Создание единой образовательной системы в России к началу XIX Выполнили студенты группы 6953 Кудашева Т.В. Якупова С.А. Либеральные школьные реформы Александра I - В 1802 г. создано Министерство народного просвещения
- В 1804 г. опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам»
- Основные принципы: бесплатность бессословность (кроме крепостных крестьян) преемственность учебных заведений
Открытие Царскосельского лицея Императорский Царскосельский лицей (с 1843 года — Александровский лицей) — привилегированное среднее учебное заведение в Российской империи, действовавшее в Царском селе с 1811 по 1843г. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А.С. Пушкина и воспетая им. Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия) словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика начала физики и космографии, математическая география, статистика) изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Белл-Ланкастерская система Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) — форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга доктором Эндрю Беллем и Джозефом Ланкастером. Основные преимущества системы: объяснение материала младшим школьникам давалось на доступном им уровне, так как нивелировалась разница в возрасте и интеллектуальном развитии; система стимулировала мониторов к самообразованию. Основные недостатки системы: отсутствие у учащихся необходимых педагогических знаний и умений Педагогические идеи и программные требования декабристов в области народного образования. М.Н. Муравьев - полагал, что "воспитание приготовляет души будущих граждан к исполнению законов". И.И. Мартынов в журналах "Северный вестник" и "Лицей" публиковал материалы, направленные против мракобесия, и новейшие сведения о науке и просвещении. В.В. Измайлов в журнале "Патриот" помещал статьи в духе руссоистских идей. И.Ф. Богданович и А.А. Ширинский-Шихматов, особо занимавшиеся вопросом о женском образовании и воспитании, стояли на гуманных позициях в отношении к женщине. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало: - Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;
- Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;
- Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье, Ф. Р Вейсса;
- Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.
Усиление консервативного начала в образовательной политике царского правительства - В первой половине XIX в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую сословную систему образования, оставить его привилегией господствующего класса.
- С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и административных кадрах требовала совершенствования и расширения системы образования. Все это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней, издать ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать органы управления просвещением и образованием.
Клерикализация школьной системы Клерикализм (лат.— «церковный») — политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. В 1816 г. А.Н. Голицын возглавил министерство образования. При нем усилилась клерикализация школьного дела. В поддержку такой линии император издал манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что по сути означало удар по светскому образованию. Университеты получили предписание готовить для средних школ преподавателей богословия. Школьная политика второй четверти ХIХв. - В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В 1833 году Ливена заменил С.С. Уваров, один из самых просвещенных людей тогдашней России, пробывший на посту министра просвещения до 1849 года. "Православие, самодержавие и народность". Университетский устав 1835 года учитывал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов. Постановление 1849 года лишало университеты права избрания ректора.
На протяжении 1832 - 1842 гг. - увеличилось: число студентов в университетах с 2,1 тыс. до 3,5 тыс. (в том числе получивших диплом об университетском образовании - с 477 до 742),
- количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Федоровной),
- количество гимназий - с 64 до 76,
- уездных училищ - с 393 до 445,
- приходских училищ - с 555 до 1067,
- частных школ (включая пансионы) - с 358 до 531, преподавателей и чиновников в системе образования - с 4,8 тыс. до 6,8 тыс
- Министерство финансов в 1839 году учредило в гимназиях и уездных училищах реальные классы, в которых получали образование учащиеся этих заведений и посторонние лица "промышленного состояния".
- Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции.
- Министерство государственной собственности - несколько повышенных школ для государственных крестьян. В 1849 - 1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы три типа гимназий:
- с двумя древними языками;
- с обучением естествознанию и законоведению;
- с обучением законоведению.
Взгляды славянофилов и на развитие русской педагогической науки и воспитания. Западники представляли разнородное общественное явление, но их и многое объединяло. Они приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. Они рассматривали решение вопросов воспитания как неотложную необходимость. Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Вместе с тем их объединяли серьезные мировоззренческие и педагогические подходы. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |