Современные теории происхождения государства. Современные-теории-происхождения-права. Современные теории происхождения права
Скачать 457.97 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Современные теории происхождения права» Выполнила: Студентка 1 курса очного отделения юридического факультета Васильева Е.Ю. Научный руководитель: доцент, А.А.Федорченко Москва, 2018 - 2 - СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………..3 1. Общая характеристика права…………………………………………….5 1.1 Факторы и условия происхождения права………………………5 1.2 Причины возникновения права……………………………….…...7 2. Классификация теорий происхождения права………………………….10 2.1 Теологическая теория…………………………………………......10 2.2 Историческая теория………………………………………….….10 2.3 Теория естественного права……………………………………....12 2.4 Социологическая теория………………………………………….15 2.5 Юридический позитивизм………………………………………..18 2.6 Нормативизм………………………………………………………20 2.7 Материалистическая теория……………………………………..21 2.8 Психологическая теория………………………………………….23 2.9 Регулятивная теория………………………………………………24 2.10 Теория солидаризма……………………………………..…25 2.11 Примирительная теория…………………………………….27 Заключение …………………………………………………………………..28 Список используемой литературы…………………………………………29 - 3 - Введение Право принадлежит к числу наиболее значимых и наиболее сложных общественных явлений. Без права нельзя представить современное цивилизо- ванное общество, поэтому так важно изучать право, его функции и теории про- исхождения. О том, что такое право и какова его роль в жизни общества, задумались еще римские юристы. Право, как писал римский юрист Павел, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, – каково естественное право. В другом смысле право – это то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право”. Со временем у людей менялось представление о праве, стали появ- ляться различные правовые идеи, теории и суждения. Изучение происхождения права помогает понять природу права, его особенности и черты, позволяет проанализировать причины и факторы его возникновения и развития. Дает возможность определить все свойственные праву функции - основные направления деятельности, точнее представить его место и роль в жизни общества. Теории о происхождении права неразрывно связаны с концепциями возникновения государства. В целом можно сказать, что причины появления права такие же, что и причины происхождения государства. Право появляется вместе с государством, оно с ним связано, является результатом его деятель- ности в экономике и политике. С возникновением государства создаются но- вые обычные нормы, более конкретные. Со временем в мире появилось множество различных теорий, объяс- няющих процесс становления и развития государства и права. Прежде всего, это связано с тем, что каждая из концепций показывает разнообразные взгляды - 4 - и идеи различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на дан- ный процесс, а также взгляды и суждения одной социальной группы на основ- ные аспекты процесса возникновения и формирования права. За время существования науки было сформулировано огромное коли- чество различных теорий, высказано множество предположений. Но все же дискуссии о природе возникновения права продолжаются и по сей день. Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение права и его теорий происхождения не окончено и не рассмотрено до конца, поскольку процесс исчезновения одних государств и формирования других продолжа- ется и в наши дни. Целью данной курсовой работы является рассмотрение права как особой системы юридических норм. В ходе работы предстоит попытаться сформировать представление о праве, описать причины, которые повлияли на возникновение и развитие права, а так же обратить внимание на многообразие теорий происхождения права. Задачи курсовой работы: 1. Изучить теории происхождения права 2. Сделать вывод по проблеме возникновения права Объект исследования: право. Предметом исследования: процесс возникновения права. - 5 - Глава 1. Общая характеристика права 1.1 Факторы и условия происхождения права Факторы происхождения права - обстоятельства, повлиявшие на фор- мирование права. Факторы, определившие возникновение права, различны. К основным факторам можно отнести: 1. Возникновение несовпадающих интересов. До того момента, пока интересы соплеменников совпадали, те меха- низмы были четкими и убедительными. Общность интересов, обозначила сходство мнений о правильном и ошибочном поведении. Отсюда следует, что людям вполне нормально было регулировать жизнь простейшими механиз- мами, обеспечивающими действие таких норм, как сила привычки, авторитет власти, а также и принудительных мер - порицание, остракизм. Особых орга- нов для применения таких мер изначально не существовало. Изменение условий жизни привели к появлению интересов, несовпа- дающих с общими интересами, все это уже не могло быть урегулировано про- стыми обычаями, при этом возникали конфликтные ситуации, ранее не извест- ные родовому укладу. Первоначально новые механизмы были направлены на то, чтобы препятствовать борьбе между соплеменниками, которая зачастую заканчивалась кровной местью. В такой ситуации можно предположить, что право возникает из необходимости возвыситься над борьбой частных интере- сов. 2. Переход общества от присваивающей к производящей экономике. На определенном этапе происходит усложнение организации произ- водства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством - 6 - пищи. Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение распределение и обмен уже появившегося прибавоч- ного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. По- является объективная необходимость нормировать и учитывать вклад каждого члена общества, результаты его труда. 