Главная страница

Сословный быт и картина мира русского человека в xvii в


Скачать 63.57 Kb.
НазваниеСословный быт и картина мира русского человека в xvii в
Дата11.09.2022
Размер63.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла7.docx
ТипДокументы
#671544

Сословный быт и картина мира
русского человека в XVII в.

Цели и задачи: познакомить с основами мировоззрения русского человека XVII в.; характеризовать изменения, произошедшие в традициях повседневной жизни русского человека в XVII в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: братчина, всенощная, изразцы, парча, тафта', описывать особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т. д.); описывать основные общинные традиции; определять роль православия в повседневной жизни русского народа; описывать образ царя в народном сознании, представления русского народа о справедливости; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия русского народа; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; 2) регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока I. Организационный момент

И. Актуализация опорных знаний

(Комментированный разбор домашнего задания. Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников.)

III.       Мотивационно-целевой этап

На прошлых уроках мы познакомились с народами России, их обычаями и культурой.

Тема урока: «Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.».

—    Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

—    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1.  Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в.

2.      Общинные традиции.

3.      Православие в повседневной жизни русского народа.

4.      Образ царя в народном сознании.

5.  Работа над проектом «Быт и обычаи различных сословий в России XVII в.».

Проблемный вопрос

— Изменились ли основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русского человека в XVII в.?

IV.       Введение в новый материал

(Учитель демонстрирует слайд с репродукцией гравюры А.М. Васнецова «У Мясницких ворот Белого города в XVII в>.)

На этой картине изображены люди разного достатка. Богатые горожане, одетые в цветную одежду из дорогих Тканей, разъезжают по городу в расписных возках, запряженных несколькими парами лошадей. Посадское население передвигается в простых санях и повозках или пешком.Каждый день через городские ворота в Москву въезжали сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон России. Именно отсюда мы и начнем наше путешествие.

V.      Работа по теме урока

1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в.

— Работая в группах с материалом на с. 103, 104 учебника, определите, какие обстоятельства могли повлиять на изменение восприятия картины мира русским человеком в XVII в.

(В ходе выполнения задания составляется схема-кластер.)



 

2. Общинные традиции

(Коллективная работа с п. 2 (с. 104,105 учебника) — комментированное чтение и ответы на вопросы учителя.)

-      Как Соборное уложение 1649 г. изменило положение крестьян? (Оно лишило их свободы передвижения.)

—  Каковы основные общинные традиции русского крестьянства? (Совместное владение землей, взаимопомощь, выборность руководителей, гласное решение важнейших общинных вопросов на сходе, равенство членов общины при решении различных вопросов.)

—  Как общинные традиции характеризуют русский народ? (Забота о вдовах и сиротах, бескорыстная и добровольная помощь соседям или родственникам и т. д.)

Вопросы для дискуссии

—  Какие моменты в общинных традициях вам показались привлекательными? Обоснуйте свой ответ.

—  Что вам не понравилось в общинных традициях? Обоснуйте свой ответ.

—  Верно ли утверждение, что общинное сознание подавляло проявления и развитие сознания индивидуального?

1.     Православие в повседневной жизни русского народа

(Коллективная работа с п. 3 (с. 105—106 учебника) — комментированное чтение и ответы на вопросы учителя.)

—   Почему община становилась и приходом церкви?

—   Какие факты подтверждают набожность русских людей?

—   Как начинался день христианина?

—  Какие христианские праздники стали символами крестьянской жизни?

Запись в тетради

Факты, подтверждающие значительную роль православия в повседневной жизни русских людей:

1)    большое количество церквей в городах и селах;

2)   почетное место в русском доме — красный угол с иконостасом;

3)     ежедневное соблюдение религиозных обрядов и ритуалов.

2.     Образ царя в народном сознании

В российском народном сознании сложилась мечта о добром царе-батюшке. Эта мечта стала впоследствии частью идеологии русской самодержавной власти. Царь-батюшка символизирует близость верховного правителя к простому народу, надежду на отеческую заботу о своих «детях» — подданных, а также веру в высшее, неограниченное милосердие монарха. Образ царя-батюшки концентрирует в себе всю земную власть, т. е. самодержец не только глава государства, но и «отец» своего народа.

Царь в народном сознании являлся хранителем веры «дедов и отцов», защитником истинной православной веры и хранителем «Третьего Рима». На нем особая божественная миссия — готовить свой народ к спасению.

Когда все подданные русского царя являются холопами, и только он может делать то, что он хочет, то его неограниченное могущество становится образцом для подражания. «Был бы я царем, устроил бы все по-своему...»

