Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественный андеграунд

  • Андеграунд в литературе

  • Музыкальный андеграунд

  • Советский андеграунд 70-х.Константинов_В. Советский андеграунд 70х годов


    Скачать 30.21 Kb.
    НазваниеСоветский андеграунд 70х годов
    Дата05.08.2022
    Размер30.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоветский андеграунд 70-х.Константинов_В.docx
    ТипДокументы
    #640999

    Советский андеграунд 70-х годов.

    Андеграунд или андерграунд (англ. "underground" - подполье)

    В СССР андеграундом называли совокупность сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.д. Что такое андеграунд для советского интеллигента или деятеля искусства? Определяющие понятия здесь «самиздат», «диссидент», «литературная деятельность как оппозиция существующему режиму», «рок».

     Любое произведение русский менталитет воспринимает не иначе, как текст. Музыка для нас – текст, изобразительное искусство – текст. Если на Западе всегда было в ходу такое понятие, как саунд(звук, звучание), то для России звук, а точнее качество звука оказывалось не столь важным, в музыке мы хотели найти прежде всего текст, смысл, откровение, правду. Русский рок 70–80-х и не ставил себе задачу быть музыкальным – он действовал, как бы это парадоксально ни звучало, не на уровне слуха, а на уровне слова, того литературного текста, который не слушают, а слышат, чтобы впитать в себя целиком и полностью. Тот русский рок и нёс смысл, откровение, истину. Тот русский рок и был для СССР тем литературоцентричным андеграундом, интеллектуальным протестом официозу (официальный печатный орган).

      Андеграунд в СССР это одна из составляющих неофициальной культуры явлений. Например, Александр Николаевич Федулов( российский поэт, прозаик) считает неверным отождествление понятий «андеграунд» и «неофициальная культура», допускаемое рядом исследователей, по причине того, что «андеграунд», во-первых, был явлением характерным исключительно для периода 1970-1980-х годов, а во-вторых, имел коренные различия с другим составным типом неофициальной культуры советского периода – культурным диссидентством. Таким образом, мы придаем термину «андеграунд» более узкое, подчиненное значение, рассматривая его как описательное определение неофициальной культурной среды, возникшей в наиболее развитых в культурном отношении городах Советского Союза, в первую очередь в Москве и Ленинграде.

     Парадокс андеграунда состоит в том, что он создавался в значительной степени благодаря неуклюжим усилиям власти искоренить даже невинное инакомыслие. С «помощью» запретов и окриков власти неофициальная культура постепенно сформировала свой крайний фланг – советский андеграунд, или культуру «внутренней эмиграции». 

      Андеграунд появляется во 2-й пол. 20 в. В Советском Союзе сформировался в период с 1970-1980-х гг 

    Художественный андеграунд

     

      Со второй половины 50-х гг. художественная жизнь разделяется на два направления – официальное и неофициальное.

      Начальный этап истории советского неофициального художественного сообщества был временем художников – нонконформистов.

    Словарное определение понятия «нонконформизм» (англ. nonconformism- несогласие) гласит, что это творческая позиция и художественное поведение, противоположное конформизму. Не столько оригинальность, собственный путь в искусстве, сколько сознательное противопоставление своего творчества идейно – эстетическим принципам и догмам; художественно- идеологическое инакомыслие. Андеграунд изобразительного искусства начал зарождаться еще в годы «оттепели». Однако художественные объединения этого периода времени представляли из себя замкнутые кружки, слабосвязанные друг с другом.

      На больших официальных выставках продолжали господствовать известные художники старшего поколения, преобладала привычная тематика и стилистика.

      Отношение власти к новым направлениям в изобразительном искусстве изменилось после посещения Н.С. Хрущевым и другими партийно – государственными руководителями выставки в Манеже 1 декабря 1962 г., посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников. Наряду с работами художников старшего поколения на ней были представлены произведения Эрнста Неизвестного, Владимира Борисовича Янкилевского, а также живописцев студии Элийа Михайловича Белютина и др. Непривычные, далекие от казенного оптимизма работы вызвали гнев Хрущева. Как и в сталинские годы, мнение партийного лидера сыграло решающую роль в определении приоритетов художественной политики.

    После скандала в Манеже начались гонения на «абстракционистов», официальные выставки для них были закрыты.

     Конец легальному существованию «нереалистических направлений» положил Второй съезд советских художников, состоявшийся в апреле 1963 г. Его главной темой стала борьба с буржуазной идеологией в творческих организациях страны. В решение съезда говорилось, что «все советские художники обязаны вести наступательную борьбу против любых проявлений формализма, абстракционизма, несовместимых с принципами искусства социалистического реализма».

      Поворотным пунктом в истории художественного андеграунда стала так называемая «бульдозерная выставка» 1974 года, разгром которой вызвали широкий международный резонанс. Эта выставка явилась ответным шагом художников на открытом воздухе в районе Беляево - Богородское 15 сентября на высылку А. Солженицына в феврале 1974 г. По мнению Александра Давидовича Глезера, одного из организаторов выставки, это был своеобразный способ защиты от нажима властей.

      Московские власти настоятельно не рекомендовали организаторам выставки проводить данную акцию, однако последние безбоязненно разослали приглашения.

      На выставке на картины были направлены бульдозеры, толпы разгонялись водомётами, несколько человек было арестовано, пострадали даже западные журналисты, оказавшиеся в гуще событий.

      Наиболее активным из них - Виталию Анатольевичу Комару и Александру Даниловичу Меламиду – пришлось эмигрировать. За границей оказались скульптор Э.И. Неизвестный, художник Михаил Михайлович Шемякин и многие другие, творчество которых нарушало общепринятые нормы «социалистического реализма».

      Реакция западной общественности, последовавшая за разгромом этой выставки, заставила власти согласиться на проведение открытой выставки в Измайловском парке 29 сентября того же года. Данная выставка прошла спокойно.

     В 1974 и 1975 гг. в Ленинграде в ДК им. Газа и ДК «Невский» альтернативные художники устроили выставки своих работ. Несмотря на информационную блокаду, выставки проходили при большом стечении публики. О них сообщали западные радиостанции. Затем прошла целая серия своеобразных вернисажей, которые продолжались от нескольких часов до нескольких минут, поскольку организовывались без разрешения властей.

       Основным направлением советского социального искусства являлся концептуализм. Центральным понятием концептуализма является концепт – идея произведения.

     Второе крупное направление социального искусства советского андеграунда представляет «соц - арт». Сам термин был придуман Виталием Комаром и Александром Меламидом в середине 1970-х годов, этот стиль органично возник из синтеза двух других - поп-арта и концептуализма.

      Первые работы В. Комара и А. Меламида были выполнены в советском плакатном стиле. В подобном стиле работали также Илья Иосифович Кабаков и Эрик Владимирович Булатов, Леонид Петрович Соков, Борис Львович Орлов, Александр Семенович Косолапов, Дмитрий Александрович Пригов и др.

     Образцом соц - арта может считаться одна из работ В.А. Комара и А.Д. Меламида «Двойной автопортрет – в виде юных пионеров» (1980-1983). На этом полотне, на фоне бюста Сталина изображены художники, трубящие в горн и отдающие салют светлому будущему, которого нет. Эта работа написана ими уже в эмиграции, как и многие другие, объединенные в иронической серии «Ностальгия по социалистическому реализму».

    Андеграунд в литературе

      Литература, как и живописный андеграунд, осмысливала взаимопревращения добра и зла как смешение противоречивых выражений и слов.

     К началу 1970-х годов определенная часть молодых литераторов, осознав невозможность официальной публикации своих произведений, целесообразно отказалась от таких попыток в пользу самиздата, набиравшего всё большую популярность и влияние в среде советской творческой интеллигенции. К этому времени в неофициальной литературе уже сформировался ряд новых художественных направлений, среди которых наибольшее распространение получили такие стили, как концептуализм и метареализм. В силу специфики самиздата, значительную часть неподцензурных текстов составляли стихотворные произведения. В андеграунде поэзия решительно первенствовала перед прозой, причём литературное сочинение должно было быть компактным: так его было легче запомнить наизусть, прочесть вслух, не растеряв внимания аудитории. Так его было легче сохранить для истории.

       Концептуализм особенно удачно влился в литературный процесс советского андеграунда. Смысловая игра на цитатах обрела социальный оттенок, выдвинув на первый план критику советской идеологии и стереотипов советского массового сознания. Концептом здесь является лозунг, идеологизированный текст или речевое клише.

     Свои произведения авторы называли «второй литературной действительностью», или «новым пришествием авангарда». Например, «Торжественные» стихи Дмитрия Пригова о всепобеждающем герое обнаруживали бессмысленность стереотипов «правильного» поведения советского человека:

    Выдающийся герой,

    Он вперед идет без страха.

    А обычный наш герой-

    Тоже уж почти без страха.

    Но сначала обождет:

    Может все и обойдется.

    Ну, а нет – так он идет,

    И все людям остается.
      Новая поэзия и проза иронического склада формировались в условиях полного неприятия их «серьезной» литературой. Непризнанные литераторы создавали «квартирные» литературные объединения, хотя обычно существовали они недолго.

    Уже в перестроечное время была предпринята попытка объединить различные кружки андеграунда в клуб «Поэзия», но она не удалась. Клуб «Поэзия» — литературно-художественное объединение, возникшее в Москве в 1985 году и объединившее широкий круг московских неподцензурных поэтов поколения 30-летних. Первым руководителем Клуба был литератор Леонид Жуков. Первоначальное ядро Клуба составили участники поэтической студии Кирилла Ковальджи, Юрий Арабов, Владимир Аристов, Николай Байтов, Вилли Брайнин-Пассек, Евгений Бунимович, Владимир Друк и др.

    В Ленинграде попытались собрать машинописную антологию стихов андеграунда для издания в сборнике, который назывался «Лепта»(1975г). В сборник были помещены более 500 стихов 32 ленинградских поэтов, в основной массе не печатавшихся ранее. Издание так и не состоялось.

    Только после того как за границей стали издаваться стихи андеграунда, было решено легализовать поэтов «второй литературной действительности». В 1981 г. был организован «Клуб-81», работой которого начался легальный период неофициальной литературы в Ленинграде.

     Ведущими представителями литературного концептуализма являлись Дмитрий Александрович Пригов, Лев Семенович Рубинштейн, Тимур Юрьевич Кибиров. Среди концептуалистов-прозаиков необходимо в первую очередь отметить начавшего свою творческую деятельность в 1980-е годы Владимира Сорокина.

     Второе крупное направление неофициальной литературы советского периода, сформировавшееся примерно в тоже время, в начале 1970-х годов, и получившее наибольшее распространение в Ленинграде –метареализм. К литераторам, работавших в данном стиле традиционно относят Ольгу Александровну Седакову, Виктора Борисовича Кривулина, Евгения Львовича Шварц, Владимира Глозмана, Сергея Георгиевича Стратановского и др.

      С рубежа 1970-1980-х разрабатывалась поэзия минималистов. Была образована группа метареалистов и их творческогообъединения ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз), участники которого были увлечены языковой игрой и поиском новых форм.

     Возникли новые социальные направления- литературным соц-арт. Поэты этого направления создавали пародии на тексты широко известных авторов мировой и отечественной литературы, а также обыгрывали отрывочные фрагменты и штампы советской официальной поэзии, придавая им в знакомых звучаниях абсолютно новые смыслы. Наиболее заметными фигурами в этом литературном направлении были Михаил Сухотин и Тимур Кибиров.

       

    Музыкальный андеграунд

     Музыкальный андеграунд в массовом сознании считается эталонным образцом советского андеграунда, а жизнедеятельность андеграундных музыкантов - примером существования творческой личности в неофициальной культурной среде. В рассматриваемый период времени андеграундный статус имели в первую очередь рок-музыка, а также авангардные направления джаза.

    Записи известных западных рок-групп начали проникать в Советский Союз уже вначале 1960-х. Довольно быстро появились их поклонники творчества, так называемые «битники», и первые любительские рок - коллективы. Первые русскоязычные группы возникли на советской неофициальной сцене лишь к концу десятилетия.

    Рок – движение явилось в СССР оно выражало протест против тотальной несвободы и неправды, которыми была пронизана общественная жизнь. Громадная популярность русских рок-групп основывалась на том, что они поднимали социально – этические и философские проблемы человеческого бытия, волновавшие общество, но не обсуждавшиеся открыто.

      Если в 1960-е годы рок-музыку слушала в основном молодёжная аудитория, то в начале 1970-х ею заинтересовалась и советская творческая интеллигенция. Поводом для этого стал выход в свет в 1970 году знаменитой рок – оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Обратили внимание на новый вид молодежного увлечения и государственные структуры, и, чувствуя, как растет популярность рока провели первое активное наступление, довольно быстро закончившееся ликвидацией большинства неофициальных групп. Образовавшийся вакуум должны были заполнить официальные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), представлявшие из себя эстрадные музыкальные коллективы, исполнявшие песни членов Союза композиторов, и в целом мало похожие на настоящие рок – группы.

     Многим известным музыкантам, как, например, А. Градскому, после распада своих рок- групп в первой половине 1970-х годов пришлось некоторое время поработать в таких ВИА, как «Веселые ребята», «Скоморохи», «Голубые гитары», «Самоцветы» и т.д.

       В брежневском Советском Союзе рок-музыка существовала в подполье под пристальным наблюдением КГБ.

    Появились первые популярные отечественные рок-группы с оригинальным русскоязычным репертуаром: московская «Машина времени» во главе с Андреем Макаревичем и ленинградский «Аквариум», лидера которого, Бориса Гребенщикова, называли советским Бобом Диланом.

     На советскую рок-музыку 1970- первой половины 1980-х годов довольно сильно повлияло творчество поэтов – «шестидесятников» А. Вознесенского и Е. Евтушенко, но особенно советских авторов – исполнителей В. Высоцкого, А. Галича и Б.Окуджавы. Следы данного влияния можно увидеть в текстах лидера ленинградского «Аквариума» Бориса Гребенщикова. Сходные тенденции обнаруживаются также в ряде произведений таких рок - групп, как «ДДТ», «Машина времени», «Алиса», «Крематорий».

      В начале 1980-х годов в Советском Союзе возникло активное рок-движение. Это произошло благодаря произведению ряда крупных фестивалей, поддержанных комсомольскими организациями и культурными ведомствами, первым из которых стал фестиваль «Весенние ритмы – Тбилиси 80».

    В 1978 г. прошел первый рок-фестиваль в Черноголовке (под Москвой), в 1980 г.- в Тбилиси.

     В этот же период времени благодаря заметному улучшению качества производимых в стране аудиомагнитофонов и появлению домашних студий звукозаписи начался процесс выпуска самостоятельно изготавливаемых магнитных альбомов, распространявшихся затем по стране путём их последующей перезаписи.

      Официально карательные меры стали применяться после июньского пленума 1983 года и последовавшей вслед за этим публикацией в советской прессе серии статей антироковой направленности. Основной удар по рок-группам нанесло предписание, согласно которому восемьдесят процентов репертуара каждого музыкального коллектива должны были составлять произведения членов песенной секции Союза композиторов СССР. Многие коллективы по результатам проверки комиссии Министерства культуры были вынуждены прекратить своё существование. Второй удар был нанесён по нелегальной индустрии звукозаписи. С 1984 года в студиях звукозаписи и на молодежных дискотеках могли быть использованы только музыкальные произведения, одобренные соответствующими комиссиями Министерства культуры и включенные в каталог центральной звукозаписывающей фирмы «Мелодия».

     Осенью 1984 года вслед за уже принятыми мерами рядом региональных управлений культуры были выпущены «запретительные» или «черные» списки рок и поп-исполнителей, чьи записи были запрещенных воспроизведению или распространению на территории СССР. Ряд звукорежиссеров и распространителей нелегальных аудиозаписей был привлечен к уголовной ответственности. Пострадали и музыканты: Жанна Агузарова была обвинена в подделке документов и выслана из Москвы на родину в Сибирь; был привлечен к уголовной ответственности Алексей Романов из группы «Воскресенье», а также ряд других музыкантов.

     

    Заключение

     В художественном андеграунде отстаивание своей художественной индивидуальности становилось для художника политическим действием, соединявшим искусство и политику негодование чиновников от искусства. В подпольный период творчество художников воспринималась как критика существующих в СССР реалий, их произведения часто выражали оппозиционную гражданскую позицию. Основной частью направлений стилей неофициального изобразительного искусства 1970-1980-х годов были концептуализм, соц-арт, метареалистическая живопись.

     Что касается литературного андеграунда он неотделим от истории литературно – художественного самиздата. Наибольшее распространение получили такие стили неофициальной культуры, как концептуализм и метареализм в литературном андеграунде. Способами презентации андеграундного искусства было участие в различных творческих семинарах, литературных чтениях и дискуссионных клубах, - являлись несанкционированные творческие акции, осуществлявшиеся в большинстве случаев в квартирных условиях, «кухонные» диспуты.

     А в музыке в 1970 – 1980- е гг. времени андеграундный статус имели в первую очередь рок-музыка, а также авангардные направления джаза. В СССР рок-движение выражало протест против тотальной несвободы и неправды, которыми была пронизана общественная жизнь. В основном рок-музыкой интересовалась молодое население страны. В начале 1980-х годов в Советском Союзе возникло активное рок-движение. Музыка рок-групп распространялась магнитными альбомами, так называемый «магнитиздат».

     Советский андеграунд явился специфическим явлением неофициальной культуры, оформившийся в 1970-1980-е годы. К началу перестройки советский андеграунд представлял собой полноценную субкультуру, в недрах которой сложилось творческое сообщество, составившее позднее ядро современного российского искусства.

     

    Список источников

      

    Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – Ч. 2

    Волков С. История русской культуры ХХ века от Льва Толстого до Александра Солженицына. – М.: Эксмо, 2008

    Кошман Л.В. История русской культуры IX – XX веков.-М.: КДУ, 2011

    Культурология. Теория и история культуры.- М.: «Знание», ЦИНО, 1998

    Федулов А.Н. Неофициальная культура СССР (вторая половина 1960-х – 1980-е гг.) – Элиста: Изд-во Калм. Ун-та,2013

    Шульгин В.С. История русской культуры IX – XX вв.- М.: Дрофа, 2003

    Андеграунд // Большой энциклопедический словарь. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/55378#sel=

    Печёнин С. Андеграунд. – URL: http://www.motti.ru/music/music_art/detail.php?ID=2267

    https://repetitora.com/andegraund-v-iskusstve


    написать администратору сайта