Главная страница
Навигация по странице:

  • Этногенез — это

  • Этническая история

  • Лекция 2 . ОСНОВНЫЕ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

  • этнис. Процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов


    Скачать 236 Kb.
    НазваниеПроцесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов
    Дата16.10.2018
    Размер236 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаэтнис.doc
    ТипДокументы
    #53540
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Этногенез

    Этногенез — это процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории.

    Этническая история (в англоязычной литературе принят термин «Этноистория», англ. Ethnohistory) — изучение ныне существующих и исчезнувших народов и этнографических культур на основании их упоминаний в исторических документах (включая как
    письменные документы, так и предания, сказания, материальную культуру и археологический материал).

    С середины XIX в. в этнологии появились различные концепции, школы направления, дававшие свою специфическую интерпретацию многочисленным этнокультурным данным. Некоторые из них характеризовались строгим научным подходом и систематизированной формой, благодаря чему на какое-то время они становились наиболее влиятельными и популярными. К их числу следует отнести эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американскую школу исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм и др.

    Лекция 2 . ОСНОВНЫЕ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

    Формирование первой собственно этнологической теории – эволюционизма – началось в середине ХХ в. и было связано с общеметодологическими научными установками и открытиями того времени. Среди них важнейшую роль сыграло утверждение в науке принципа развития, в соответствии с которым изменения в любой сфере объективного мира рассматривались как внутренне детерминированные. На основе этого принципа объяснялись многие процессы в самых разных областях естествознания. Логическим завершением применения принципа развития в естествознании XIX в стало появление идеи эволюции и ее победа.

    Совершившая переворот в разных областях естествознания и ставшая поэтому самой популярной идея эволюции не могла не проникнуть в формирующуюся науку о человеке и культуре. Многие этнологи-эволюционисты особо отмечали в своих трудах, что их творчество вдохновлялось успехами естествознания. Свою главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии о обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, В составлении рядов развития культур разных народов. Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев в различных странах, наиболее видными представителями эволюционизма стали: в Англии – Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрэзер, в Германии – Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц, во Франции – Шарль Летурно, в США Льюис Генри Морган. С возникновением эволюционного направления завершилось формирование этнологии как науки.

    Э. Тайлор(1832 - 1917). Основоположником эволюционной школы в этнологии заслуженно принято считать выдающегося английского ученого Эдуарда Тайлора. В 1865 г. он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества», где изложил свои эволюционистские идеи, в частности идею о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации; идею о том, что существующие различия у народов обусловлены не расовыми различиями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов; идею о преемственности и взаимосвязи культур разных народов.

    Свою эволюционистскую концепцию развития Тайлор наиболее полно изложил в книге «Первобытная культура» (1871), получившую мировую известность. Здесь он всесторонне развивал идею прогрессивного развития культур, противопоставляя ее «теории вырождения» Ж. де Местра. Суть последней состояла в том, что началом культуры считалось появление на Земле полуцивилизованной расы людей, ее развитие после этого пошло двумя путями: назад – к обществу дикарей и вперед – к цивилизованным людям.

    Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культуре вследствие исторических и природных катаклизмов, но при этом был твердо убежден, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур.

    В своих рассуждениях он основывался на одной из главных идей эволюционизма: человек – это часть природы и развивается в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, а их развитие идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего». Эти последовательные стадии развития соединяли между собой в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества – от самых отсталых до наиболее цивилизованных.

    Подобно другим эволюционистам, Тайлор пытался применить к изучению явлений культуры естественно-научный метод. Поэтому основной задачей для него было приспособление естественно-научной классификации к потребностям этнологии, а единицами изучения – отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных, изучаемых натуралистами.

    В своих книгах и статьях Тайлор неизменно выступал сторонником точки зрения имманентного развития явлений культуры и постоянного прогресса человеческой культуры в целом. При этом прогресс культуры он представлял себе как устойчивое совершенствование явлений культуры. В подтверждение своих взглядов Тайлор приводил огромное количество фактов, расположенных в виде эволюционных рядов – от простого к сложному.

    Из всех явлений культуры для Тайлора наибольший интерес представляли религиозные верования различных народов, исследуя которые, он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Изучая верования «отсталых» народов, Тайлор подходил к ним с позиции единства человечества и его культуры. Религиозные верования и обряды «дикарей» , по его мнению, не являются жалким смешением различных нелепостей, напротив, они по-своему последовательны и весьма логичны. В основе всех их лежит, как он полагал, «вера в духовные существа», т.е. в души и в духов, которую он обозначил термином «анимизм». Корни анимизма он видел в «философствовании» первобытного «дикаря», в желании первобытных людей понять причины таких явлений , как сон, сновидения, обмороки, болезни, смерть. Объясняя их, они пришли к выводу, что в каждом человеке есть душа, которая может покидать тело человека либо временно (сон), либо навсегда (смерть). Эти представления о душе на основе принципа всеобщего подобия у древних людей развились в более сложные верования. Законы магического мышления вели первобытного человека от признания реальности собственной души к вере в наличие таких же двойников у всех без исключения предметов и явлений окружающего мира. Таким образом появились верования в духи животных и природных сил, в загробную жизнь, в великих богов природы и в единого верховного бога.

    Эволюционистские взгляды Тайлора были существенным шагом вперед в этнологии. Они представляли собой стройную концепцию единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры. Недостатки эволюционизма, в частности концепции Тайлора, тогда еще не замечались, ученые обратили на них внимание позже. Идеи Тайлора имели последователей в разных странах и в короткое время стали господствующими в этнологии.

    Г. Спенсер (1820 - 1903). Одним из классиков эволюционизма в этнологии является английский философ, биолог, психолог и социолог Герберт Спенсер. В рамках эволюционизма им была предложена концепция эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов от относительно бессвязно гомогенности (однородности) к согласованной гетерогенности (неоднородности), происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Спенсер полагал, что с ранних стадий человеческой предыстории человеческая природа медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов происходит модификация человеческих качеств, они постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих популяций эти качества оказываются у них неодинаково развитыми. Однако эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря тому, что врожденные способности человека имеют свойство совершенствоваться.

    Идея эволюции пронизывает все научные построения Спенсера: он ставил себе цель сформировать на ее основе универсальный закон мироздания, связав все области бытия человека. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам он относил влияние географической среды, а также соседних обществ и народов, к внутренним – физическую природу человека, разнообразие рас, особые психические качества каждого народа. Характеризуя внутренние факторы, Спенсер односторонне трактовал идею эволюции – он считал, что члены первобытных обществ – люди физически, морально и умственно отсталые. Эволюционизм Спенсера, таким образом, носил расистский характер.

    Идеи Спенсера были более популярны среди философов и на развитие этнологии оказали незначительное влияние.

    АБастиан (1826 - 1905). Основоположником немецкой этнологии и эволюционизма в Германии по праву считается Адольф Бастиан, крупный теоретик и организатор этнологической науки. Популярная в то время теория эволюции и огромные этнографические материалы, собранные Бастианом в девяти экспедициях в различные регионы планеты, определили его намерение систематизировать их в форме единой теории. Основополагающей и исходной в эволюционном учении Бастиана является мысль о закономерном развитии человеческой истории – от несовершенного к совершенному. В исследовании народов Бастиан делал акцент на психологии, которая, по его мнению, является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. В понимании Бастиана, у всех первобытных людей одинаковая психическая структура, так как они обладают самой простой системой адаптации историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обуславливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ формирует круг собственных идей, который определяет содержание культуры данного народа. Пока данный народ живет обособленной жизнью, эти идеи остаются постоянными, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, которые стимулируют развитие культуры. На примере великих культур Бастиан доказывал, что развитие человечества циклично и цикл развития может продолжаться, если новые раздражители дают для этого стимул. Основной вывод его исторического анализа состоит в следующем: чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям.

    В теоретических взглядах Бастиана своеобразно сочетались психологизм и биологизация общественных явлений. Ответы на проблемы своих исследований Бастиан искал в умственной предрасположенности человека, полагая при этом, что культурное развитие человечества происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой. В этом контексте Бастиан рассматривал мыслительную способность человека как часть его биологической сущности и считал, что его духовная жизнь полностью подчинена биологическим законам и должна исследоваться с этих позиций. Как и другие его единомышленники, Бастиан был убежден, что человеческих дух, составляют предмет этнологии, которую он относил к категории естественных наук.

    Л. Морган (1818 - 1881). Особое место среди основоположников эволюционизма в этнологии принадлежит американскому ученому Льюису Генри Моргану, что объясняется его вкладом в этнологию, который превышает все то, что в совокупности внесли в нее его современники и коллеги.

    Морган был ученым-любителем и энтузиастом-исследователем. Почти 40 лет своей жизни он посвятил сначала изучению группы индейских племен США – ирокезов, а затем других индейских племен Америки и народов других частей света. Полностью очень содержательные и многогранные идеи Моргана изложить довольно трудно. В основном его взгляды на этнические проблемы отражены в книге «Древнее общество» (1877), где Морган рассматривал три важные этнологические проблемы: место и роль родового строя в истории человечества, историю формирования семейно-брачных отношений и периодизацию истории человечества.

    В книге «Древнее общество» на основе реконструкции самобытного общественного строя ирокезов он пришел к выводу, что основой первобытного общества была родовая организация. Вся история человечества может быть разделена, полагал Морган, на два больших периода: первый, ранний – организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; второй, поздний период – организация политическая, основанная на территории и собственности. По Моргану, родовая организация явилась почти универсальной основой социального строя древнего общества – азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского. Она была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранялось.

    При исследовании родовой организации народов Морган использовал и исторический подход. Он пытался найти зародышевую форму рода и видел ее в социальной организации австралийских племен. Развитую форму рода Морган усматривал на более высокой ступени общественного развития, ее примером он считал ирокезов. Наконец, позднюю форму рода (отцовскую) он находил у греков и римлян архаической эпохи. В данном случае важным и ценным для этнологии были его идеи о превращении материнского рода в отцовской в связи с накоплением собственности и тенденций передачи ее по наследству.

    Весьма важное направление научных исследований Моргана – исследование истории семьи, результаты которого изложены в «Древнем обществе». Изучив и систематизировав формы родства у разных народов, Морган выделил три стадии развития семьи в истории человечества: 1) кровнородственная семья – первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми; 2) пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами; 3) парная, или синдиасмическая, семья («без исключительного сожительства»); 4) патриархальная, т.е. полигамная, семья; 5) моногамная семья современного вида. Из всех форм семьи, по мнению Моргана, наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая, именно они породили основные формы родства людей.

    Предложенная Морганом периодизация позволила связать воедино этнографические, исторические и археологические факты и определить для каждого народа его место в общем ходе истории, сравнить уровни развития народов. Это была первая универсальная система периодизация всемирной истории.

    Эволюционная школа дала довольно стройную концепцию развития человека и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи эволюционизма состояли в следующем:

    · В природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения; это обстоятельство определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет.

    · В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения.

    · Развитие любого элемента культуры изначально предопределено, так как его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних формах, при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире.

    · В соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.

    · Общественное развитие подчиняется законам эволюции, свойственным для живой природы, где источником развития служит межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны друг с другом.

    · Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

    На основании перечисленных принципов эволюционизма этнологи – интерпретаторы принципов делали весьма важные идеологические и практические выводы: если все народы идут по одному пути развития и если вершиной этого пути являются европейская цивилизация и культура, то все народы в конечном итоге должны прийти к ценностям европейской культуры. А это также означает, что европейцы, создавая свои колониальные империи, тем самым помогают отсталым народам быстрее идти по пути культурного развития. Новые многочисленные данные этнографических экспедиций зачастую не согласовывались с эволюционистическими установками и требовали иного объяснения. Тогда начались поиски новых путей исследования культуры, ее возникновения, изменения и распространения. Появились новые направление и школы, имевшие, как правило, антиэволюционистскую направленность. Некоторые этнологи и антропологи, разочаровавшись в эволюционизме, вообще отказались от попыток теоретических обобщений и обратились к эмпирическим исследованиям.

    К концуXIX в. этнология вступила в новый этап своего развития. Если ранее непосредственные этнографические наблюдения проводились преимущественно торговцами, миссионерами, путешественниками, то теперь этим стали заниматься специально подготовленные ученые по предварительно разработанным программам. Тогда же эволюционизм утратил свое монопольное положение в этнологии, поскольку появлялось все больше фактов, которые не объясняла эволюционная методология.

    Метологический кризис эволюционизма привел к появлению нескольких диффузионистских школ, противопоставивших эволюционизму исследование ограниченных исторических проблем. Их цель состояла в показе пространственного распространения культур или отдельных культурных элементов, выявлении областей их происхождения, реконструкции путей и способов их распространения.

    Само понятие «диффузия» (от лат. diffusio — распространение) позаимствовано из физики, где оно означает «растекание», «проникновение», а в этнологии под диффузией стали понимать распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм как научное направление предполагал признание главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. Эволюционистской идее автономного возникновения и развития схожих культур в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею уникальности возникновения культурных элементов в определенных географических регионах и последующего распространения их из центра зарождения. В определенном отношении Диффузионизм можно рассматривать как попытку заменить эволюционистскую идею прогрессивного развития принципом пространственно-временной диффузии отдельных элементов культуры или их комплексов.

    В рамках теории диффузионизма существовало несколько научных течений и школ. В Скандинавии было распространено историко-географическое направление (Эрик Норденшельд); в Германии господствующее положение занимали культурно-историческая школа (Фритц Гребнер и Вильгельм Шмидт) и антропогеографическая школа (Лео Фробениус); в Северной Америке идеи диффузионизма нашли свое выражение в теории культурных ареалов (Эдуард Сепир, Мелвилл Херсковиц); в Англии это направление этнологии разрабатывалось в рамках геополитической школы, известной как гипердиффузионизм (Графтон Элиот-Смит, Уильям Риверс).
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта