Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ

  • Расовые признаки.

  • Классификация рас.

  • этнис. Процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов


    Скачать 236 Kb.
    НазваниеПроцесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов
    Дата16.10.2018
    Размер236 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаэтнис.doc
    ТипДокументы
    #53540
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    А. Кребер (1876-1960). В своих научных взглядах Кребер придерживался боасовской школы: главный предмет этнологии («антропологии») — это человеческая культура, а точнее, культура человеческих «групп». Теоретические взгляды по данному вопросу он весьма обстоятельно изложил в книге «Антропология» (1923). Здесь он писал, что хотя принципиально все культуры мира, прежние и современные. составляют один сплошной и неразрывный континиум, который трудно разделить на части, но сложилась традиция делить человеческие культуры на две категории: культуры пародов бесписьменных и письменных. Изучением первых занимается этнология, изучением вторых — историческая наука.

    Кребер понимал культуру как систему элементов, сцепленных особым способом и образующих целостность, определенную модель, образец. Форма культуры зависит от присущего ей стиля, который налагает некий особый отпечаток на поведение людей, особенности материальной культуры, обусловленные в свою очередь спецификой духовной культуры и ее ценностными ориентациями. Каждой культуре присуща доминантная идея, подчеркивающая ее выдающиеся достижения и уникальность.

    Особую роль в теории Кребера играет присущий культуре «этос» — всеобщее ее качество, пронизывающее ее, подобно запаху. Этос — это также система идеалов, ценностей, доминирующих в каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов. Таким образом, этос есть квинтэссенция идеальной культуры.

    Серьезный теоретический интерес Кребера к проблемам культуры побудил его выйти за пределы чисто этнологической тематики. Одну из своих солидных работ, «Природа культуры» (1952), он посвятил истории мировой культуры, которую рассматривал в виде культурных моделей в соответствии с основными этапами — от Древнего Востока до современности. Позднее в другом труде, написанном совместно с К. Клакхоном, он окончательно обобщил и систематизировал основные положения своего учения о культурных моделях.

    Культурные модели, по Креберу, следует рассматривать как определенные абстракции, которые позволяют исследователям видеть все элементы культуры в единстве: политическое устройство, одежду, пищу, произведения искусства, технологию строительства жилищ и т.п. При таком подходе Кребер, по сути дела, отождествлял модели культуры с понятием «культурные ценности». Модели культуры служат для него как бы скелетом, архетипической основой кристаллизации отдельных культур.

    Теорию культурных моделей Кребера не интересует происхождение социальных форм и структур. Последние рассматриваются им как данность. Изучая какую-либо чужую культуру, мы остаемся, хотим мы того или нет, в пределах собственных культурных парадигм, становимся на позиции этноцентризма. Жизнь культур обусловлена внутренними инновациями и внешними заимствованиями, но ни те, ни другие не предусмотрены заранее и не заложены в программу их развития. Одни инновации ускоряют рост культур, другие могут его замедлять. В связи с этой неоднородностью развития культур Кребер ввел понятие «кульминация», обозначающее такую точку в развитии культуры, в которой комбинация культурных моделей оказывается наиболее удачной, в результате чего достигается расцвет тех или иных сфер культуры. Одна и та же культура может пережить несколько кульминаций. Длительность кульминаций различна – от нескольких десятков лет до нескольких столетий. Если характеризовать суть исторической школы и ее вклад в этнологию, то следует выделить следующие ее основные положения.

    • Этнология должна изучать конкретно и всесторонне каждый народ в отдельности: язык, культуру и антропологический тип.

    • Взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность в определенных географических ареалах; в границах этих ареалов следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов.

    • Развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом; в познании общих законов развития не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться глубоко различными по существу и иметь разное происхождение.

    • Не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа; у каждого народа исторически формируются свои социальные идеалы, свои моральные нормы.

    Вплоть до 30-х гг.XX в. американская этнология развивалась исключительно под влиянием школы Боаса и его учеников. В ходе своих регулярных полевых исследований американские этнологи исторической школы часто использовали различные психологические и психиатрические методики, в результате чего был накоплен большой материал в области психологической антропологии. Потребность в общей психоантропологической теории реализовалась в создании этнопсихологической школы.

    В обращении этнологов к психологии не было ничего нового. Еще эволюционисты, начиная с Бастиана, постоянно ссылались на психику человека как фактор зарождения и развития религиозных идей и мифологии. Французская социологическая школа в лице Леви-Брюля также обращалась к социальной психологии, пытаясь установить природу коллективных представлений и дологического мышления. Принципиальное своеобразие этнопсихологической школы состояло в новом понимании категорий «культура» и «личность». Для представителей исторической школы «культура» была основным понятием этнологической науки и главным предметом ее исследований. Сторонники э

    Лекция 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ

    Любая наука начинается со сбора и упорядочения информации о предмете ее исследования, т.е. с систематизации и классификации. Но чтобы классификация стала всеобъемлющей и пригодной для разных целей, она по своей природе должна отражать структуру классифицируемых объектов и опираться на соответствующие целевые установки и принципы. Результатом процесса классификации, как правило, являются концепции и теории, закономерности и законы данной конкретной науки. В этом отношении этнология не составляет исключения.

