Курсовая работа по гражданскому праву. курсовая работа Гражданское право. Гражданскоправовое регулирование творческой деятельности
Скачать 76.18 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) Юридический институт им. М. М. Сперанского Кафедра гражданско-правовых дисциплин Морозов Михаил Валерьевич КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Гражданское право» на тему: «Гражданско-правовое регулирование творческой деятельности» Выполнил: студент группы Юк-317 Морозов Михаил Валерьевич Преподаватель: Доц. кафедры «ГПП» к.ю.н. Крайнова Екатерина Романовна г. Владимир, 2020 г. СОДЕРЖАНИ Введение Возникновение и развитие творчества непосредственно связано с возникновением и культурным развитием человечества. Такие результаты творческой деятельности, как произведения литературы и искусства, изобретения, беспрерывно создавались на всём протяжении мировой истории. Шло время и интеллектуальная собственность стала приобретать все более существенное значение среди всех других видов собственности, поскольку являлась и является основой человеческой культуры. Аспекты использования результатов творчества и их защиты в современном мире играют особую роль в предпринимательской, производственной, а также во внешнеэкономической деятельности организаций, интеллектуальная собственность является объектом охраны во всем мире. В нашем государстве растет необходимость в формировании результативного механизма защиты объектов интеллектуальной деятельности, поскольку права на них со временем становятся одними из самых конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынке. Объекты творческой деятельности основывают технический, а в итоге и общий прогресс всего человечества; они удовлетворяют духовные человеческие потребности, а также оказывают большое влияние на развитие экономики, формируют представления человека об окружающем мире. Целью курсовой работы является анализ результатов творческой деятельности как объектов гражданского права, включая правовое регулирование, особенности защиты отношений, связанных с творческой деятельностью. Для реализации данной цели задачами работы являются: характеристика понятия и значения творческой деятельности; установить понятие и признаки результатов творческой деятельности; выявить особенности правового регулирования творческой деятельности и роль в регулировании гражданского права; охарактеризовать способы защиты отношений, связанных с творческой деятельностью; установить проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования творческой деятельности. Проблематике отношений, связанных с творческой деятельностью, уделяется достаточно большое внимание в научной правовой литературе. Теоритической базой курсовой работы послужили работы Э.П. Гавриловой, А.Л. Маковского, Л.А. Новоселовой, И.А. Зенина, О.А. Красавчикова и других авторов. Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие творческую деятельность, прежде всего Гражданский кодекс РФ, судебная практика, а также некоторые теоретические взгляды ученых-цивилистов. Объектом исследования являются отношения, возникающие по поводу регулирования творческой деятельности. При рассмотрении вопросов, отраженных в задачах курсовой работы, мной использовались общенаучные методы познания, такие как: метод эмпирического и теоретического исследования, метод системного и сравнительного анализа. Применены методы частно-научного познания: логически-правовой, системный, а также синтез, индукция и дедукция. Структура работы построена исходя из затронутых в ней аспектов и соответствует логики их изложения. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Глава 1. Творческая деятельность как объект гражданского права. §1. Понятие и значение творческой деятельности В широком смысле под интеллектуальной деятельностью человека понимается деятельность умственная, деятельность, противоположная физической, которая непосредственно связана с мышлением человека, с использованием получаемой им информации. Умственная деятельность человека базируется на знаниях и иной информации, которые используются им с помощью его индивидуальных интеллектуальных способностей. Особую форму умственной деятельности представляет творчество, когда человек с помощью имеющихся у него способностей и таланта, видения окружающего мира, а также знаний, создает новые образы, идеи, решения различного рода задач, формы изложения, выражение своих чувств и настроений. Результатом творчества всегда становится что-либо новое, отличающееся по тем или иным признакам от того, что существовало ранее. Следует отметить, что творческая деятельность во всяком случае носит строго индивидуальный характер.1 Творческая деятельность является неоднородной, так как присутствуют объективные различия между созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства и между результатами творчества, которые используются в промышленном производстве. В законодательстве отсутствует дефиниция творчества. Как правило, под ним понимают создание новых материальных или духовных ценностей. В соответствии со ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1-ФЗ творческая деятельность - это создание культурных ценностей и их интерпретация. В широком понимании - это создание чего-либо нового, ранее не существовавшего, либо новая комбинация уже известных элементов. Если труд автора действительно был творческим, в итоге обязательно появится что-то новое и оригинальное.2 Подходы о сути оригинальности в различных правовых системах отличаются. В странах общего права довольно того, чтобы очередное произведение не было копией предыдущего. Романо-германская система подходит к этому вопросу более строго: здесь произведение должно обладать индивидуальным следом автора. С. Батлер отметил, что любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет. При этом каждый человек выражает свои мысли по-разному. Из этого следует, что творческая деятельность и копирование имеют противоположные значения. Любое творение уникально по своей сути. По мнению Э.