Главная страница
Навигация по странице:

  • История расовых теорий.

  • Языковые универсалии.

  • этнис. Процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов


    Скачать 236 Kb.
    НазваниеПроцесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов
    Дата16.10.2018
    Размер236 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаэтнис.doc
    ТипДокументы
    #53540
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Этническая картина Российской Федерации является достаточно пестрой в расовом аспекте, так как здесь проживают свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой этнос русские — насчитывает 120 млн. человек, самая маленькая этническая группа — керки — около 100 человек). В составе населения России этнологи насчитывают 10 малых рас. Это объясняется тем, что в нашей стране проходит граница между основными ареалами распространения двух больших рас — европеоидной и монголоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую историю, поэтому населению России никогда не был свойствен расизм как неприятие представителей какой-либо расы.

    История расовых теорий. К сожалению, в общем для истории человечества характерны и этноцентризм, и расизм. Еще древнегреческий историк Фукидид сообщал, что персы самым лучшим на свете народом считают себя, а относительно других народов полагают, что они тем хуже, чем дальше живут от Персии; т.е. такой модели отношения к чужеземцам — многие тысячи лет.

    Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, в биологии имя Карла Линнея глубоко уважается и сегодня. Это великий систематизатор живого мира, во многом заложивший основы современной биологической науки. Менее известно, что он пытался систематизировать и человеческие расы. В его классификации американец — красноват, холерик, строен; европеец — бел, сангвиник, мясист; азиат — желтолик, меланхолик, крепкого сложения; африканец — черен, флегматик, дрябл. Линней также утверждал, что американец — упрям, доволен собой, свободолюбив; европеец — подвижен, остроумен, изобретателен; азиат — жесток, любит роскошь и скуп; африканец — лукав, ленив и равнодушен.

    Но откровенно расистские концепции, делавшие вывод о праве на власть предпочитаемой расы (европейцев), появились только в конце XVIII в. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство тем, что негры — низшая раса и не способны жить без постоянной опеки.

    В 1853 г. вышла книга французского графа А. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» — настоящий манифест расизма. В этой книге он показывал, что причина, источник разного уровня развития народов и культур состоит в расовых особенностях людей. При этом он исходил из идеи полигенизма—учения, отрицающего единство человеческого рода, считавшего, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы различаются не только по «красоте» и внешним признакам, но и по психологическим качествам и умению создавать и усваивать культуру. Дикари являются таковыми, потому что они — представители низших рас и выше им никогда не подняться.

    Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой — желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита — арийцы. Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие десяти цивилизаций, известных в истории человечества (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы — арийцами. Чтобы доказать это, он использовал самые фантастические допущения (например, он был убежден, что китайская культура создана белыми людьми, прибывшими из Индии). Идеалом для Гобино была германская культура в лице средневекового Рима. Но о будущем человечества ему думалось весьма пессимистически; он сожалел, что белая раса (включая арийцев), создавая повсюду новые типы культуры, смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и изначальный импульс энергии.

    Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммона в Германии. Они выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и их культуры от головного показателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине). Согласно данной

    «теории», чем длинноголовое человек, тем более он одарен, способен и т.д. Длинноголовые — представители европейской расы, создательницы великих культур в истории человечества. Если же среди европейцев обнаруживаются короткоголовые, то обычно это бедные классы и слои населения, потоки негерманского местного населения, что и объясняет их «неполноценность».

    Аналогичные концепции разрабатывал немецкий биолог Л. Вольтман, убежденный в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и английский историк X. Чемберлен, который высшей считал «тевтонскую» расу, наследницу «арийского» духа.

    Начало «научным» концепциям расизма положила европейская наука, отражая во многом реальную практику колониализма. Впоследствии постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в противовес белому расизму собственные теории о своей расовой исключительности — появились идеи превосходства индийской, японской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами. Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло серьезное общественное течение «индеанизм», ставившее своей целью улучшение положения индейцев. От утверждения «индейцы тоже люди» они постепенно пришли к выводу о том, что индейская раса — самая лучшая и высшая, потенциально имеет возможность — и должна — стать самой высокой на Земле. В XX в. сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «касканес» («борцы за»), члены которого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

    В США девиз «черное—прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов приобрел новое значение: «белое — отвратительно». В Африке в 60-х гг. XX в. после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л.С. Сенгору была создана концепция негритюда (расизма наоборот). Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам, звукам. Поэтому вся африканская культура пронизана ритмами, связывающими ее с космическими колебаниями. Белый же человек — разрушитель, потерявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой, и его ожидают беды, если он не изменит своей культуры.

    Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных этнических обзорах народы группируются, как правило, соответственно принципу лингвистической принадлежности.

    Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Учеными выявлено около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только в редких странах люди разговаривают на одном языке (большинство европейских стран), зато в некоторых странах существует более 100 языков (Нигерия, Россия). В настоящее время отдельные . языки распространились далеко за пределы территории их происхождения. В то же время среди многих этнических общностей только часть разговаривает на языке, который считается родным. Поэтому языковая принадлежность и этническое происхождение — явления неодинаковые, и на общем языке могут говорить и те народы, которые имеют разное происхождение. Но в целом языковой принцип классификации сохраняет свое ведущее значение.

    В основе языковой классификации лежат два критерия — язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специальных символов. Развитие языка шло параллельно с развитием культуры и становлением человека.

    Лингвистические исследования в области родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культур и соответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разряды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. При этом родство языков может означать и родство по происхождению, но, как полагают некоторые лингвисты, за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

    Сравнительное языкознание, основываясь на сравнении фонетики, грамматики, словарного состава, устанавливает наличие (или отсутствие) родства между языками. Это позволяет объединять их в языковые семьи, представляющие собой основные единицы лингвистической классификации. Такого рода языковые семьи появились в процессе развития из «языка-основы». Но поскольку язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, то родственные по происхождению языки в наше время могут не только сильно различаться, но и не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом, а наличие общих слов не обязательно свидетельствует о родстве языков. Поэтому языки классифицируются не по современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства.

    Язык — общественное явление и может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средства передачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудового процесса. Таким образом, языки прошли столь же сложный путь исторического развития, как и этнические общности. И поскольку этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.

    Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре. Этнология в языковой классификации исходит из представления о взаимопонимании между людьми, принадлежащими одной этнической группе, а также учитывает осознание людьми своей культурноязыковой близости с другими народами и этническими группами. В лингвистической классификации это описывается понятием«группа родственных языков». Например, все народы, говорящие на языке славянской группы, осознают исходное родство своих языков, даже если в общении они не понимают друг друга. Наконец, этнология учитывает более отдаленное родство между языками и культурами, обозначаемое лингвистами как «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют 12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь каждая из языковых семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каждый язык имеет варианты, обусловленные социальными и географическими факторами. Такие варианты получили название диалектов. Например, существует много диалектов арабского языка.

    Но некоторые языки не причислены ни к какой группе или семье: баскский, кетский, нивхский, айнский и др.

    Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские языки, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки, что говорит о родстве и единстве происхождения этих народов. Выделение финно-угорской группы языков свидетельствует о родстве таких народов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.

    Сейчас родство этих, кажущихся такими разными, языков уловить сложно. Даже русские, украинцы и белорусы, являющиеся самыми близкими народами, с трудом могут понять речь друг друга. Русскому и поляку или сербу уже не обойтись без переводчика. Но еще в VIII в. южные, западные и восточные славяне без труда понимали друг друга. Три тысячи лет назад на одном языке говорили славяне, латыши и литовцы, а еще раньше — славяне и немцы.

    Праславянский и прагерманский языки были, так сказать, братьями; они оба отделились (вместе с языками кельтов, италиков и др.) от древнеевропейского яыка, а тот в свою очередь вместе с индо-иранскими языками вышел из лона общего индоевропейского языка.

    Первым заметил сходство итальянских и латинских слов с индийскими Сассетти, побывав в Индии. Г. Лейбниц в XVIII в. обратил внимание на сходство между финским и венгерским языками. М.В. Ломоносов писал о родстве греческого, латинского, русского и немецкого языков. В очень большой степени именно работы лингвистов заставили европейцев осознать свое родство с другими народами мира.