    Этническое изучение народов мира требует их научной классификации. Ее принципы разнообразны и разработаны на основе собственно этнологических методов и методов смежных наук и базируются на критериях, отличающих одни этносы или этнические группы от других. Таких критериев может быть довольно много в зависимости от конкретных задач исследования. Однако ни один отдельно взятый принцип или критерий классификации не дает исчерпывающей этнологической характеристики народа. Одни критерии классификации основаны в первую очередь на исследовании этнической принадлежности народов, их происхождения и путей формирования, и здесь первостепенное значение имеют данные сравнительно-исторического языкознания, антропологии, систематизированные сведения о материальной и духовной культуре. Другие критерии исходят из анализа явлений, свойственных разным народам и их группам, независимо от этнической принадлежности, наличия или отсутствия культурных контактов. Это прежде всего признаки хозяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большей мере от природно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени — от этнических и культурных традиций. При этом происходит группирование народов по уровню развития социальных отношений, а также религиозной принадлежности.

    Исходя из критериев совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства, можно разделить все народы по следующим основаниям: географическому, антропологическому, языковому и хозяйственно-культурному.

    Географическая классификация опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены различные народы мира. Так появились понятия «народы Кавказа», «народы Восточной Европы» и т.д. Подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Этот принцип классификации используется довольно широко, поскольку он применим к обширным зонам, в пределах которых наблюдается его относительное совпадение с этническим принципом.

    Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Она используется при внешнем описании, а не при детальном исследовании народов. На более низком уровне, в пределах пространственно незначительных территорий последовательное проведение географической классификации этносов приводит к непреодолимым противоречиям с представлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и используется лишь в той степени, в какой она обнаруживает свое совпадение с группированием народов по другим критериям, т.е. только в рамках крупных регионов. При классификации этносов внутри ограниченных областей от нее приходится отказываться.

    Единой принятой во всех странах географической классификации не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

    Расовые признаки. Антропологическая классификация делает акцент не на культурном, а на биологическом, генетическом родстве между различными этническими группами. Однако только генетические взаимосвязи не позволяют выделить четкий набор объективных критериев для разделения людей по определенным типам. Поэтому в этнологии используется множество методов определения родственных взаимоотношений между народами; чаще всего этнологи исходят из расовых различий между этносами, которые составляют , основу антропологической классификации.

    Биологически человечество едино, все люди нашей планеты относятся к одному биологическому виду. Но современная этническая картина мира убедительно показывает, что существует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия людей, т.е. между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, лицевые черты, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Это фенотипическое разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразие человеческих типов. В повседневной жизни и в науке подобные различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Они представляют собой адаптацию этносов к особому типу природных условий и всегда имеют групповой характер, выявляясь полностью только при сопоставлении человеческих коллективов. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности — генетики. Сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения или генетического родства.

    Итак, особенности физического строения людей, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей, называют расовыми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

    1) форма волос. Здесь учитываются две особенности — жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Извилистость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изгиба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более острый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а сечение волнистых и курчавых волос овально;

    2) третичный волосяной покров. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитываются густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают;

    3) цвет кожи. Она может изменяться в диапазоне от бледнорозовой до темно-коричневой и почти черной. Шкала цветов кожи насчитывает 36 оттенков. Наиболее светлая кожа — у жителей Северной Европы, наиболее темная — у жителей Центральной Африки;

    4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

    5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза — черные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов — желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза — светло-серые, голубые, синие;

    6) рост. Средняя длина тела человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго — 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост — 182 см — отмечен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост более 175 см — у черногорцев, шотландцев, шведов, норвежцев, полинезийцев;

    7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конечностей к длине тела, ширине плеч и таза выделяют следующие типы фигур: брахиморфный {брахис— короткий,морфо— форма) тип — относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; долихоморфный (долихос— длинный) типсравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; мезоморфный (мезос— средний) тип—занимает промежуточное положение между первыми двумя;

    8) параметры головы. Здесь основным показателем служит соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% — доликефалия (кефалос— голова); между 76 и 80,9% — мезокефалия; больше 81% — брахикефалия. Кроме перечисленных выше расовых признаков антропологи используют такие признаки, как ширина, высота, горизонтальная профилировка лица. выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высота и толщина губ.

    С учетом всех отмеченных признаков можно дать такое определение расы. Расы это территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам. При этом далеко не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми, а только те из них, которые имеют известный ареал своего распространения. Наследственный характер и наличие географического ареала распространения — необходимые условия для того, чтобы какой-нибудь конкретный физический признак мог считаться расовым.