П. Гаврилова, оригинальны только неповторяющиеся творческие результаты.3 И.А. Зенин полагает, что оригинальность произведения - это последствие уникальности личных способностей автора и самодостаточности его труда.4 Как правило, отмечается, что субъектом творчества может быть только физическое лицо (человек). Практически во всех статьях конвенций, посвященных интеллектуальной собственности (например, Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и другие), рядом с термином «автор произведения» стоит термин «гражданин». Также, в пользу того, что субъект творчества – человек, свидетельствует тот факт, что при упоминании юридических лиц, применяется понятие «владелец прав». Но при всём этом отсутствует и императивная норма, которая запрещала бы наделять юридические лица статусом автора. Возможность возникновения статуса автора для юридических лиц не предусмотрена законодательством нашего государства, в соответствии со статьями 1228, 1257 ГК РФ, что подтверждается и судебной практикой. Так, например, в решении по делу «Сибирские амазонки на фоне дикой природы» установлено, что автором фотопроекта является художник Рыбаков, а ООО РФА «Русский свет» таковым признано быть не может, поскольку является юридическим лицом, о чем в деле имеется свидетельство о его государственной регистрации. За обществом была признана лишь финансовая составляющая фотопроекта, но не творческая.5 Но в ранее действовавшем законодательстве – ГК РФСФР от 11.06.1964 г. возможность быть субъектом творчества была предусмотрена и для юридического лица, а именно для предприятий, осуществляющих съемку кинофильма, в отношении кинофильма, за радио- и телевизионными организациями в отношении их передач, за организациями, которые самостоятельно выпускают в свет научные сборники, энциклопедические словари, журналы и другие периодические издания в отношении этих изданий в целом. Ученые обосновывали это юридической фикцией для удобства регулирования. Но у этого подхода всегда были противники, которые убеждали, что создавать продукт интеллектуальной деятельности может только человек, в силу чего юридические лица могут лишь обладать некоторыми, а именно имущественными, правомочиями.6 Всякая интеллектуальная деятельность человека должна сопровождаться внешними проявлениями физической активности, без которой результат интеллектуальной деятельности не может быть облечен в объективную форму. Творческая деятельность несет в себе большое значение. Изобретения способствуют использованию богатства природных ресурсов в интересах человечества. Произведения литературы, искусства и других видов творчества выполняют важную роль в развитии духовного мира человека. Творческая деятельность имеет значение как для отдельно взятой личности, которая делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее7, так и для общества, поскольку это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. §2. Результаты творческой деятельности: понятие и признаки. К основным результатам интеллектуальной деятельности относятся результаты творческой деятельности. Объекты творчества формируют промышленный, а в результате и общий прогресс человечества, удовлетворяют потребности человека в эстетике, а также в должной мере влияют на развитие экономической сферы. Итак, под результатом творческой деятельности можно понимать продукт, выраженный в объективной форме, который имеет наименование в зависимости от его сути - научный или научно-технический результат, достижение, знание либо изобретение, промышленный образец, товарный знак, произведение науки, литературы или искусства.8 Результаты интеллектуальной деятельности весьма разнообразны, однако правовая охрана предоставляется не всем, а только тем, которые прямо указаны в законе в качестве охраноспособных. В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК РФ к ним относятся: - произведения науки, литературы и искусства; - программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); - базы данных; - исполнения; - фонограммы; - сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); - изобретения; - полезные модели; - промышленные образцы; - селекционные достижения; - топологии интегральных микросхем; - секреты производства (ноу-хау). Следует отметить, что такие результаты интеллектуальной деятельности как художественное (произведения литературы и искусства) и техническое творчество (промышленная собственность) в истории были первыми признаны как объекты гражданских прав. Постепенно складывалась система интеллектуальных прав и установилось, что права на некоторые объекты, которые не относятся к результатам творческой деятельности, эффективно также регулировать нормами, разработанными для творческих отношений. В основном это касалось прав на фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. В связи с этим в ГК РФ объекты интеллектуальных прав называются «результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации». При этом отмечается, что и это название не полностью охватывает круг результатов, в отношении которых применяются нормы, относящиеся к творческой деятельности. Ведь, к примеру, изготовленная фонограмма – это не результат творческой деятельности, но у изготовителя существуют охраняемые законом права – права, смежные с авторскими, которые включены в состав интеллектуальных прав.9 С точки зрения правового регулирования все права на результаты творчества принято классифицировать на три вида: права на результаты художественного