Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.

  • 1.2.Понятие морали

  • 2. Соотношение права и морал и

  • 2.2 Противоречия между правом и моралью

  • естественным правом

  • Происхождение

  • Форма выражения

  • Способ санкций и охраны от нарушений

  • Степень детализации

  • Сфера действия

  • Курсовая работа. Жулин В.В. курс ТГП 05.02. Соотношение права и морали


    Скачать 259.5 Kb.
    НазваниеСоотношение права и морали
    АнкорКурсовая работа
    Дата13.06.2022
    Размер259.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЖулин В.В. курс ТГП 05.02.doc
    ТипКурсовая
    #588968
    страница2 из 3
    1   2   3

    Введение


    Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

    Право и мораль являются важнейшими социальными регуляторами общественных отношений, воздействующими на сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Они являются регуляторами общественных отношений и называются социальными нормами. Социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

    Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений: а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера; б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

    Сущность права видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.

    Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому, регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

    Данная проблематика рассматривается у таких авторов как Абдулаев М.И., Алексеев С.С., Василенко, А. И. , Венгеров А. Б., Власова Т.В. Лазарев В.В., Матузов Н.И., Малько А.В., , Марченко М.Н.

    Цель данной курсовой работы – изучить соотношение права и морали.

    Задачи курсовой работы:

    1.Охарактеризовать понятие право и выявить егосущность;

    2. Дать характеристику морали;

    3.Выявить ообщие черты права и морали;

    4.Характеристика различий между правом и моралью

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    1.Право и мораль: понятие, сущность

    1.1.Право: понятие, сущность

    Право уже самим фактом своего существования избавляет общество от конфликтной ситуации своеволия и насилия, которой присуща «борьба всех против всех», и подсказывает людям наиболее приемлемые для всех (то есть наиболее бесконфликтные) модели поведения. В этом и представляется функция права как системы норм, направленных на предотвращение социальных конфликтов.

    Право обладает достаточно эффективными способами и процедурами, необходимыми для регулирования и решения конфликтов. Именно ему принадлежит ключевая роль в системе выработанных с этой целью обществом социальных институтов

    Теория естественного права имеет богатую историю, которая длилась в течении долгого времени. Основные понятия этой теории впервые были сформулированы еще в древние времена. До этого ее суть заключалась в следующем: кроме позитивного права, которое было сформировано государством имеет право существовать и естественное право, которое касается абсолютно всех людей и находится намного выше позитивного. Основой позитивного права стали требования естественного (право на жизнь, труд, свободное развитие и т.д.). главные положения естественного права имеют представления об истинных и неотъемлемых правах человека, который является не только гражданином, но и что самое важное личностью. Такого рода права являются обязательными для каждого государства. Другими словами, никакой закон не может считаться законом если он противоречит естественному праву. В каждом современном государстве все естественные права, которыми человек наделен с момента рождения, закрепляются Конституцией1.

    Историческая школа, была создана в виде определенной реакции естественного права, которая представляла собой защиту закономерностей жизнедеятельности государства, социальной жизни общества, которые сложились в эпоху феодализма. Важно отметить, что все закономерности были испытаны и исследованы ранее.

    Сторонниками данной школы, право характеризовалось как проявление духа народа, которое было сформировано как язык, при этом он не зависел от субъективных соображений законодательной власти государства. Законодательный орган мог подвергать фиксации то, что уже было сложено в качестве права в ходе истории. У исторической школы имелся один существенный недостаток – огромное преувеличение традиций и обычаев в системе регулирования взаимоотношений общественного и социального типа. Последователи этой школы ставили обычаи превыше всех действующих на тот период времени законов, при этом возможность изменения обычаев была невозможной.

    Согласно исторической школе. Право проходило свое развитие эволюционно в связи с собственными причинами внутреннего вида. Приверженцы реалистической школы утверждают: причина развития и возникновения права заключается в воздействии определенных факторов. К последним в первую очередь относятся личные интересы человека, так как именно они побуждают личность ставить перед собой конкретные цели и достигать их при помощи реализации своего права2.

    Рудольф Иеринг – знаменитый юрист, который является основоположником реалистической школы. В его знаменитых трактатах право рассматривается как интерес, который подвергается защите со стороны государства. Право же, по его мнению предоставляет человеку возможность соблюдать свои интересы и удовлетворять свои личные потребности. В данном случае право принадлежит не тому человеку, который выражает свою волю, а тому, кто данное право использует. Иначе говоря, то лицо, которое применяет право, выступает в роли субъекта права. Основная функция права – обеспечение гарантии такого применения права.3

    На протяжении всей истории существовала борьба между народами, кланами, сословиями и даже борьба государства с беззаконием. Указанная борьба и есть суть самого права. При этом не существует идеального права. Таким образом, ценность права заключается в достижении целей, которые закреплены в праве. Сформированные в результате такого рода борьбы интересы людей и их права, выступают некой силой, по средствам которой происходит подчинение одних интересов другим, но только при условии, что все принципы справедливости полностью соблюдены.

    Одним из главных направлений ведения законов в 20 веке выступала социологическая школа права. Она отличалась от позитивного права тем, что передвигает центр тяжести на детальное изучение «живого права». Живое право – это вся система взаимоотношений, которые возникают во всех областях права, кроме того, к такому праву относится поведение человека в областях права.

    Теория солидаризма, разработанная известным правоведом Леоном Дюги – одна из разновидностей направления социологии. Он утверждал, что в человеческом обществе не должно существовать право общества приказывать что – либо индивиду, а также индивидуум не вправе преподносить себя выше данного общества. Но при этом все члены общества обязаны соблюдать обязательную, единую для всех норму, которая основывается на солидарности, которая принята обществом единогласно.4

    Социальная норма, со слов Дюги, является нормой поведения, которая выступает в роли дополнительного элемента к наружным выражениям социальной жизни общества. В соответствии с этим: норма права – источник человеческого развития и процветания и находится она намного выше чем само государство. Кроме того, правовед утверждал: государство также должно подчиняться нормам права наравне со всеми его гражданами. В этом случае воля власти будет считаться правовой только в том случае, когда она находится в рамках нормы права. Учитывая эту особенность можно говорить о нормах права социальной солидарности как об объективном праве, которое способно подчинить себе не общество, а государство.

    Нормативистское направление– направление, которое состоит из огромного количества взглядов на право, со всей его значимостью в социальной жизни общества. Р. Штаммлер в своей теории указал все основные позиции нормативизма. По его мнению право – это специализированный внешний регулятор общественной жизни, основная цель которого – удовлетворение потребностей данного общества.

    Все действия, которые люди совершают в обществе Штаммлер охарактеризовал не что иное, как социальная материя или хозяйство. Определение соотношения материи и права, характеризуется им в виде отношения материала к форме социальной жизни общества. Помимо этого, он говорил о тесной взаимосвязи права и общества – уровень развития права совпадает с уровнем развития общественной жизни. Иначе говоря, закономерность общественной жизни является закономерностью правовой формы соответствующей жизни.

    Не менее известный правовед Г. Кельзен, описал нормативистские законы более детально. Он утверждал, что правоведческая наука должна заниматься изучением права в чистом его виде, не нужно связывать его с нравственностью общества, политикой государства и прочими факторами так как в противном случае наука утратит свой объективный характер и превратится в идеологию. В данном случае в качестве основного представления, выступает понятие об основной норме права, которая аргументирует законную силу и уровень эффективности остальных правовых норм и законов.

    Такое многообразие мнений по поводу права, предоставляет уникальную возможность определить его основные признаки, которые играют роль регуляторов социальных взаимоотношений на государственном уровне.

    Во-первых, необходимо помнить, что на сегодняшний день правовые нормы могут быть установлены только государством по средствам официальных нормативно – правовых актов. Прочие общественные нормы могут устанавливаться специальными общественными организациями, помимо этого они могут создаваться постепенно, по мере признания их общественностью.5

    Во-вторых, в отдельных ситуациях, все нормы права находятся под надежной защитой государства и имеют принудительный характер. Иначе говоря, в случае, когда такие нормы не соблюдаются добровольно, то государство имеет право применить определенные свои силы для их исполнения в принудительном порядке. Государственные органы власти в данном случае вправе применить к правонарушителю юридические меры ответственности. К таким мерам относятся: дисциплинарная, административная, уголовная и прочие виды ответственности. Помимо этого, государство имеет определенные силы и полномочия по обеспечению беспрекословного выполнения правовых норм по отношению ко всем членам общества.

    В случае нарушения требований социальных норм в отношении нарушителя как правило применяются меры социального воздействия, которые могут быть предложены общественными организациями, трудовыми коллективами или отдельными членами общества.

    Государство обеспечивает поддержку тех правовых норм общества, которые учитывают интересы всего общества и при этом для их соблюдения не требуется государственного принуждения.

    В-третьих, правовые нормы образуют целую систему норм, которая является обязательной для всех граждан, а также для граждан, которые живут на территории определенного государства. Общественные нормы, которые выходят за пределы права могут быть обязательными только для определенных категорий граждан.

    В-четвертых, по средствам права отражается гармоничная взаимосвязь воли всего общества в целом и воли отдельного его индивидуума. Такими правовыми нормами как правило выражается воля только отдельных групп людей, которые находятся на территории определенного государства. 6

    Проведя исследования всех признаков, можно говорить о том, что право может проявляться в виде государственного регулятора социальных отношений общества. При этом правом предоставляются гарантии развития личности, уровня законности и организованности общества в целом.

    Кроме того, можно говорить о том, что право – это система норм поведения, которая обязательно к соблюдению всеми гражданами, данные нормы поведения формируются, устанавливаются и защищаются государством. При этом такие нормы выражают интересы отдельного гражданина и интересы всего общества в целом, конкретной страны.

    На протяжении долгих лет формировались разные мнения и взгляды, касаемо права, его структуры, функций и роли в обществе. Правоведение точно определило основные характеристики и свойства права, сто позволяет говорить о нем, как о регуляторе социальных отношений. К таки чертам относятся:

    1. Нормативность права, другими словами право состоит из огромного количества законов и правовых актов о поведении человека в обществе в связи с чем право обладает обобщенным характером;

    2. Взаимосвязь государства и права. Все нормы права могут разрабатываться государством и находится под его охраной.

    Суть права состоит в разделении многообразия интересов, обеспечении их защиты, формировании соответствующего порядка в обществе, выражении общественной воли. Если говорить о современном подходе к праву, то он подразумевает попытку определить границу между законом и правом, так как право по своей сути является объективным явлением в обществе и общественной жизни, в то время как закон – это всего лишь форма выражения права.

    Такой подход к пониманию права, сформировался в связи с тем, что право и закон не совпадают. Так, например, закон не может выражать суть права как одного из критериев свобод личности, не частично, не целиком. Данное утверждение находит свое подтверждение в истории. Ярким примером тому, может стать фашистский режим Германии и расистские режимы во многих странах Африки. В указанных странах, даже при наличии огромного количества норм права и законов даже близко не было правого характера. В этих странах законы были анти правовыми, так как ничего общего со справедливостью, свободой человека и его доброй волей не имели ничего общего.7

    Концепция современного понимания права основана на разных взглядах (естественно-правовых, материалистичных и пр.). но при этом всех их объединяет одна цель – стремление к раскрытию в праве такого принципа, как регулирование, который поможет отличить его от других видов регуляторов (моральных, властных, религиозных и т.д). Таким принципом при историко – материалистичной доктрине выступал принцип равенства.

    Данный принцип - это только абстрактное выражение общего равенства. Однако, в связи с тем, что он содержит в себе определенные начала права, он способен обеспечить различные возможности людей в сфере регулирования права, формировать новое равное для всех значение справедливости с возможностью исключения любого произвола. В таких ситуациях если попытаться произвести замену такого обобщенного значения справедливости, то появится возможность подменить его чьими – то личными интересами, которые носят эгоистичный характер, а это может привести к смытию границ между правом и произволом. Результатом станет следующее: закон потеряет всякий смысл и начнет заменяться первоначальным пониманием того, что он является справедливым только по средствам применения принудительных мер со стороны государства.

    Необходимость разграничения права и закона аргументируется двумя факторами, которые взаимодополняют друг друга: необходимость разделять и противопоставлять право и произвол и необходимость установить соответствие закона всем требованиям объективного права.

    Право, сторонниками традиционного понимания, характеризуется в качестве продукта принудительного и властного нормотворчества. Принудительное нормотворчество – обязательно лишь для подвластных, при этом законодательная власть руководствуется только процедурными нормами. И поскольку идея господства здесь возносится на первое место, приверженцами такого направления не учитываются более важные критерии правомерности таких законов – соответствия их требованиям права, только объективным требованиям. 8

    Правовой закон характеризуется следующими признаками:

    - Правовой закон является закреплением и отражением объективной меры свободы человека в праве;

    - Правовой закон является воплощением принципа формального правового равенства; Требования такого равенства одинаково распространяются и на население, и на само государство.

    - Правовым законом в обязательном порядке, учитываются и охраняются интересы людей, которые находятся за пределами правового равенства. К таким людям следует отнести престарелых, безработных, больных.

    - Правовой закон является нужной частью объективного права, которое формируется в определенном обществе. При этом, законодателем не только формируется содержание права, а и формируются его основные нормы, которые бы отражали развитие такого общества.
    1.2.Понятие морали

    Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

    Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

    Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения).

    Венгеров А. В. под моралью понимает один из способов регулирования поведения человека в обществе с помощью норм, которые получают обоснование в виде идеалов добра и зла, долга, справедливости и т.п.¹

    Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:

    -регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей).

    Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям;

    -воспитательной, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную). Мораль воспитывает человека. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.;

    Другая система правил поведения - мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но отличаются от последних тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли его предки, но делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.

    Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личною отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы — человеческой культуры.

    Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.9

    Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

    Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

    Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

    оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла

    (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

    регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;

    контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;

    интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;

    воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

    Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

    Специфика моральных норм

    Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

    Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

    - следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;

    - обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;

    - исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

    Право - это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

    право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;

    правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;

    правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;

    за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.

    Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Например, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека)10.

    На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

    По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

    Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

    В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

    Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

    Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать

    Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления11.

    Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

    Правовой морали соответствуют четыре проявления:

    1. Мораль как знак, символ, миф. На этой ступени в символическом и мифическом сознании человека присутствуют в свернутом виде все последующие проявления морали и права.

    2. Мораль и право как ценности. На этой ступени формируется феномен морально-правового сознания. Появляется «человек моральный».

    3. Правовая мораль как социальная норма. На этой ступени человек приобретает новое качество, он становится «социальным»

    4. Правовая мораль как знание. На этой ступени «человек социальный» превращается в «человека рационального». На смену морали приходят правила, этикет, юридические законы, освобожденные от нравственного содержания.
    2. Соотношение права и морали

    2.1.Общие черты права и морали

    Право – это политически, экономически и социально защищенный регулятор поведения в обществе. Право возникло на основе морали. Точнее говоря, правовые нормы возникли из моральных норм.

    Когда впервые вождь племени в какой-нибудь Месопотамии сказал, что отбирать добычу у твоего соседа охотника не хорошо, появились нормы морали. Потом этот же вождь подумал и решил, что его авторитет не всегда играет роль, и соплеменники продолжают воровать. Тогда он вышел на собрании племени и заявил, что тот, кто будет уличен в воровстве, будет изгнан из племени без имущества и оружия на съедение диким зверям. Так появилась норма права, и право вообще.

