Главная страница
Навигация по странице:

  • Хозяйство хунну.

  • Ремесла и торговля.

  • Общество хунну.

  • Археологические памятники.

  • Хозяйство сарматов. В

  • Союзы племен и ранние государства на территории


    Скачать 261.08 Kb.
    НазваниеСоюзы племен и ранние государства на территории
    Дата25.10.2022
    Размер261.08 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла30963-1.rtf
    ТипДокументы
    #752767
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    § 6. Хунну

    В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувше­го народа ассоциируется с воинственностью, жестокостью и вар­варством. Гунны во главе с Атиллой делали опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало великому переселению народов. Все это знакомые события европейской истории. Менее известны азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии, в том числе, на территории Казахстана в последние века до н. э. — первые века н. э. В исторической литературе они известны под именем хунну или сюнну15.

    В источниках сохранились сведения о взаимоотношениях хунну с кангюями.

    В 55 г. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части — южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз Hyp властелин северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях с Чжичжи находился Китай, особенно после того, как тот приказал убить китайского чиновника и посла. Острое соперничество проис­ходило между ним и главой южных гуннов. В этих условиях для Чжичжи оказалось своевременным предложение владетеля госу­дарства Кангюй, которое находилось на берегах Сырдарьи, о союзе и совместной борьбе с государством Усунь. Он пригласил Чжичжи в свои восточные владения — в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал

    шаныою в жены свою дочь, подарил несколько тысяч верблюдов, ослов, лошадей, Кангюйский владетель надеялся, что Чжичжи вскоре разобьет армию усуней, захватит их владения в долине Или и Чу. Однако Чжичжи не смог разгромить усуней. Назревал конфликт между ним и обманувшимися в своих надеждах кангюй-скими аристократами. Вскоре произошел разрыв. По словам летописцев, шаньюй отказался подчиниться обычаям кангюйцев, «в гневе убил дочь канпойского князя, а также именитых людей и несколько сотен простого народа, или же бросал их в реку Далай (Талас)». За это Чжичжи был изгнан из ставки кангюйского владетеля и ушел в верховья Таласа, где стал строить себе город.

    Усиление Чжичжи и его продолжающиеся набеги на усуней серьезно беспокоили Китайскую империю. Попытка нейтрализо­вать Чжичжи дипломатическим путем не увенчалась успехом, и китайцы стали готовиться к войне.

    Вскоре китайское войско выступило в поход. Оно двигалось двумя путями. Три отряда шли южным путем через Кашгар, Фергану, перевалы Чанач на Чаткальском хребте и Карабура на Таласском; три отряда шли северным путем — из Восточного Туркестана, видимо, через перевал Бедель в Иссык-Кульскую котловину, где находилась ставка усуней Чигучен, затем в Чуйскую долину и к Таласу. Войска соединились у стен города Чжичжи.

    Несмотря на героическое сопротивление гуннов, китайцы сожгли внешнюю деревянную стену, проломили земляной вал, ворвались в город, захватили цитадель. Чжичжи с приближенными был пленен вместе с многочисленной родней, сыновьями, женами и именитыми князьями в количестве 1518 чел. Все они были обезглавлены) 6.

    Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в. н. э. они появились в Европе.

    По мнению большинства исследователей, хунну были протюр-ками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркиза-ции восточно-иранских племен кангюев. С первой половины I тыс. н. э. меняется антропологический тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.

    Хозяйство хунну. Главную роль в жизни хунну играло скотовод­ство, особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадников, но и снабжали пищей. Лошади в массе своей были небольшого роста, коренастые, грубого мускулистого сложения, с короткой широкой мордой. Они были выносливы, легко взбира­лись на горные кручи и преодолевали водные преграды. «В восхождении на склоны гор и спуске с них при входе в горные реки и выходе из них лошади Серединного царства уступают сюннус-ким», — писал китайский сановник Чао Ко. Овца была также универсальным животным. Система хозяйства хунну может быть названа первобытным, или экстенсивным скотоводством. У них существовала оседлость и земледелие. В источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли».

    Охота также играла в жизни гуннов большую роль. Об этом источники сообщают: «Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей; немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу... По существующим среди них обычаям, в спокойное время следуют за скотом и попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование».

    Ремесла и торговля. О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.

    Общество хунну. В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что «у хунну было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день, под названием «сюй» приносили жертву духу неба... на сих собраниях начальники поколений рассуждали о государствен­ных делах, забавлялись конской скачкой и бегом верблюдов». Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых обществен­ных отношений. В основе этого процесса лежало развитие произ­водства и производственных отношений. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие инозем­ные товары, найденные при раскопках, свидетельствуют о возро­сших потребностях верхушки общества.

    Источники сообщают о существовании среди хунну частно-семейной .и личной собственности на скот. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю. «Каждый тоже, — говорится в источни­ках, — имеет выделенный участок земли», которые, как полагают некоторые исследователи, несомненно, относятся к индивидуаль­ным хозяйствам17.

    У хунну имелись рабы, которые формировались из числа военнопленных и населения подвластных областей. Они использо­вались в качестве домашней прислуги, в качестве пастухов, ремес­ленников и землепашцев.

    Письменные источники сообщают также о форме власти и в хуннском обществе. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним шли князья, носившие общее название темников. По свидетельствам письменных источ­ников, они являлись сыновьями, братьями или близкими род­ственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них

    имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упомина­ние о налогах, как средстве эксплуатации низов.

    Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распространение письменности, знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству.

    § 7.Сарматы

    Этноним «Сарматы» употребляется в античных источниках с III в. до н. э. В это время начинается систематическое завоевание Скифии сарматами. По словам Диодора, сарматы «опустошили» значительную часть Скифии, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню. Роксоланы — одно из сарматских племен — уже в I в. н. э. достигли границ Мидии и столкнулись с Римом. Вслед за ними шли аланы.

    Сарматы принимали активное участие в политической жизни населения на занятых ими землях. Так, в конце П в. до н. э. роксоланы выступают на стороне скифов в войне с Диафантом, полководцем понтийского царя Митридата. В I в. до н. э. сарматы были на стороне Митридата в его борьбе с Римом. В 49 г. до н. э. римляне вместе с аорсами (сарматское племя) побеждают сираков (другое сарматское племя), союзников боспорского царя18. Аланы, выступившие в поход позже других племен, дошли до Северного Причерноморья. Позднее вместе с гуннами, дошли до Испании. Грозные союзы племен возглавляемые родственными племенами, которые назывались общим именем сарматы были связаны по происхождению с кочевниками Южного Приаралья. Нет никакого сомнения в их этнической связи с савроматами.

    Археологические памятники. К началу IV в. н. э. савроматы занимали территорию от Дона до Эмбы. В указанное время сложились два локальные варианта культуры: Западный — Болга-ро-Донской и Восточный — Уральский.

    Племена савроматов (Прохоровская культура) хоронили своих покойников только под курганными насыпями, как правило зем­ляными, очень редко обложенными камнями. Для ранних сарма­тов характерна глиняная и утрамбованная, иногда обожженная • площадка, расположенная над или вокруг могилы, а также обло­женные деревом, плахами и корой могильные ямы. Для Прохоров-ской культуры характерно вытянутое на спине положение погре­бенного, головой на юг.

    Помимо перенятых у савроматов савана и коры встречаются конструкции гробов в виде долбленных колод.

    Во второй период (Сусловская культура) с конца II в. до н. э. начала I в. н. э. типы погребальных сооружений остаются прежни­ми, но резко уменьшается число подбойных могил, исчезают катакомбы. Сохраняются могильные ямы с заплечиками или уступами.

    К культовым предметам относятся уникальные находки антропоморфных статуй, сделанных из известняка и помещенных на курганах. Известен культовый комплекс Байте на Устюрте, насчи­тывающий три группы и представленный курганами и обломками скульптур. Изваяния изготавливались из известняка. Подавляю­щее большинство относится к числу плоских скульптур, где грави­ровкой достаточно точно передана натура. Изваяния воспроизво­дят стоящую мужскую фигуру, правая рука раскрыта, ладонью прижата к животу. Лица выразительны, рельефом изображены брови, нос, глаза, тонкие усы, углублением рот. Скульптуры имеют мечи, кинжалы, луки, на головах шлемы, пояса, на них «надеты» украшения, гривны, браслеты.

    Поздние сарматы расселялись в полосе от зауральских степей практически до р. Буга, охватывая регионы Приуралья, Поволжья, Придонья. Хронологически — это период II—IV вв. н. э. Поздние сарматы сохранили и продолжили многие традиции. Основная масса умерших захоронена в узких могильных ямах с подбоем. Среди новых черт культуры отмечены деформированные черепа. Встречаются сложные с костными накладками лук и украшения из золота и инкрустацией драгоценными камнями.

    Хозяйство сарматов. В условиях степных пространств главным и определяющим укладом населения было кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно лошадей и овец. В засушли­вых условиях степей лимитирующим фактором в использовании пастбищ явилась питьевая вода. Не случайно, значительная часть археологических памятников расположена вдоль крупных водных артерий, в местах выхода подземных вод, либо вблизи пресных степных речек и озер.

    В зимних условиях резко континентального климата скотоводы откочевывали в районы с расчленным рельефом, где могли найти . естественные укрытия для животных. Таковыми в Западном Казах­стане являются южные и восточные песчаные массивы с бессточ­ными речками, отроги общего Сырта и долины крупных рек. Кочевники выбирали места с расчетом на древесно-кустарниковую растительность. Именно в раннем железном веке в подавляющем большинстве районов края были сведены на нет большие лесные массивы.

    Весной кочевники покидали зимние пастбища, что давало возможность восстановления кормовых угодий и обеспечивало новую зимовку. В целом сарматы лишь выборочно использовали лучшие кормовые участки, после их стравливания они откочевыва­ли на новые пастбища. В результате, обширные равнинные про­странства, расположенные - вдали от водоемов, использовались случайно, главным образом при перегоне скота19.

    Таким образом, племена саков, усуней, хунну, сарматов достигли высокого уровня в создании своеобразной кочевой цивилизации, характеризующейся государственным уровнем общественного ус­тройства, своеобразной материальной культурой и искусством. В это время на территории Казахстана появляется население, гово­рящее на прототюркских языках.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта