Главная страница
Навигация по странице:

  • (

  • (Интервью №1)

  • (Интервью №2)

  • (Интервью №3).

  • Старообрядческая община в пространстве современного мегаполиса (на примере СПб). Оригинал на конкурс. Современность, урбанизация и городской образ жизни


    Скачать 28.11 Kb.
    НазваниеСовременность, урбанизация и городской образ жизни
    АнкорСтарообрядческая община в пространстве современного мегаполиса (на примере СПб
    Дата14.04.2021
    Размер28.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОригинал на конкурс.docx
    ТипДокументы
    #194859

    Введение

    В данной работе проблема веры и религиозности в современной России будет рассмотрена с точки зрения социологии. Уже классики социальной теории явным образом противопоставили религиозность современному образу жизни: здесь можно вспомнить работы таких авторов как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель. Под современностью (modernity) в социологии понимается совокупность процессов урбанизации, секуляризации, распад общинных социальных связей, изменение структур семьи и образа жизни, рационализация повседневности и т. д. Современная жизнь — это жизнь городская; ее ключевыми чертами являются анонимность, подвижность, отчужденность. Долгое время считалось, что современный мир секулярен, «расколдован», в нем не остается места религии. Подобно тому, как за ритмами городской повседневности функционирование религии становится незаметным для взгляда фланера или plain citizen (http://kendarville.wordpress.com/), религиозные практики в городской среде не привлекают должного внимания и социальных ученых. Именно этому вопросу — взаимовлиянию «урбанизма как образа жизни» (Л. Вирт) и различных форм религиозной жизни (Э. Дюркгейм), их противоречиям и способам взаимной адаптации — и будет посвящена настоящая работа. На основе эмпирических материалов, полученных в рамках исследования старообрядческих общин Санкт-Петербурга, я покажу, как и каким образом современные старообрядцы пытаются сохранить свою религиозную и организационную идентичность. Исследование проводилось на территории Санкт-Петербурга, его объектом были современные старообрядческие общины. Использовался качественный метод опроса – глубинное интервью. Таким образом, было опрошено по 1-2 респондентов от каждой общины. Респондентами были, в основном, председатели или священнослужители общины, так как от них можно получить больше информации по исследовательской тематике, т. к. фактически они являются своего рода «экспертами».

    Современность, урбанизация и городской образ жизни

    Как уже было отмечено, социологическое понятие современности (modernity) охватывает множество процессов. В настоящем исследовании меня будет интересовать процесс урбанизации как одна из ключевых тенденций в историческом становлении современных обществ. Существует целый ряд определений урбанизации, однако большинство из них сводятся к следующему: урбанизация – это «исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т.д. Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации» [ФЭС, М., 1989, с. 676]. К каким общественным проблемам и рискам ведет урбанизация? Какое воздействие данный процесс оказывает на такие сферы общества, как религия и культура? Чтобы ответить на эти вопросы, следует подробно описать основные особенности городской жизни.

    Современный город представляет собой переплетения радиальных и кольцевых дорог, нагромождение частного и общественного транспорта, железнодорожные вокзалы, аэропорты, мосты, а также теснящиеся на небольшом пространстве офисы и жилые дома. Человек в пространстве города – это всего лишь «массовый человек — не более чем номер или комбинация дырок на перфокарте, что он блуждает по бесплодной земле» (Т. С. Элиот «В поисках имени»). Х. Кокс, суммируя классические идеи мыслителей-урбанистов начала XX века, выделяет два фактора урбанистической культуры — анонимность и подвижность (Кокс). В большом городе человек утрачивает своё «Я», что ведет к анонимности человеческой жизни, и, тем самым, превращению социальных групп в массы. «Некоторые характерные черты массового общества и городской жизни блистательно громил Серен Кьеркегор в работе «Нынешний веки (1846). Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет своей работой «Восстание масс» (1932) демонстрирует аристократическую неприязнь к разрушению классовых барьеров и к анонимному характеру современного общества. Райнер Мария Рильке в «Заметках Мальте Лауридса Бригте (1910) обнаруживает метафизический ужас перед обезличенностью жизни и утратой тайны вещей: именно эти черты он приписывает большому городу. И наконец, как протест против городской и бюрократической анонимности иногда интерпретируется отказ Франца Кафки наделить именами главных героев двух своих последних романов».

    Кроме того, по Вирту, жизнь в городе не располагает к традиционному типу семейной жизни, которая включает в себя воспитание детей и сохранение дома как места сосредоточения всего круга жизненно важных деятельностей. Тем более что деятельность разного рода (образование, промышленность и т.п.) осуществляется вне дома: переносится в специализированные учреждения. Это лишает семью практически всех исторических функций.

    Далее рассмотрим процесс урбанизации в России. Россия является урбанизированной страной. Стремительная урбанизация в России проходила с 1929 по 1939 гг., когда началась массовая миграция сельского населения в города. В 1962 году, в период правления Н. С. Хрущева, городское население перевалило за пятидесятипроцентный рубеж. А уже к 1990 годам доля городского населения превысила 66% по всей стране. За последнее время (2000-е гг.) характерен рост городского и вымирание сельского населения. В России существует всего 14 мегаполисов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Омск, Челябинск, Уфа, Ростов-на-Дону, Красноярск, Пермь и Волгоград (http://ru.wikipedia.org/wiki/). Санкт-Петербург в этом списке является вторым по численности и по значению городом в России. Население Санкт-Петербурга составляет приблизительно 4 миллиона 869.6 тысяч человек (http://gov.spb.ru/helper/day/people/).

    Старообрядчество

    Итак, я обращаюсь к теме веры и религиозности в современной России путем постановки более конкретного вопроса — о влиянии городского образа жизни на повседневность религиозных общин. Проблему исследования можно сформулировать следующим образом: какое влияние урбанизация и городской образ жизни оказывают на жизнь старообрядческих общин? В порядке рабочей гипотезы я предполагаю, что в условиях большого города представители старообрядческих общин теряют свою религиозную и организационную идентичность. Это предположение, в значительной степени основанное идеях классической социальной теории и урбанистики, было переосмыслено в свете результатов эмпирического исследования старообрядческих общин Санкт-Петербурга. В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы по истории и культуре старообрядчества, метод опроса (глубинное интервью, экспертное интервью). Цель исследования – выявление проблем, с которыми сталкиваются старообрядческие общины в пространстве города, и перспектив развития старообрядческих общин в Санкт-Петербурге.

    Для понимания специфики старообрядчества необходим краткий исторический экскурс. Возникновение старообрядчества связано с таким историческим фактом, как избрание Никона на патриарший престол в июле 1652 года. С его именем и связывают раскол Русской православной церкви. Избавившись от соперников по влиянию на царя, Никон получил возможность заняться соединением русских обрядов с греческими. В 1653 году он предписал всей церкви креститься не двумя, а тремя перстами и творить поясные, а не земные поклоны. В 1654 г. он принялся за исправление богослужебных книг по новогреческим образцам, а на Соборе 1656 года предал проклятию двуперстное крестное знамение. Но вскоре произошел разрыв Никона с царем, который привел к его низложению. Однако, церковные новшества, введенные Никоном, были сохранены. Поэтому, в церкви и в обществе произошел раскол. Высшая власть обвинила хранителей древлеправославной веры в грехе раскола церкви, и за это их стали называть раскольниками, а затем старообрядцами.

    На территории города Санкт-Петербурга существует несколько действующих старообрядческих общин: Поморская Древлеправославная община (беспоповцы), Лиговская община (поповцы), Новозыбковская община (поповцы), Единоверческая часовня (митрополия РПЦ). По данным переписи населения за 2010, общая численность старообрядцев в Санкт-Петербурге составляет около тысячи человек (http://christian.rchgi.spb.ru/christ_spb).

    Старообрядчество – это не только одно из ответвлений православия, это еще и особая культура, религиозная идентичность, а также социальная организация жизни. Для старообрядчества характерны такие особенности, как общинный образ жизни, слияние сакральной и повседневной жизни, расширенная семья. Наиболее благоприятная среда, где можно поддерживать эти особенности – это сельская местность. Именно там старообрядческая община может находиться в изоляции от факторов современной городской жизни. Это можно подтвердить на примере небольшой статьи, где описывается жизнь одной старообрядческой общины, проживающей в центральной Сибири . В статье описывается повседневный образ жизни старообрядческой общины, проживающей в Сибирской деревне Дерсу.

