Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству

  • Цивилизация Древней Греции.

  • Документ Microsoft Word (2). Современные историки сходятся во мнении, что


    Скачать 49.75 Kb.
    НазваниеСовременные историки сходятся во мнении, что
    Дата13.09.2021
    Размер49.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (2).docx
    ТипДокументы
    #231707

    На прошлом занятии мы с вами рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов.

    Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов:

    • географическая среда обитания,

    • духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет),

    • система ведения хозяйства,

    • социальная и политическая организация.

    Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет.

    А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

    Существуют различные принципы периодизации первобытной истории.

    Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда.

    По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века.

    В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества.

    Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве.

    Этот период английский археолог Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией.

    Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.


    Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

    1. Появление производящего хозяйства, т.е. переход к земледельческо-скотоводческой экономике оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита.

    2. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях.

    3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней.

    4. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

    Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции.

    1. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

    2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

    3. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества.

    В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики.

    Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

    1. Произошло повышение производительности труда, что привело к увеличению численности населениясозданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственностицентрализованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно.

    2. Появление письменности – атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

    10. Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса.

    Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция.  Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере.

    Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов.

    Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

    Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ (Египта и Древнего Двуречья). Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

    В обществах, вступивших на путь цивилизацииремесло отделилось от сельского хозяйства.

    Появились города ‑ особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского хозяйства.

    Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

    Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий.

    Сформировались государства ‑ системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

    Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

    Уже в IV‑III тысячелетии до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию.

    Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

    Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около + 20° С.

    Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

    Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек.

    В IV‑III тысячелетии до н. э. цивилизации возникли в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии.

    Несколько позднее — в III‑II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.

    Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций.

    Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций.

    Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.

    Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения ‑ каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей.

    В III тыс. до н.э. на юге Месопотамии сформировались крупные культурные центры – города Шумер и Аккад, именуемые в научной литературе Шумеро-аккадской цивилизацией. Племена шумеров были самым древним населением Месопотамии. Объединение Шумера и Аккада произошло при царе Саргоне.

    В южных районах Месопотамии раньше, чем в долине Нила, уже с V—IV тыс. до нашей эры, начали складываться городские поселения, которые стали первыми государствами: Убейд, Ур, Урук, Лагаш и др.

    Позже Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское.

    Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.

    В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы.

    Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.

    Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.

    Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру,

    Это, во-первых, изобретение гончарного круга, колеса, парусной лодки и клинописи. 

    Одними из первых шумеры стали использовать гончарный круг, колесо, парусную лодку.

    Использовали лунный календарь, но в каждом городе он имел свои отличия. В медицине использовались в основном гомеопатические (травяные) средства.

    Важнейшим изобретением было клинописное письмо. Первоначально для письма использовали рисунки, которые означали человека, части его тела, растения, животных, звезды и т.д.

    Такие рисунки называются пиктограммы. Постепенно они превратились в идеограммы, т.е. знаки, содержание которых не совпадает с рисунком. Например, рисунок ноги означал не только собственно ногу, но и такие слова как «ходить», «стоять» и т.д.

    Материалом для письма были глиняные таблички. На них писали прямоугольными палочками, надавливая уголками. Получались своеобразные клинья, клиновидные углубления. Поэтому письменность получила название клинопись.

    Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью.

    К этому можно добавить развитую архитектуру, изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.

    Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.

    Каковы особенности древней восточной цивилизации?

    Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

    В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления.

    В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный.

    Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем».

    С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами.

    В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство ‑ поэтому человеку весла не нужны.

    Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя — к своему извечному порядку.

    Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий.

    Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

    Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях.

    Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.

    Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным.

    Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.

    Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.

    Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом.

    Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы.

    Глава государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответствен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.

    Важный признак восточного деспотизма ‑ политика принуждения, а то и террора. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью.

    Один из мыслителей эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689—1755) отмечал, что народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя.

    Страх ‑ единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться.

    Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют.

    Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.

    Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству.

    За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях ‑ права на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство.

    В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль.

    В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.

    Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру.

    Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники.

    Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) — строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т. п.

    Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т. п.

    Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

    Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение.

    Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: 1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ.

    Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое — изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т. п.

     Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр.

    Как видим, военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, а все три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке.

    Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов.

    Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера.

    Старейшины и руководители этих коллективов выступали как связующее звено между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека: вне их жизнь индивида была невозможна.

    Сельские общины, экономически независимые и самоуправляющиеся, в то же время не могли обходиться без центральной, организующей власти:

    хороший или плохой урожай зависел здесь от правительства, от того, заботилось оно или нет об орошении.

    Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти.

    Вместе с тем, исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития.

    В государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом старейшин.

    Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.

    В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности власти монарха.

    Более того, в Древней Индии наряду с монархиями существовали государства и с республиканской формой правления (демократические — «ганы» и аристократические — «сингхи»).

    Поэтому утверждать, что восточная деспотия — это такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей, не совсем верно.

    Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке.

    Как это ни парадоксально, подданные восточных правителей не мыслили себя вне этого, по их мнению, вполне справедливого, порядка вещей. Они не стремились освободиться от него. Жесткость норм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.

    В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически выглядит в виде пружины, где каждый виток — это один цикл, в нем можно выделить 4 стадии:

    1) усиление централизованной власти и государства;

    2) кризис власти;

    3) упадок власти и ослабление государства;

    4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

    При таком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру.

    На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв.

    Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать законодательные акты, надписи о важных исторических событиях.

    Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий.

    В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название «христианство».

    Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н. э. и китайских — в XIII в. до н. э.

    Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до  н. э.).

    Появление первых книг в Китае относится к VII‑VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).

    Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации.

    Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX‑VIII вв. до н. э. до IV‑V вв. н.э.

    Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

    «Античный мир» — понятие сложное. Термин «античный» (от лат. «antiquus» — древний) был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из наиболее известных в то время.

    Сейчас, когда раскрыты более древние, чем греко-римская, цивилизации Древнего Востока, термин «античный» приобрел чисто условное значение.

    Античная цивилизация прошла длительный путь развития. Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией.

    Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности.

    Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично.

    Космос по-гречески ‑ это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония.

    Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры ‑ рациональность.

    Гармония проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены.

    Отсюда ‑ формулирование канона ‑ совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом.

    Тело человека как прообраз мира.

    Космологизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

    Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.

    Греция создала науку и философию, великолепные образцы поэзии, прозы, скульптуры, архитектуры, живописи и т.п. В Греции жили и трудились целая плеяда блестящих имен: драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот и Фукидид, философы Демокрит, Платон и Аристотель и т.д. и т.п.

    Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни.

    Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру ‑ характерные ценности античной цивилизации.

    Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античное общество имело иную сельскохозяйственную основу.

    Это так называемая средиземноморская триада — выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин.

    В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в рабство крестьянством и аристократией.

    У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства.

    Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати.

    В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

    Появился первый в истории образец народовластия — демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

    В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод.

    Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона.

    Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

    В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой.

    Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество — вторичными.

    Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

    В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Однако вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации (см.: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.  С. 60).

    Цивилизация Древней Греции. Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис» — «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.

    Многочисленные греческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на островах ‑ Кипре и Сицилии.

    Граждане полисов имели право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах, а в случае войны из них составлялось гражданское ополчение.

    В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, но лишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы из других греческих городов.

    На нижней ступени социальной лестницы античного мира находились совершенно бесправные рабы.

    В полисной общине господствовала античная форма собственности на землю, ею пользовались те, кто был членом гражданской общины. При полисной системе осуждалось накопительство.

    В большинстве полисов верховным органом власти было народное собрание. Ему принадлежало право окончательного решения важнейших полисных вопросов.

    Громоздкий бюрократический аппарат, свойственный восточным и всем тоталитарным обществам, в полисе отсутствовал.

    Греческий мир никогда не был единым политическим целым. Он состоял из нескольких совершенно самостоятельных государств, которые могли вступать в союзы, обычно добровольно, иногда по принуждению, вести между собой войны или заключать мир.