    Пирамида индоевропейских языков — только одна из составных частей еще более грандиозной языковой пирадмиды так называемых ностратических языков (ностратическими — «нашими» по-латыни — их назвал финский ученый X. Пендерсен). В частности, сегодня доказано родство больших языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской, индоевропейской, дравидийской, уральской, алтайской. От древнего ностратического праязыка происходят и эскимосо-алеутские, японский, нивхский, чукотско-камчатский и некоторые другие языки.

    Например, в русском языке сохранились, пережив ряд превращений, такие иностратические слова, как некоторые личные местоимения. Наше «мы» и окончание «м» в глагольных формах вроде «говорим» или «идем» унаследовано от ностратического «миха», означавшего — «мы» (с тобой, т.е. с тем, к кому обращена речь), а окончание «те» («говорите», «идите») происходит от «тиха» — ностратического «вы». Нанайцы на Амуре, русские на Волге и тамилы в Индии одинаково пользуются частицей «ка» для смягчения приказа или пожелания: «пойди-ка», «глянь-ка».

    Но ностратическая надсемья тоже не изолированна. В нее входят, например, угро-финские языки, члены алтайской семьи, языки которых отдельные ученые упорно связывают с рядом языков индейцев Америки. Эту надсемью называют денефинской — по имени самых восточных (в Америке и самых западных (в Европе; ее представителей.

    Также выдвинуты серьезные гипотезы, обосновывающие родство языков аборигенов Австралии с речью народов Южной Индии.

    В самое последнее время появилась гипотеза, по которой северокавказские языки не только состоят в родстве между собой, но и составляют вместе с языками сино-тибетскими (в их число входит китайский) надсемью того же уровня, что и ностратическая.

    Но есть еще более интересная гипотеза, утверждающая, что все люди мира говорят на одном языке.

    Языковые универсалии. Конечно, языки очень сильно отличаются друг от друга. Так, в английском, немецком и французском языках есть артикли, которых нет в русском, а в русском — шесть падежей имени существительного, хотя эти языки принадлежат к одной языковой семье и можно считать, что различия между ними сравнительно невелики. Значительно больше разнятся далекие друг от друга языки. Так, в речи эскимосов очень трудно разбить фразы на слова; в тюркских языках основа слова и его суффикс могут оказаться в разных местах предложения» у китайцев почти все слова очень короткие, односложные и не меняют своей формы, но значение слов и смысл фраз зависят от музыкального тона.

    Несмотря на эти различия, у языков всех народов мира есть некоторые общие черты. Ученые говорят о языковых универсалиях — правилах, действующих с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах планеты. Пока нам известны далеко не все такие универсалии, и есть только предположения о причинах их появления. Скорее всего, они зависят от устройства голосового аппарата человека, а также от глубинных законов мышления. Именно на их основе выделяется базисный словарь — слова, обозначающие понятия, не зависящие от времени: называющие части человеческого тела, личные местоимения, числительные и т.д. Обычно в этот словарь входит около 200 слов. Но и базисный словарь меняется: исчезают одни слова, им на смену приходят другие. Ученые установили скорость этих изменений: считается, что за тысячу лет из 200 главных слов меняются 39. На основе этих данных по количеству общих слов в родственных языках можно определить, как давно они разделились, сколько времени прошло с тех пор, как эти народы составляли единый этнос.

    Таким образом, лингвистические исследования играют очень важную роль в этнологии. Но лингвистическая классификация народов мира не полностью совпадает с этнологической, поскольку понятия «этнос» и «язык» не идентичны. Поэтому помимо языковой классификации по генеалогическому принципу язык может стать основой классификации и в своем реально бытующем виде. По данному основанию ученые выделяют моноязычные, двуязычные (например, мордва с языками эрзя и мокша) и перешедшие на язык более крупного этноса (уэльсцы) народы. И наоборот, разные народы могут говорить на одном языке или его диалектах: немцы и австрийцы; французы и франко-бельгийцы и т.д. Это дает основания для выделения монолитных в языковом отношении народов и народов с сильными диалектными различиями. Иными словами, этническая дифференциация человечества имеет комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта