Главная страница
Навигация по странице:

  • Авторы

  • ДИФФУЗИОНАЛИЗМ Основные идеи

  • СОЦ. ШКОЛА Основные идеи

  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ Основные идеи

  • АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ Основные идеи

  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Основные идеи

  • СТРУКТУРАЛИЗМ Основные идеи

  • КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ Основные идеи

  • Школы этнологии. Эволюционализм


    Скачать 38.22 Kb.
    НазваниеЭволюционализм
    АнкорШколы этнологии
    Дата27.12.2020
    Размер38.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShkoly_etnologii.docx
    ТипДокументы
    #164670

    ЭВОЛЮЦИОНАЛИЗМ

    Основные идеи эволюционизма состоят в следующем.

    1. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать аналогичные решения; это обстоятельство определяет единство и 21 единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет;

    2. в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также всегда развивается от низшего состояния к высшему путем непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения;

    3. развитие любого элемента культуры изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних, при этом развитие культуры многоступенчато; причем стадии и ступени едины для всех культур в мире;

    4. в соответствии с универсальными законами развития человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты;

    5. общественное развитие идет по законам эволюции, свойственным живой природе, где источником развития служит межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны;

    6. культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития.

    Авторы: в Англии - Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрезер; в Германии - Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц; во Франции - Шарль Летурно; в США - Льюис Генри Морган.

    Труды: Эдуард Тайлор в 1865 году опубликовал свою книгу «Исследования в области древней истории человечества», «Первобытная культура» (1871)

    Герберт Спенсер «Основы социологии» (1876-1896)

    Льюис Генри Морган «Древнее общество» (1877) и «Первобытное общество» (1871)

    На основании этих принципов эволюционизма самими этнологами и их интерпретаторами делались весьма важные идеологические и практические выводы: если все народы идут по одному пути развития и если вершиной этого пути являются европейские цивилизация и культура, то все народы в конечном счете должны прийти к ценностям европейской культуры. А это также означает, что если европейцы создают свои колониальные империи, то тем самым они помогают отсталым народам быстрее идти по пути культурного развития.

    ДИФФУЗИОНАЛИЗМ

    Основные идеи:

    1. представление о том, что культура является живым организмом, рождающимся и развивающимся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару;

    2. основными факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смешение культурных элементов; перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр.;

    3. у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения; нахождение этих центров культур составляет главную задачу этнологии;

    4. методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения элементов культуры;

    5. каждый элемент культуры возникает только однажды, и если составить карту его распространения, то можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.

    Авторы: В Скандинавии было распространено историко-географическое направление (Эрик Норденшельд); в Германии господствующее положение занимали культурно-историческая (Фриц Гребнер и Вильгельм Шмидт) и антропогео-графическая (Лео Фробениус) школы; в Северной Америке идеи диффузионизма нашли свое выражение в теории культурных ареалов (Эдуард Сепир, Мелвилл Херсковиц); в Англии это направление этнологии разрабатывалось в рамках геополитической школы, известной как гипердиффузионизм (Графтон Элиот-Смит, Уильям Риверс).

    Труды: Фридрих Ратцель «Антропогеография» (1882-1891), «Народоведение» (1885-1895) и «Земля и жизнь» (1897)

    Лео Фробениус «Происхождение африканских культур» (1898)

    Фриц Гребнер «Метод этнологии» (1911)

    Кларк Уисслер «Американский индеец» (1912)

    Уильям Риверс «История меланезийского общества» (1914)

    Основная идея диффузионизма - взаимопроникновение, заимствование культур - была правомерна и продуктивна. В противовес абстрактному рассмотрению культур в эволюционизме диффузионисты поставили вопрос о географической определенности и взаимовлиянии культур разных народов. Для этого они пытались найти методы сравнения, анализа сходных явлений в различных культурах.

    СОЦ. ШКОЛА

    Основные идеи:

    1. в каждом обществе существует комплекс «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества;

    2. функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;

    3. в каждом обществе существует своя мораль, она динамична и изменчива;

    4. переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками.

    Авторы: Люсьен Леви-Брюль «Первобытное мышление» (1930), Эмиль Дюркгейм

    Сторонники этой школы исходили из того, что человеческое общество не может быть сведено к простой сумме индивидов. Общество они рассматривали как систему нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

    ФУНКЦИОНАЛИЗМ

    Основные идеи:

    1. любая социальная система состоит из «структур» и «действий». «Структуры» представляют собой устойчивые модели, посредством которых индивиды связаны с окружающей средой; функция индивидов состоит в том, чтобы вносить свой вклад в поддержание социальной целостности системы;

    2. культура служит нуждам индивида, и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (в пище, жилище, одежде и т.п.), производным (в разделении труда, в защите, в социальном контроле) и интегративным (в психологической безопасности, социальной гармонии, законах, религии, искусстве и т.п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одного из перечисленных выше типов потребностей;

    3. ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей. Выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей, организационными факторами их совместного существования;

    4. задача этнологии состоит в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне ее взаимосвязи с другими культурами

    Авторы: Альфред Радклифф-Браун «Метод этнологии и социальной антропологии» (1958) и «Историческая и функциональная интерпретация культуры» (1929), Бронислав Малиновский «Научная теория культуры» (1944), Рихард Турнвальд,

    Среди основных характеристик функционализма особого внимания заслуживает практическая направленность его исследований. Функционализм первым из всех направлений в этнологии заявил о своем прикладном характере. Сторонники этого направления стремились создать социальную 30 антропологию как прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных практических задач, прежде всего в английских колониях. В первую очередь это управление на территориях с доминированием традиционных культур. Не без влияния функционализма в английской колониальной политике была разработана концепция «косвенного» управления, опиравшаяся на традиционные институты власти и сложившуюся социальную структуру.

    АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ

    Основные идеи:

    1. этнология должна конкретно и всесторонне изучать каждый народ в отдельности, его язык, культуру и антропологический тип;

    2. взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность внутри определенных географических ареалов; в границах этих ареалов следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов;

    3. развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом; в познании общих законов развития не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться глубоко различными по существу и иметь разное происхождение;

    4. не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа; у каждого народа исторически формируются свои социальные идеалы, свои моральные нормы.

    Авторы: Альфред Кребер «Антропология» (1912, «Природа культуры», К. Уисслер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, П. Радин, Л. Уайт, Франц Боас.

    Возникновение нового научного направления в этнологии было обусловлено кризисным состоянием этой науки, когда ряд ученых отвергли господствовавшие в ней парадигмы и предложили совершенно новые подходы к изучению жизни разных народов. Одним из главных инициаторов пересмотра задач этнологии и стал Боас. Он отвергал все традиционные школы этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм) как недостаточно универсальные. Прежде всего это касалось эволюционизма, т.е. учения о том, что человеческие существа, социальные институты и культуры развиваются от низших форм к высшим. Фактически Боас предложил создать этнологию абсолютно заново, провозгласив, что все прежние этнологические школы имели ложные посылки и приводили к ложным выводам. Его идея состояла в том, чтобы заново накапливать этнографические данные, а затем на их основе делать обобщения, постепенно вырабатывая новые методы и новые теории.

    ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    Основные идеи:

    1. была высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей, характерных для членов той или иной культуры;

    2. впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу; - были начаты исследования национального характера и национальных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации;

    3. была выдвинута важная для последующего развития этнологии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей

    Авторы: Маргарет Мид, Рут Бенедикт «Модели культуры» (1934), «Психологические типы культур Юго-Запада» (1928), «Конфигурации культур в Северной Америке» (1932), Абрам Кардинер «Индивид и его общество» (1939) и «Психологические границы общества» (1943)

    Однако принципиальное своеобразие этнопсихологической школы состояло в новом понимании категорий «культура» и «личность». Для представителей исторической школы культура была основным понятием этнологической науки и главным предметом ее исследований. Сторонники этнопсихологической школы выступили с утверждением, что культура есть не более чем абстракция, в то время как подлинной и первичной реальностью являются индивид, личность, а потому с их изучения и следует начинать исследование культуры каждого народа.

    СТРУКТУРАЛИЗМ

    Основные идеи:

    1. любые отношения людей представляют собой своеобразную структуру, а взятые все вместе, эти структуры образуют между собой определенную иерархию в форме социальной системы.

    2. общественная жизнь людей может рассматриваться как их функционирование в рамках определенной социальной структуры.

    3. Функция каждой повторяющейся в ее пределах деятельности заключается в решении тех социально значимых задач, на которые она нацелена, в ее вкладе в поддержание структурной преемственности.

    4. Функциональный подход к социокультурной жизни, таким образом, означает изучение устойчивых форм, с помощью которых индивиды осваивают социальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают ее.

    5. главной задачей этнологии должно было быть не выявление причин структурных изменений человеческого общества и его культуры, а показ постоянно повторяющихся в них структурных взаимосвязей.

    Авторы: Альфред Радклифф-Браун, Эдуард Эванс-Притчард, Клод Леви-Строс «Структурная антропология» (1958 и 1973), «Тотемизм сегодня» (1962), «Печальные тропики» (1975), «Мифологики» (1964-1971) , Фердинанд де Соссюр, Мэри Дуглас

    КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

    Основные идеи:

    Эта школа в этнологии возникла как реакция на европейский этноцентризм, видевший в неевропейских народах прежде всего черты варварства и дикости. Главная идея культурного релятивизма заключается в признании равноправия различных культур, созданных и создаваемых разными народами (независимо от уровня их развития, сложности и самобытности), и абсолютном отрицании этноцентризма в любой форме, в том числе и господствующего до сих пор европо- и американоцентризма. Сторонники культурного релятивизма провозглашают идею несравнимости культурных типов разных народов, невозможности их измерения единым масштабом, поскольку каждая культура представляет уникальную систему ценностей, несопоставимых между собой. Любая культура по-своему сложна, ценна и самобытна, так как является особым способом приспособления к данным условиям, вполне равнозначным любому другому. Каждая культура должна рассматриваться в своих собственных рамках, как закрытая система специфических форм существования.

    Авторы: Мелвилл Херсковиц «Аккультурация» (1938), «Человек и его творения» (1948), «Культурная антропология» (1940)., А. Кребер, Р. Бенедикт

    НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ

    Основные идеи:

    В своем большинстве приверженцы идей обновленного эволюционизма не признают универсальной исторической закономерности, поэтому понятие «эволюция» трактуется у них как поступательное развитие вообще, происходящее по неопределенным причинам. Вместо учения об однолинейном развитии культуры представители неоэволюционизма разработали несколько теорий эволюции: теорию общего и частного развития, теорию микро- и макропроцессов, закон культурной доминанты, закон потенциала развития и др. В своих исследованиях они представляют историю человеческого общества как сумму многолинейно развивающихся замкнутых систем, и эта многолинейность объясняется как результат приспособления человека к различным экологическим средам.

    Авторы: Марвин «Культурный материализм» (1979), Джулиан Стюард «Теория культурных изменений» (1955), Лесли Элвин Уайт ( «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959) и «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций» (1975),


    написать администратору сайта