а не тождество.

    Вот почему в отличие от принятых определений этики («наука о морали» или «наука о нравственности») было предложено: «Этика – наука о нравственности и морали».

    Мы уже писали о том, что еще в древности Сократ, задавался вопросом: «Каким должно быть человеку?», Платон отвечал на этический вопрос утверждением, что хорошим человеком является тот, который в мыслях своих следует «форме», идее блага и направляется ею.

    Платон сравнивает жизнь большинства людей с жизнью людей в темной пещере. Они скованы, смотрят только на одну стену, свет на стену попадает от фонаря, находящегося сзади этих людей. А тени, раскачивающиеся на этой стене, принимаются ими за реальность. И если люди отвернутся от стены и теней и додумаются сбежать из пещеры, то они могут надеяться увидеть свет подлинной реальности [7, c. 143].

    Постройки, люди, животные, продукты питания, все вещи повседневного быта есть просто видимость. Платон верит в то, что истинной реальностью располагает только мир идей или форм, вызывающий эту видимость. Вещественный мир, который нас окружает, который мы познаем своим разумом, является, согласно Платону, лишь «тенью» и содеян от мира идей. По учению Платона, физический мир, который мы воспринимаем с помощью чувств, это не мир истинно сущего: все явления и предметы материального мира преходящи, непрерывно возникают, изменяются и гибнут.

    Универсальный мир идей, воспринимаемый умом, напротив, постоянен и вечен, считал Платон. Мир его идей, как считали другие, бытует только в уме человека. Мир этот имеет мало общего с миром, из которого эти идеи и произошли, и все, что описывает Платон, это идея мира, а не мир сам по себе. В этом смысл этики Платона. Все, что мы можем воспринять, пребывая в этом неустойчивом и непостоянном мире, это не мир истинно сущего. Лишь с помощью разума можно познать природу великой общей идеи Добра [10, c. 56].

    Неподдельно нравственным по Платону, является духовное просветление, а не придуманные правила поведения человека. Вслед за ним, Аристотель предложил прагматичный подход, в отличие от Платона: «формами» он считал способы бытия окружающих нас творений, а совершенной формой для человека является та, которая наиболее подходит для разумных смертных существ [5, c. 524].

    Согласно Аристотелю, качества, делающие нас людьми, проявляются в нашем мышлении, общении друг с другом и наших функциях как членов естественного порядка. Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Самым первым курсом о нравственной деятельности и добродетелях была «Никомахова этика» Аристотеля, которая и сегодня остается одной из лучших систематизаций этики.

    Цель этики – не знания, а поступки. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. Спрятаться за этику нельзя, на нее можно опереться.

    Фома Аквинский и ряд других христианских моралистов дополняли теорию Аристотеля доктриной, гласившей, что идеал человеческого функционирования – это путь, к которому мы предназначены по замыслу Творца. Таким образом, как и в аристотелевской традиции, мы получаем возможность исследовать, что такое человеческое совершенство или благополучие, для того чтобы узнать, как мы должны поступать.

    Взгляды Аристотеля, впрочем, совместимы с разными теориями о природе человека и ее происхождении, включая эволюционную.

    Фактически Аристотель и Гиппократ, которого считают создателем первого этического кодекса в медицине, придерживались методологии, согласно которой надо начинать с наблюдений за реальным миром, а не с теории о жизни, вселенной и всем прочем.

    Скачок от Аристотеля к Дэвиду Юму приводит нас к натуралистической теории. Для Д.Юма заслуживающим подражания был образ жизни честного, добропорядочного и рассудительного джентльмена XVIII столетия. Такие люди действуют на основе своих моральных чувств, уважая и более широкие взгляды на нормы морали, чем их собственные. Однако для Д.Юма было очевидно, что мораль, поскольку она зависит от чувств порядочных людей, по сути своей определяется эмоциями. В современных версиях этики вопрос смещается с обсуждения характера на поведение «Как следует поступать?» Наиболее прямой ответ на этот вопрос содержится в кантианских теориях: следует выполнять свой долг [8, c. 147].

    Собственно, это упрощенная версия ответа самого И.Канта, который гласит: следует действовать таким образом, чтобы в сообществе людей, каждый из которых будет действовать тем же самым образом, каждый человек направлял жизнь в соответствии с требованиями разума, и жизнь всех становилась бы лучше. В этике И.Кант был занят поисками общезначимых законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей независящих от смены общественных состояний, прогресса и т. д. Как существо нравственное человек повинуется только нравственному долгу. И.Кант формулирует нравственный долг в форме нравственного закона, или нравственного правила, определяющего форму морального поступка – правило личного поведения каждого человека могло стать правилом поведения для всех.

    Для И.Канта основным в этике было найти всеобщую форму нравственного поведения людей, которая бы исключала саму возможность безнравственных поступков. Поступки – это основа или стержень нравственности, совершаемые человеком лишь во имя нравственного долга, а не для достижения каких-то других целей (например, из-за страха, ради корыстных целей, например, выгоды или чтобы выглядеть «хорошим» в глазах других людей и т. п.) [8, c. 164].