1 На этом же этапе мерой поведения трудящихся выступала деятель- ность, являвшаяся наиболее разумной формой человеческой активности в сфере производства. На ее основе устанавливался "фактический порядок ве- щей", которому должны были подчиняться производители. Ведение такого рода деятельности предполагало, что к участникам производства должны быть предъявлены определенные требования, неоднократное повторение которых становилось обычным поведением. Таким образом, из деятельности людей создавались обычные нормы, имевшие правовой характер. 3. Эволюция сознания человека. Осознание правовой действительности. Право обязано своим становлением изменившемуся сознанию чело- века, формированию у него способности понимать регулятивные свойства со- циальных регуляторов, рассматривать правовую действительность и отражать ее в специфических правовых понятиях. Формирование таких универсальных правовых систем, как мораль и право, ученые с полным основанием связывают с тем периодом, когда человек стал осознавать внешний характер обращенных к нему норм, стал осознавать, как он должен поступать. Речь идет о том этапе социализации, когда неразвитость сознания устраняется, человек стал прини- мать мораль и право и выделять их. С этим было связана способность человека воспринимать операторы модальности "можно", "нельзя", "разрешено", "за- прещено". 4. Завершение процесса образования государства. 1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. Москва,2014. С.- 62. - 7 - Создавшиеся и устоявшиеся политические структуры контролировали процессы правообразования, активно занимались правотворчеством. Все древ- ние кодексы показывают перепись уже существующих обычаев и уже дей- ствующих в качестве юридических регуляторов. 5. Распространение влияния мировых религий на Западе и Востоке. Как же можно представить мир без религии и его сильного влияния на формирование правовой системы. Так, известно, что сильное влияние на ста- новление права в странах Западной Европы оказал фактор Папства. 6. Появление письменности. Вслед за появлением письменности начинают возникать такие разно- видности правовых актов, как акты нормативные и индивидуальные. Письмен- ность помогла развитию нормативного договора как источника права. Без письменности не мог бы появиться публичный правовой договор. Заключае- мые между правителями и народом публичные договоры содержали часть права всей страны. Считается, что по типу договора был составлен библейский Ветхий Завет - договор Бога с народом Израиля. Письменность способствовала утверждению в качестве источника права судебного прецедента 1.2 Причины возникновения права. Возникновение права занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Истоки зарождения права уходят в эпоху первобытного об- щества. Уже в первобытном обществе существовали определенные правила по- ведения людей, которые обеспечивали выживание членов родовой общины в природной среде и их воспроизводство. Эти правила сложились в обычаи, ко- - 8 - торые фиксировались в памяти людей в силу их целесообразности, рациональ- ности и полезности выполнялись добровольно, по привычке, из уважения к памяти предков. 2 Нормы, регулировавшие поведение людей первобытнообщинного строя, называются мононормы. Первобытный человек не мог различать нормы морали, религии, а также права, обязанности, поэтому у него были единые не- расчлененные нормы. Через некоторое время стали появляться законы, представляющие за- пись обычаев. Эти законы не первых этапах имели общесоциальное содержа- ние, то есть были направлены на поддержание жизни людей. В условиях совместного решения общих дел обычаи не воспринима- лись индивидами как перечащие их личным интересам. Эти нормы соблюда- лись добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой обще- ственного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуж- дение. Нормативные обобщения, являвшиеся стандартными способами упоря- дочивания первобытнообщинной жизни, — начало формирования права. Изучая многочисленные, сложившиеся в разное время представления и идеи о праве можно выявить ряд причин, воздействовавших на происхожде- ние, становление и развитие права: 1. Потребность экономических отношений, которые складыва- лись при наличии частной собственности, дифференциации труда, то- варного производства и обращения, необходимость установления эконо- 2 Морозова Л.А. Основы государства и права. Учебник. Москва, 2004. С. – 69. - 9 - мического статуса товаровладельцев, обеспечения для них гарантиро- ванных экономических связей, условий для экономической самостоя- тельности; 2. Необходимость поддерживать порядок в обществе в усло- виях обострения социальных конфликтов; 3. Организация публичной власти, отделенной от населения и способной утверждать юридические нормы и следить за проведением их в жизнь; 4. Становление относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения общества на отдельные субъекты, где человек не рассматривается как личность, понимающая возможности, складывающиеся в процессе развития общества. Таким образом становление права было связано с: качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества; обособлением личности как участника общественных отно- шений со своими притязаниями на автономность существования (соци- альную свободу); формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи: a) обеспечить функционирование общества как целостного ор- ганизма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддержи- вать в нем порядок и стабильность; b) установить индивидуальную свободу автономной личности. - 10 - Глава 2. Классификация теорий происхождения права. В мире всегда существовало и существует огромное количество раз- личных теорий, дающих возможность понять процесс происхождения и разви- тия права. Это вполне объяснимо, так как на протяжении всей истории чело- вечества, представители каждой из этих теорий ведут неутихающие споры, по- казывая свои идеи и суждения на данный процесс. Каждая концепция, рас- смотренная в трудах известных ученых, по-своему интересна и познавательна. 2.1. Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятелей Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама и современной католической церкви. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности права, необ- ходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога. 3 Данная концепция в своем объяснении опирается на религиозные книги, и прежде всего на Библию, где утверждается, что основные законы, та- кие как заповеди Моисея, даны человеку от Бога. Теорию невозможно доказать, но при этом ее нельзя опровергнуть: во- прос ее истинности, правдивости рассматривается вместе с вопросом о суще- ствовании Бога, все-таки это скорее вопрос веры. 2.2. Историческая теория. Основными представителями этого направления исследовательской мысли являются Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, Н. М Карамзин. Историческая 3 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник. Москва,2001. С. – 50. - 11 - теория возникла в первой половине XIX в. в противовес естественно-правовой теории, из которой вытекали демократические и революционные взгляды, призывы к преображению и изменению политико-юридического строя и при- нятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека». При этом в отличии от теории естественного права историческая школа права обращается к реальным процессам возникновения права. В работах Са- виньи, его сторонников основное внимание уделялось обычному праву, мно- жеству локальных правовых систем тогдашней Европы. 4 Рассуждая о праве, сторонники исторической концепции права гово- рили, что нынешнее право не должно сводиться к предписаниям, исходящим от власти. Право возникает внезапно и своим появлением не обязано государ- ству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, а создаётся, стро- ится постепенно путём течения через стихийное образование норм общения. В таком случае право - это исторически сложившиеся устои, возникающие в глубине народного сознания, в недрах национального, народного духа. К. Савиньи писал, что с движением национального духа стихийно эво- люционирует и право. Процесс развития права схоже с развитием организма из своего зародыша. На первых порах своего становления право показано в виде обычаев, на втором этапе развивается до предмета обработки со стороны правоведов, при этом возникают связи с убеждением народа. В то же время, по мнению, Г. Пухты, бессмысленно навязывать людям ту или иную искусственную правовую систему. Созданная отдельно от жизни народа, она не может подойти обществу. Каждому человеку свойственен свой дух, следует ему присуще и своё правосознание. Отсюда следует, что нормы 4 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. Москва, 2014. С. – 85. - 12 - права одного народа не будут пригодны для других народов. Чтобы народ по- стиг соответствующее ему право, необходимо выяснить его дух, а это можно сделать, исследуя этот народ. 2.3. Теория естественного права. Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или теория естественного права, как её нередко называют в научной литературе, является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распростра- нённых правовых доктрин. Данная теория возникла в период формирования государственности и правовых норм. На первых порах данная теория не рассматривала происхож- дение права, скорее она была тесно связана с понятием «мораль», «справедли- вость» и «честь» и считала, что законы - это всего лишь соглашения, заклю- чаемые для удобства, и в природе не существует ничего, что могло бы дикто- вать содержание этих законов. Поэтому природа человека – это не более чем инстинкт, отсюда следует, что правовые акты направлены не на то, чтобы предоставить свободу действий этим инстинктам, а на то, чтобы их обуздать. Для того чтобы суметь разобраться во всех этих разноречивых сужде- ниях, понимать суть естественного права и его теории, важно хотя бы слегка рассмотреть их эволюцию, основные этапы, стадии их возникновения и разви- тия. Необходимость этого обуславливается тем, что в разные исторические пе- риоды, на разных этапах развития общества и государства взгляд на естествен- ное право и его теорию, представление о них имели свои особенности. Главными новаторами в исследовании данной теории на первом этапе были Платон и Аристотель. В своих трудах философы трактовали учение че- рез идеалистический подход, хотя позже Аристотель изменил свое миропони- мание и пришел к отказу от идеалистической философии. Ученик Сократа, в отличие от учителя, не рассматривал высшую идею справедливости в качестве - 13 - закона, данного природой, которому подчиняются все законы, созданные че- ловеком. В «Законах» Платона подробно показано, как можно приблизиться к идеальной справедливости с помощью определенных законов в конкретном государстве. Хотя в своих трудах философ и рассматривал понятие «справед- ливость», как нечто неизменное и статичное, все же его последователи пошли дальше и не останавливались на выводах учителя. Так в трудах Аристотеля понятие «справедливость» представлено как что-то обыденное и понятное, в таком случае оно может изменяться, поскольку моральные нормы у каждого общества различны. Поэтому можно говорить, что справедливость – понятие универсальное и отвечает основным целям личности. Таким образом, Платон и Аристотель, изучая естественное право различными путями, пришли к вы- воду, что право может иметь два различных подхода к понятию «природа». С одной стороны, природа – это выражение