Лабораторная работа по ИКТ. Практическое (семинарское) занятие № 6 Тема Личность как система. Понятие личности. Ее структура и проявление
Скачать 136.9 Kb.
|
Қазақ Инновациялық Гуманитарлық-Заң Университеті Казахский Гуманиторно-Юридический Инновационный Университет Реферат На тему: Понятие личности. Ее структура и проявление. Выполнила: студентка группы ДАЯ-102С, Раскулова Г.К. 2021-2022 учебный год Содержание: Введение 3 "Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы...". (Словарь практического психолога) 10 Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свой свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки—убеждения и отношения людей 11 2.1. Отечественный подход. 13 3.2.Зарубежные теории. 18 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 34 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 34 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 34 ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 34 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 34 ВведениеАктуальность. Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Именно это определяет научную актуальность исследуемой темы. Объект – структура и проявление личности, как психолого-педагогическое явление Предмет – формирование личность Цель работы: структура и проявление личности – исследовать, проанализировать, изучить Задачи: изучить представление о личности проанализировать структуру личности выделить факторы формирования личности Теоретической основой для написания работы послужили труды ведущих специалистов в области психологии личности, такие как Гиппенрейтер Ю.Б, Юнг К.Г. , Фрейд З, Платонов К.К. , Мясищев В.Н. и др. Методы исследования. Системный анализ научно-теоретических источников, сравнительный анализ данных, обобщение данных социально-психологических исследований. Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Общее представление о личности Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется: развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным, прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни; активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности; наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.; направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.; способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности; характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности. Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни. Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия. Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака: 1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека. Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей. Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции). Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам. В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам. Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Глава 2. Структура личности "Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы...". (Словарь практического психолога) Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свой свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки—убеждения и отношения людей Основу личности составляет ее психологическая структура. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова (приложение №1). Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки. Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.). Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений. Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки. Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности. Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность. 2.1. Отечественный подход. Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие "личность". Вначале остановимся подробнее на взглядах отечественных психологов. Довольно подробный анализ черт психологической структуры личности дает Б.Г.Ананьев, особо выделяя при этом работы А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева и К.К.Платонова, отмечая, что расхождения их "в толковании понятия структуры личности весьма характерны для современного состояния проблемы".[1,с.74] А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как: - темперамент (структура природных свойств); - направленности (система потребностей, интересов и идеалов); - способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих "устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к бездействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности." [цит. по 1,с.74] Кроме того, он полагает, что "структура психической жизни личности" образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности. В отличие от него, В.Н.Мясищев придерживался двупланового строения и функционирования психики – потенциального и процессуального. К потенциальному он относил такие качественные особенности личности: ум, талант, характер, способности; к процессам – деятельность, мышление переживание, причем их функционирование является всегда диалектическим единством, при котором "о потенциале можно судить по его реализации в процессе, сам же процесс внутренне определяется характером потенциала" [цит. по 2,с.106 ]. В соответствии с его концепцией, единство личности характеризуется направленностью (доминирующими отношениями к тем или иным объектам), психическим уровнем развития, динамикой реакций личности (темперамент) и структурой личности, к которой относятся "...пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называется характером личности." [3,с.209] Таким образом, по словам Б.Г.Ананьева, с точки зрения В.Н.Мясищева структура личности "есть лишь одно из определений ее единства и целостности, то есть более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности." [1,с.75] По другому представляет себе уровень интеграции в структуре личности К.К.Платонов [13,14]. В соответствии с рядом критериев он выделяет динамическую функциональную психологическую структуру личности, состоящую из четырёх подструктур: - социально обусловленные особенности, формирующиеся путем воспитания (направленности, моральные качества); - биологически обусловленные особенности (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические органические изменения, задатки, инстинкты, простейшие потребности); - личный опыт, приобретенный в частности и путем обучения (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек); - индивидуальные особенности различных психических процессов, или психических функций, как форм отражения (которые наиболее сильно зависят от биологически обусловленных особенностей). Вдобавок же, "кроме указанных четырёх основных, так сказать рядоположенных, выделяются еще две наложенные на них подструктуры – характера и способностей" [13,с.129]. Причем, К.К.