    Выходит, что мораль несовершенна. Причина несовершенства в том, что моральные санкции за нарушение моральных норм слишком теоретические, непрактичные (гнев богов, порицание общественностью и т.д.). Возникла необходимость в более принудительных моральных нормах – так и появилось право.

    Право, в отличие от морали, выступает более мощным стимулом к определенному поведению.

    Право, оказывая активное воздействие на мораль, значительно способствует её укоренению в человеческом обществе. Вместе с тем, само право под влиянием морали обогащается благодаря разрастанию и расширению базы нравственности. Вследствие этого повышается авторитет и усиливается роль права как инструмента общественного регулирования. Исходя из выше указанного, процессу воздействия права на мораль содействует аналогичный процесс действия морали на право.

    В целом, понятие морали состоит из самых разных составляющих. Одним из них являются общественные нравы, отличающиеся консерватизмом и самой низкой динамикой. Однако нравственный идеал, обладающий прогрессивной «окраской», располагается всегда впереди права, а потому подталкивает его к более динамичному развитию.

    Одной из существенных причин появления противоречий между моралью и некоторыми нормами права выступает их так называемая «формальная определенность», не позволяющая распространять ее на те обстоятельства жизни, которые, с точки зрения морали, обязаны регламентироваться правом. Вероятна и противоположная ситуация, когда складываются такие обстоятельства, при которых моралью данное регулирование воспринимается как бессмысленное. Следовательно, разногласия образуются вследствие того, что право даёт слишком разную оценку «морально одинаковым» отношениям в реальной жизни или приравнивает некоторые ситуации к равным обстоятельствам, которые с точки зрения морали значительно разнятся друг с другом.12

    В ходе изучения вопроса касаемо взаимодействия права и морали многие юристы сошлись во мнении, что совершенно все стороны жизни человека и общества регламентируются правом точно так же, как и моралью. Поэтому оба понятия абсолютно неразрывны.

    Мораль, кроме требования выполнять права относительно других, объединяет право и умонастроение. При этом умонастроение состоит в уважении права исключительно ради самого права. В этом случае, опираясь на взгляды Гегеля, необходимо указать та то, что первостепенно мораль отстаивает потребность соблюдения права, и только после их исчерпания, вступают в действие нормы морали.

    В первую очередь следует обратить внимание на происхождение, а также суть нормы. Для этого требуется установить ее место в системе общественных взаимоотношений. Так, под нормативной структурой подразумевается одна из самых важных черт всей морально-правовой системы, поэтому при исследовании социальной природы подобной нормативности становится возможным раскрыть, как общие, так и специфические принципы социальных регуляторов.

    Подчеркнём, что понятие нормативности невозможно отделить от бытия, взаимоотношений и деятельности людей. Норма пребывает не над или вне общественных отношений, она тесно связана с ними. Целью нормы выступает отображение наиболее типичных и стабильных социальных связей в определённом обществе.13

    Также стоит отметить, что норма концентрирует в себе, как социальное сознание, так и социальные взаимоотношения. При этом взаимоотношения наделены социальной структурой и выступают более широким способом бытия такого рода общественных норм. Кроме того, нормативность свойственна и для многих других форм сознания (например, правовой, эстетической, политической и т.д.). На основе реальной деятельности общественное сознание постепенно формирует обобщенные оценки, принципы, суждения и ценности, которые становятся неотъемлемой составляющей человеческого отношения. Следовательно, сознание представляет собой своего рода регулятор человеческого поведения. К примеру, за пределами роли сознания действие такого регулятора невозможно, а это значит, что норма выступает неким ограничением объединения общественного сознания и взаимоотношений. Можно заключить, что в результате проникновения нормы в отношения, они насыщаются крайне необходимой регулятивной энергией.

    Право является итогом борьбы и взаимоотношений самых разных сил общества. В праве всегда присутствуют следы подобной борьбы, поэтому оно не может быть исключительно логическим или безукоризненно совершенным. Право, примиряя между собой социальные группы, всевозможные образования и отдельных личностей, пытается максимально полно удовлетворить их, однако подобное удовлетворение в некоторых случаях реализовывается не в полной мере. В этом и заключается непрерывный поиск правды, так как в разные времена у людей складываются абсолютно новые взгляды и разногласия.14

    Данное мнение есть неоспоримым, так как имеет прочную базу, которая опирается на многие факты из реальной общественной жизни. Также следует учитывать, что право не может быть абсолютно логичным, совершенным и справедливым. Конечно, оно пытается стать единственной силой, которая возвысится над всеми остальными, ведь складывается при столкновении всевозможных человеческих противоречий. Ключевой задачей права выступает замена хаоса многочисленных разногласий отчётливо определёнными законами, чтобы порядок и в дальнейшем соблюдался. Реализация данной функции вероятна лишь с помощью ряда других факторов. Однако сложность состоит в поиске того принципа в человеческом обществе, который бы в полной мере устраивал совершенно всех.

    Гармоничность общественных норм находится под сомнением, следовательно, и теоретически, и практически они не могут одинаково удовлетворять интересы всех людей. Также они не способны ограничить человеческие претензии по причине масштабности, отсутствующей в подобном вопросе. В целом, право в любой ситуации вмещает в себе некоторые элементы несправедливости и партийности.

    Влияние морали на суть права отражается и на ее практическом использовании. Даже в случае наличия в теории идеальной правовой системы, на практике требуется определённое ее смягчение. Право наделено свойством обязательности и неукоснительности абсолютно для всех, но из этого следует, что оно должно игнорировать всевозможные индивидуальные особенности, встречающиеся в каждом отдельном случае. Вместе с тем, зачастую индивидуальная сторона противоречит строгому и полному подчинению и реализации закона. Следовательно, отвлеченная правда в судебных делах обязана в некоторых случаях смягчаться через милость. Вместе с тем, милость должна господствовать в едином поле.

    Следует учитывать, что право наделено огромным значением в плане развития морали, что дополнительно подтверждает их весьма тесную взаимосвязь, а также неделимость. В ходе постепенного развития человечества, его культуры и взаимоотношений, право обеспечивает насыщение данных отношений определенной стабильностью и прочностью. Для людей совсем не достаточно только внутренних мотиваций, чтобы контролировать свои отрицательные конфликты и другие социальные проблемы. Именно поэтому крайне важна стабильная правовая организация, которая добавит к подобным мотивам оформленную на законодательном уровне регулирующую силу и охрану. В том случае, если такая организация будет наделена прочным и непоколебимым порядком права, тогда общество окажется обеспеченным устойчивым примирением разнообразных социальных слоёв и групп.15

    Если же сложится ситуация, когда право и мораль разделятся, всё равно они не смогут в полной мере утратить свою связь. При отступлении права, власть перейдёт к морали, и наоборот, если окажется, что морали недостаточно для контролирования отрицательной ситуации в обществе, тогда право станет использовать в принудительном порядке свою власть. При этом в истории наблюдаются такие периоды, когда связь морали и права то укрепляется, то ослабевает. Следовательно, в будущем вероятно обновленная целостность этих областей. Тогда правовые нормы будут намного чётче отображать требования морали, а внутренние чувства станут более полноценно являть собой соблюдение законов.

    Другими словами, независимо от характера и силы данного взаимодействия, сфера их деятельности всегда была и будет единой. Нравственность и право сообща устанавливают определенные эталоны и стандарты поведения человека.