основных целей человека при усло- вии полной самореализации, а с другой стороны – это всего лишь способ по- ведения человека. Также были разработаны две концепции, согласно которым нужно рассматривать данную теорию. Рассматривая первую концепцию, можно понять, что природа действует нормативно, как наилучший стандарт, являющийся эталоном для всех других явлений неприродного характера. В то же время вторая концепция более прагматична, она стремиться к изучению че- ловека, его сути, а не его идеалу, порожденному в результате спекулятивных умозаключений. Но даже если вторая концепция и содержит нормативный эле- мент, то все равно при ее изучении необходимо использовать стандарты для того, чтобы понять являются они для человека естественными, или нет. Но все же данные концепции опираются на какие-то человеческие ценности и в силу этого являются изначально нормативными. 5 Значительное изменение теория естественного права претерпела в Средние века, при этом она сохранила в своей основе прежние идеи, среди 5 Ллойд Д. Идея права. Москва, 2007. С. – 86. - 14 - которых на первый план выходили вечность и неизменность природы чело- века. Естественное право в то же время в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. Естественное право со- относилось с неким божественным правом, а место и роль природы занимал и выполнял Бог. Следующим этапом изучения данной теории становится XVII-XIX века. В это время теория получила доработку, а ученые уже смогли сформули- ровать концепцию естественно-правового происхождения права. Естественное право в этот период играет роль политического и юриди- ческого идеала. Оно рассматривается как эталон, которому нужно следовать и которым можно заменить существующее несовершенное право. Идеи боже- ственного происхождения права, а также его отдельных институтов не под- тверждались и не оправдывались на этом историческом этапе, они всячески опровергались. Вместо божьей воли и божьего провидения в решении этих во- просов на первый план выступала воля людей. Также в этот период набирают популярность новые по своему содер- жанию труды Канта. Эмпирическое учение о позитивном праве философ име- новал «статуарным учением о праве», оно основано на использовании есте- ственно-правовых положений о понимании права. «Чистое учение о праве и статуарное учение о праве… отличаются друг от друга, как рациональное от эмпирического… Между этими учениями… необходима еще особая часть уче- ния о праве для состыковки обоих учений и опосредования их связи». 6 Категорический императив Канта рассматривал как основной принцип абсолютную истинность, которая интуитивно, но которая, тем не менее, оста- ется формальным принципом без всякого конкретного содержания. 6 Нерсесян В.С. Право и правовой закон. Москва, 2009. С. – 60. - 15 - С конца XIX века естественно-правовая теория переживает новый этап в своём развитии – этап возрождения естественного права. Возрождённое есте- ственное право не только не отрицает своего родства с прежними этапами раз- вития естественного права, но, наоборот, всячески стремится подчеркнуть свою связь с ними. Важной частью современной теории естественного права является ее ярко выраженные политический и идеологический аспекты, т.е. данная кон- цепция является не только юридической, но и политико-идеологической тео- рией. Это означает, что ее пытались использовать в политико-идеологических целях - для укрепления или ослабления существующего строя, революцион- ного движения. Таким образом, сутью данной теории является то, что эта теория отож- дествляет право и мораль, признает естественные, неотъемлемые права чело- века, источником которых является сама человеческая природа, а не законода- тельство. 2.4. Социологическая теория В XX в. широкое распространение в Европе и в США получили различ- ные теории социологического направления. Их приверженцы, как и предста- вители естественно-правовой теории, разграничивали право и закон, обращая особое внимание на действие права, его применение. Право трактовалось как фактически сложившийся порядок общественных отношений. 7 В 1930-х годах была составлена концепция «социального права», авто- ром которой был Г. Гурвич. Олицетворением социального права Гурвич рас- сматривал социальное законодательство. Поэтому социальное право - это право, зафиксированное в высших формах общественного взаимодействия 7 Морозова Л.А. Основы государства и права. Учебник. Москва, 2004. С. – 73. - 16 - людей, это, в первую очередь, «социабельное право», которое помогает объ- ективной интеграции в межличностных отношениях. В отличие от индивиду- алистического права оно создано на партнерстве, и потому оно является пра- вом, направленным на взаимодействие, общие цели, на заключение мира, в то же время индивидуалистическое право - это право войны, конфликтов, разроз- ненности. Поскольку социальное право создано на доверии, оно не может быть установлено как-то иначе или извне. Социальное право действует изнутри той социальной среды, которая его устанавливает, и в этом смысле это автономное право. Основатель гарвардской школы права профессор Гарвардского универ- ситета Роско Паунд максимально полно рассмотрел социальное учение о праве в пятитомном труде «Юриспруденция». Суть нового подхода в социологии права была отражена в этой работе как «инструмент социального контроля», потому что контроль связан с регулированием поведения и социального со- трудничества законопослушных граждан, в таком случае для самой юриспру- денции подходит название «юридическая социальная инженерия», авторство которой приписывается Р. Паунду. Под правом в действии Паунд считает три взаимосвязанных его отра- жения в социальной жизни, понятные эмпирическому наблюдению и изуче- нию: правопорядок, совокупность предписаний и судебный прецедент. Целью права становится примирение и гармонизация сталкивающихся и перекрещи- вающихся интересов. Своеобразие позиции Р. Паунда заключалось в оценке роли наиболее важных традиционных средств социального контроля, которые на начальных этапах не были разделены, и со временем сильно отделились и стали по-раз- ному совместимыми с общественным и политическим бытом. Социологическое понимание права, по М. Веберу, предусматривает со- средоточение внимания на модели поведения участников правового общения - 17 - и на оценке восприятий участников, вовлеченных в это общение. Здесь важно одновременно внешнее и внутреннее восприятие происходящего. Вебер по- вторяет гегелевское понимание того, что социальные отношения конкретно этой эпохи обеспечивают внутренний критерий для моральных предписаний и аргументацию для моральных решений. Реалисты в правовой науке были приняты, как настоящие возмутители ученого спокойствия. Наиболее известной стала книга Джерома Фрэнка «Право и современный разум», она призвала к радикальному переосмысле- нию знания и истины. Также книга Дж. Фрэнка заставила пересмотреть устоявшиеся мнения о праве из-за того, что автор бросил вызов юридическим фикциям и поставил под сомнение нынешнее понимание права. Хотя при этом ученый опирался на опыт и идеи юристов-практиков. Говоря об особенностях нового правопонимания, Дж. Фрэнк обращал внимание на то, что право - специальное судебное решение, реальное делание, а не только говорение. Сутью нового подхода к праву становится обсуждение вопроса о той мере, в какой судебный процесс должен применяться в интере- сах обеспечения справедливости по отношению к людям. В 1970-1980-е годы идеи Дж. Фрэнка внезапно обрели новое дыхание в движении за критическое исследование права под англо-американским направлением школы критических правовых исследований, появившейся в США и получившей признание и поддержку в других странах. Представители школы усомнились в некоторых фундаментальных положениях либеральной традиции, таких, как правовое равенство и господство права. Обращая внимание на сопряженности права и общественной практики, их взаимообусловленности и взаимозависимости, приверженцы движения критической школы права говорят, что нынешнее право – это барьер, который - 18 - сдерживает реализацию творческих способностей людей и тем самым подав- ляет их свободу. С этой точки зрения они оценивают уголовно-правовую док- трину, доктрину собственности, идею альтернативного разрешения правовых конфликтов, отдельных проблем юридического образования. Опираясь на новые представления о социальной реальности в совре- менном обществе, представители критической правовой школы хотят дока- зать, что право в обществе защищает одни интересы и ущемляет другие. И все это происходит в обществе, в котором вроде как преобладают либеральные ценности и навязываются представления о господстве права. Таким образом, социология изучает общественные явления с точки зре- ния закономерностей становления общества в целом, в праве ею рассматрива- ются и даже гиперболизируются социальные черты в ущерб признакам юри- дическим, формально-догматическим. Социологическая концепция права опровергает активное вмешательство государства в сферу частных интересов. Социологическая концепция права выступает против социалистических идеа- лов плановой экономики, против неолиберализма, предлагающего регулятив- ное влияние государства на хозяйственную деятельность в оптимальных пре- делах. 2.5. Юридический позитивизм Идея юридического позитивизма начало складываться во второй поло- вине XIX в. и тут же стало господствующим направлением в юриспруденции. Философской основой позитивистского учения является учение Иммануила Канта о категорическом императиве и французского философа Огюста Конта о позитивной политике, обеспечивающей гармонию в обществе. Термин «позитивизм» был впервые введен в научный оборот Контом для обозначения собственной философской системы. 8 8 Ллойд Д. Идея права. Москва, 2007. С. – 121. - 19 - О. Конт писал, что солидарность и гармония является законом Вселен- ной. Эту идею рассматривали французские юристы Л. Дюги и Э. Дюркгейм. По мнению Л. Дюги, нормы права показывают гармонию между людьми и выражены высшей нормой - нормой социальной солидарности. Э. Дюркгейм утверждал: «… мы можем быть уверенными, что найдем отражен- ными в праве все сущностные разновидности социальной солидарности», «…право воспроизводит основные формы социальной солидарности». Немецкий профессор римского права Р. Иеринг на основании учения Гегеля о праве как закона разработал реалистическую теорию права. Согласно Рудольфу фон Иерингу, право появляется, развивается, показывает себя в борьбе и поэтому неразрывно связано с насилием, с государственным при- нуждением. Р. Иеринг рассматривает право: как общность действующих в гос- ударстве принудительных норм, применяемых им правовых принципов. Цель права, как думал Р. Иеринг, заключается в уравновешивании ин- тересов общества и нахождении баланса между ними. «Богиня правосудия держит в одной руке весы, на которых она взвешивает право, в другой - меч, которым она его защищает. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча - бессилие права». 9 В России, позиции Р. Иеринга придерживался Петр Иванович Стучко. П.И. Стучко под правом понимал, порядок общественных отношений, обязан- ный соответствовать интересам высшего класса и охранять организованной силой этот класса. Согласно Д. Остину, право - это созданные государством законы, в ко- торых оно дает возможность определить юридические права и наложить соот- ветствующие обязанности. Понятие права, с точки зрения К. Бергбома, лишь чисто формальное, при этом получается, что юриспруденция - это формальная 9 Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права. Учебник. Минск, 2003 - 20 - наука о позитивном праве. И такой сугубо формальный подход к праву харак- терен для всех приверженцев юридического позитивизма. 