Маяковский. 17 вопрос по Маяковскому. Советская трактовка Маяковского как поэта общедоступного оказалась по существу очень близка Ю. Карабчиевскому, чей подход был знаковым для 1990х годов
Скачать 16.74 Kb.
|
Советская трактовка Маяковского как поэта «общедоступного» оказалась по существу очень близка Ю. Карабчиевскому, чей подход был знаковым для 1990-х годов. «Воскрешая» Маяковского, автор знаменитой книги утверждал, что смысловая глубина его поэтического мира «зрима» (то есть фактически отсутствует), что она определяется неким «готовым» словом, которое в крайнем случае употреблено в переносном значении: «Главное в том, что все без исключения стихи Маяковского, каждый его образ и каждое слово, существуют в конечном, упрощенном мире, ограниченном внешней стороной явлений, оболочкой предметов и поверхностью слов». Футуризм Маяковского как продолжение романтической традиции в ее крайних проявлениях: вызов общественным вкусам, художественным традициям, формальное экспериментаторство. Наполнение футуристической программы жизненным, бунтарским содержанием. Дореволюционному творчеству Маяковского свойственен острый конфликт между лирическим героем и окружающим миром. Противостояние поэтического видения мира обывательским ценностям, трансформация их силой творческого вдохновения в романтические символы (“А вы могли бы?”). Контраст между открытостью, щедростью героя и пошлостью мира обывателей (“Нате!”). Полярность в изображении противостоящих образов. Любовь и отношение к ней – узел конфликта между лирическим героем и обывательским миром. Любовь лирического героя – это высокое чувство самоотдачи. Его трагедия – трагедия безответной, невостребованной любви, ее ненужности в мире корысти и пошлости. Творчество Маяковского в советскую эпоху. Маяковский – глашатай и поэт Октября. Приятие социалистической концепции личности. Лирический герой Маяковского советской эпохи – человек-гражданин, реализующий свой духовный потенциал в большом революционном деянии. Трансформация облика лирического героя: от “грубого гунна” к “поэтурабочему”, от одинокого бунтаря к равному в “рабочей массе”. Маяковский – “первый в мире поэт масс” (М. Цветаева). Неоднозначность этого качества: с одной стороны, умение выражать “вопль и стон” миллионов простых людей, с другой – приспосабливание к уровню культуры масс, через пролетарский “лингвалитет” – к “менталитету” люмпена, претендующего на роль гегемона в мировом масштабе. Противоречивость концепции человека-гражданина в творчестве Маяковского. С одной стороны, демократизм, чувство родства с народом, гуманизм, с другой – подчинение державной воле, растворение личности в коллективе, служение идеологии, а порой и пропаганде экстремистских идей, утверждению философии классового шовинизма. Эволюция любовной лирики, попытка привнести в интимную сферу социально-классовое начало. Противоречия на уровне образных связей в “письмах о любви”. Вступление к поэме “Во весь голос” и “Неоконченное “ – поэтическое завещание Маяковского. Сознание героем поэмы драматизма своей судьбы (“Я себя смирял, становясь на горло собственной песне”). Возвращение мотивов неразделенной любви и одиночества как выражение непреодоленного разлада между личностью, стремящейся к гуманному созиданию и миром, который назвал себя новым, но остался чужд высоким духовным идеалам «Идейно-творческие позиции Маяковского 1928—1930 гг.») автор останавливается на общей характеристике содержания творчества поэта этих лет (борьба за мир, идеи советского патриотизма, поэтические декларации, связь творчества Маяковского с русской классической поэзией и его традиции в советской поэзии |