Философия. Сознание это особое состояние, свойственное
Скачать 28.36 Kb.
|
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайну мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных с встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называется сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во всё, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимо какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и т. д. Сознание предполагает умение человека направлять своё внимание внутрь себя и одновременно с этим обнаруживать характеристики мира, возникшие как результат отношения к миру. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил . Многие философы определяю сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан себе как «я», устремлённое к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.д. Известный философ Э. В. Ильенков писал, что сознание – двуликая способность человека. С одной стороны, оно чудо из чудес, великий благостный дар человеку, ибо только в сознании человек видит себя как личность, индивидуальность, достигает вершин духовного бытия, возвышенной дружбы, любви сострадания и т. д. С другой стороны, сознание - тяжёлый крест, ибо только в нём дана вся боль мира и без сознания человек был бы счастливее. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевным страданиям; самоубийство – чисто человеческий акт: животные не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Многогранность сознания делает его объектом изучения мн6ожества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддаётся общесистемному определению и любое его определение, если не оговаривать специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попытке его заменить или дополнить. Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его существования в мире, и поэтому оно является одним из самых древних и важнейших в философии. Сознание - это философское понятие для обозначения и исследования всех форм проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Представления о нём весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной организацией. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве таковой в другой. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам всё дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесении наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причём без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне её оно не существует. Для решения вопроса о сущности сознания («Что это такое?») философия ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевлённая (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевлённой (одухотворённой). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающиеся в их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии). Отражение - это воспроизведение в себе других предметов (как, например, в зеркале). Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влияние друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции материального мира сформировался целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическими особенностями, выполняемым функциям. Отражение существует в неживой природе. Здесь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Иначе говоря, на взаимодействующих предметах остаются следы друг друга. Напротив, отражение в живой природе обрело активный, а со временем – избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. Расположим формы отражения в порядке их усложнения и дадим им краткую характеристику. · Элементарное (механическое, физическое, химическое) отражение существует в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, фотография) · Раздражимость как форма биологического отражения возникла вместе с появлением жизни в её простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свойственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. · Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как её отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение , которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных – форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения – восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти. В рамках психического отражения возникает и так называемое опережающее отражение – способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события – наступление холода, приближение землетрясения. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов. Опережающее отражение даёт возможность осуществлять целеполагание вырабатывать программы своей деятельности видеть то, что ещё как бы закрыто временем, но уже нарождается. Что касается значения отражения, то оно состоит, прежде всего, в том, что данное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получения сохранения и передачи информации, а также энергии от одних предметов к другим. Сознание – это форма психического отражения, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свойством функционирующего мозга, которое заключается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщённый и оценочный характер, представляя собой единство «мирочувствия» и «миропонимания». В своей действительности сознание выступает как поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся необходимым условием его предметно-практической деятельности. Значение этих образов состоит в том, что они выступают как символы (знаки), которые несут в себе информацию об отражаемых предметах, их смысл. (иногда говорят, что сознание – это ясная, видимая сторона человеческой души, под которой понимается вся совокупность психических процессов и состояний. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства – это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. ) Сознание, как было сказано выше, есть человеческий способ отражения, основанный на целенаправленном и систематическом получении, осмыслении и применении разнообразных сведений о мире. Источниками сознания являются окружающий человека мир (природные процессы и явления, социокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятельность мозга. К сказанному выше о природе и сущности сознания добавим, что оно является субъективным образомобъективного мира, достоянием мыслящего индивида. Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятийного мышления . Оно представляет собой активное опосредованное и обобщённое (абстрактное) отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах, свойствах и взаимосвязях предметов этого мира. Это логический процесс, содержание которого является движение мысли к объекту, и от него – к истине о нём. Благодаря сознанию человек достигает своих целей «сознательно», т.