    Иммануил Кант считал любовь и уважение главными составляющими людей в отношении друг к другу, а участливость он принимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей. Совести И. Кант придавал существенное значение как «нравственного судилища». Основная добродетель по Канту – человеколюбие. Этическое учение И. Канта устремляет человека и общество на правильные поступки, формирование человеческих ценностей, а также на недопустимость пренебрежения ценностями моральных норм человека ради собственных интересов. Этика И. Канта определяет основным акцентом права и обязанности, каковые считаются абсолютными и взаимодополняющими категориями. При попытке составить практическое руководство, регулирующее поведение членов сообщества, некоторые из этих прав и обязанностей возникают, но они редко выступают в качестве абсолютных. Такую концепцию прав можно подвергать критике на том основании, что она есть сугубо социальное творение.

    Утверждение о том, что у нас есть право на свободу выражения или свободу вероисповедания, представляется не подлежащим сомнению, хотя само по себе оно и не может быть решающим аргументом. Однако степень, до которой эти права оправдывают наши действия, может вызвать яростные споры, скажем, в таких областях, как порнография. Признание права или обязанности может служить отправной точкой для моральной дискуссии, но редко способствует разрешению действительной моральной проблемы.

    2. Соотношение этики и морали



    Термин «мораль» появился в IV веке н. э. в латинском языке как прямой аналог греческого термина «этика». Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность».

    Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность) [4, c. 64].

    Как теория морали этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

    Своеобразие этики состоит еще и в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, т. е. отражает в виде этических теорий и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. С другой стороны, будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали. Этика не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой жизни, определяя, на что она должна быть направлена, поэтому этику надо изучать не только для того, чтобы знать мораль, но и для того, чтобы стать моральным [9, c. 133].

    Нравственные образцы поведения вырабатываются с детства и постепенно становятся неотъемлемой частью сознания и поведения человека. Проблемы, возникающие в кодексе поведения в связи с чрезмерным акцентом на «правах», а также в связи с такими социальными ценностями, как утилитарная выгода, побуждают нас заново вернуться к вопросу о характере человека.

    Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь у человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны производственная деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению.

    Характер человека, прежде всего, важен с точки зрения морали, и тот, кто обладает такими добродетелями, как доброта, великодушие, уважение к другим, честность и сочувствие, может служить образцом морального поведения. Человек может облегчить себе общение и затруднить его или даже сделать общение невозможным. Это зависит от понимания этических норм, ценностей и интересов человека. У каждого человека собственное представление о себе, свои жизненный опыт и возможности воздействия на окружающий мир. Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень глубокого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с историческим будущим человечества. Человеческая мораль как особая форма человеческих отношений складывалась издавна, это определяется потребностью и заинтересованностью общества в морали и значением, придаваемым ей как форме общественного сознания. Вопрос о происхождении морали всегда был основной проблемой этики. Он обычно ставился и рассматривался в истории этических учений в связи с образованием представлений морального сознания о должном или мере нравственной оценки.

    В истории этики существуют два типа учения [10, c. 61]. Первый тип учения содержит теории, выводящие нравственные требования из наличной действительности человеческого бытия, теории, рассматривающие как самоочевидное, внеисторическое основание морали, которое содержит в себе элементы материализма – природных потребностей или стремлений людей, врожденных чувств или каких-либо фактов их жизни.

    Второй тип учения считает основанием морали некоторое безусловное и внеисторическое начало, внешнее бытию человека. Особо следует выделить в истории этики концепции морали, основанные на беспрекословном подчинении, то есть имеющие одно основание – некий авторитет – божественный или личный.

    Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали. Поэтому личность – это моральная категория. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обществе, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотношений: так принято поступать, а так не принято в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности. Моральность личности отличается от ее нравственности. То того, насколько правильно человек осознает общие моральные принципы и идеалы данного общества, зависит его нравственный авторитет, определяющийся также собственной способностью воспринимать и реализовывать общественные требования, независимо принимать решения, формировать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Однако точное определение общего начала морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов. Моральный поступок человека всегда должен оцениваться как целостный акт, единство цели и ее осуществления, помысла и свершения.

    Разница между моральностью и нравственностью отчетливо проявляется во всевозможных формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. Моральность — ориентация на частные, исторические конкретные оценки поведения других и сообщества. Нравственность — ориентация на самостоятельно принятые человеком абсолютные принципы и ценности. Осознание человеком нарушения норм морали, неадекватности своих поступков и поведения, принятых в конкретном социуме и разделяемым им самим, переживается в эмоции стыда.

    Стыд – неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение самим себя. Стыд – это всегда страх быть осужденным окружающими людьми.

    Совесть, в отличие от стыда, представляет собой способность человека выполнять нравственный самоконтроль. Совесть позволяет личности самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и вырабатывать самооценку совершаемых им поступков. Еще И. Кант считал совесть «нравственным судилищем». Понятие «совесть» мы соединяем со значительным уровнем духовного развития человека — с его индивидуальностью [5, c. 148].

    Понятие кодекса чести как совокупности норм и правил межличностных отношений тесно связано с этикой. Кодекс чести – это конкретный, установленный кодекс. В этом плане говорят о чести офицера, судьи, прокурора, следователя и т. д.