творчества: авторское право – права на произведения литературы, науки и искусства; права, смежные с авторскими – права исполнителей, права производителей фонограммы и другие; права на результаты промышленного творчества: патентное право - права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; права на секрет производства; права на топологию интегральной микросхемы; права на средства индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение, наименование места происхождения товара, фирменное наименование места происхождения товара). В литературе присутствует и точка зрения о том, что это не результаты творческой деятельности, и они обладают другим назначением. Отмечается и определенная общность среди результатов творчества и средств индивидуализации, которая отражает единство их правового регулирования в одной подотрасли гражданского права. В авторском, патентном праве и в других институтах гражданского права устанавливаются особенности критериев, которые выделяют отдельные творческие результаты. При этом всем результатам творческой деятельности характерна новизна или оригинальность их существенных элементов. Чаще всего под новизной понимается то, что ранее вовсе не существовало. Новизна трактуется и как результат человеческой деятельности, связанной с коренными качественными преобразованиями. Признак оригинальности устанавливается по сравнению с остальными результатами творчества. Также об этом было описание в предыдущем параграфе. Также все виды интеллектуальной собственности обладают идеальным характером данных результатов и невозможностью прямого воздействия права на процесс их создания. Результат творческой деятельности, как правило, состоит из формы и содержания. В каждом произведении можно выделить его содержание (так, для произведения литературы - это сюжет) и форму, то есть способ представления этого сюжета. В разных случаях охрана представляется или форме, или содержанию. По мнению большинства ученых для патентного права характерно содержание, а вот для авторского права - форма "подачи" содержания. Из этого следует, что в авторском праве сюжет может быть скопирован, другие лица, используя такой сюжет, не будут нарушать прав первоначального автора. Культурная история имеет множество подобных примеров. Небольшая новелла П. Мериме "Кармен", которая была написана в 19 веке, позже стала основой либретто одноименной оперы Ж. Бизе. В 20 веке композитор Р. Щедрин воспользовался музыкой Ж. Бизе и создал балет на такую же тему. В том числе, снято множество фильмов по данному сюжету, но всякий раз изменяли художественную форму, а содержание оставляли прежним. Таким образом, авторское право охраняет от заимствования форму произведений. Авторское право не распространяется на идею (содержательную часть), то есть она не охраняется, вследствие чего может быть использована любыми лицами без согласования с автором произведения.10 Также выделяется такой признак, как вторичный характер результатов творческой деятельности. Результаты представляют собой вторичную информацию в том смысле, что творчество никогда не возникает на пустом месте, его основой является не только первичная информация, которая возникает у человека из познания окружающего мира, но и вторичная информация – это база тех знаний и достижений, которая создавалась предшественниками. Юридически безразличны назначение и достоинство произведения (п. 1 ст. 1259 ГК). Здесь законодатель основывается на том, что каждый человек понимает, воспринимает и оценивает результат творчества по-своему. То, чем восхищается один, может вызывать отвращение у другого. Давая такую формулировку, закон позволяет уйти от субъективной оценки при решении вопроса о предоставлении правовой охраны. Особенностью результаты интеллектуальной деятельности, являясь объектами гражданских прав, должны быть объективно выражены, то есть появившись и оформившись в качестве продуктов творческой деятельности человека, они не могут получить правовую охрану, пока не будут выражены вовне своим создателем. В отличие от предметов материального мира (вещей), доступ к которым и пользование которыми могут быть ограничены их владельцами, фактически обладающими вещами, к объективированным результатам интеллектуальной деятельности доступ других лиц может быть осуществлен именно в силу отсутствия (невозможности) фактического владения ими. В.А. Дозорцев указывал, что данные объекты в отличие от вещей не изнашиваются при использовании, т.е. не имеют физической амортизации, а их «моральная» амортизация непредсказуема, «более того, их ценность может быть утрачена в любой момент».11 В силу их индивидуальности невозможна и стандартная (сравнимая) стоимостная оценка таких результатов, сопоставимая с аналогичными объектами (как это может иметь место при оценке стоимости вещей или работ в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ). Результаты творчества - это нематериальные объекты (концепции, идеи, решения), которые существуют в сознании их создателей и являются неотвратимыми от них. Таким образом, принимая объективную форму в виде книг, картин, чертежей, они не меняют свою нематериальную природу, и даже при распоряжении материальными носителями, творческие результаты остаются в сознании их авторов и могут быть вновь воспроизведены ими. Из этого следует, что обладая объективной, материальной формой результата творческой деятельности, владельцу еще не гарантировано его монопольное пользование, потому что у создателя есть возможность воспроизвести свой результат на другом носителе. В этом есть принципиальное отличие вещи от творческого результата, так как при передаче другому лицу он становится известным и доступным для использования, одновременно оставаясь у своего создателя. |