е. с помощью знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий вслепую, методом «проб и ошибок». К. Маркс в своей работе «Капитал» писал об этом следующее: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В отличие от животных, у человека меняется сам характер отражения. Так, очевидно, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено, преимущественно, на обслуживание преобразовательной деятельности. Из науки же известно, что характер деятельности определят и характер отражения. Учитывая предметно-практический характер деятельности человека, принято считать, что его сознание носит активный и творческий характер. Отражая окружающую действительность, оно открывает в ней не только то, что есть , но и формулирует то, что человеку надо , к чему он стремится в своей жизни. Поэтому можно сказать, что сознание непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. Итак, под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевом (или вообще в символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своём собственном мире духовном. Из отмеченных характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания: « Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» 2. Структура сознания Проблема структуры сознания встала в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. И хотя в 20 в. стало модно говорить о сознании как о чём-то неопределимом, тот же 20 в. распространил системно-структурный анализ на языкознание, культурологию, этнографию, социалогоию. Захватил он и такую сложную исследовательскую область, как человеческое сознание. Любая структура предполагает наличие элементов, их взаимодействие, соподчинение и иерархию. Структура (от лат. – строение, расположение, порядок) выражает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внутренних изменениях. Применение системно-структурного метода к анализу сознания и изучение его структуры вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящее из «кирпичиков и цемента». Эмпирически сознание предстаёт как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Сознание – это особого рода целостность, где в постоянном потоке психических явлений возникают и проносятся единичные состояния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Они предстают перед субъектом в его « внутреннем опыте» и предвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержании сохраняется нечто устойчивое и инвариантное, что позволяет говорить об общем строе сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтролю. Сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), обращённостью к рефлексии и самонаблюдению, целесообразностью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности. Сознание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, а также о сумеречном сознании. Когда исследователи приступают к изучению структуры сознания, они всегда сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание как чувственно-сверхчувственный объект отчётливо обнаруживает себя, но тем не менее ускользает от непосредственного анализа. С одной стороны, сознание немыслимо вне своего материального субстрата – головного мозга и материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание несводимо ни к самому субстрату – головному мозгу , ни к материи. Даже самый искусный анатом, проследив нерв до мозжечка, не может приблизиться к первоначалу, дающему чувства и мысль. Структура сознания может быть понятна как диалектическое единство «Я» и «не-Я». В качестве последнего выступает бытие, внешняя действительность объективной реальности, собственное тело, собственное «Я», другое «Я» - «Ты». Обычно принято начинать характеристику структуры сознания со стороны «Я». В качестве основных элементов сознания выделяют: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, эмоции, волю. Но ни один названный компонент не может быть значим сам по себе. Он приобретает роль необходимого структурного элемента сознания лишь в реально функционирующем сознании. Ощущения, оторванные от последующих форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Изоляция ощущений от мышления, воли от чувств неправомерна. Уже Гегель считал несправедливым утверждение, что ум и воля совершенно независимы друг от друга и что ум может действовать, не желая, а воля может обходиться без ума. Сознание – это такая динамичная система, где всякий психический акт соотнесён и взаимосвязан как с другими актами, так и с внешним внеположенным бытиём. Анализ структуры сознания позволяет выявить ощущение, как наиболее элементарное, далее не разложимое и не имеющее структуры познавательное явление. Ощущение – это мостик, который связывает человека и окружающую его действительность. « Иначе, чем через ощущение мы ни о каких формах вещества, ни о каких формах движения ничего узнать не можем» (Ленин). Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств. Информационно-пропускная способность органов чувств человека распределена так: самый большой объём информации связан со зрением, затем идёт осязание, слух, вкус, обоняние. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействие на органы чувств единичных предметов, называется восприятием. Восприятие – это структурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия большое место отводится двигательным процессам. Имеется в виду движение руки, ощупывающей предмет, движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящей слышимый звук. Другой характеристикой восприятия является интенция – направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность субъективных трансформаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений. Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств прекращается, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память – это структурный компонент сознания, который связан с механизмами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступающей в мозг информации. Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словеснологическую, а также долговременную и кратковременную. Многие наблюдения говорят об отсутствии жёсткой связи между повторением и долговременной памятью. Долговременная память во многом зависит от мотивационной сферы человека. В результате сохранения памятью внешних воздействий возникает представление. Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстановились по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы, созданные усилиями продуктивного воображения. Представление существует в двух формах: в виде воспоминаний и в образах воображения. Если восприятия относят только к настоящему, то представление и к прошлому, и к будущему. Представление отличаются от восприятия меньшей степенью ясности и отчётливости. Важнейшим элементом сознания и высшей его формой является мышление , этакий вожатый по лабиринту бытия. Мышление связано с целенаправленным, обобщённым и опосредованным отражением человеком действительности. Мышление – это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотической игры ассоциаций и предполагает движение по логике предмета. На вопрос: «Можно ли жить без мышления?» - Локк отвечал положительно, утверждая, что есть люди, которые большую часть жизни проводят без мышления. Раскрытие мыслью глубинных, сущностных связей неизбежно выводит за пределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельности мышления прибегают к его понятийной форме. Мышление может быть рефлектирующим и нерефлектирующим. Рефлексия – от лат. Обращение назад. Рефлектировать – значит устремлять свои помыслы на понимание самого себя и на то, как другие знают и понимают. Можно сказать, что рефлектирующий стремиться достичь логического содержания, обладающего статусом всеобщности и необходимости. Рефлексия позволяет тогда, когда субъект пытается развернуть любую мысль в форме понятия, т.е. освоить её как категориально. Когда человек рефлектирует, получает информацию и усваивает её, он всегда чувствует и переживает. «Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (Ленин). Заметим также, что нарушение сознания в первую очередь начинается с расстройства именно эмоциональной сферы, потом нарушается строй мышления, затем самосознание и далее идет процесс глубинного всеобщего распада сознания. Эмоции органично включены в структуру сознания. Они носят глубоко личностных характер. Сильные эмоции могут вызвать даже психосоматические симптомы – головную боль, заикание, мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный, может вызвать даже такую реакцию, как рвота. Всё это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре сознания. |