Реферат сословный быт русского народа в 17 веке. реферат Сословный быт и картина мира РН в 17 в. Сословный быт и картина мира русского человека в xvii веке
Скачать 0.59 Mb.
|
МБОУ Кысыл-Сырская средняя общеобразовательная школа РЕФЕРАТ по истории на тему: «СОСЛОВНЫЙ БЫТ И КАРТИНА МИРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В XVII веке» Выполнила: Содержание: Введение……………………………………………………………………3 Раздел 1. Сословный быт и картина мира русского человека в Глава 1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в……………………………………………………………………….4 Глава 2. Общинные традиции……………………………………………..5 Глава 3. Православие в повседневной жизни русского народа…………7 Глава 4. Образ царя в народном сознании………………………………..9 Глава 5. Домашний быт российских царей……………………………..11 Глава 6. Повседневный быт первого сословия…………………………13 Глава 7. Повседневная жизнь посадского населения………………….14 Глава 8. Быт и обычаи крестьян…………………………………………16 Заключение………………………………………………………………………17 Используемая литература………………………………………………………18 ВВЕДЕНИЕ Известно, что многих европейцев, приезжавших в России в XVII–XVIII веках, поражала русская баня. Вот, что писал о ней немецкий путешественник XVII века Ганс Мориц Айрман: «Простые люди, которые сообща строят бани на проточной воде, лишь только они сильнее разогрелись, выходят в холодную проточную воду и усаживаются в неё на долгое время, безразлично, будь то летом или зимою. Летом спускаются в воду подобием лесенки из двух длинных брёвен. А зимой пробивают во льду большие отверстия и так бросаются в ледяную воду. Они считают это очень здоровым. Так как у нас обычай подобным образом мыться неизвестен, а я сам часто участвовал и мне очень понравилось, то захотел рассказать об этом». Данный реферат раскрывает тему сословного быта и картину мира русского человека, об изменениях в мировоззрении русских людей, общинных традициях, роли православия в повседневной жизни, образе царя в сознании народа, повседневной жизни царей, первого сословия, горожан и крестьян в XVII веке. Раздел 1. Сословный быт и картина мира русского человека в Глава 1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в В понимании русским человеком окружающего мира и своего места в нём в XVII столетии появилось немало нового. Именно с этого времени русский человек в большей мере, чем прежде, ощущал свою принадлежность к единой огромной стране и русскому народу, составлявшему её основу. Даже не имея специальных географических познаний, русский человек впервые осознал бескрайние просторы своего Отечества, территория которого достигла Тихого океана. Преодолев Смуту, русский человек впервые остро осознал роль и значение государственного порядка и стабильности. И это было характерно не только для русских, но и для других народов страны. В то же время установление крепостного строя заставило русских людей осознать изменившееся положение крестьянина в обществе. Участившиеся контакты России с Европой и Азией поставили жителей России перед необходимостью понять и осмыслить не столько политический, сколько повседневный опыт других людей, уклад жизни которых сильно отличался от общепринятого в России. Раскол в Русской православной церкви изменил церковный ритуал, но не поколебал у большинства верующих отношения к вере и Церкви. Он лишь заставил часть из них задуматься над сущностью веры и её ролью в своей жизни. Обращение к трудам античных авторов и европейских современников в немалой степени вело к появлению среди столичного чиновничества людей, мыслящих сообразно XVII столетию. В XVII в., как никогда прежде, появилось много новшеств в культурной, экономической и политической жизни России. Они не всегда получали поддержку правящего слоя. Новое казалось непривычным и странным, а следовательно, воспринималось с осторожностью. Однако именно эти новшества готовили Россию к тем переменам, которые наступили в конце XVII в. Глава 2. Общинные традиции Соборное уложение 1649 г. лишило крестьянина свободы передвижения, при этом у него оставались права на собственность, занятия торговлей, заключение различных договоров, распоряжение своим имуществом. Личная и общественная жизнь русского крестьянина определялась в это время ещё не столько волей помещика, сколько нормами и правилами, существовавшими в крестьянской общине. Её традиционными основами были совместное владение землёй, взаимопомощь, выборность руководителей, гласное решение важнейших вопросов общины на крестьянском сходе, равноправие всех членов при решении местных и некоторых государственных вопросов. Согласно взглядам русских крестьян общинное управление основывалось на идеалах справедливости и христианских заповедях. Крестьяне были убеждены в том, что земля — это Божье достояние и к ней нужно относиться уважительно, а использовать её бережно. Община должна была делить землю между крестьянами поровну, а в случае необходимости перераспределять. Крестьянин не представлял себя вне общины. Без её поддержки он чувствовал себя изгоем. Обычно русские крестьяне всем миром (общиной) решали, когда начинать сев, покос, жатву. В поле выходили, как правило, все вместе, но каждая семья работала на своём участке земли и на себя. Все виды работ сопровождались особыми традициями. Например, накануне сева крестьянин мылся в бане, чтобы уродился хлеб. Перед началом посевных работ приглашали священника. Он совершал молебен и кропил поле святой водой. На сев крестьянин выходил в чистой белой рубахе. На покос девушки отправлялись в лучших своих нарядах. Это был своеобразный смотр невест. Праздничный костюм русской крестьянки. Косцы. Художник Г.Г. Мясоедов Одним из самых устойчивых явлений крестьянской жизни были «помочи»: добровольная и бескорыстная помощь соседу или родственнику в срочной и большой работе (постройка дома, жатва, покос, вывоз леса, вывоз навоза на поле и т. п.). Семья, нуждавшаяся в помощи, заранее обходила все дома, прося людей прийти в назначенный час. Каждый житель деревни считал своим долгом принять участие в «помочи». Отказ от работы воспринимался как оскорбление, нанесённое всей общине. Да и жизненный опыт подсказывал, что помощь рано или поздно может потребоваться и твоей семье. Особенно заботилась община о вдовах, сиротах, больных, погорельцах. «Помочи», как правило, устраивались в воскресные или праздничные дни. Помогавшие приходили в назначенное время со своими орудиями труда, инструментами, если нужно — лошадьми и телегами. Работали весело, скоро, много шутили, пели песни. После работы следовало непременное угощение, которое состояло из нескольких блюд. Перед застольем все переодевались в нарядные одежды, специально принесённые с собой. После трапезы затевались игры, пляски, молодёжь каталась по деревне на лошадях, распевала песни и частушки. Глава 3. Православие в повседневной жизни русского народа Жизнь русской крестьянской общины строилась на идеалах православия. Часто община была и приходом православной церкви. Именно община строила и содержала приходские церкви, а священник, служивший в них, назначался после одобрения мира. Мирской сход, по сути, являлся и органом религиозной общины. Иностранцы, посещавшие Россию в XVII в., отмечали набожность русских людей. Церкви имелись не только в каждом городе, но и во многих сельских поселениях. Самым главным и почётным местом в русской избе был красный угол, где на специальной полочке в определённом порядке устанавливались иконы. Он располагался таким образом, чтобы при входе в избу человек в первую очередь обращал внимание на икону. Просыпаясь, русский человек сразу же устремлял свой взор на святые образа и крестился. После умывания и одевания приступали к утренней молитве. Благословясь, начинали любую трапезу. Если день был праздничный — шли в церковь к заутрене. Благочестие требовало приходить в церковь со звоном колоколов, до начала служения. Обязательной была и вечерняя молитва, после которой рекомендовалось не пить, не есть, не разговаривать. Перед сном следовало совершить три земных поклона, а в полночь, «тайно встав, со слезами, прилежно» вновь молиться Богу «о своём согрешении». Красный угол в избе. Художник В.М. Максимов Церковные обряды — крещение, венчание, погребение — были важнейшими моментами в жизни каждого русского человека. Но на все церковные службы, вероятно, ходили немногие. Крестьянам в страду было просто некогда посещать церковь. Горожане посещали церковь не реже раза в неделю. Наряду с молитвой важнейшее место в жизни людей занимал пост (особенно самый строгий из постов — Великий, готовивший христианина к празднованию Пасхи). Великий пост длился семь недель. Есть во время него рекомендовалось только один раз в день, а по субботам и воскресеньям разрешалось принимать пищу два раза в день. По понедельникам, средам, пятницам всем мирянам можно было есть холодную постную пищу, в остальные дни недели — горячую. Помимо воздержания в пище, Великий пост сопровождался усиленными молитвами и покаянием. Также нужно было обязательно причаститься и исповедаться. Довольно монотонное и унылое течение крестьянской жизни прерывалось в праздничные дни, которых насчитывалось не очень много. Отмечались в основном церковные праздники. Они начинались колокольным звоном и торжественным богослужением во всех церквах. В праздники запрещалось работать и было в обычае приглашать гостей. Русские женщины XVII столетия в церкви. Художник А.П. Рябушкин Праздничными символами крестьянской жизни были Пасха и Троица. Обычно всё село собиралось на братчину: возле церкви ставили столы, выносили иконы и, помолившись, приступали к пиршеству. На братчинах царила атмосфера христианской любви и братства, здесь мирили поссорившихся и творили общинный суд. Глава 4. Образ царя в народном сознании Русский крестьянин воспринимал существующий мир как единую общину, главой которой был царь, выразитель правды и справедливости. Православные люди видели в царе защитника и опору, к нему обращались с жалобами. Святой обязанностью царя было молиться за Русь и совершать паломничества по монастырям. Так, Иван IV однажды прошёл босым 60 вёрст от Москвы до Троице-Сергиева монастыря. Алексей Михайлович стоял на всенощных по шесть часов и отбивал по тысяче поклонов. При его дворце жили юродивые, калеки и нищие. Перед Пасхой Алексей Михайлович обходил тюрьмы, разговаривал с арестантами, миловал тех, кто искренне раскаялся, платил за тех, кто попал в тюрьму за долги. Православный человек XVII столетия наделял царскую власть божественным смыслом, считая царя помазанником Божьим. Поэтому воля государя воспринималась как закон. И даже если царь ошибается, то в этом виноваты только хитрые и корыстные советчики, бояре и вельможи, и не вправе простой человек осуждать своего государя. За все свои деяния, по представлениям русского человека, царь нёс ответственность только перед Богом. Божья кара может прийти в виде стихийных бедствий, неурожайных лет, следствием которых является голод, болезни, народные бунты. В то же время в народном сознании складывается мечта о добром царе-батюшке, справедливом и милосердном, который заботится о своём народе как родной отец, разрешающий все конфликты, прекращающий все распри и споры. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Художник В.Г. Шварц. Глава 5. Домашний быт российских царей Окончательное оформление самодержавия в России в XVII в. изменило обычаи, нравы и быт царского двора. Как вы думаете, почему придворный театр для избранных не смог прижиться в России? Прежде всего он стал необычайно многолюдным. День и ночь в царских покоях, конюшнях, подсобных помещениях суетились сотни людей — как обслуживающих двор, так и искавших царских милостей. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколько десятков ближайших лиц — спальников — одевали царя после сна, стольники участвовали в его трапезе, казначеи и ключники отвечали за сохранность личных вещей государя. Конюшие, псари, сокольничьи готовили для царской охоты лошадей, собак и соколов. Каретники следили за исправностью царских экипажей. Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались большим великолепием в сравнении с царскими хоромами XVI в. Кроме царской резиденции в Кремле, появились летние дворцы в Измайлове и Коломенском. Самым большим дворцом был Теремной в Кремле. Каменные постройки, в которых жил государь, покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. Если в XVI в. отдельные части дворцовых помещений отделывались разноцветным сукном, то теперь для этого использовались атлас и кожа. В окна, как правило, вставлялись слюдяные пластины, в отдельных случаях — стекло, которое было большой редкостью. Если в первой половине XVII столетия главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи, то во второй его половине, по мере усиления западного влияния на Россию, появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы. Как и прежде, царские дворцы состояли из жилых комнат для государя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений. Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал воображение своим изобилием и разнообразием. На одном из «простых» обедов у царя Алексея Михайловича его участникам было подано 500 различных блюд. Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле. Художник А. П. Рябушкин Главным развлечением царя и его двора была ловчая (псовая) и соколиная охота. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович любили охотиться на медведей, лосей, лис и волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трёх тысяч человек. Новым для XVII в. развлечением венценосных особ стал придворный театр царя Алексея Михайловича. Глава 6. Повседневный быт первого сословия Немало нового появилось и в повседневной жизни знатных и богатых людей. По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков и крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее — паюсные (рыбьи) пузыри. Наличники, балконы, крыльцо были отделаны богатыми резными украшениями. Дома раскрашивали в разные цвета. Более разнообразным стало и внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре всегда оставалась печь, богато украшенная изразцами и росписями, а порой и узорами из камня. Традиционные предметы мебели (столы, лавки, большие сундуки) богато украшались росписями, резьбой. Обязательными предметами быта стали многочисленные ковры, привезённые из Персии, Османской империи, Крымского ханства. Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозившиеся из-за границы. Дома просвещённых государственных деятелей (В. В. Голицына, Б. И. Морозова) украшали также картины, географические карты. Стали создаваться и первые частные библиотеки. Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако в XVII в. возникла мода на стеклянную посуду, привозившуюся из-за границы. Тонкое венецианское стекло ценилось не меньше, чем изделия из драгоценных металлов. Ещё с конца XVI в. наряду с сундуками и лавками в домах феодалов появились красивые, украшенные резьбой, обитые кожей или парчой кресла. Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых её шили. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани. Мало изменений претерпела и пища. Однако по мере развития торговли начали употребляться и новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар. Одной из любимых новинок на столе знати стала колбаса, обычно подававшаяся с гречневой кашей. Боярин XVII в. Рисунок XIX в. Новым средством передвижения для феодальной верхушки стали кареты, заменившие традиционные возки (закрытые сани). По примеру царя бояре и дворяне проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями. Глава 7. Повседневная жизнь посадского населения Быт жителей городов был гораздо скромнее. Однако и у горожан на дворе располагалось несколько различных строений — жилой дом, подклети, баня, конюшня, сарай. Московская девушка XVII в. Художник А. П. Рябушкин Впервые в XVII в. дома горожан (и в частности, купцов) стали разделять на «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб чёрных» дым из печи стал выводиться через трубу, а не через отверстия в крыше. Скромной (по сравнению с домами знати) была и домашняя обстановка, и утварь посадских домов. Лавки, столы и сундуки составляли главное убранство. Шкафов тогда ещё не было: одежду и посуду хранили в сундуках, большинство которых было обито железом (из-за возможных пожаров). В домах богатого посадского населения обязательно были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями, речным жемчугом. Палаты боярина Волкова в Москве. XVII в. Особенностью XVII в. стало сооружение зажиточными посадскими людьми каменных домов и вспомогательных построек. Семьи же обычных посадских людей жили в более скромных деревянных домах, и их быт мало отличался от крестьянского. Глава 8. Быт и обычаи крестьян Обычный крестьянский двор состоял из крытой дранкой или соломой избы, топившейся по-чёрному, клети для хранения имущества, хлева для скота, сарая. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы по-чёрному внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста. Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закреплённых вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьянская семья спала на печи — это было самое тёплое место в доме. Одежду шили из домотканых холстов, шкур овец (овчины) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). На ногах носили лапти. Зажиточные крестьяне носили также поршни (моршни) — обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги. Посуда была деревянной и глиняной. Металлическая посуда являлась редкостью и стоила огромных денег. Пища готовилась в русской печке в глиняной посуде. Ели из деревянных тарелок деревянными ложками. Основой питания были зерновые культуры — рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (в обычные дни) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. В пищу употреблялось много овощей — капусты, моркови, свёклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба. У зажиточных крестьян имелись также плодовые деревья — яблони, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику, в центральных районах — землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи. В XVII в. крестьянская семья состояла, как правило, из 10 человек. Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина. Вступать в брак можно было не более трёх раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное наказание. С XVII в. заключение брака в обязательном порядке должно было благословляться церковью. Свадьбы справлялись, как правило, поздней осенью и зимой — когда не было сельскохозяйственных работ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, в заключении реферата можно отметить, что ход исторического развития, события, произошедшие в XVII столетии, повлияли на изменение картины мира русского человека. Однако основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русских людей сохранились в неизменном виде. Несмотря на прогресс в культуре, в народ новые тенденции проникали медленно. Однако все же проникали: зажиточные слои населения восприняли новые черты культуры, где основной идеей стала забота об удобстве человека: - на столах появляются приборы, скатерти; - для каждого члена семьи обустраиваются отдельные комнаты; - стены украшаются светской живописью, иногда даже привезенной из Европы; - появляются зеркала, люстры; - западные фасоны начинают использоваться в одежде – она становится короче и легче. Некоторые начинают брить лицо, делать прическу (а не стричь голову «под горшок»). Однако это происходило в более-менее материально обеспеченных слоях населения. Основная часть народа по-прежнему жили в избах, где было бычий пузырь вместо стекла в окна. Помещение освещалось при помощи лучины, а трапезы велись вокруг общей миски. Одежду носили традиционного фасона из грубого сукна или домотканного холста; летом надевали лапти, а зимой – валенки. Используемая литература. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торуконова. – М.: Просвещение, 2017. -128 с. https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_i_byt_rossii_xvii_v/ |