    В целом, право и нравственность можно уверенно именовать двумя взаимодополняющими регулятивными средствами общества. Это взаимодействие наделено конструктивным и созидательным характером. Со временем единство права и морали только усиливается, так как они постепенно укореняются друг в друге.
    2.2 Противоречия между правом и моралью

    Можно сделать следующий вывод: моральные законы – это еще не написанные правовые законы. Правоведы иногда эту область называют естественным правом, или обычным правом.

    При этом мораль продолжает воздействовать на право. Приведу простой пример. Представьте себе суд присяжных. Вариант первый: бывший преступник, отсидевший немалый срок, снова убивает и грабит случайную пожилую женщину (это, кстати, рецидив). Вариант второй: Раскольников, историю которого мы прекрасно помним, который также раскаивается в своем преступлении (моральные санкции он уже испытал). Ответьте на вопрос: будет ли разница в вердикте присяжных? И если разница будет, то сколько присяжных вынесут суровое, а сколько мягкое наказание в первом и во втором варианте? То есть, будут ли разными санкции, учитывая, что гипотеза и диспозиция идентичны?

    Важно подчеркнуть, что, невзирая на всё единство, между правом и моралью существуют и противоречия, которые демонстрируют отсутствие их полноценной согласованности. Причины данных противоречий могут быть самыми разными. Так, одни исследователи аргументируют их изменениями экономической сферы человеческой жизни, а другие отстаивают мнение относительно влияния некоторых составляющих надстройки, а также указывают на лишь формальную справедливость многих норм права. Однако в любом случае противоречия подлежат устранению16.

    Чтобы преодолеть всевозможные противоречия между моралью и правом, требуется выработать новые принципы морали в ходе совершенствования общества, а также с помощью внесения определённых корректив в действующее законодательство.

    Как для права, так и для морали существующая между ними взаимосвязь иногда может казаться совершенно неудобной, так как эти области постоянно стремятся к разделению. Право пытается отделиться от морали в связи с развитием общества и все более частыми столкновениями между людьми, что заканчивается установлением более жёстких мероприятий по юридическому регулированию. В то же время мораль желает отделиться от права вследствие развития личности, так как совершенствующееся самосознание человека не может стремиться придерживаться только одной правовой справедливости, отличающейся принудительным характером.

    Правоведы и социологи кроме пяти пунктов сходств морали и права выделяют столько же пунктов различий.

    1. Происхождение. Основа моральных норм – это понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, праведном и неправедном. Эти понятия постепенно формируются в сознании людей с их развитием. Правовые нормы же сразу вступают в силу после принятия соответствующего решения.

    2. Форма выражения. В отличие от правовых норм, моральные содержатся не в нормативно-правовых актах или договорах, а в сознании человека, то есть они не имеют такой официальной формы (с печатью и подписью), как правовые.

    3. Способ санкций и охраны от нарушений. Моральные нормы соблюдаются добровольно, а правовые – принудительно. В физическом понимании правовые санкции более весомы, чем моральные, имеют большую материальную, чем нравственную направленность.

    4. Степень детализации. Моральные нормы имеют более обобщенный характер, чем правовые (не убий, будь справедлив и честен и т.д.). Правовые же – детализированы, имеют кучу нюансов, поправок, отступлений, исключений и т.д.

    5. Сфера действия. Моральные нормы действуют во всех сферах общественных взаимоотношений, правовые же охватывают только наиболее важные, с точки зрения государства, области жизни общества. Например, не существует нормативно-правовых актов, описывающих правила и законы дружбы. Это – область морали, но не права.