    Действовать самостоятельно и ответственно, способность отстоять свою позицию является достоинством личности, что составляет важную характеристику жизни человека среди людей. Вечной и одной из главных направляющих развитие отношений между людьми является этика. Узаконенное правило или обязательный порядок, в котором выражено представление человека о справедливости и несправедливости, верности или неверности поступков людей решающим образом влияют на формулирование человеком собственных ценностей. Каждый человек заслуживает уважения и справедливости. Разные культуры придают этому разный вес, но все они признают ценность отдельного человеческого существа. Составная часть этики – нормативная этика, которая является, в сущности, теоретическим развитием и дополнением морального сознания личности, общества или класса.

    Множество моральных учений и этических теорий, определявшихся в истории, в конечном итоге были посвящены решению практических нравственных проблем. Однако и проблемы, и способы их решения были разными. Через нормативную этику этическая теория пересекается с моралью как формой общественного сознания. Мораль получает в нормативной этике свое продолжение и завершение. В частности, она дает более строгую формулировку и систематизацию принципов, стихийно складывающихся в моральном сознании общества, оттачивает аргументацию морального рассуждения, создает образы, идеально воплощающие человеческий смысл данной моральной системы. Направление в современной философии морали, утверждающее, что в моральном выборе человек исходит не из определенных моральных принципов, норм, оценок, а лишь из факторов конкретной ситуации, уникальность которой определяет ценность выбора, именуется ситуационной этикой [7, c. 211].

    Таким образом, выбор человека лишается объективного критерия, его нельзя оценить в категориях добра и зла, ибо последние также лишены объективного содержания и характеризуются лишь тем, в какой мере они связаны с бесконечным процессом изменяющихся обстоятельств. При таком подходе мораль освобождается от принципа всеобщности, необходимости, превращаясь в царство абсолютной свободы.

    Заключение



    История этики на всем своем протяжении демонстрирует настойчивые попытки конституирования системы общечеловеческих нравственных ценностей.

    Современное государство с помощью средств массовой информации, рекламы, образования стремится вывести такую породу человека, который бы ни над чем серьезно не задумывался, был послушным винтиком в отлаженной системе общественных связей.

    В работе «Философия хозяйства» С. Н. Булгаков писал: «Если поставить знак равенства между добром и удовольствием, то нет того падения и чудовищного порока, которое бы не освящалось этим принципом. Идеал в этом смысле – превращение человека в животное» [2, c. 282].

    Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет труд, воспитание и образование. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. «Опасное дело, писал французский философ Блез Паскаль, убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно – рассказать ему и о той его стороне, и о другой» [6, c. 12].

    Социальные системы имеют собственные критерии, определяющие ценность индивидов. Сейчас мы вступили в эпоху постмодернизма, одна из особенностей которой – стирание различий между «высокой» и «массовой» культурой. Распространение репродуктивной техники дало возможность беспрепятственно тиражировать на конфетных обертках, пластиковых пакетах известные живописные произведения, музыкальные сочинения классиков стремительно упрощаются. Все это бесконечно тиражируется и становится достоянием миллионов.

    Серьезную роль в понижении уровня моральной культуры играют средства массовой информации, пропагандирующие ложь, насилие, лицемерие и создающие иллюзорный мир, в котором живут люди, имеющие всего несколько потребностей.

    Законы морали – это не законы математики или физики, их незнание или сознательное игнорирование, пренебрежительное отношение к ним убивают в человеке его человеческие качества, превращают в послушное животное, автомат, которым можно легко манипулировать и использовать для совершения любых преступлений.

    Только творческий человек, изживающий в себе животное злобное начало, способен к нравственному образу жизни. Никакие внешние влияния автоматически ничего не изменяют во внутреннем мире человека.


    Список литературы





    1. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений [Текст] / Р.Н. Ботавина. М.: Финансы и статистика, 2005.

    2. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства [Текст] / С.Н. Булгаков. М., 1990.

    3. Губин, В.Д. Основы этики [Текст] / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. М., 2007. – С. 27.

    4. Кисель, М.А. Историческое сознание и нравственность [Текст] / М.А. Кисель. М., 2005.

    5. Кнабе, Г.С. Диалектика повседневности [Текст] / Г.С. Кнабе // Материалы к лекциям по общей теории и культуры античного мира. М., 1993.

    6. Паскаль, Б. Мысли [Текст] / Б.Паскаль. М., 1995.

    7. Словарь по этике [Текст] / Под ред. А. А. Гуссейнова, И. С. Кона, 6-е изд., М., 1989.

    8. Таранов, П. Философия сорока пяти поколений [Текст] / П. Таранов. М., 2003. – С. 147, 164, 524.

    9. Титаренко, А.И. Рациональное и эмоциональное в морали [Текст] / А.И. Титаренко. М., 1983.

    10. Шиповская, Л.П. Этика, ее предмет и роль в обществе [Текст] / Л.П. Шиповская // Социология культуры. - № 2. – 2011. – С. 56 - 63


    написать администратору сайта