Главная страница
Навигация по странице:

  • Где пределы свободы художника

  • Искусство и общество. Современный художник и общество


    Скачать 60.9 Kb.
    НазваниеСовременный художник и общество
    АнкорИскусство и общество
    Дата10.01.2022
    Размер60.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИскусство и общество .docx
    ТипРеферат
    #327704

    Департамент образования города Москвы ГБПОУ

    «Московский Издательско -полиграфический колледж имени Ивана Фёдорова»

    Специальность : «Дизайн по отраслям»
    РЕФЕРАТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


    На тему :  Современный художник и общество 

    Выполняла студентка группы 1Д2

    Очного отделения

    Гнусова Яна Александровна

    Проверила :

    Пурто Елена Евгеньевна


    Москва – 2018
    Содержание

    1. Искусство в современном мире 

    2. Стили современного искусства 

    3. Представления о личности художника на современном этапе истории 

    4. Требования, предъявляемые к художнику, обществом 

    5. Где пределы свободы художника? 

    Введение :
    В каждую эпоху в обществе существовали художники, которые формировали эстетическое восприятие и наше отношение к действительности. Таких творцов мы называем художниками c большой буквы,  духовными лидерами, гениями. Художник смотрит на окружающий мир слегка отстраненно, что помогает ему объективно оценивать события и, как следствие, помогает создавать, творить. Выбор художником темы произведения обусловлен его поисками истины. И насколько художественно, образно выразит это художник в своем произведении, настолько это передастся  зрителю. Там где нет самого главного – духовного поиска, нет настоящего искусства; которое способно вызвать у зрителя духовное очищение [1].

    Современный художник создает, творит по самым разным причинам. Это может быть – стремление к славе, к деньгам; одной из форм проявления свободы; один из способов самореализации, самоусовершенствования, самоутверждения, самолечения, расслабления. Но жизнь диктует свое и ставит художника в твердые рамки, ограничивая его свободу. У каждого художника свой путь, и, вследствие этого, такое большое количество в современном искусстве произведений, в которых отсутствуют духовность, художественность.

    Художник вводит зрителя в новый мир, открывает ему новое измерение; в котором человек переосмысливает себя, свои поступки, свое прошлое, испытывает новые ощущения, чувства, находит новые краски, запахи, звуки и ритмы жизни. В результате переосмысления прошлого происходит духовное очищение и преображение, которое, как правило, влияет на развитие человека, пробуждает у него интерес ко всему новому, делает его закаленнее. Это помогает ему строить свою личную жизнь дальше, строить свои взаимоотношения с людьми, найти свое место в жизни; гармонично вписываясь в сложный и меняющийся мир.

    Художник, как проводник, в обществе необходим до тех пор, пока мы живем и работаем, творим и учимся, стремимся к гармонии и красоте, как внешней, так и внутренней. Мир, общество меняется, и в этом преображении Художнику отводится особая, ответственная роль.


    1. Искусство в современном мире

    Одна из символических форм культуры, осваивающая мир через систему образов - искусство. Оно характеризует способность человека художественно выражать свой внутренний мир. Художественный образ для того, чтобы стать общедоступным, должен обладать узнаваемой формой, но при этом не потерять своей уникальности. В каждую эпоху, у каждого художника и в каждом виде искусств он всякий раз обретает иное, неповторимое звучание, несмотря на то, что художник опирается на стабильные правила и фундаментальные изобразительные мотивы. Итак, язык искусства неповторим, он всегда зеркало индивидуальной души, а само искусство – поле экспериментов, прибежище гениев, творящих новые формы и правила. Как наиболее эмоциональному виду человеческой деятельности искусству присущи динамичность, острота реакции на изменчивость жизненного мира, быстрая смена оценок, стилей, выразительных средств. 

    В искусстве, как ни в одной другой области поощряется выход художника за пределы канонов. Правда, говорить об абсолютной свободе творчества художника нельзя, ибо он производная величина своей культуры. Его всегда ограничивает ценностная и нормативная база искусства его времени. Но именно через взаимодействие с ней и формируется талант творца. Его грани оттачиваются с одной стороны, естественным стремлением любого художника к преодолению всяких границ, а с другой, - необходимостью четкой организации эстетической формы. 

    Искусство должно быть возвышено и доступно одновременно. Оно отражает в художественной форме мир чувств современников, состояние общественного сознания в целом. Искусство опирается на собственные критерии, главным из которых являются красота и гармония. Искусство устанавливает пропорции, соразмерность человека с миром, беря за эталон понятие красоты и придавая ему чуть ли не сакральное значение. Известны слова Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». Искусство всегда связано с определенной чувственной формой, обращается к созерцанию или воображению и носит бескорыстный характер. В искусстве красота – главная художественная ценность, обусловленная выражением гуманистических идеалов.


    Таким образом, искусство не только описывает жизнь, но и дает ей свои оценки, используя при этом не столько критерий достоверности, тождественности, сколько критерий правдоподобности. Сила искусства заключена не в слепом копировании реальности, а представлении ее в особом свете. Это достигается посредством отстранения художника от жизни в пределах, в которых он может конструктивно соединить реальное с воображаемым и тем самым прояснить свои отношения с окружающим, перевести неосознаваемые аспекты этих отношений в русло сознания. Искусство в этой связи обладает наибольшими потенциальными возможностями в силу многозначности и гибкости своего символического языка. Именно оно позволяет стереотипически воплощать во всех новых художественных формах бессознательные пласты человеческого бытия, регулируя напряженность общественного сознания.


    1. Стили современного искусства


    Импрессионизм

    Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции. Художники-импрессионисты пытались более точно анализировать натуральные цвет и свет и искали новые средства выражения. Они стремились передать атмосферу и нюансы конкретного времени суток или погодных условий.

    Постимпрессионизм


    Постимпрессионизм нельзя назвать полноценным направлением в живописи, скорее, он объединяет несколько стилей, которые так или иначе вытекли из импрессионизма.

    Фовизм


    Фовизм – один из самых радостных и восторженных стилей живописи XX века. Его отличают дикая и смела работа с цветом.

    Немецкий экспрессионизм


    Немецкий экспрессионизм отличается эмоциональным или чувственным видением мира. Выразительные картины Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка оказали на этот стиль большое влияние. Также экспрессионисты черпали вдохновение из немецкой готики и примитивного искусства. 

    Абстрактное искусство


    Абстрактное искусство как и постимпрессинизм – общий термин, описывающий два различных метода абстракции – полу-абстракцию чистую абстракцию. В абстрактном искусстве принято понятие «нечто», то есть один или несколько визуальных элементов субъекта – его линии, формы, тона, текстуры и так далее. Образ в полу-абстракции одной ногой еще в изобразительном искусстве (кубизм, футуризм). Здесь используется принцип стилизации, когда художник выбирает, развивает и уточняет конкретные визуальные элементы (например, линия, цвет и форма) в целях создания поэтической реконструкции или упрощенную сущность предмета. 

    Кубизм


    Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Это был первый абстрактный стиль современного искусства, который игнорировал традиции перспективного рисунка и показывал за один раз сразу несколько сторон предмета.

    Футуризм


    Футуризм был придуман в Италии, его принципы были изложены в серии манифестов, которые отвергали традиции итальянского искусства в пользу авангарда. Они прославляли индустриализацию, технологии и развитие транспорта вместе с их скоростью, шумом и энергией городской жизни. Футуристы приняли визуальный словарь кубизма, чтобы выразить свои идеи, но с небольшими изменениями.

    Супрематизм


    Принципы супрематизма был разработаны в 1915 году русским художником Казимиром Малевичем. Это геометрический стиль абстрактной живописи, полученный из элементов кубизма и футуризма. Малевич отверг любое использование предметных изображений, полагая, что нерепрезентативные формы чистой абстракции имеют большую духовную силу и возможность открывать чистые чувства.

    Конструктивизм


    Конструктивизм использует геометрический язык супрематизма, но отказывается от мистического видения в пользу «социалистического зрения» – утопического проблеска механизированной современности в соответствии с идеалами революции 1917 года.

    «Стиль» и неопластицизм


    Голландский «Стиль» вырос из чистой абстракции и был разработан Питом Мондрианом, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком. Мондриан был глубоко духовным человеком, который был полон решимости разработать универсальный визуальный язык. 


    1. Представления о личности художника на современном этапе истории

    ОБРАЗ ХУДОЖНИКА — эстетическое понятие, обозначающее целостное представление о творце произведений искусства, его роли и функции в обществе. Оно дифференцируется соответственно двум смысловым значениям: в первом из них подразумевается обобщенное абстрагированное от конкретных личностей, творцов представление о роли художника (писателя, живописца, композитора и др.) на том или ином этапе общественного развития; во втором случае имеется в виду конкретный образ определенной творческой индивидуальности (например, Шекспира, Рафаэля или Пушкина).

