Главная страница
Навигация по странице:

  • Психология бессознательного

  • Коллективное бессознательное

  • Коллективное бессознательное и архетипы Архети́п

  • Вывод Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным

  • контрольная по истории России. Контрольная готовая. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным


    Скачать 61.19 Kb.
    НазваниеСовокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным
    Анкорконтрольная по истории России
    Дата13.04.2022
    Размер61.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная готовая.docx
    ТипДокументы
    #472000

    Введение

    Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

    К бессознательному обычно относят следующие психические явления:

    – сновидения;

    – ответные реакции, которые вызываются неощущае-мыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции);

    – движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми;

    – некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;

    – некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

    Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» – это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться.

    Фрейд считал, что бессознательное – это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры.

    Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животного. Бессознательное – это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека.

    Принято выделять следующие структурные элементы сознания: психические процессы и психические состояния, психические свойства.

    Указанные составные части сознания имеют в своей основе временной принцип разделения.

    Психический процесс – это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

    Психическое состояние занимает промежуточное положение между кратковременным психическим процессом и долговременным, маломеняющимся психическим свойством, или свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при изменении условий или вследствие адаптации они могут быстро меняться (например, такое состояние, как настроение).

    Понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамичность психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления психики индивида в структуре личности.

    Психические свойства, или свойства личности, отличаются от психических процессов и психических состояний своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности.

    Психика существует прежде всего как процесс – непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т. п. (С.Л. Рубинштейн). Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности.



    1. Психология бессознательного

    Бессознательное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), т.е. в отношении которых отсутствует контроль сознания.

    Основные классы проявлений бессознательного:

    1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.

    2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности.

    3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.

    4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.


    Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени.

    Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).

    Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

    Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. ГербартГ. ФехнерВ. ВундтТ. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

    Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

    Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или инаямотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

    В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности, Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

    По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

    Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

    В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.



    1. Коллективное бессознательное

    Понятие коллективного бессознательного прежде всего связывают с именем Юнга. Когда Юнг говорил о коллективном бессознательном, он ссылался в качестве своих предтечей на Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, Гартмана. То есть термин «коллективное бессознательное» — это не задумка Юнга, в истории культуры, философии этот термин очень широко представлен. Наверное, заслуга Юнга состоит в том, что он ввел коллективное бессознательное в область медицины, психиатрии и личности, чем, собственно, занимается психология.

    Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

    Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

    Термин введён Карлом Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» и является центральным понятием аналитической психологии. Позднее заменён им на более точный термин «объективная психика», а впоследствии на «трансперсональноебессознательное». В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что «коллективное бессознательное - нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность». В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

    Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая временных пределов», фундамент индивидуальной психики. Оно есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны».

    Характеризуя коллективное бессознательное в качестве такой психической системы, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особенности:

    1. своим существованием оно обязано исключительно наследственности;

    2. оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

    3. его содержание в основном представлено архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

    В понимании Юнга содержание коллективного бессознательного - это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков.

    В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

    В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

    - оно развивается не индивидуально, а получено по наследству;

    - состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивногоповедения;

    - включает в себя продукты архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же;

    - идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого;

    - имеет мифологические по своему характеру содержания;

    - состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;

    - является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом;

    - представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность;

    - вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластныконтролю со стороны воли;

    - может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство - духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

    Вводя в концептуальный остов понятие «коллективное бессознательное», Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «прафантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе «Тотем и табу» Фрейд говорил об «унаследовании психических предрасположений», а позднее - об «архаическом наследии прошлого» и «унаследованных схемах». В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» он обращал внимание на то, что «в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие». По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и «следы памяти о переживаниях прежних поколений».

    Вместе с тем, в отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах понятие «коллективное бессознательное», считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.


    1. Коллективное бессознательное и архетипы

    Архети́п (др.-греч. ἀρχέτυπον — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.

    Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.

    Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

    Какие архетипы выделял Юнг? Юнг говорил, что есть очень много архетипов, что их существует бесконечное множество. Можно назвать центральные архетипы — это архетип тени, это альтер эго, это не-я, это то, что я не осознаю себя, это архетип анимы и анимуса. Анима — это женские проявления, тенденции, интенции психики мужчины, а анимус — это какие-то мужские тенденции и способы реагирования психики женщины, или, как Юнг писал, модусы реагирования. В том случае, если наше эго (наше я) не очень устойчиво, мы можем быть захвачены этими архетипами. В таком случае мы имеем феномен одержимости либо анимой у мужчин, либо анимусом у женщин.

    Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения.

    • Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.

    • Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).

    • Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).

    • Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).

    • Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.

    • Архетип должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру.

    • Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.

    • Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.

    • Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».

    • Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.

    • Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.

    • Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип — самостоятельная область психики.

    • В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.

    Примеры:

    • Представление о враждебном существе.

    • Представление о герое-спасителе, погибшем, но чудесным образом возникающем вновь (Троица (Бог-ОтецБог-Сын и Святой Дух)), архетип проявляется в христианстве.

    Архетипы задают общую структуру личности. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы.

    Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.

       

    Вывод

    Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” [Campbell, 1971]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

    Также Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”).тВ действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации.
    Литература


      1. Карл Густав Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов», Киев, «Государственная библиотека Украины для Юношества», 1996.

      2. Карл Густав Юнг «Архетип и символ», M, Renaissance, 1991

    1. Архетипы: Психологический словарь Статья Архетипы

    2. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. [1]. Статья «Архетипы»

    3. Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1983.

    4. Юнг К.-Г. О природе психе

    5. К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997

    6. К.Г. Юнг., Подход к бессознательному // Архетип и символ. — М., Ренессанс, 1991. — С.65

    7. Психоаналитические термины и понятия, под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файна. — М.: Класс, 2000. — С.32-33

    8. Маленко С.А. Феноменология архетипа в системе социокультурного освоения коллективного бессознательного (на материалах творчества К.Г.Юнга): дис. ... кандидата философских наук по специальности 09.00.03. [Текст] / С.А.Маленко. - Киев, 1998. - 179 с. (на укр. яз.)

    9. Маленко С.А. Архетипические сценарии социального взаимодействия: дис. ... доктора философских наук по специальности 09.00.11. [Текст] / С.А.Маленко. – Великий Новгород, 2010. – 451 с.

    10. Некита А.Г. Механизмы бессознательного социального извращения феноменологии архетипа : дис. ... кандидата философских наук по специальности 09.00.03. [Текст] / А.Г.Некита. - Киев, 2001. - 179 с.

    11. Фрейд З. Бессознательное (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 129—186.

    12. Общая психология : учеб. для студ. пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.

    13. Фрейд З. Психология бессознательного : сборник произведений. — Москва: Просвещение, 1989.





    написать администратору сайта