Платонов называет эту структуру функциональной "потому, что она как целое, так и составные ее элементы рассматриваются как психические функции. Рано или поздно эта функциональная структура как "психологический узор" будет достаточно полно наложена на морфологическую и физиологическую структуру, как на физиологическую канву..." [13,с.129-130]. Кроме того, он называет эту структуру психологической, так как "она обобщает психологические свойства личности, хотя и связана с социальными ролями личности." [13,с.130] Проводя свои исследования, Б.Г.Ананьев считает целесообразным не противопоставлять, а "сопоставлять различные взгляды по степени интеграции личностных свойств в структуре личности, так как противоречивые взгляды отражают объективную сложность взаимопереходов между интегрированностью и дифференцированностью явлений развития личности." [1,с.76] Одним из самых существенных моментов в исследованиях Б.Г.Ананьева можно считать вывод о том, что "структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1)субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные социальные и психофизиологические свойства; 2)координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономия каждого из них". [1,с.85] Примечательно, что в своей более ранней книге "Человек как предмет познания", вышедшей еще в 1968 г. (а именно этот год считается годом рождения соционики), Б.Г.Ананьев отмечает, что в структуру личности входят далеко не все психофизиологические функции, процессы и состояния. "…Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к биофизиологическим характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма (выделено и подчеркнуто мной – А.Т.) и др.)…" [цит. по 3,с.92-93]. Здесь нельзя также не упомянуть точку зрения А.Н.Леонтьева по этому вопросу: "...исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакую "структуру личности" установить невозможно; то реальное основание личности человека лежит в той системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями." [8,с.185] И далее: "Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий... Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними." [8,с.195] В качестве более поздних исследований можно отметить работу А.А.Малышева [9], где рассматривается структура личности (Приложение №1). Кроме того, необходимо отметить наличие во всех вариантах рассматриваемых структур такого понятия как "характер", который определяется (в узком смысле) как "совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования" [4,с.267]. Причем, "черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует." [4,с.269] Рассматривая вопрос о соотношении характера и личности, Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает, оценивая характер как индивидное свойство человека, что "...теория "двух факторов" (биологического и социального, генотипического и средового), справедливо критикуемая в отношении процесса формирования личности... , оказывается вполне пригодной для характера как индивидного свойства." [5,с.16] Б.Г.Ананьев в своем исследовании уделяет этому также много внимания, прослеживая историю вопроса еще от А.Ф.Лазурского [46], который, в свою очередь, считал одной из закономерностей характерообразования переход отношений в черты характера. Для него "...отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка." [1,с.80] Т.о. характер представляется как "система свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни." [1,с.80] То есть, относящиеся к таким свойствам статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации – все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественое поведение, основные тенденции развития. При этом "структурной интеграцией отношений является именно характер личности." [1,с.80] Идеи А.Ф.Лазурского анализируются и Ю.Б.Гиппенрейтер, которая отмечает: "Переходя к более высоким уровням развития человека, А.Ф.Лазурский, таким образом, постепенно исключает из характеристики человеческой индивидуальности черты характера, замещая их свойствами личности." [5,с.19] Она же, анализируя различные типологии характеров, говорит о важности задачи – проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности, отмечая: "...типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности." [4,с.287] Зарубежные теории. Богатая палитра взглядов на проблему "личности" и ее "структуры" в зарубежной психологии также исследовалась многими... Ограничимся кратким обзором только наиболее ярких представителей, интересных непосредственно для нашего исследования. Так, например, взгляды видного американского психолога Г.Мерфи (Murphy), представителя биосоциального подхода, подробно анализировал В.Н.Мясищев [17]. К биологическим составляющим личности Г.Мерфи относит: - физиологические предрасположения, возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположенностей; - канализацию энергии как процесс, благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разрядке в поведении; - условно-рефлекторные ответы, представляющие собой связи между внутренними условиями тканей и специфическими формами поведения; - познавательные или перспективные навыки как продукты двух предыдущих компонентов. К социальным составляющим он относит воздействующие на личность: - систему сигналов, "обусловливающую" поведение; - предписания и запреты, содействующие формированию личности; - награды и наказания; - нормы данного общества, которые организуют процессы восприятия и познания. В теории З.Фрейда вся человеческая психика делится на сознательное, предсознательное и бессознательное [15,17]. При этом структура личности состоит из трех систем – "Оно" (Id), "Я" (Ego) и "Сверх Я" (Super-Ego). Попытка К.Г.Юнга построить графическую модель психики: выделяя четыре психические функции – две рациональные (мышление и чувство) и две иррациональные (ощущения и интуицию), он пишет: "Эти четыре функции, размещенные геометрически, образуют крест с осью рациональности, проходящей под прямым углом к оси иррациональности." [20,с.601] Кроме того, К.Г.Юнг возражал против того, что личность полностью определяется собственным опытом, обучением и воздействием окружающей среды. По его словам, каждый индивид появляется на свет "...с целостным личностным эскизом ... представленным с самого рождения" и что "окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней [личности] заложено." [цит. по 20,с.615] К.Г.Юнг утверждал, что существует определенная наследуемая структура психического, проявляющаяся бессознательно в виде различных архетипов. Это формы без собственно содержания, организующие и канализирующие психологический материал. "Содержание архетипа может быть интегрировано в сознание, но не они сами. Архетип не может быть устранен посредством интеграции, так же как посредством отказа принимать его содержание в сознание. Архетип остается источником для канализации психических энергий, во все время жизни, и с ним постоянно нужно иметь дело." [цит. по 16,с.120] К основным архетипам К.Г.