    Совершенно очевидно, что все описанные выше расовые признаки являются второстепенными, несущественными для общего направления биологической эволюции и исторического развития человечества. Несомненно видовое единство всех современных людей, общность происхождения рас. Изучение расовых признаков очень важно именно для доказательства единства происхождения человечества, равноправия народов и рас, а также для разрешения многих биологических и исторических проблем, связанных с происхождением человека и его рас, их расселением на Земле, смешением и взаимодействием, хотя расовые признаки сами по себе не имеют ничего общего с уровнем общественного развития разных человеческих групп. Эти признаки во многих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своего рода метками, по которым можно проследить исторические судьбы разных этнических общностей.

    Для этого используют те расовые признаки, которые связаны с тонким внутренним строением разных тканей и органов. К числу подобных признаков, имеющих определенные географические ареалы распространения, относятся, например, свойства крови — группа крови и резус-фактор. Так, у европейцев группа крови А встречается чаще, чем В; концентрация носителей группы крови В максимальна в Азии. Также используются данные по особенностям строения зубов, узоров на пальцах и ладонях, цветослепоте и т.д.

    Использование в этнологии антропологической классификации обусловлено тем, что язык и культура могут распространяться и без перемещения антропологических типов, но переселение носителей определенных расовых признаков обязательно приносит изменения в культуру и язык. Поэтому антропологические данные играют важную роль в определении тех этнических элементов, из которых сложился данный народ. Когда масса населения, почти однородная по антропологическому составу, разделена на этнические группы, говорящие на разных языках, то следует искать в прошлом историческую общность этих групп. Границы антропологических типов зачастую совпадают с историко-этнографическими областями.

    Классификация рас. В отечественной и зарубежной антропологии до сих пор отсутствует единая классификация рас, но наиболее распространенной в настоящее время является классификация, в соответствии с которой выделяются четыре большие расы: 1) европеоиды (евразийская раса); 2) монголоиды (азиатско-американская раса); 3) негроиды (африканская раса); 4) австралоиды (океанийская раса).

    Эти расы имеют следующие расовые признаки. У европеоидов беловатый или смугловатый цвет кожи, волосы самых разных оттенков; волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле. Нос —узкий, выступающий, скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, оси их горизонтальны, складка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверхность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица почти не выступает вперед.

    У австралоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или волнистые, темные и жесткие. Скулы выступают вперед умеренно, а челюстная часть лица — значительно, нос широк, губы толстые. На лице и на теле обильно растут волосы.

    У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, волосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой густоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное — скулы сильно выступают, а нос — слабо. Глаза нередко узкие, оси их наклонены, складка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Характерен также эпикантус. Эти признаки характерны для азиатской ветви этой расы. А у индейцев Америки, тоже принадлежащим к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупный нос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи — красноватый.

    Для негроидов характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цвет кожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголоидов. Лицо узкое и низкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почти равна его высоте. Глаза, как и у европейцев, широко открыты, горизонтально расположены, складка верхнего века небольшая. Челюстная часть нередко выступает вперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

    Ареалы распространения рас следующие.

    Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь— русские, почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние 400 лет европеоиды стали главной частью населения Северной Америки и многих стран Южной Америки.

    Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Тихого океана, очень много в свое время их было привезено в Америку, где и сегодня живут их потомки.

    Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Австралии, Меланезии.

    Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Японию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севера и Дальнего Востока.

    В составе четырех больших рас выделяют примерно 25 малых рас (которые называют иногда этногенетическими пучками или локальными расами). Между большими и малыми расами существует довольно много переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами — эфиопы и мулаты; между монголоидами и австралоидами — южноазиатская раса, японцы и т.д. Так, лица эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная,несветлее, чем у представителей многих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов.

    Расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смешениях крови. Так, знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Пушкин был потомком не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» (Абрама Ганнибала), привезенного в Россию из Северо-Восточной Африки.

    То же происходит и с целыми народами. Например, четыре-пять тысяч лет назад из Азии в Европу пришли племена (предки индоевропейцев) — носители признаков монголоидной расы. Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим потомкам и некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает, например, у некоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монголоидному, некоторую уплощенность лиц.

    С юга в Европу в течение тысячелетий проникали африканцы. Примесь их крови антропологи находят не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше на северо-западе — в Ирландии.

    Вообще вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний народов. Народы-завоеватели, пришельцы оказывали довольно большое влияние на культуру завоеванного народа, а антропологические последствия переселений были менее заметны, поскольку завоевателей не может быть слишком много и во всяком случае их значительно меньше, чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденных чаще всего оказывается гораздо заметнее, чем наследие победителей.

    По этим следам антрополог может узнать многое об истории народа, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменных источниках, авторы которых предпочитали умалчивать о подобных вещах — всегда приятнее происходить от победителей, чем от побежденных. Так появились многочисленные мифы об истории и происхождении разных народов. И лишь антропологические исследования могут вычленить в них рациональное зерно.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта