Задание 16
V1
| В культуре казахов издревле существовали различные развлечения и спортивные игры, в которых участники показывали свое мастерство, ловкость и удаль. Это были игры, которые были для развлечения и досуга. Но были и настоящие спортивные состязания, которые проводились по особым торжественным случаям. Казахи особое внимание уделяли конным видам спорта. Молодежь приобретала опыт борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях практически настоящего боя.
1. Среди них есть игра, которую казахи называют игрой для настоящих мужчин, поскольку она закаляет воинский дух мужчины, воспитывает в нем хладнокровие, честность и физические навыки: А)Байга
В) Кызкуу
С) Кокпар
D) Аударыспак
Е) Кумисалу.
2. Конное состязание, скачки на длинные и сверхдлинные дистанции, где идет испытание не только наездников, их умения держаться в седле, но главным образом - это испытание для лошадей:
А)Байга
В) Атбайга
С) Аламанбайга
D) Доненбайга
Е) Тай байга.
3.Романтичное развлечение молодых девушек и парней
А)Байга
В) Кокпар
С) Аударыспак
D) Алтыбакан
Е) Сбиваниетымака (шапки)
| 0
| 1-С, 2-C, 3-D
| 0
| 1-A, 2-A, 3-A
| 0
| 1-B, 2-B, 3-B
| 0
| 1-D, 2-D, 3-C
| 0
| 1-E, 2-E. 3-E
| Задание 17
V1
| В 2013 г. в Казахстане по инициативе Ел басы Н.А.Назарбаева была принята научная программа, целью которой является воссоздание на базе передовой методологии и методики объективной истории казахского этноса и его исторических предшественников с древности до современности, истории сложения этнической и государственной территории, этапов формирования полиэтничности населения Казахстана.
1.Программу назвали:
А)«Руханижаңғыру» - «Духовное возрождение»
В)«Халықтарихтолқынында» – «Народ в потоке истории»
С) «Мәдени мұра» - «Культурное наследие»
D)«Қазақстанқазіргікезеңде» -«Казахстан на современном этапе».
Е) «ҚасиеттіҚазақстан» -«Сакральный Казахстан».
2.Программу приняли:
А) В 2013 г.
В) В 2014г.
С) В 2015 г.
D) В 2016 г.
Е) В 2017 г.
3. Первый Президент Н.А.Назарбаев в этой книге, осмысливая историю своего народа, обращается к некоторым фундаментальным урокам прошлого, размышляет об историческом пути казахского народа, останавливается на проблеме развития духовного наследия:
А)Казахстанский путь
В) Эра независимости
С) В потоке истории
D) Критическое десятилетие
Е) На стыке веков
| 0
| 1-В, 2-А, 3-C
| 0
| 1-A, 2-B, 3-A
| 0
| 1-C, 2-C, 3-B
| 0
| 1-D, 2-D, 3-D
| 0
| 1-E, 2-E, 3-E
| Задание 18
V1
| Исторические обстоятельства вынуждали казахов уехать за пределы своей Родины начиная с периода казахско-джунгарских войн. Особенно тяжелым для казахов оказался ХХ век, когда они под давлением колониального ига царизма и политики советского тоталитарного режима, казахи были вынуждены покинуть родные края. С обретением независимости Казахстан стал проводить целенаправленную политику по возращению соотечественников на историческую Родину.
1. Программа по возращению соотечественников называется:
А)«Нұрлыкөш»
В) «Нұрлы жер»
С) «Серпін»
D) Переселение «Юг-Север»
Е) «Шаңырақ».
2. Программа утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан:
А) В марте 2005 г.
В) В январе 1992 г.
С) В декабре 2008 г.
D) В ноябре 2000 г.
Е) В декабре 1991 г.
3. Возвращающихся репатриантов на историческую Родину сейчас называюют:
А)Оралман
В) Кандас
С) Репатриант
D) Возращенец
Е) Иммигрант
| 0
| 1-А, 2-С, 3-В
| 0
| 1-В, 2-А, 3-А
| 0
| 1-С, 2-В, 3-С
| 0
| 1-Д, 2-D, 3-D
| 0
| 1-Е, 2-Е, 3-Е.
| Задание 19
V1
| Духовный преемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт, самостоятельно, по своей системе изучивший западную и восточную литературу, жил и творил во второй половине XIX–в первой трети ХХ вв. В круг его интересов входили литература, история, философия, музыка, риторика, естественные науки, география. Он самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. В 1903 г. он был принят членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества. Он не наше общего языка с Советской властью. 2 октября 1931 года он был безвинно осужден и тайком расстрелян. Великий талант, большой ученый на долгие годы был забыт. Несмотря на реабилитацию в 1958 г. запрет на творчество поэта, обвинявшегося в «буржуазном национализме» продолжался до обретения Казахстаном независимости.
1. Только с обретением независимости он занял достойное место в нашей истории:
А)А.Букейханов
В) Ш.Кудайбердиев
С) Б.Майлин
D) Ж. Аймауытов
Е) С.Сейфуллин
2.Философский трактат Шакарима, который он писал 30 лет:
А)«Три истины»
В) «Зеркало казахов»
С) «Жизнь забытого»
D) «Калкаман-Мамыр»
Е) «Енлик-Кебек».
3.Университет названный именем Шакарима находится:
А) Семее
В) Усть-Каменогорске
С) Павлодаре
D) Алматы
Е) Нур-Султане.
| 0
| 1-В, 2-А, 3-А
| 0
| 1-А, 2-В, 3-В
| 0
| 1-С, 2-С, 3-С
| 0
| 1-D, 2- D, 3-D
| 0
| 1-E, 2-E, 3-E
| Задание 20
V1
| В своей книге «В потоке истории» Ел басы Н.А. Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей этого движения: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. …Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более, что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии …, сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям».
1.Эта политическая организация:
А)Партия «Нур Отан»
В) Партия «Алаш»
С) Партия «Отан»
D) Партия «Уш жуз»
Е) Партия «Шуро-и-исламия».
2.Лидер партии «Алаш»:
А)А.Байтурсынов
В) М.Дулатов
С) А.Букейханов
D) М.Шокай
Е) М.Тынышбаев.
3.Партия «Алаш» была создана:
А)В 1905 г.
В) В 1911 г.
С) В 1913 г.
D) В 1917 г.
Е) В 1920 г.
| 0
| 1-В, 2-, 3-D
| 0
| 1-А, 2-А, 3-А
| 0
| 1-С, 2-В, 3-В
| 0
| 1-D, 2-С, 3-С
| 0
| 1-E, 2-E, 3-E
| Задание 21
V1
| Поэт, писатель, публицист, педагог, общественный деятель, один из крупных представителей казахской культуры и литературы начала XX века. Встреча его в 1904 году с видными представителями казахской интеллигенции круто изменило всю его жизнь. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося казахского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное мировоззрение и стал одним из видных общественно-политических деятелей казахского народа. Вместе со своими соратниками создал общеказахскую политическую газету «Казах». Его сборник стихов, изданный в 1909 г. стал призывом к политической борьбе за национальное освобождение от колониального гнета.
1. В 1909г. вышел сборник его стихов:
А)М.Жумабаев, «Шолпан»
В) Ш.Кудайбердиев,«Три истины»
С) С.Торайгыров, «Жизнь в заблуждениях»
D) М.Дулатов», Проснись, казах!»
Е) С.Сейфуллин, «Азамат».
2. Редактор газеты «Казах»:
А)М.Дулатов
В) А.Букейханов
С) А.Байтурсынов
D) М.Сералин
Е) М.Тынышбаев
3.Первый казахский общественно-политический и литературно-критический журнал в начале ХХв.:
А)«Дала баласы»
В) «Уш жуз»
С) «Казах»
D) Молодёжь Казахстана
Е) «Айкап»
| 0
| 1-В, 2-С, 3-Е
| 0
| 1-А, 2-А, 3-А
| 0
| 1-С, 2-В, 3-В
| 0
| 1-D, 2-С, 3-С
| 0
| 1-E, 2-E, 3-E
| Задание22
V1
| Летом 1905 года на Кояндинской ярмарке в г. Каркаралинске состоялся съезд лидеров национально-освободительного движения. По инициативе Жакыпа Акпаева, Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова была составлена и отправлена на имя царя петиция от казахского населения, содержавшая важнейшие программные пункты, вошедшие в последствии в программу партии Алаш.
1. Под составленной петицией подписалось:
A) 14500 человек B) 20000 человек C) 10000 человек D) 400000 человек E) 70000 человек
2. Незамедлительного решения требовал вопрос связанный: A) с изучением природных богатств края B) с пересмотром переселенческой политики царизма C) с созданием стачечных комитетов D) с продовольственным вопросом E) с распространением мусульманства
3. Каркаралинская петиция лидерами национально-освободительного движения была подписана:
A) 15 июля 1905 года
B) 10 июля 1905 года C) 22 июля 1905 года D) 17 июля 1905 года E) 13 июля 1905 года
| 0
| 1-A, 2-B, 3-C
| 0
| 1-B,2 -C, 3-D,
| 0
| 1-С, 2-А, 3-B
| 0
| 1-D, 2-E, 3-A
| 0
| 1-E, 2-D, 3- А
| Задание 23
V1
| Статья Елбасы: «Семь граней Великой степи»,в которой говорится: «История Казахстана должна быть понята с высоты современной науки и для этого есть убедительные аргументы. Выдающиеся культурные достижения, о которых пойдет разговор, не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем, распространились на Запад и Восток, Север и Юг. Исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории. Наша земля, без преувеличения, стала местом, откуда происходят многие предметы материальной культуры. Многое из того, без чего просто немыслима жизнь современного общества – было в свое время изобретено в наших краях. В своем развитии насельники степей открыли миру множество технических новшеств и изобретений, которые до сих пор используются во всех частях света.
1. Всем известно, что Великая степь подарила миру:
A) Коневодство и всадническую культуру B) Земледельческую культуру C) Открытие космических просторов D) Идеи марксизма E) Идеи построения социализма
2. Количество граней Великой степи, рассматривается в статье: A) 5 B) 7 C) 12 D) 20 E) 10
3. Наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания является:
A) «искусство постмодернизма B) «искусство импрессионизма C) «искусство звериного стиля» D) «искусство кубизма» E) «искусство нового времени»
| 0
| 1-A, 2-B, 3-C
| 0
| 1-B,2 -C, 3-D,
| 0
| 1-С, 2-А, 3-B
| 0
| 1-D, 2-E, 3-A
| 0
| 1-E, 2-D, 3- А
| |