    Таким образом, право обязательно должно предусмотреть некоторые формы, которые приведут его к некоторому противоречию с началом свобод человека и, соответственно, даст возможность морали отделиться. Первым шагом к данной обособленности станет установление правил, которые будут предельно чётко определять взаимоотношение людей и общества. Кроме того, и мораль наделена подобными правилами и законами, но, вместе с тем, они демонстрируют лишь поверхностные и самые общие устремления человеческой воли. Такого рода правила предоставляют возможность нравственным чувствам того или иного человека избирать свою индивидуальную меру для реализации указаний нравственности. К примеру, если говорить о высказываниях по поводу необходимости любви к своему ближнему, то мораль чётко не регламентирует ни способы выражения данной любви, ни размеры ее проявлений.17

    Именно поэтому постоянно возникают колебания относительно следования законам нравственности: одни отдают дань подобным законам лишь отчасти, а другие, напротив, расположены жертвовать личные средства и отходить от своих принципов для их полноценного выполнения. Но если будут устанавливаться определенные требования, тогда это превратится в извращение самой сущности морали, так как она базируется на свободе каждого человека в плане реализации нравственных законов. Вместе с тем, это и не означает, что в сфере морали не существует ряда общих норм поведения.

    Указания морали не должны ограничивать свободу личности детальными инструкциями его поступков. Также они не должны навязываться человеку путем насилия. Следовательно, обязанностью нравственных норм выступает предоставление лишь некоторых опорных пунктов, на основе которых он будет принимать личные решения.

    Эти заповеди должны сохранять свое абсолютное и безоговорочное значение в жизни каждого человека, однако придерживаться их или игнорировать – это выбор, который человек должен делать исключительно самостоятельно.

    Однако с правом дело обстоит совершенно иначе. Когда оно достигает определённого развития, оно обязано устанавливать прочные нормы, которые бы господствовали в принудительном порядке. Право должно располагать точными и несокрушимыми правилами, чётко определяющими устои некоторого общества и ликвидирующие конфликты. Так, хотя судебные приговоры выносятся на усмотрение судей, однако они целиком зависят и от моральных колебаний. Судьи, обладающие только совестью и нравственными принципами, способны устанавливать самые разные меры наказания в тех или иных ситуациях, базируясь на своих моральных принципах и настроении. Но юридический оборот такого допустить не может, так как даже по своей сути право обязано быть безусловным, чтобы сформировать максимально прочную и надежную основу для разрешения всевозможных спорных вопросов.18

    Защита людей от произвола – это главная цель права, а соответственно оно не может являться субъективным мнением даже судей. Право должно обязательно быть свободным от всех нравственных колебаний, поскольку только так можно помочь при установлении мира в обществе. При этом, право должно и обладать четкими нормами, которые бы обладали авторитетом и общеобязательным характером.

    Залог положительного воздействия права на жизнь общества и кроется в качествах прочности и определенности. Не имея подобных качеств, право утратит свое центральное значение, поскольку такие свойства и составляют то, что называется положительным характером правового порядка.

    Угрозы в законах, наказание на невыполнение – те факторы, которые побуждают общество следовать и соблюдать правовые нормы. Посредством принудительного характера такие факторы могут поддерживать общий правовой порядок. Но при этом, стоит отметить, что чем больше правом будет усвоен такой характер, тем больше оно будет стремиться взаимодействовать с моралью.

    При постепенном усложнении социальных взаимоотношений и мнений образовывается возможность столкновения нравственного сознания отдельных людей и убеждений той среды, к которой эти люди относятся. Если в ситуациях таких столкновений этические требования будут рассматриваться в качестве принудительных и обязательных норм, то это неминуемо вызовет протесты со стороны несогласных. Жить согласно общих норм, но вопреки своему моральному решению для морального личностного развития не представляется возможным для любого человека.

    С точки зрения права, закон позволяет, например, выгнать из квартиры человека, который не в состоянии за неё заплатить. А мораль в этом случае, напротив, будет настаивать на сострадании к бедняку, т.к. в основе морали лежит любовь к ближнему. В большинстве случаев то, что разрешает право, запрещает нравственность, обращаясь к человеку с заповедями более строгими.

    Таким образом, разделяя между собой право и мораль, мы не должны отрицать их взаимосвязи. Современная жизнь хоть и приводит к разграничению нравственности и права, но всё же не может исключить их взаимодействие в принципе.
    1   2   3


    написать администратору сайта