Главная страница

лекция религия. К традиционным для России религиям относят православие, ислам, буддизм и иудаизм


Скачать 27.7 Kb.
НазваниеК традиционным для России религиям относят православие, ислам, буддизм и иудаизм
Дата17.01.2023
Размер27.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалекция религия.docx
ТипДокументы
#890342

Действующая Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулирует Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Законом признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, отмечается высокая роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Важнейшим предназначением закона является содействие достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

К традиционным для России религиям относят православие, ислам, буддизм и иудаизм.

Православие – одна из традиционных мировых религий, которая имеет многовековую историю. В течение долгого времени православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И в настоящее время православие насчитывает наибольшее количество последователей в России, православных приходов в России во много раз больше (более 25 тысяч), чем культовых мест других религий.

Важнейшим источником православного вероучения является Священное Писание – Библия (книги Нового и Ветхого Завета, в которых содержится описание откровения Божьего).

Основное содержание православия – вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына и Святого Духа. Церковь учит, что Бог един, по Существу, но троичен в лицах: Бог-Отец, Бог- Сын и Бог-Святой Дух, причем все три ипостаси единого Бога равны по своей божественной природе и пребывают в нераздельном единстве.

Православные исповедуют веру «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Важнейшими принципами православия являются открытость для всех людей православной веры и свобода человеческой личности.

Именно в свободе согласно канонам православной церкви, заключается возможность спасения, ибо спасение — это совершенствование человека настолько, что он становится подобным Богу, свободно принимает и избирает жизнь по божьим заповедям.

Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью, и воинская служба почитается как высочайшее служение. Служение воина понимается как исполнение заповеди Христовой: «Нет любви выше той, как если кто душу свою положит за други своя».

В 1988 г. православные народы России отметили 1000-летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государства – Киевской Руси, произошедшего согласно летописям при святом князе Владимире Святославовиче. Однако христиане жили на Руси задолго до этой даты, а в 955 г. крещение приняла княгиня Ольга.

Ислам – одна из молодых мировых религий. Термин «ислам» означает «подчинение» (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют «муслим» (отсюда «мусульманин»). Религию ислама можно разделить на вероучение (иман) и предписания (дин).

Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – пророк Мухаммед, который родился в Мекке в 570 г.

Аллах – имя Бога мусульман, не поддающееся буквальному переводу.

Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран – священное писание мусульман. Коран состоит из 114 откровений (сур).

В настоящее время ислам разделен на несколько течений. В исламе существует две основных группы – сунниты и шииты, некогда разошедшиеся во взглядах на то, кто должен считаться первым калифом, т.е. наследником Мухаммеда, поскольку Мухаммед не успел перед смертью назначить преемника.

Еще одно различие между двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения светской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать религиозным лидерам.

Суфизм — это третье, мистическое, крыло ислама. Цель суфиев – отречься от мирских привязанностей, видеть во всем только Бога и достичь слияния с бесконечным Существом Бога.

Кроме того, существует еще несколько более мелких мусульманских групп (сект), появившихся позже в разных странах.

Для мусульман единственным истинным Богом является Аллах. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам не только религия, но и образ жизни.

Считается, что при соблюдении заповедей Корана Аллах, который строго судит человека, даст возможность верующему достичь вечной жизни, которая представляется как место полного удовлетворения человеческих потребностей.

Учение Гаутамы Будды («Будда» по-санскритски означает «просветленный») сформировалось в VI-V веках до нашей эры на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры. В целом буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как культуру, и как образ жизни.

Следование этим путем (становление на «путь Будды») ведет к достижению внутреннего спокойствия посредством обуздания мыслей и чувств, культивирования дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам. Это обеспечивает постижение «истинной мудрости» – первого шага к «просветлению». Высшей целью верующих буддистов является достижение нирваны – состояния вечного покоя и блаженства, выхода души из круговорота перевоплощений.

Учение Будды при своем возникновении было скорее не религией, 

 а религиозно-философской школой. Становление буддизма как религиозной системы с развитым пантеоном и обрядностью происходило после смерти Будды.

В наши дни отношения между отдельными направлениями и школами буддизма не носят антагонистического характера, поскольку общебуддийские основы превалируют над частными особенностями той или иной школы.

В России буддизм начал распространяться около 400 лет назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признала буддийскую религию.

Традиционными районами России, где исповедуется буддийская религия, являются Бурятия, Тува и Калмыкия. Буддийские общины имеются также в Москве, Санкт- Петербурге и ряде других городов России.

Иудаизм – одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира.

Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора, или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н.э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга – Гмара, назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.

Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа.

К основным догматам иудаизма относится вера в Единого Бога Яхве, в бессмертие души, существование загробного мира и в приход Машиаха (Мессии).

 

История военного духовенства в нашей стране уходит своими корнями в эпоху зарождения и развития войска дохристианской Руси.

В те времена служителями языческих культов были волхвы, колдуны, кудесники. Они молитвами, ритуальными действиями, жертвоприношениями стремились содействовать военным успехам дружины. В случае удачи считалось, что языческие боги помогли. Князь и дружина, заинтересованные в поддержке волхвов, делились с ними частью военных трофеев, дани и других доходов.

Но стремление использовать язычество как средство укрепления княжеской власти, как духовную базу объединения племен не имело успеха. Русь нуждалась в более развитой и всеобщей религиозной идее, которая открывала бы более широкое понимание мира, чем то, которое рисовалось языческими жрецами. Дружинам доводилось ходить в дальние походы, военные люди были знакомы с иными религиями и 

и укладами жизни, и поэтому именно среди них появились первые христиане.

В 988 г. киевский князь Владимир провозгласил христианство государственной религией Руси. Христианский Бог стал верховным повелителем князей, благословляющим их княжение, помогающим дружине в походах.

В обычаях князей и воевод стало не только испрашивать благословение епископа или священника перед битвой, поскольку это способствовало мобилизации верующих воинов на сражение, но и брать священников в поход.

Особенно показателен в этом смысле пример преподобного Сергия Радонежского, который своим пастырским словом подвигнул Русь на победоносное поле Куликово. По его благословению в сражении приняли участие монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые формально не имели права брать в руки оружие.

В борьбе за независимость и государственную целостность Россия совершенствовала свои вооруженные силы, в результате к середине XVI в. было сформировано постоянное стрелецкое войско.

В XVII в. стрелецкое войско насчитывало 20-25 тыс. человек, являлось внушительной силой и при необходимости «усиливалось» духовенством. Так, в Казанском походе Ивана IV Грозного участвовал настоятель Благовещенского собора протоиерей Андрей «с причтем церковным».

В этот период разрабатывается и закрепляется в уставах единый порядок несения военной службы. Устав «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1647 г.) – первый известный документ, в котором упоминается полковой священник. Таким образом, первые полковые священники появились в российском воинстве не позднее периода царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.).

Государь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.) сам часто поручал патриаршему приказу назначать войсковых священнослужителей. Случалось, что при экстренном отправлении войска к местам сражений царь своим указом назначал священников в полки и определял количество необходимой церковной утвари. Так начинала формироваться система управления военным духовенством.

В первой четверти XVIII в. Петр I произвел реорганизацию вооруженных сил России. Были упразднены дворянское ополчение и стрелецкое войско.

В этот период вводится единая система военного обучения и воспитания войск, совершенствуется работа по их духовному окормлению. В 1716 г. впервые в уставах появляются отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение, обязанности и основные формы деятельности.

С развитием армии и флота священников требовалось все больше.

В связи с этим в 1721 г. ответственным за подбор и назначение священников в армейские полки и на корабли стал Святейший Синод, который поручил епархиальным архиереям отбирать кандидатов для войск и флота из числа священников «искусных, благонравных и примерных».

Эта система комплектования и финансирования военного духовенства позволила значительно повысить эффективность религиозно-нравственного воспитания воинов. При этом круг обязанностей священника был ограничен твердым предупреждением: «Больше ни в какие дела не вступать, ниже, что по воле и пристрастию своему затевать».

С увеличением числа военного духовенства, а также в связи с особенностями военной организации возникла необходимость в специальном органе управления. При Петре I была учреждена должность полевого обер-священника, который согласно уставу 1716 г. назначался при главнокомандующем армией.

Таким образом, при Петре I был создан и начал функционировать институт военного и морского духовенства Русской армии и флота как централизованная организация, предназначенная для отправления религиозных таинств и обрядов в армии и на флоте, обучения и нравственного воспитания военнослужащих.