    Современное состояние старообрядческих общин

    Исследование проводилось на территории Санкт-Петербурга. В ходе исследования были изучены действующие старообрядческие общины, которые имеются в городе. Также было получено семь интервью от членов и председателей старообрядческих общин, в частности, от председателя Поморской (Невской) Древлеправославной общины, от священника Лиговской (Белокриницкой) Старообрядческой общины и т. д. В ходе интервью задавались вопросы, связанные с поддержанием религиозной и организационной идентичностью в городском пространстве, вопросы о том, как анонимность и подвижность влияет на сохранение целостности общины. Также были заданы вопросы, связанные с воспитанием молодых людей в рамках общины. Задавались вопросы о влиянии города на старообрядческие общины, какие факторы городской среды оказывают наиболее негативное или позитивное воздействие на жизнь общины. Наконец, спрашивалось о том, какие условия были бы наиболее благоприятными для существования современной старообрядческой общины, а также каковы дальнейшие перспективы развития старообрядчества в городской среде.

    Представители старообрядческих общин Санкт-Петербурга высказали следующие мнения относительно проживания в городской среде. Практически все представители старообрядческих общин отмечают, что город оказывает негативное влияние на жизнь общин. Это связано, во-первых, с повседневными ритмами городской жизни: собрания общины носит не постоянный, а ситуативный характер, так как у всех членов общины существует собственная частная жизнь (работа, семья, проведение досуга и т. д.). Так, председатель Поморской (Невской) Древлеправосланвой общины утверждает, что наиболее благоприятной средой для существования старообрядческих общин является сельская местность. Также, он отметил, что в городской среде религиозную идентичность и прививание традиций лучше всего поддерживать в кругу семьи.

    «Сельская местность, конечно, более пригодная среда для существования старообрядчества. Эту жизнедеятельность в сельской местности особенно поддерживают староверы часовенного согласия. Я считаю, что в наше время в деревню можно провести линии коммуникаций, а также обустроить комфорт для проживания. Таким образом, старообрядцы смогут жить в благоприятной для них среде, имея практически все городские условия. Находясь же в городе, старообрядчество лучше всего поддерживать в кругу семьи» (Интервью №1).

    Многие респонденты отмечали, что молодежь старообрядческих общин сильнее подвержена влиянию таких негативных факторов городской жизни, как высокоскоростной интернет, телевидение, мобильная связь и многое другое. Для того чтобы сплотить молодых людей, каждая община организует занятие в воскресных школах для всех возрастных категорий, а также летний христианский лагерь, в котором воспроизводится сельская жизнь старообрядческой общины. Помимо того, еще одна цель лагеря – это сплочение девушек и молодых людей. В лагерной среде молодые имеют возможность лучше узнать друг друга и в последствие создать семью, в которой будут воспроизводиться будущие члены старообрядческой общины.

    «У нас существует молодежный лагерь в Псковской области, где молодые люди живут в сельской местности. Там мы проводим молитву четыре раза в сутки, на мой взгляд, это помогает дисциплинировать молодежь. Также, проводим духовные беседы вокруг костра по вечерам, поем духовные стихи. Деревенская непринужденная жизнь способствует обособленной жизнедеятельности старообрядцев. В городских же условиях, проводятся каждодневное обучение молодежи духовным наукам по часу в день. Одной из целей лагеря является сплочение молодых людей и девушек для воспроизводства новых членов общины». (Интервью №2)

    Несколько иную позицию занимают священнослужители поповского толка (Лиговская и Новозыбковская община). По их мнению, спасение можно найти, где угодно, если строго соблюдать веру и религиозные обряды. Конечно, пространство города является не самой благоприятной средой для существования старообрядческой общины, действительно существуют помехи для поддержания религиозной и организационной идентичности. Однако, священнослужитель Лиговской общины сообщил, что соблазны городской жизни только укрепляют веру истинную, если человек им не поддается, значит он на правильном духовном пути – пути к спасению.