    Граждане классического полиса равны в своих политических и юридических правах. Выше гражданина в полисе никто не стоял. Каждый гражданин имел право публично высказать свое мнение по любому вопросу.

    Для греков стало правилом принимать любые политические решения открыто, сообща, после всестороннего публичного обсуждения.

    В полисе налицо разделение высшей законодательной власти (народное собрание) и исполнительной (выборные срочные магистратуры). Так, в Греции утверждается строй, известный нам как античная демократия.

    Греция архаического периода имела определенную специфику цивилизации по сравнению с другими античными странами: классическое рабство, полисную систему управления, развитой рынок с денежной формой обращения.

    Хотя Греция того времени не представляла собой единого государства, однако постоянная торговля между отдельными полисами, экономические и родственные связи между соседними городами приводили греков к самосознанию — быть им в едином государстве.

    Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в.‑338 г. до н. э.). Полисная организация общества эффективно осуществляла экономические, военные и политические функции, стала уникальным явлением, неизвестным в мире древней цивилизации.

    Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры.

    Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334‑328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии.

    Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры

    Каковы же особенности эллинистической цивилизации?

    К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации –

    • эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства;

    • рост производства продуктов и торговля ими,

    • развитие торговых путей,

    • расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет;

    • устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.

    Эллинизм обогатил историю человечества и мировую цивилизацию в целом новыми научными открытиями. Величайший вклад в развитие математики и механики внесли Эвклид (III в. до н. э.) и Архимед (287‑312 гг.).

    Разносторонний ученый, механик и военный инженер Архимед из Сиракуз заложил основы тригонометрии; им были открыты принципы анализа бесконечно малых величин, а также основные законы гидростатики и механики, широко применявшиеся для практических целей.

    Мировое искусство обогатилось такими шедеврами, как Алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон.

    Они вошли в золотой фонд эллинистической цивилизации достижения древнегреческой, средиземноморской, причерноморской, византийской и других культур.

    Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением.

    Согласно античной легенде, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра.

    Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

    В VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

    В конце VI в. до н. э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий.

    Первые века республики — время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю.

    II и I вв. до н. э. были временами больших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

    Постепенно примерно к I в н.э. ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций — возрастать. Начался распад рабовладельческой системы.

    В конце IV в. н. э. (в 395 г. н.э.) Римская империя делится примерно пополам — на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была завоевана турками.

    Западная империя в течение V в. до н. э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н. э. Рим был взят одним из германских племен — остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола, с этого момента считается что, западная Римская империя пала и кончилась эпоха Древнего мира, началось Средневековье.

    Каковы же причины падения Римской империи?

    Они были связаны с кризисом римского общества, обусловливавшимся трудностями воспроизводства рабов,

    проблемами сохранения управляемости огромной империи, возрастанием роли армии, милитаризацией политической жизни,

    сокращением городского населения и числа городов.

    Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию.

    В этих условиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395 г. на Западную и Восточную (центром последней был Константинополь) и отказаться от военных походов с целью расширения территории государства.

    Поэтому военное ослабление Рима стало одной из причин его падения.

    Быстрому падению Западной Римской империи способствовало нашествие варваров, мощное движение германских племен на ее территории в IV—VII вв., завершившееся созданием «варварских королевств».

    Блестящий знаток истории Рима, англичанин Эдуард Гиббон (XVIII в.), в числе причин падения Рима называет отрицательные последствия принятия христианства (принято официально в IV в.).

    Оно прививало массам дух пассивности, непротивления и смирения, заставляло безропотно склоняться под игом власти или даже угнетения. В результате гордый воинственный дух римлянина сменяется духом благочестия. Христианство учило лишь «страдать и покоряться».

    С падением западной Римской империи начинается новая эпоха в истории цивилизации ‑ Средневековье.

    Итог

    Таким образом, в условиях древности определились два основных (глобальных) типа цивилизации: западный, включающий европейскую и северо-американскую, и восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую.

    Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т. д.


    написать администратору сайта