кр. ПИС. Вариант 10 Задание Виды исполнителей. Права исполнителей
Скачать 19.81 Kb.
|
Вариант 10 Задание 1. Виды исполнителей. Права исполнителей. Исполнитель (автор исполнения) – физическое лицо, творческим трудом которого осуществлено исполнение: артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор,или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссёр-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер 1. Исполнителю принадлежат: 1) исключительное право на исполнение; 2) право авторства - право признаваться автором исполнения; 3) право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае указания в законе, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования исполнения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей; 4) право на неприкосновенность исполнения, в том числе постановки, - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения, в его запись, в сообщение в эфир или по кабелю, при доведении исполнения до всеобщего сведения, а также при публичном исполнении постановки спектакля. 2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. 3. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Задание 2. Географические и другие карты. Хотя географические карты всеми действующими международными конвенциями и федеральными законами отнесены к объектам интеллектуальной собственности, а именно рассматриваются как объекты авторского права, в России в настоящее время существует не так много публикаций, посвященных данной проблеме. Так, во времена существования СССР геодезия и картография относились к государственной сфере деятельности. Практически все карты издавались Главным управлением геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР. Поэтому вопросы авторского права не были актуальны. Инструкции, нормы и правила, издававшиеся ГУГК СССР, а также его приказы и распоряжения регулировали все отношения, связанные с созданием и использованием географических карт. Только начиная с 1995 г. работы по созданию карт стали предметом лицензирования, и частные фирмы получили возможность заниматься картографо-геодезической деятельностью. С этого момента вопросы правового регулирования взаимоотношений при использовании и создании карт начинают становиться все более актуальными. Если до 1998 г. имеются ссылки только на одно дело, рассмотренное в арбитражном суде по поводу незаконного использования карт, то с 2000 г. таких дел становится все больше. Их главные участники - бывшие предприятия ГУГК СССР и коммерческие предприятия. Другая причина состоит в том, что действующее законодательство более ориентировано на литературные и музыкальные произведения, нежели на географические карты, которые по определению классиков являются произведениями, полученными в результате тесного переплетения науки и искусства. Существует такое количество особенностей создания карт (например, математическая основа, генерализация, масштабирование и т.д.), что прямое применение основных норм законодательства становится иногда затруднительным. Даже термины, применяемые в картографии, по своему содержанию часто не соответствуют общепринятым. Например, по законодательству об авторском праве редактор произведения (в общем понимании этого термина) не может претендовать на авторство, тогда как в картографии редактор карты (разрабатывающий ее содержание и определяющий все принципиальные вопросы) является одним из основных авторов. С появлением же новых видов цифровых карт, которые одновременно могут быть и базами данных, ситуация еще больше осложнилась. Вместе с тем в некоторых зарубежных странах уже давно существует практика правовой охраны и защиты географических карт как объектов авторского права с применением в качестве правовой базы законов об авторском праве в сочетании со специально изданными в отношении картографических произведений документами <*>. Таким образом, географические карты и планы (как первичные, так и производные), в том числе представленные в цифровой форме (базы данных), а также географические атласы, которые являются составными произведениями, - все это объекты авторского права <*>. Задание 3. Программы для ЭВМ. Программа для ЭВМ - представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (статья 1261 ГК РФ). Задание 4. Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. Таким образом, можно сделать вывод, что авторские права на любые фотографические произведения вне зависимости от достоинств и назначения относят к объектам авторских прав, в согласии со статьей 1259 Гражданского Кодекса РФ, а также независимо от того сделаны они профессионалом или любителем, высокотехнологичной камерой или на мобильного телефон, будут защищаться гражданским законодательством в равной степени на основании ст. 1265 ГК РФ, если они отвечают вышеперечисленным критериям. Положениями ст. 1265 ГК РФ за физическим лицом, трудом которого создано произведение, закреплено право признаваться автором этого произведения и право на имя, т.е. право использовать или разрешать использование произведения под именем автора, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Такие права являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, в том числе, если другому лицу передается или переходит исключительное право на произведение, либо ему предоставляется право использования произведения. Отказ от права признаваться автором ничтожен . В соответствии с ГК РФ охране и защите подлежат результаты творческой деятельности: произведения науки, литературы и искусства. Авторы таких произведений пользуются определенным набором прав имущественного и личного (неимущественного) характера. В отношении фотографических произведений могут быть реализованы: право на воспроизведение, право на распространение экземпляров произведений, право на импорт экземпляров произведения в целях их распространения, право на публичный показ, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на переработку, право на доведение до всеобщего сведения, в том числе путем интерактивного доступа. Имущественные права, а также право на обнародование произведений действуют в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти, остальные личные неимущественные права охраняются бессрочно и по наследству не передаются. После смерти автора они могут быть реализованы лицом, назначенным автором при жизни, наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. При признании фотографических произведений объектами авторского права следует учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права». Говоря о способах защиты авторские права в Российской Федерации, как и иные интеллектуальные права, защищаются предусмотренными ГК РФ способами и "с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права" . Главной сложностью фотографа в суде как автора фотографического произведения является именно доказать свое авторство. Для начала следует рассмотреть такой способ защиты авторских прав как самозащита, предусмотренная ст. 14 ГК РФ. Данная статья подразумевает использование авторами превентивных способов защиты свои произведений, помогающих автору избежать нарушения своих прав. Так, автор фотографических произведений может провести ряд мер, которые помогут ему обезопасить свои фотографии: Задание 5. Задача. Ученица шестого класса средней школы №125 Мария Кравченко сочинила стихотворение под названием «Озеро», которое было опубликовано в школьной стенгазете «Вести дня. Редактор периодического журнала, случайно увидев это стихотворение, заинтересовался им и обратился к директору школы, где училась Мария Кравченко с предложением напечатать стихотворение Марии в своем журнале. Директор школы где училась Мария дал свое согласие, и стихотворение было напечатано в ближайшем выпуске журнала. При этом директор и редактор договорились, что Маша Кравченко за опубликование ее стихотворения получит ценный приз – плеер. Родители Марии Кравченко, узнав об этом, обратились за консультацией к юристу с вопросом: правомерны ли действия директора школы и редактора. Ответ: Действия директора школы неправомерны, т.к он не имел права договариваться с редактором о публикации. Т.к для не достигших 14 лет, авторские права реализуются их законными представителями, обычно родителями, от имени несовершеннолетнего. Следовательно, директор школы сначала должен был получить разрешение родителей. |