|
Универсализация мировой культуры. Современные тенденции развития мировых культур
Современные тенденции развития мировых культур. - Развитие мировой культуры в XX в. представляет собой сложный и противоречивый процесс. На него повлиял целый ряд факторов:
- - две мировые войны и несколько локальных; - разделение мира на два лагеря; - установление и падение в ряде стран фашистских режимов; - революционное прокоммунистическое движение; - крушение социалистической системы и др.
Все это внесло свои коррективы в мировой культурно-исторический процесс. В XX веке из четырех видов культурной деятельности 1. религиозная; 2.собственно культурная: а) теоретико-научная, б) эстетико-художественная, в) технико-промышленная; 3. политическая; 4. общественно-экономическая - Культурологический подход в исследовании будущего предполагает выделение разного типа культур, или цивилизаций, которые интегрируются едиными базисными ценностями, мировосприятиями и образом жизни. Согласно этому принципу, в современном мире можно выделить семь типов культур: западная (включающая в себя подтипы: североамериканская и европейская в западно- и восточноевропейских вариантах).
- русская исламская китайская (конфуцианство). японская индуистская африканская
- Напряжение, которое возникает между разного рода культурами, идет не только по традиционным осям, религиозной, светско-идеологической, морально-этической, мироощущающей самоидентификации, но и по степени приобщенности к современной глобальной культуре и к универсальной гуманистической культуре, говорить о которой достаточно сложно из-за трудностей определения всеобщих, "вечных", культурных ценностей. Интересна и показательна ситуация, возникшая в современной русской культуре.
- Продолжающие действовать, хотя и в деформированном варианте, идеологические (коммунистические) ценности.
- Традиционные для русской культуры ценности, которые ярко выражены в умонастроении, отношении к жизни, выплеснутые в концентрированном виде в искусстве (Чайковский, Рахманинов, Глинка и другие), описанные в литературе и философии (например, Достоевский и Толстой).
- Для того, чтобы картина была полной, необходимо и на как бы параллельное, а часто сталкивающееся существование разного типа социально-классовых и возрастных культур (например, "конфликт поколений", конфликт "культуры бедных" и "новых богатых"), гаснущие надежды и расцветающие ожидания.
- Следует сюда добавить, то будущее еще и изобретается и творится, если люди охвачены стремлением "изменить" его или " перестроить" или "разрушить" окружающий мир. Это стремление часто находится в самых базисных ценностях данной культуры, но может быть привнесено как идеологическая или религиозная установка.
- В прогнозах в той или иной степени всегда присутствует свободная воля и импульс творца, а также утопический момент. Утопия один из важнейших элементов исследования и конструирования будущего, если понимать под утопией не иллюзорное место, а другую "страну", "другое" будущее, другую культуру.
|
|
|