Главная страница
Навигация по странице:

  • Академическое письмо »на тему«Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» Выполнила: Мугражева Амангуль

  • Первый абзац: развитие 1-го аспекта

  • Второй абзац: развитие 2-го аспекта

  • Третий абзац: развитие 3-го аспекта

  • Критерии и циклы выделения цивилизации

  • Модернизация и столкновение цивилизации

  • Цивилизация XXI века – век геокультуры

  • Список литературы

  • Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства. Эссе Мугражева Амангуль Политол МА 19-622 (копия). Современная цивилизация обмен ценностей на удобства


    Скачать 57.92 Kb.
    НазваниеСовременная цивилизация обмен ценностей на удобства
    АнкорСовременная цивилизация: обмен ценностей на удобства
    Дата22.09.2022
    Размер57.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе Мугражева Амангуль Политол МА 19-622 (копия).docx
    ТипРеферат
    #690320

    УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

    КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК




    Научное эссе

    по учебной дисциплине

    «Академическое письмо»
    на тему

    «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства»


    Выполнила: Мугражева Амангуль

    студент 1 курса русского отделения

    специальности Политол.МА «19-622»

    Проверила: к.ф.н., доц. Умирзакова З.А.
    Алматы, 2020

    Содержание
    Введение

    • Понятие значения «цивилизация»

    • Изучение цивилизации, взгляд на историю

    • Цивилизация как процесс общественного развития


    Первый абзац: развитие 1-го аспекта

    • Критерии выделения цивилизации

    • Циклы цивилизации

    • Критика понятии, критерии цивилизационных концепции


    Второй абзац: развитие 2-го аспекта

    • Модернизация как новый механизм цивилизации

    • Столкновение цивилизации возможно?

    • Почему столкновение цивилизации не избежать?


    Третий абзац: развитие 3-го аспекта

    • Цивилизация XXI века

    • Век географической культуры

    • Четыре глобальных сценария цивилизации


    Заключение

    • Человечество — совокупность цивилизации

    • Перечисление выводов по 1-3 аспектам

    • Динамика изменения численности населения цивилизаций в ХХI веке



    Введение
    «Цивилизация» в общем философском смысле, это социальная форма движения материи, которая обеспечивает ее устойчивость и способность к процветанию посредством саморегуляции обмена с окружающей средой. В историческом и философском значении, это единство исторического процесса и совокупности материальных, технических и духовных достижений человечества за определенный процесс. Рассматривая цивилизацию на этапе мирового исторического процесса, можно связать его с достижением определенного уровня социальности.

    Одно из первых понятий термина «цивилизация» было введено в науку философом Адамом Фергюсоном, который имел в виду под этим термином этап развитии человеческого общества, которая характеризует наличие социальных слоев, местностей, как города, письменности, и другие подобные явления. Стадиальная периодизация мировой истории, предложенная шотландскими учеными (дикость - варварство - цивилизация), получила поддержку в научных кругах в 18-19 веков. С тех пор судьба этого термина была тесно переплетена с развитием историко-философской мысли не только в Европе, но и в развитии всего мира.

    Цивилизация как этап общественного развития характеризуется изоляцией общества от природы и возникновением расхождений между естественными и искусственными факторами развития общества. На этом этапе социальные факторы человеческой жизни (или другого рационального существа) преобладают, рационализация мышления прогрессирует. Эта стадия развития характеризуется преобладанием искусственных производительных сил над природными силами.

    Ученый Б.С.Ерасов выделил критерии, которые отличают цивилизацию от варварства. Первое, это система экономических отношений, на основе которого лежит разделение труда, как горизонтальная и вертикальная. Второе, это средства производства контролируются правящим классом, который централизует и перераспределяет излишки конфискованного продукта от первичных производителей посредством ренты или налогов, а также путем использования труда для общественных работ. Третьим критерием является существование обменной сети, контролируемой профессиональными торговцами или государством. Четвертое, это политическая структура, в которой доминирует определенный слой общества, сосредоточив исполнительные и административные функции в его руках. Государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационно-политической системы.

    Актуальность темы в том, что на современном этапе развития, цивилизация представляет собой сложную социальную систему с внутренним механизмом функционирования, которая способна менять ценности общественного сознания.