2.6. Нормативизм Нормативная концепция права основана на признании того, что право - это правила поведения, написанные в официальных государственных актах. Через общие и равные для всех нормы государство применяет единые в раз- личных сферах общественных отношений масштабы к разным людям. Эти правовые нормы, сформулированные в юридической языковой форме, и явля- ются содержанием права. Нормативистскую теорию связывают с именем австрийского юриста Ганса Кельзена. Он делил жизнь каждого человека на две сферы: область су- щего и область должного. Право, по его мнению, составляет область долж- ного. 10 Самый знаменитый труд Г. Кельзена - «Чистая теория права». Под этим названием формировалась теория позитивного права, которая для обеспечения своей «чистоты» отрицает познание всех элементов, являющихся чуждыми позитивному праву. Ограничения предмета научного познания должны быть, по мнению автора, отчетливо зафиксированы. И эта фиксация охватывает 2 направления: специфическая и специальная наука права различается и обособляется от философии справедливости, с одной стороны, и от социоло- гии, с другой стороны. Таким образом, основным источником единства национальной право- вой системы Г. Кельзен рассматривал норму - чисто мыслительное допуще- ние, которое воспринимается как положение обоснования существующего государственного правопорядка. 10 Морозова Л.А. Основы государства и права. Учебник. Москва, 2004. С. – 72. - 21 - В онтологическом плане нормативистское учение является прямым продолжением юридического позитивизма, но, тем не менее, оно существенно отличается от предшествующей формально-догматической юриспруденции. Ганс Кельзен фактически развил и усовершенствовал юридический позити- визм, включив в него теоретические положения, выдвигаемые представите- лями социологического правоведения, и спрятав их под «индивидуальные нормы». В теории Г. Кельзена право охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государством, но и формы их реализации. Г. Кельзен, своей нормативистской концепцией права, формальное по- нимание права довел до абсолюта, согласно которому право нужно рассмат- ривать вне связи его с политикой, экономикой, нравственностью, усматривая в нем лишь устанавливаемые предписания. 2.7. Материалистическая теория Материалистическая концепция исходит в своем отношении к причи- нам возникновения права из известного определения, содержавшегося в напи- санном Марксом и Энгельсом «Манифесте Коммунистической партии»: «Право есть возведенная в закон воля господствующего класса, воля, содер- жание которой определяется материальными условиями жизни данного класса». Право объявлялось одной из важнейших частей надстройки над эко- номическим строем классового общества на данном этапе его развития, и по- тому способно возникнуть и существовать только в определенных историче- ских условиях. 11 Сутью теории является то, что государство появилось на смену родо- племенной организации, а право — обычаям. В классовой теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного разви- тия самого общества, связанного с разложением первобытного строя, появле- 11 Казаков В.Н. Теория государства и права. Учебник. Москва, 2015. С. – 56. - 22 - нием частной собственности и социальным разделением общества по имуще- ственному признаку. В появившихся новых экономических условиях родопле- менная организация оказалась неспособной управлять обществом. Возникла потребность во властном органе, способном обеспечить преимущество инте- ресов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому обще- ство, состоящее из экономически неравных социальных слоев, создает особую новую организацию, сдерживающую противостояние зависимой части обще- ства. Этой особой организацией стало государство. Если государство становится властным органом, то право – их своеоб- разным орудием. Право выражает государственную волю господствующего класса и навязывает эту волю населению. 12 Классовость и экономическая обусловленность права – важнейший принцип марксистской теории. Основным содержанием этой теории стано- вится представление о том, что право – это продукт классового общества; вы- ражение и закрепление воли экономически господствующего класса. То есть, происхождение и развитие права выражаются необходимостью закрепить воли экономически господствующего класса в виде нормативно-правовых ак- тов. “Право есть лишь возведенная в закон воля”. В результате постулаты материалистической теории вошли в отече- ственное право. На основе классового признака права сделали вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, управляемых рабочим классом. 12 Морозова Л.А. Основы государства и права. Учебник. Москва, 2004. С. – 74. - 23 - Право полно только тогда, когда общество осуществляет правило: “от каждого по способности, каждому по потребностям”, то есть когда люди при- выкают к соблюдению основных правил общежития и начинают добровольно работать по способностям. Материалистическая теория смогла ограничить жизнь права историче- скими рамками классового общества. Она считает, что право — исторически преходящее явление, которое нужно обществу только на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социаль- ную ценность. Главной заслугой марксизма являются положения о том, что право — это необходимый инструмент регулирования экономической свободы чело- века, являющийся “беспристрастным” регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире рассматри- вают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отноше- ний. 2.8. Психологическая теория Психологическая теория, сложившаяся в начале XX в., трактовала право как элемент психики людей, как явление, лежащее в сфере эмоций, чувств, переживаний человека. 