Современные социологические теории. Современные социологические теории
Скачать 15.89 Kb.
|
Современные социологические теории В рамках объективного подхода принято выделять следующие теории: 1. Структурный функционализм (его яркий представитель Толкотт Парсонс) утверждает, что в обществе разнородным элементам необходимо взаимодействовать как частям слаженно работающего механизма. Социальная деятельность и на уровне индивида, и на уровне группы должна быть направлена на поддержание стабильности социальной системы. 2. Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) характеризует ряд социологических понятий: роль, статус, конформизм, власть, не через действие макросоциальных структур, как функционализм, а через порождающие их социальные отношения. Хоманс видит суть таких отношений в стремлении людей получить награду и выгоду и обмениваться ими. Социологические теории социального конфликта: Концепция позитивно-функционального конфликта Козера предполагает, что обществу характерно социальное неравенство, из которого вытекает постоянная напряженность в отношениях индивидов и групп. Конфликтная модель общества Дарендорфа утверждает, что любое общество базируется на принуждении одних членов общества другими, а разница социального положения вызывает ряд взаимных противоречий и изменение структуры общества. Общая теория конфликта Боулдинга предполагает, что у всех конфликтов общие алгоритмы развития. Изучение таких алгоритмов дает обществу возможность держать конфликты под контролем и предсказывать их последствия. Теории субъективистского подхода: 1. Символический интеракционизм говорит, что общество является результатом взаимодействия между людьми, субъективной реальностью, пронизанной субъективными намерениями, и действиями людей. 2. Создатель феноменологической теории – Альфред Шюц, стремился применить к области социального знания, задачу, которую поставил Гуссерль – восстановление связи между абстрактными научными понятиями и жизненным миром. 3. Этнометодология – направление, занимающееся изучением взаимодействия людей и их отношений к происходящему с точки зрения, близкой к этнографической. |