(Коллективная работа с п. 4 (с. 107 учебника) - комментированное чтение и ответы на вопросы учителя.)

—   Какие черты приписывал русский народ своему царю?

—   Почему воля государя воспринималась как закон?

3.   Работа над проектом «Быт и обычаи различных сословий в России XVII в.»

Сегодня вы опять выступите в роли молодых ученых-этно- графов и поработаете над проектом «Быт различных сословий в XVII в.».

(Учитель напоминает алгоритм работы над проектами (см. уроки 3, 10, 29, 30, 33, 34). Выделяются этапы работы над проектом. Определяются цели и задачи проекта, его структура и форма представления. Составляется план работы.)

Цели проекта:

1)  познакомиться с бытом и обычаями различных сословий в России XVII в.;

2)    выделить черты сходства и отличия в сословном быте.

— Разделитесь на четыре группы. Изучив материал учебника и различные источники информации (справочники, энциклопедии, фрагменты исторических документов, интернет-ресурсы), вы представите нам свои этнографические обзоры.

Первая группа — домашний быт российских царей.

Вторая группа - повседневный быт первого сословия.

Третья группа — повседневная жизнь посадского населения.

Четвертая группа - быт и обычаи крестьян.

Дополнительный материал

Льняная рубаха — основа женской одежды всех сословий. Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава обычно имели небольшую манжету. Широкий сарафан надевали поверх рубахи.

Летник — вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.

Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время.

Кафтан-ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати, она подчеркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».

Охабень — верхняя уличная одежда с широкими рукавами.

Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.

Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины. Также замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу — девичью красу. Кокошник в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы стал символом русского традиционного костюма.

Сорока — род повязки с твердым околышем.

Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.

Лапти — низкая обувь, сплетенная из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, веревкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Башмаки изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.

Чеботы — вид сапог с коротким голенищем. Шились из сафьяна, а также атласа и бархата. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки. Голенища чеботов называли прежниками, а внутреннюю обшивку этой обуви — поднарядом. Поднаряд шился из атласа или из бобрового меха (зимний вариант). Богатые чеботы украшались золотым и серебряным шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.

Ичиги — вид легкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жестким задником.

Валенки — теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делались твердыми, но бывают и мягкие валенки.

Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, черного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).

Поршни — простейшая русская кожаная обувь.

(Пушкарева Н.Л. Женщины древней Руси)

(Презентация работы групп. Заполнение сравнительной таблицы.)

Быт различных сословий в России XVII в.

 

 

               

Кри

терий

для

срав

нения

Царь и его семья

Первое сословие

Посадский люд

Крестьяне

Оде

жда

Традиционная. Из дорогих тканей, украшена золотым шитьем и драгоценными камнями

Традиционная. Из восточных и европейских тканей

Традиционная. Из дешевых привозных тканей

Домотканая, а также из шкур домашних и диких животных

 

 

Кри

терий

для

срав

нения

Царь и его семья

Первое сословие

Посадский люд

Крестьяне

Еда

Изобильная и разнообразная. Подавалось около 500 блюд

Появились восточные пряности, экзотические фрукты, колбасы

Хлеб, каши, пироги, рыба и мясо (кроме постных дней)

Основа — зерновые культуры, ягоды, фрукты, овощи, по праздникам рыба и мясо

Жи

лище

Каменные дворцы с внутренними росписями. Для отделки использовались атлас и кожа. Полы, утепленные деревом, покрытые войлоком или коврами. На стенах гравюры, зеркала и часы. Слюдяные или стеклянные окна

Комплекс деревянных строений, отделанных богатыми резными украшениями и раскрашенных в различные цвета. Резная традиционная мебель, зеркала, восточные ковры, гравюры. В окнах слюдяные пластины или рыбьи пузыри

Комплекс из нескольких строений (жилой дом, подклети, баня, конюшня, сарай). Появляются каменные постройки. В купеческих домах дым стал выводиться через трубу. Мебель — сундуки, лавки и столы

Комплекс из крытой дранкой или соломой избы, сарая, хлева и клети. Изба топилась по-черному. Для освещения использовали лучину. Окна затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста. Спали на лавках или на печи

По

суда

Золотая и серебряная, стеклянная

Деревянная и глиняная

Раз-

вле-

че-

ния

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Пиры, охота, кулачные бои, традиционные праздники

Кулачные бои, посещение представлений, устраиваемых скоморохами

Застолья непраздничные дни, игры, пляски





 

VI.        Подведение итогов урока. Рефлексия

Домашнее задание

Подготовить материал для работы (в группах) над проектом «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.».

 


написать администратору сайта