13 Главным представителем данной теории был Л.И. Петражицкий, по его мнению, общество и государство – это сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Право должно выполнять распредели- тельную и организационную функции. Распределительная функция выражена в том, что правовая психика дает людям материальные и идеальные блага: 13 Морозова Л.А. Основы государства и права. Учебник. Москва, 2004. С. – 72. - 24 - неприкосновенность личности, свободу совести, слова. Организационная функция права строится на наделении субъектов властными полномочиями. Естественно, что социальные закономерности реализуются через чело- веческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама челове- ческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия должны учитываться в первую очередь. 14 В своих трудах Петражицкий делит право на автономное и на позитив- ное. Автономное право создает переживания, исполняющиеся по зову внут- реннего “голоса” совести. В то же время позитивное правовое представление строится на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте. Несмотря на известную теоретическую сложность и “замкнутость” на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, были приняты и сейчас довольно широко распростра- нены. Таким образом, суть психологической теории выражена в том, что она старается объяснить происхождение государственно-правовых явлений и вла- сти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. 2.9. Регулятивная теория Данная концепция происхождения права широко распространена в ази- атских странах. Причиной особой поддержки регулятивной теории ученых этих стран стало то, что они при рассмотрении вопроса о возникновении права 14 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Москва, 2001. С. – 53. - 25 - основывались в основном на условиях, в которых находились страны Азиат- ского континента. Жесткие климатические и географические условия в данной части планеты обусловили особую роль государства. Согласно данной концепции, право возникло для создания и сохране- ния единого порядка для всей страны. Порядок - понятие комплексное, обхва- тывающее многие сферы человеческой жизни, расширившейся и усложнив- шейся в связи с переходом общества к производящей экономике. На первом этапе развития человеческого общества только маленький круг вопросов нуждался в упорядочении с помощью правовых норм: 1. распределение земли при вынужденном переселении народа. 2. установление правил экзогамии, запреты инцестов. Потом с формированием производства возникала нужда регулировать не только порядок приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное производство. В частности, было правило, которое касалось разделения труда. Появляются правила сотрудничества, взаимодействия. В тот момент, когда развитие производства вновь шагнуло на новый уровень, и обмен продуктами труда стал носить массовый характер, начинают регламентировать меры весов, появляются денежные системы, справедливые цены на товары. Одним словом, по мере необходимости все сферы жизнедеятельности людей регламентируются нормами права. В этом и состоит причина появления права. Таким образом, регулятивная теория - это теория, забегающая вперёд, приписывающая праву свойства, приобретенные на более поздних ступенях развития. 2.10. Теория солидаризма. - 26 - Создателем и наиболее известным приверженцем теории солидаризма был французский юрист Л. Дюги. Основными положениями данного учения, по мнению великого юриста, были следующие идеи: 1. человек - существо общественное, он не умеет жить обособленно; 2. общество работает лишь благодаря солидарности, которая объеди- няет людей Из этого положения Дюги сделал вывод о том, что существует неиз- менный принцип солидарности: «поступай солидарно». Никто не может нару- шать норму солидарности, то есть не делать ничего того, что сумеет нанести ущерб солидарности, а делать лишь то, что содействует солидарности. Прин- цип солидарности является основой правопорядка и общественной организа- ции. С развитием дифференциации труда, писал Дюги, люди стали зависи- мыми друг от друга, а потому солидарность должна формироваться и крепнуть. На основе постулатов солидарности в обществе непрерывно уста- навливаются различные правовые нормы. Право, как писал Дюги, не может создаваться государством. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь их выявляет, стихийно складываются в обществе на основе солидарности, и записывает их в виде за- кона. Правовые нормы всегда выше государства, выше законодателя. Если государство издает законы, противоречащие солидарности, то они не будут соблюдаться и никогда не войдут в число солидарных норм. Право - это не инструмент политики государства. Оно отражает не волю какого-либо класса, а единство различных социальных групп. Существование государства обу- словлено разделением труда и надобностью формирования права, выражаю- щего общие интересы. Дюги высказывался против субъективных прав, заменял их социальной функцией. Поэтому рабочий и капиталист не имеют субъективных прав, они владеют лишь определенными социальными функциями, которые должны - 27 - осуществлять «святую солидарность» и регулировать «счастливую гармо- нию». Таким образом, частная собственность – это не право капиталиста, а нужная социальная функция, без которой не может существовать общество. 2.11. Примирительная теория Данная теория является самой популярной теорией на Западе. Её сто- ронниками являются английский ученый Г.Берман и шведский ученый Э.Ан- нерс. Некоторая любовь к примирительной концепции вполне объяснима: за- падные страны развивались эволюционным путём, причем социальные инсти- туты там возникали «снизу», то есть по мере выявления потребности люди начали думать, что нужно дать достойный ответ на вызов объективной реаль- ности. Создание права – это один из таких ответов. Согласно данной концепции, право начало формироваться не для уре- гулирования отношений внутри рода, а для установления отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти выпол- нял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный член рода ещё не являлся субъектом. Ведь род давал ему безопасность и защиту. Таким образом, сила рода являлась силой каждого его члена, и потому в интересах любого человека следовало не противопоставлять себя роду. Из договоров о примирении, устанавливаемых с помощью совета ста- рейшин, возникло, как считают представители данной теории, примиритель- ное право. Со временем договор примирения стал правилами, правовыми нор- мами, в соответствии с которыми всё больше увеличивалась мера наказания. Затем нормы примирения стали разделяться. На основе разрешения целого ряда проблем самого различного характера сформировалась целая система правовых норм. Из поколения в поколение она продолжала развиваться в уст- ной форме, а затем начала оформляться в форме законодательства, то есть в - 28 - форме провозглашения их от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных органов. Заключение Таким образом, в трактовке происхождения права среди ученых нет единства мнений. Почти все теории происхождения права основываются на истинных свойствах права и процессах его возникновения, но при этом отдель- ные факторы нередко преувеличиваются. 15 История цивилизации видела десятки, а то и сотни правовых теорий. Великие ученые в течение веков бьются над разгадкой феномена права, выяв- лением его сущности. Правовые теории прошлого являются желанием науч- ной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений. В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права может быть сведено к противоборству двух первоначальных принципи- альных позиций. Одна из них заключается в объяснении права, с точки зрения, средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспече- ния порядка, прежде всего путем принуждения. С этой точки зрения право яв- ляется орудием властвующей части общества для осуществления своей воли, для подчинения этой воле других членов общества. Вторая точка зрения гово- рит о том, что право должно обеспечивать порядок в обществе путем дости- жения социальных компромиссов. С этой позиции работа права отражается в общих интересах различных групп общества. Суть права составляет обще- ственное согласие, компромисс. 15 Морозова Л.А. Основы государства и права. Учебник. Москва, 2004. С. – 74. - 29 - Список использованных источников 1. Алексеев С.С. Теория права. Опыт комплексного исследования / С.С.Алексеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М. 1998. 2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс/ С.С.Алексеев - М.: Издательство «Юридическая литература». М.1996. – 192с. 3. Бошно С.В. Правоведение. Учебник / С.В. Бошно. – М.: Издатель- ство Эксмо, 2004. - 432с. 4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридиче- ских вузов / А.Б.Венгеров.– М.: Юриспруденция, 2000. – 528с. 5. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Н.Дмитрук. - М.: Новое знание, 2002. – 182 с. 6. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: учебник. Минск, 2003 7. Казаков В.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Издатель- ство РААН, 2015. – 362 с. 8. Калинина Э.А. Общая теория государства и права: краткий элемен- тарный учебный курс / Э.А. Калинина. – Мн.: Молодёжное научное общество, 2005. – 84 с. 9. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие / Т.В. Кашанина – М.: Юристъ, 1999. – 335с. 10. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В.Малько - М.: Юристъ, 2001. - 304с. 11. Ллойд Деннис. Идея права/ Д.Ллойд – М.:КНИГОДЕЛ, 2007. – 416с. - 30 - 12. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Мар- ченко. – М.: Юрид. лит., 1996. – 432с 13. Морозова Л.А. Основы государства и права/ Л.А.Морозова – М.:НОРМА, 2004. – 451 с. 14. Нерсесян В.С. Право и правовой закон. Становление и развитие/ В.С.Нерсесян. – М.: Издательство НОРМА, 2009 – 382с. 15. Нерсесянц В.С. Философия права:Учебник для вузов /В.С. Нерсе- сянц. - М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. - 652 с. 16. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.М.Сырых , стереотип. – М.: Юстицинформ,2005. - 704 с. 17. Якушев А.В. Теория государства и права / А.В. Якушев. – М.: «Из- дательство Приор», 2000. – 192 с. 18. Авраменко, А.И. Человек. Общество. Государство. Пособие для аби- туриентов вузов / А.И.Авраменко, Т.И.Адуло, И.Н.Бобкова; Под общ. ред. А.И.Авраменко, Ф.В.Пекарского.- 3-е изд., доп.- Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004 –368с. 19. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн.: Тесей, 1998.- 576 с. 20. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В.Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: Юристъ, 1999.-272 с. 21. Кузнецов, Э.В. Наука о праве и государстве /Э.В. Кузнецов, В.П.Сальников – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, Издательский Торговый Дом «Герда», 1999. - 410с. 22. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2002. – 512с. 23. Основы права: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В.Лазарева-М.: Юристъ, 2001, 448с. - 31 - 24. Правоведение: Учебник для вузов / под ред. д.ю.н. проф. С.Н.Бабу- рина. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 592с. 25. Правоведение: Учебник для вузов / под. ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высшая школа, 2003. – 560 с. |