До 1800 г. полковые и корабельные священники оставались в двойном подчинении – Святейшему Синоду и военному руководству, а в делах церковных – епархиальному архиерею, на территории которого квартировался полк или был приписан экипаж корабля. Только в период ведения боевых действий военные священники полностью переподчинялись полевому обер-священнику (обер-иеромонаху).

В годы правления Павла I (1796- 1801 гг.) ведомство по управлению военным духовенством претерпело значительные изменения. При поддержке императора оно обособилось от епархиального и замкнуло на себя все функции по руководству полковыми священниками.

Кроме того, Павел I объединил армейское и флотское духовенство, сосредоточив управление в руках полевого обер-священника армии и флотов, должность которого стала постоянной.

После смерти Павла I Синод попытался вернуться к старой схеме управления военным духовенством, то есть ограничить власть обер-священника армии и флота, восстановить прежний порядок назначения, увольнения, награждения военного духовенства и т.д. Но с учетом армейских масштабов это усложняло работу Святейшего Синода, обременяло его канцелярию перепиской

его канцелярию перепиской, ведением учета и т.д. В связи с чем в 1803 и 1806 гг. были изданы указы, которые фактически вернули прежние права обер-священнику и поставили его ведомство по отношению к Синоду в одинаковое с епархиями положение.

12 июня 1890 г. было издано Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств, которое фактически представляло собой сборник правовых актов.

Это Положение в полной мере не решило проблемы определения статуса духовного лица в полку (на корабле). Военное духовенство по- прежнему подчинялось не только церковному, но и военному руководству, что в ряде случаев создавало сложности.

После окончания русско-японской войны с учетом накопленного опыта в Положение «Об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» были внесены изменения.

В 1911 г. протопресвитером военного и морского духовенства был назначен Георгий Шавельский, обладавший выдающимися организаторскими способностями. По его инициативе был созван I Всероссийский съезд военного и морского духовенства.

Съезд разработал и принял памятку-инструкцию военному священнику, которая устанавливала, что во время боя его место на передовом перевязочном пункте. Поэтому от священника, кроме всего прочего, требовалось умение оказать первую медицинскую помощь. Он должен быть готов прибыть туда, где требуется его участие.

В боевых условиях священник обязан был ежедневно проповедовать «на современные, затрагиваемые обстоятельствами времени темы, освещая с патриотической и религиозной точек зрения события общественной, государственной и военной жизни», при этом рекомендовалось учитывать степень грамотности солдат. При проведении бесед с личным составом воинских частей предлагалось обращать внимание слушателей на обоснованность смысла и целей войны.

Высокую оценку деятельности священнослужителей в годы Первой мировой войны дал в 1915 г. верховный главнокомандующий великий князь Николай Романов: «Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии».

Вместе с тем в условиях нарастания социальных и иных проблем в государстве влияние духовенства существенно ослабевало. Генерал А.И. Деникин в мемуарах «Очерки русской смуты» писал, что «духовенству не удалось вызвать религиозного подъема среди войск».

В Российской империи взаимоотношения между религиями регулировались законодательно. Православие было государственной религией, а остальные делились на терпимые и нетерпимые. К терпимым религиям относились традиционные религии, которые существовали в Российской империи: мусульмане, буддисты, иудеи, католики, лютеране, реформаторы, армяне-григореане. К нетерпимым религиям относились в основном секты, которые полностью запрещались.

История взаимоотношений между различными вероисповеданиями в российских вооруженных силах берет свое начало со времени царствования Петра I. Во времена Петра I в армии и на флоте начали служить представители других национальностей, особенно немцы и голландцы, которые, как правило, были католиками или протестантами.

В дореволюционной России большинство населения исповедовало православную веру. Российские армия и флот по сути своей были в основном православными. В то же время в вооруженных силах служили и представители других религий.

В среднем в тот период в вооруженных силах России православные составляли 75%, католики – 9%, магометане – 2%, лютеране – 1,5%, другие -12,5% (в том числе и не заявившие о своей конфессиональной принадлежности).

Перед военными духовными деятелями Русской армии стояла сложная задача – не допустить, чтобы религиозные различия переросли в противоречия. Военнослужащим разных вероисповеданий говорилось буквально следующее: «Все мы, христиане, магометане, евреи, вместе одновременно молимся Богу нашему, потому Господь Вседержитель, сотворивший небо, землю и все, что на земле, есть для нас единый истинный Бог». Полковые священники должны были предотвращать возникновение споров о вере в среде военнослужащих и в соответствии со Сводом военных постановлений 1838 г. «…отнюдь не должны вступать в прения о вере с людьми другого исповедания».

Важным событием в жизни каждого воина является принятие военной присяги. И духовенство Русской армии принимало в этой церемонии активное участие.

Евреи, например, произносили присягу преимущественно на русском языке, но если новобранцы его не знали, то на простонародном еврейском наречии. Они приводились к присяге в любое время, кроме субботних и праздничных дней, в синагогах и молитвенных школах или в специально подготовленном месте. Присягу принимали командование части и раввин (или его помощник) в присутствии двух свидетелей из евреев.

После краткого вступительного слова командира присягающий, стоя с покрытой головой, клал руку на книгу Моисеева закона и читал текст присяги. После этого он подписывался под текстом, а потом и все лица, присутствовавшие на присяге.

Штаты иноверческого духовенства в войсках Русской армии были введены на основании Высочайшего повеления от 26 июня 1877 года.

Новое Положение о штатах иноверческого духовенства император утвердил 24 июня 1896 года.

К началу XX века в штабах военных округов служили католические капелланы, раввины, лютеранские и евангелические проповедники, муллы, подчинявшиеся Департаменту духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. Они занимались организацией окормления своих единоверцев.

После Февральской революции 1917 г. военное духовенство продолжало выполнять свою работу. Но с приходом к власти большевиков отношение к религии и священнослужителям резко изменилось. Декретом народного комиссара РСФСР по военным делам № 39 от 16 января 1918 года институт военного духовенства в вооруженных силах был упразднен. В годы Гражданской войны военные священники остались только на стороне противников советской власти.

Из опыта функционирования института военного духовенства в Русской армии можно сделать следующие выводы:

1. Полковой священник был главным организатором духовно-нравственного и патриотического воспитания военнослужащих Русской армии во второй половине XIX – начале XX в. Большой вклад в это направление воспитательной работы внесло и духовенство других религиозных конфессий Российской империи.

2. К началу XX века в Русской армии сформировалась четкая структура духовной службы. Были определены штаты и обязанности духовных лиц всех уровней иерархической структуры.

3. Были определены роль и место полкового священника в духовнонравственном и патриотическом воспитании военнослужащих как в мирное время, так и в военное.

4. Большая работа была проделана правительством и Священным Синодом по материальному обеспечению военного духовенства.

5. В Русской армии во второй половине XIX – начале XX в. был накоплен богатый опыт взаимоотношений военного духовенства основных религиозных конфессий России.

В трудные для страны годы Великой Отечественной войны представители религиозных объединений внесли свою лепту в дело достижения победы над фашизмом.

Так, 5 января 1943 г. митрополит Сергий послал И.В. Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы деньги, пожертвованные в храмах на нужды войны. 5 февраля Председатель СНК дал свое письменное согласие и от лица Красной армии поблагодарил Церковь за ее труды.

В начале 1943 г. И.В. Сталин и его ближайшее окружение пришли к окончательному решению о необходимости приступить к нормализации государственно-церковных отношений.

Взаимодействие современных Вооруженных Сил РФ с религиозными объединениями началось в начале 90-х годов XX века.

В этот период стал проявляться интерес различных конфессий к Вооруженным Силам. Начали устанавливаться контакты религиозных деятелей с командованием частей. Появились новые общественные организации, которые провозгласили своими целями возрождение религиозных традиций среди военнослужащих.

21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации принял решение о воссоздании в Вооруженных Силах России института военного духовенства.

Очевидно, что это эпохальное для Вооруженных Сил событие стало закономерным следствием развития государственно-церковных отношений в нашей стране на основе современного законодательства в интересах взаимодействия государственных структур и религиозных объединений в социальной, культурной и иных сферах жизни общества.

Опыт веротерпимости, присущий Русской армии, отсутствие в ней попыток обратить других в свою веру и дискриминации по религиозному признаку, а также стремление удовлетворить религиозные потребности воинов применимы и в современных условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Российские военнослужащие нуждаются в формировании нового духовного потенциала, основанного на тех общих принципах, на которых строилась и создавалась Русь, развивалась Россия, укреплялись ее Вооруженные Силы, – на любви к своей Родине, на исполнении общественного долга, соблюдении достоинства и чести, уважении мировоззренческого выбора и личных убеждений каждого военнослужащего.


написать администратору сайта