    «Спастись можно, где угодно, главное верить. Ведь первая заповедь – возлюби Господа Бога. Поэтому можно жить, где угодно, а главное – верить, быть неразрывным с Богом. Конечно, теоретически в городе больше соблазнов, если человек живет в городе, то он постоянно подвергается им. Везде есть свои соблазны. Есть такая притча о монахе, который ведя аскетическую жизнь, как-то задался вопросом: «А чего я достиг?». Его наставник посоветовал ему пойти в город, к мирянам, где он встретил двух женщин, которых избивали мужья и на них была вся домашняя работа и дети. Он понял, что его отвратило от мирской жизни, и он находится на верном пути – пути смирения. А то, что староверы должны жить где-то отдельно – это абсолютно утопическая идея. Ведь церковь всегда существовала и развивалась среди язычников. Нельзя проникаться эти утопическим миром и жить в нем. Нужно помнить о Божьем суде, правоверие, в конце концов, нужно помнить о смертном часе. Но ради своего собственного развития в вере нужно потратить хотя бы малую часть своей сознательно жизни ради понимания и изучения этой веры. Так и непрофессионализм в каком-либо деле ведет за собой брак, все таким же образом происходит и в религиозном деле» (Интервью №3).

    Заключение

    В заключение следует обобщить результаты, полученные в ходе исследования. Следует в целом охарактеризовать современное положение старообрядческих общин в городе, а также дать возможный прогноз на дальнейшее развития старообрядчества в городской среде.

    Все старообрядческие общины, которые изучались в исследовании признают, что городская жизнь оказывает негативное влияние на религиозную жизнь. Это проявляется в том, что город обезличивает человека, община теряет свое единства из-за невозможности регулярно собираться. Кроме того, постоянно убывают молодые члены общины. Немаловажно то, что не все члены общины поддерживают религиозную идентичность в плане создания семьи: в качестве супругов не всегда выбирают представителей старообрядчества. Большой город – это большие расстояния, которые отнимают у человека немало сил и времени, следовательно, не способствуют его пребыванию в общине. Также наличие разного рода благ оказывает разрушающее влияние на общину: телефон, интернет и другие коммуникационные каналы заменяют личное общение.

    Однако пространство города может оказывать и положительное влияние. Как подчеркивали некоторые респонденты, город со всеми своими соблазнами является лишь испытанием для настоящей веры и дух истинных «ревнителей древлего благочестия» только крепнет. Город предоставляет множество возможностей для разного рода деятельности: во-первых, СМИ позволяют старообрядческим общинам заниматься полноценной миссионерской деятельностью и распространением старообрядческой литературы (наличие собственного сайта, молодежного лагеря, воскресных школ). Во-вторых, живя в городе, старообрядцы становятся менее закрытыми и более понятными для окружающих, наконец, наличие СМИ позволяют постоянно общаться с другими общинами, находящимися в других городах или даже других странах. Конечно сельская местность во многом предпочтительнее для старообрядцев, но, тем не менее, держит общину в относительной изоляции. Интернет и прочие линии коммуникации трудно провести в деревню. И как уже отмечалась, община не сможет вести коммуникацию с другими общинами, что в итоге приведет к еще большей разобщенности старообрядческих общин.

    Каковы дальнейшие перспективы современных старообрядческих общин, находящихся в больших городах? Это довольно сложный вопрос, потому что неизвестно, как изменится численность старообрядческих общин, насколько молодежь будет активна в поддержании религиозной идентичности. Во всяком случае, у старообрядцев есть два пути дальнейшего развития: 1) при наличии не обходимых средств они могут организовать общинный образ жизни в сельской местности, но тогда существует угроза частичной изоляции общины от внешнего мира; 2) старообрядческие общины могут существовать в городской среде, но тогда их члены должны самостоятельно заботиться о поддержании религиозной и организационной идентичности.

    Современность - это городской образ жизни, подвижный и анонимный. На примере старообрядческих общин показано, что в городе действительно существуют конкретные механизмы, разрушающие религиозную и организационную идентичность общин. Нужно это суммировать, еще раз разжевать, подробно прокомментировать цитаты. Показать, что общинники указывают на негативное влияние городской жизни, но с другой стороны, что не все так однозначно, что они приспосабливаются к этой среде и стремятся сохранить себя и свою веру — описать конкретные действия, сайт, лагерь и т. п. Определить перспективы дальнейшей жизни общин и перспективы дальнейших исследований по этой теме.


    написать администратору сайта