Юнг относил Эго, Персону, Тень, Аниму (Анимус) и Самость [16,20,21]. И в завершении обзора – несколько слов о теории Э.Берна, который отмечает, что у каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. Следовательно – возможно существование различных состояний Эго. "... Репертуар этих состояний мы пытались разбить на следующие категории: 1)состояния Эго, сходные с образами родителей; 2) состояния Эго, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния Эго, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Эго называются Родитель, Взрослый и Ребенок." [3,с.277] Глава 3. Факторы формирования личности Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие". Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях: физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.). Развитие происходит: В единстве биологического и социального в человеке. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский). Причина - неравномерность созревания мозга и нервной системы. (Возраст от 6 до 12 лет - оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык - 3-6 лет, чтение - от 2 до 5 лет, плавание - до года, развивающее обучение - 1-2 лет > отличники в 1-2 классах.) Пластичность нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память - высокая организация познавательной деятельности). посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.). через деятельность (игра, труд, учеба) Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности? Схема 1 Факторы, влияющие на развитие личности Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Значит, определяющим фактором развития являются задатки - анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез. Согласно З.Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо - полового влечения. Многие психологи, биологи утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой. Однако у науки нет ясного ответа на вопрос о том, что именно биологически наследует человек. Социологически ориентированные направления рассматривают среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы - отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы - семья, сверстники. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, как было сказано, оно близко к понятию воспитание в социальном значении. Российская наука понимает проблему соотношения влияния разных факторов на развитие личности следующим образом. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Это же относится и к обучению как части целостного педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие. Этот главный закон развития личности, сформулированный Л.С. Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности. Следовательно, развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он: во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов, во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни. Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение. Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание. С середины 20 века, активно развивается несколько иной взгляд на развитие личности. Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи. На таком понимании личности и ее развитии в последние десятилетия строятся воспитательные концепции на Западе, а в недавнее время и в нашей стране. В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше. Развитие личности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д. Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе "сужения" потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду. Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может. Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие: страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия; несправедливые обвинения, унижения; нервное напряжение, стрессы; одиночество; тотальную не успешность. Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития (в России таких 10%). Л.С. Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития детей: уровень актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день; зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Схема 2 Уровни развития Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития". Воспитание, идущее впереди развития вверх – признается, а по прямой – нет. Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии. Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Межнаучный анализ проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам методологического характера. Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический. Заключение Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом. В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального «Я». Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности. Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). На социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения. Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности. Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих. Список литературы Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. – С-Пб.: Изд. "Питер", 2000. Асмолов А.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999 Берн Э. Три аспекта личности. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.:ЧеРо, 1998. Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н.Леонтьева и проблема исследования характера. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология, 1983, №4, Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – С-Пб.: Изд-во "Питер", 2000. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999 Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. -Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977 Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999 Петрова Е.Ю. Психологические типы Юнга. Методические материалы к тренингу индивидуального стиля с приложением опросника Кейрси и Практикума. -С-Пб.: ООО"Мебиус",1997 Платонов К.К. О системе психологии. -М.: Мысль, 1972 Платонов К.К. Теория функциональных систем, теория отражения и психология. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. – М.: Наука, 1978. - Теория личности З.Фрейда. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999 Теория личности К.Юнга. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999 Фрейд З. "Я" и "ОНО". // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999 Шульман Г.А. О некоторых закономерностях типологии К.Г.Юнга. // Соционика, ментология и психология личност, 1995, №2 Шульман Г.А. Отношения высших порядков. // Соционика, ментология и психология личности, 1996, №6 Юнг К.Г. Психологические типы. / Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В.Зелинского. – Мн.: ООО "Попурри", 1998 Юнг К.Г., фон Франц М.-Л. и др. Человек и его символы. / Под общ. ред. С.Н.Сиренко. –М.: Серебряные нити, 1997 Приложение № 1. Иерархическая структура личности (К.К. Платонов) Приложение № 2 – Психологическая структура личности (по Малышеву А.А.)
|