    На различных этапах истории в качестве «эталона» обычно выдвигается определенный тип художника, соответствующий стремлениям и ожиданиям того или иного класса или социальной группы.

    Понятие образа художника имеет существенное методологическое значение для истории эстетики и современной практики, т. к. связано с вопросами сущности и значения искусства, ценностными ориентациями, эстетическими идеалами, процессами формирования эстетических воззрений. Особенно важна эта категория при изучении восприятия искусства массами читателей, зрителей, слушателей. То или иное существующее в общественном сознании представление об «эталоне», типе творца искусства воссоздается средствами литературы, театра, живописи, кино- и телеискусства.

    Представления об образе художника восходят к древней истории. Они носили в тот период легендарный характер и были порождены верой в особый дар влияния на людей, пророчества и предвидения, которым якобы наделен художник . Изучение образа художника возникло в эстетике XVIII—XIX вв. Особенное внимание к трактовке самого понятия «художник» и характеристике типов творца и его роли уделено в эстетике Гегеля. Однако всестороннее научное исследование этого явления стало возможным лишь в марксистской эстетике

    Представления об образе художника как феномене общественного сознания всегда были предметом борьбы различных лагерей в эстетике, критике и в самом искусстве. Трактовка образа художника как борца за народную свободу, гуманизм, социальную справедливость противостояла в передовых слоях общества идеям об элитарности художественной культуры, представлениям о художнике как личности, погруженной лишь в сферу индивидуалистических переживаний, отрешенной от жизни и тревог народа и человечества.

    Различные трактовки образа художника имеются и в художественных произведениях о творцах искусства — в литературе, живописи, театральных пьесах и др.


    1. Требования , предъявлляемые к художнику , обществом

    Первое деление на «основные» и «второстепенные» виды искусства относится к 1400-м годам работы Леона Баттисты Альберти, который сосредоточил внимание на важности интеллектуальных навыков художника, а не только на ручном мастерстве. На сегодняшний день термин «художник» обычно относится к человеку, который занимается художественно- творческой деятельностью, выражая свои знания, чувства и впечатления через художественные образы.

    В настоящее время выпускники художественных университетов имеют глубокие знания и владеют высотами профессионального мастерства  в области изобразительного и декоративно – прикладного искусства.  Обучение творческой специальности дает возможность получить профессиональное образование. Но после выпуска многие молодые художники не всегда могут оценить и  реализовать себя и свое творчество. Ведь художественное творчество сегодня  обусловлено специфическими задачами современного общества. Поэтому происходит стремление к новым знаниям и навыкам, посредством которых будет происходить переоценка ценностей. Уже происходят радикальные изменения условий существования в современном мире и студент художник за ними не успевает. Или ему приходится получать дополнительное образования в рамках специализированных занятий и курсов. 

    В современном мире сфера деятельности художников значительно расширилась. Глобализация медиа приводит к тому , что художник без новизны и без знаний маркетинга, PR, законов об авторских правах и основ выставочной деятельности  может потеряться в современной мире. Ведь обладая силой знаний новый студент – художник сможет конкурировать с массовым искусством, который трансформируется в постоянно меняющейся ситуации в мире. Это позволит заявить о себе, и новизна художника-творца не устареет будучи в безызвестности.


    1. Где пределы свободы художника ?

    Проблема свободы творчества художника так и осталась нерешенной на сегодняшний день, несмотря на то, что искусствоведами, психологами, культурологами неоднократно делались попытки осмысления данной проблематики. Ответственность художника за свои творения в некоторой степени ограничивает свободу его творчества, т.к. искусство призвано развивать духовно личность, при этом обогащая новыми образами, мыслями и ассоциациями, а художник должен в полной мере отвечать за свои произведения. Художник обязан осознавать, что его свобода, обязанности и ответственность взаимосвязаны, а творчество может приносить не только пользу, но и вред. Актуальность выбранной темы, в первую очередь, связана выявлением той грани, через которую не может или не должен переступать художник в своем творчестве, обязуясь придерживаться определенных рамок дозволенного, во благо искусству и обществу.


    написать администратору сайта