    Критерии и циклы выделения цивилизации
    Можно заметить, что любая человеческая цивилизация как таковая, за исключением только самых диких и древних, существует с единственной целью создания комфортных условий жизни для людей. Это единственная мера успеха данной цивилизации. Все остальные критерии являются ложными. Именно уровень комфорта, то есть качество и количество товаров, потребляемых населением (в широком смысле этого слова), является основным и единственным критерием цивилизации страны.

    Однако были предприняты попытки ввести критерии различения цивилизаций несколько раз. Русский историк Е.Д.Фролов упомянул их в одной из своих работ. Наиболее распространенная на данный момент критерии выделения цивилизации являются: общие геополитические условия, языковое родство, единство или близость экономической и политической системы, культуры, религии и менталитет.

    На современном этапе ученые выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и вымирание. Однако не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, разворачиваясь в большом масштабе с течением времени. Цикл некоторых из них прерывается из-за стихийных бедствий (это произошло, например, с минойской цивилизацией) или конфликтов с другими культурами (доколумбовые цивилизации в Центральной и Южной Америке).

    На начальном этапе выносится социальная философия новой цивилизации, которая появляется на предельном уровне в конце предцивилизационной фазы. В его состав входят стереотипы поведения, формы экономической активности, критерии социальной стратификации, методы и цели политической борьбы.

    На этапе развития формируется и развивается целостный социальный порядок, который отражает основные цели цивилизационной системы. Цивилизация формируется как специфическая модель социального поведения личности и соответствующей структуры социальных институтов. Расцвет гражданской системы связан с завершением качественного ее развития, окончательным свертыванием основных институтов системы. Расцвет сопровождается объединением цивилизационного пространства и активацией имперской политики, что, следовательно, символизирует прерывание качественного саморазвития социальной системы в результате относительно полной реализации основных принципов и перехода от динамического к статическому и защитному. Это составляет основу цивилизационного кризиса, то есть изменения динамики, сил и основных форм развития.

    На стадии вымирания цивилизация вступает в стадию развития кризиса, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разрыва. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В результате цивилизация погибает в ходе внутренних потрясений или в результате завоеваний.
    Модернизация и столкновение цивилизации
    Сегодня никто не сомневается, что модернизация является одним из требований развития нашей страны. Подобная проблема возникла в истории нашей страны с самого начала. Давайте посмотрим, что означает модернизация сегодня. Важнейшей частью этой многогранной концепции является прорыв в научно-технической сфере в сфере высоких технологий.

    Архимед полагал, что он повернет Землю, если даст ему опору. Модернизация страны также должна иметь присутствие опоры в научном, образовательном, специализированном и технологическом пространстве. Что может быть опорным пунктом? Возвращаясь к научной стороне этой проблемы, можно заметить, что она удивительно согласуется с дискуссией о путях науки между выдающимся советским академиком Л.А.Арцимовичем и механиком, организатором науки СССР М.В.Келдыш, что произошло более полувека назад.

    В те годы, в бурном развитии естественных наук, кибернетики, было ощущение, что пророчество Маркса о том, что наука станет непосредственной производительной силой, уже сбылось. Символом этого научно-технического оптимизма стала замечательная книга С.Лема "Сумма технологий". Основываясь на этой парадигме, академик Л.А. Арцимович заявил, что наука, это удовлетворение своего любопытства за счет государства. По сути, это ценностная ориентация - не так важно, что делать, важно делать это на высоком уровне.

    Оглядываясь назад, можно сказать, что судьба мира, ход истории во многом определялись тогда в научно-исследовательских институтах, в лабораториях ученых, на полигонах. Знание, превращенное в военные технологии, стало силой, способной избавить мир от великих конфликтов. Фундаментальную роль в середине ХХ века начала играть компьютерное моделирование.

    Экономическое, технологическое и социальное развитие позволяет человечеству осознать различные траектории XXI века. Наша цивилизация должна будет сознательно, исходя из научной перспективы, выбрать желаемый вариант своего будущего и нести ответственность за сделанный выбор. Или этот выбор будет сделан спонтанно, в дополнение к нашим планам, желаниям, со всеми рисками. Американский политолог и социолог Сэмюэл Хантингтон, который имеет большое влияние на американское правительство, описывает 21-й век как эпоху цивилизационных столкновений, время борьбы на геополитической арене за ресурсы. Действительно, мы видим острую конкуренцию и конфронтацию в экономической, военно-политической информационной сфере, в сфере смыслов и ценностей, проектов будущего между крупнейшими геополитическими игроками.

    Мировая политика вступает в новую фазу, и интеллектуалы немедленно начали поток версии о своем будущем появлении: конец истории, возвращение к традиционному соперничеству между национальными государствами, упадок национальных государств под давлением со стороны разнонаправленные тенденции, как глобализм и другие. Каждая из этих версий отражает отдельные аспекты возникающей реальности. Но в то же время самый существенный осевой аспект проблемы утерян.

    Считается, что идеология и экономика больше не будут основным источником конфликтов в развивающемся мире. Критические границы между человечеством и основными источниками конфликта будут определены культурно. Нация, государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значительные конфликты в глобальной политике будут происходить между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором в мировой политике. Линии разлома между цивилизациями – это будут линиями будущих фронтов.

    Спустя полтора столетия после Вестфальского мира, который сформировал современную международную систему в западном регионе, были в основном конфликты между суверенами - королями, императорами, абсолютными и конституционными монархами, которые расширили свой бюрократический аппарат, увеличили армии, укрепили свою экономическую мощь и, прежде всего, хотел присоединить новые земли к своей собственности. Этот процесс создал национальные государства, и начиная с Французской революции, основные линии конфликта стали лежать не столько между правителями, сколько между народами и нациями.

    Их самоидентификация была сформулирована в идеологических категориях. Конфликты между правителями, национальными государствами и идеологиями были прежде всего конфликтами западной цивилизации. В. Линд назвал их «гражданскими войнами Запада». Это верно как и для «холодной войны», так и для мировых войн, а также войн 17-19 веков. С окончанием этих воин, начинается новая Западная фаза развития политики. В центре взаимодействия становятся западные и незападные цивилизаций. На этом новом этапе народы и правительства незападных цивилизаций больше не выступают в качестве объектов истории - цели западной колониальной политики, но вместе с Западом они сами начинают двигаться и создавать историю.

    Почему столкновение цивилизаций неизбежно? Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и лицо мира будет в значительной степени определяться взаимодействием между 7-8 основными цивилизациями. К ним будут относиться виды цивилизации как Западная, Исламская.

    Основные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему? Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они самые важные. Цивилизации различаются по своей истории, языку, культуре, традициям и, прежде всего, своей религии. Люди разных цивилизаций рассматривают отношения между Богом и человеком, человеком и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления об относительной важности прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались веками. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами. Конечно, различия не обязательно означают конфликт, а конфликт не обязательно означает насилие. Однако на протяжении веков наиболее затяжные и кровопролитные конфликты возникали именно из-за различий между цивилизациями.

    Во-вторых, мир становится все более и более переполненным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это приводит к повышению самосознания цивилизации, к более глубокому пониманию различий между цивилизациями и сообществами внутри цивилизации. Иммиграция из Северной Африки во Францию ​​вызвала враждебное отношение французов и в то же время укрепила добрую волю к другим иммигрантам, европейцам из Польши. Взаимодействие между представителями разных цивилизаций усиливает их цивилизационную идентичность, а это, в свою очередь, усугубляет глубины истории или, по крайней мере, воспринимаемые таким образом различия и враждебность.

    В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире разрушают традиционную идентификацию людей с местом проживания, в то время как роль национального государства как источника идентификации ослабевает. Образовавшиеся в результате основном заполнены религией, обычно в форме фундаменталистских движений. Такие движения развивались не только в исламе, но и в западном христианстве, иудаизме, буддизме и индуизме. В большинстве стран и конфессий фундаментализм поддерживают образованные молодые люди, высококвалифицированные специалисты из средних классов, люди со свободными профессиями и бизнесмены. Религия, или, по словам Дж. Кепеля, «реванш Бога», создает основу для идентификации и участия в сообществе, которое выходит за пределы национальных границ - для объединения цивилизаций.

    Таким образом, цивилизационный конфликт происходит на двух уровнях. На микроуровне группы, живущие вдоль линий разлома между цивилизациями, часто кроваво сражаются за землю и власть друг над другом. На макроуровне страны, принадлежащие к различным цивилизациям, конкурируют из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами и пытаются установить свои собственные политические и религиозные ценности.

    Цивилизация XXI века – век геокультуры
    Изучение долгосрочных перспектив развития мира имеет более чем сорокалетнюю историю, в этой области можно выделить три направления. Такие модели, как пределы роста, достаточно подробно учитывают связи между ростом населения, природными ресурсами, стратегиями развития, но расчеты проводятся для всего человечества.

    Второе направление, это прогнозы развития народонаселения, энергетики и сельского хозяйства, которые регулярно готовятся международными организациями, в основном ООН. Это очень подробные исследования, в которых как географическая структура, так и количественный компонент роста разбираются в деталях, но эти прогнозы плохо коррелируют. Наконец, третье направление - сценарии будущего времени. Это экспертные исследования, опросы, в которых не проводятся расчеты с использованием методов или моделей. А выявляются результаты исследования, проведенного исследователями, в котором сочетаются прогнозные расчеты, многорегиональный прогноз для ряда переменных и анализ сценариев будущего, а также обобщаются результаты расчетов.

    Согласно исследованию, было показано, что население мира может достичь баланса с ограниченными ресурсами планеты после «демографического перехода», который в итоге, вызывает естественное сокращение населения. Тем не менее, в 21-м веке, будет необходимо значительно подчеркнуть экономику Земли и систему ресурсов для обеспечения демографического перехода и развития восстановления. Как будет развиваться мир в 21-м веке, какие угрозы могут возникнуть, какие конфликты будут усиливаться, каковы перспективы мирового развития в этот переходный период? Одной из первых задач, которая возникает при рассмотрении этих вопросов, является интеграция мирового сообщества. Другими словами: глобализация.

    В настоящее время процесс глобализации набирает обороты, связанные с «прокладыванием» экономического, культурного и социального пространства западных стран. Под флагом «вестернизации» возникает «многоэтажный мир», социальные и экономические системы деградируют, и происходит их примирение. Многие страны, которые были признаны развивающимися странами тридцать лет назад, теперь классифицируются как «остановленные». С другой стороны, инвестиции в несколько стран глобальной экономической системы (Индия, Китай) стали намного выгоднее, чем в странах, входящих в ядро ​​глобальной системы.

    Кроме того, как и в случае с Южной Кореей, сохранение и адаптация культуры, смыслов и ценностей, чей-то жизненный уклад для новых реалий становится не препятствием, а условием успеха социально-технологической модернизации. И если 19-й век можно назвать веком геополитики, 20-м - веком геоэкономики, то, по-видимому, новый век станет веком геокультуры.

    Соперничество будет происходить в информационном пространстве, в сфере смыслов и ценностей, в сфере проектов будущего и представлений о возможном и желаемом. В связи с этим западная цивилизация сталкивается с серьезными проблемами. Традиция протестантизма, основы которой были заложены Лютером, сыграла, по мнению Вебера и других выдающихся социологов, решающую роль в формировании капитализма. И сейчас она сталкивается с глубокими системными противоречиями.

    Индивидуализм, культ потребления, огромное развитие виртуальной реальности, жизнь в настоящем - символы постмодернистского общества - становятся все менее и менее согласованными с сегодняшними реалиями и теряют свои достопримечательности. Хорошим примером является отношение к будущему. По всей видимости, символом нашей эры является концепция устойчивого развития. С другой стороны, согласно Хаиеку, классику либерального экономического мышления, мы не должны слишком беспокоиться о будущих поколениях, потому что они не могут заботиться о нас. Другой пример - интеллектуальная собственность. Мир движется к «экономике внимания». Становится неясным, кто должен платить - тот, кто обратил внимание на свой продукт, или тот, кто привлек внимание. Говоря о цивилизации, этнических группах, нациях, они традиционно ориентированы на общность языка, культурно-нравственные нормы, историческую судьбу сообщества и территории.

    Учитывая модернизацию, неразумно и бесполезно постигать свою уникальную сферу или аспект. Необходим целостный и систематический взгляд. Каждая успешная цивилизация, занимающая лидирующие позиции, находит свой оригинальный путь развития природно-климатической зоны, «неудобной» в рамках прежнего жизненного режима. По данным геополитики, за последние два десятилетия российских реформ из пяти сибиряков один человек переехал в европейскую часть страны. Пустеют Север, Дальний Восток, Камчатка и Чукотка. Это признак геополитического и геокультурного недуга. Как правило, люди должны быть довольны своим образом жизни, тем, где они живут, их перспективами и детьми. Это один из главных критериев успеха модернизации.

    Но по данным исследовательских работ возникают четыре глобальных сценария в 21-м веке, наряду с глобальными проблемами, как нехватка природных ресурсов, возникает проблема сосуществования цивилизаций. Вот принципиально возможные варианты развития отдельных цивилизаций и их взаимодействия:

    - сближение цивилизаций;

    - Запад сохраняет лидерство;

    - руководство движется на восток и юг;

    - борьба за ресурсы.

    Эти сценарии требуют действий для реформирования международных и цивилизационных отношений между государствами, а также для управления глобальной системой их модернизации с учетом новых потребностей. Определение конструктивных программ, которые могут привести цивилизации к желаемым путям развития и предотвратить кризисы, является еще одной важной задачей.

    Заключение
    Современное человечество представляет собой комбинацию (совокупность) цивилизации, потому что сегодня в мире нет единых стандартов поведения и культурных ценностей, которые были бы общими для всех народов мира. Мы можем сравнить технологически развитую Японию и некоторые африканские племена, в которых люди до сих пор поклоняются шаманам. Мы не можем утверждать, что цивилизация этих стран находятся на одном уровне. Каждая нация, каждая культура имеет свою цивилизацию, и поскольку они находятся на разных уровнях, мир состоит из совокупности всех цивилизации, которое составляет единое целое, при этом имея разные ценности в эпоху развития.

    По приведенным данным нельзя утверждать, что цивилизационная идентичность заменит все другие формы идентичности, что национальные государства исчезнут, каждая цивилизация будет политически единой и цельной, а конфликты и борьба между различными группами внутри цивилизаций прекратятся.

    Было лишь предположено, что:

    1. Противоречия между цивилизациями важны и реальны.

    2. Самосознание цивилизации возрастает.

    3. Конфликт между цивилизациями заменит идеологию и другие формы конфликта, такие как преобладающая форма глобального конфликта.

    4. Международные отношения, которые исторически были игрой в рамках западной цивилизации, будут все больше вырождаться и превращаться в игру, в которой незападные цивилизации будут действовать не как пассивные объекты, а как активные участники.

    5. Эффективные международные институты в области политики, экономики и безопасности будут создаваться внутри цивилизации, а не между ними.

    6. Конфликты между группами, принадлежащими к разным цивилизациям, будут более частыми, длительными и кровопролитными, чем конфликты внутри одной цивилизации.

    7. Вооруженные конфликты между группами разных цивилизаций станут наиболее вероятным и опасным источником напряженности, потенциальным источником мировых войн.

    8. Основными направлениями международной политики будут отношения между Западом и остальным миром.

    9. В ближайшее время конфликт будет сосредоточен главным образом на отношениях между Западом и рядом исламо-конфуцианских стран.

    Это не оправдание для современной цивилизации, изменений в исторических ценностях, а предполагаемый образ будущего. Но если гипотеза убедительна, вы должны подумать о том, что это значит для современной цивилизации в 21 веке. В долгосрочной перспективе нам необходимо сосредоточиться на других критериях цивилизации, где ценности стран важны и ценности не обменяются на удобства людей.
    Список литературы


    1. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б., Подлазов А.В. Нелинейная динамика. Подходы, результаты, надежды/ Синергетика: от прошлого к будущему. — М.: КомКнига, 2006.

    2. Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. История. Кризисы. Перспективы: Новый взгляд на прошлое и будущее/ Под ред. и с предисл. Г.Г.Малинецкого/ Синергетика: от прошлого к будущему/ Будущая Россия. — М.: Книжный дом “ЛИБРОКОМ”, 2010.

    3. http://www.repnoe.net/upload/iblock/765/materialy-k-seminaru-13_14-aprelya.pdf

    4. https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-issledovaniyu-arabskoy-tsivilizatsii

    5. https://znanija.com/task/8615907

    6. http://politeia.ru/content/pdf/Politeia_Nisnevich-2012-1.pdf

    7. https://magazines.gorky.media/vestnik/2011/31/zakaty-i-zori-czivilizaczii-na-vozvrate-k-tradiczii-dva-esse.html

    8. https://www.hij.ru/bitrix/urlrewrite.php

    9. http://alt-future.narod.ru/Future/hunt.htm

    10. https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/2498

    11. http://library.nlu.edu.ua/POLN_TEXT/KOMPLEKS/KURS_1/kurs/10/03.htm


    написать администратору сайта