Курсовая по актерскому мастерству 2 курс 1 семестр. Специфические особенности театрального искусства и актерского мастерства
Скачать 62.83 Kb.
|
Специфические особенности актерского мастерстваИстория возникновения актерского мастерстваАктерское мастерство уходит своими корнями в глубокую древность, во времена первобытных людей, примитивных верований и дикой охоты в борьбе за выживание. В эпоху первобытнообщинного строя в каждом племени существовали собственные ритуалы, которые, как правило, несли в себе сакральный смысл и всегда выполнялись с особым усердием. Ритуал сопровождал древнего человека на каждом шагу: различные игрища, пляски, священные действа, разнообразные игровые сцены, воспроизводящие жизнь божеств или отношения животного и человека. Как правило, подобные сценические акты были направлены на взаимоотношения человека с силами природы, несли в себе, прежде всего, желание выжить, показать почтение человека к высшему божеству, дикому миру, выразить почтение и готовность принять с покорностью свою судьбу. Центральной фигурой подобных действий чаще всего становился шаман, зачастую устраивая из ритуала целое представление [7, с. 54]. Для придания смысловой нагрузки, большей выразительности и образности шаманы со временем первыми стали использовать костюмы и маски. Но основной задачей в ритуале, исполняемом шаманом, помимо взаимодействия с духами, силами природы и животными, было, прежде всего, эмоциональное воздействие на жителей племени. Это в дальнейшем и разделило людей на исполнителей и наблюдателей – так называемых, первобытных актеров и зрителей, где сцена объединяла их в едином стремлении пережить новый день. Это и явилось истоками возникновения театра. Сейчас этому периоду подобрали термин «пратеатр», который охватывает целый этап становления актерской культуры. Затем прослеживается разветвление развития театра в целом и актерского мастерства в частности. В первом случае одно из направлений можно проследить на примере стран Востока: здесь театр сохраняет устойчивую связь с религией, и актерское искусство формируется под влиянием присущих религии аллегорических приемов выразительности, спектакли ставятся в основном на религиозную, мифологическую, эпическую тематики [9, с. 57]. А во втором случае – это древняя Греция, где в драматургии и театральном искусстве все явственнее звучат светские, социальные мотивы, способствующие более гибкому развитию различных форм театра и актерских техник. Сценическое искусство, в том самом виде, в каком мы с вами привыкли его видеть, зародилось как раз в Древней Греции. Здесь профессия актера была крайне популярна. Каждый прославленный полководец считал своим долгом иметь при себе штат актеров, которые также обучали его ораторскому искусству. Имена выдающихся актеров были известны всему городу и зрителям часто не хватало мест на спектаклях. Мастерство самого актера оттачивалось годами, а играть древнегреческим артистам было сложнее, чем нашим современникам. Театры имели огромные размеры, акустика была настоящим испытанием для человеческих возможностей, ведь актеры должны были быть услышанными и увиденными из любого места в театре. Их лица обязательно закрывались большими масками, изображающими горе или радость, они надевали высокие головные уборы, становились на котурны, а яркость и выразительность движений актера скрывал широкий, длинный плащ в трагедиях, огромный накладной горб и живот - в комедиях. Поэтому актер мог только своим голосом выразить всю гамму чувств и эмоций, передать напряженный ход разворачивающегося действа. В Древнем Риме актерская профессия была менее престижна. Почет и уважение получали лишь те, кто добился видимых успехов в актерском мастерстве. Вначале актерское искусство Древнего Рима шло параллельно с Грецией, но в эпоху императоров театр стал вытесняться цирком и пантомимой, и искусство игры на сцене пришло в упадок. Позже эта профессия и вовсе перестала быть столь востребованной, высмеивать человеческие пороки и говорить о чем-либо со сцены открыто уже нельзя было столь безнаказанно, нежели во времена ритуалов в племени во главе с шаманом. Особенно ярое гонение осуществлялось в средневековой Европе, где театрализованные представления долгое время считались бесовскими, бродячие народные труппы безжалостно преследовались церковью. Несмотря на все трудности, театральное искусство оставалось живым, поскольку на протяжении многих веков у всех королей при дворе жили шуты и лицедеи, которые развлекали своего правителя и его гостей. Некоторые из них были нарочито презираемы публикой, а другие же имели власть, сравнимую с министром или советником короля. На Руси сцена в средние века профессия актера и лицедея также была связана с опасностью, ведь за непотребное представление, актера могли своем избить, сломать его инструменты, выпустить зверей, и в довершение и вовсе посадить игры в темницу. Трансформация отношения связи к театру и актерскому мастерству в лучшую началась лишь с приходом эпохи Возрождения. [3, с. 234]. Актерское мастерство этой эпохи унаследовало многие элементы сценической культуры народного театра средних веков. Отдельные сценические условности выразительным формировались столетиями и прочно вошли в обиход театра того времени. Но, естественно, что драматургия Шекспира, Марло, Б. Джонсона, столь богато и разнообразно показывавшая характеры персонажей, стала даже требовать другой с актерской игры, чем та, которая была нужна для воплощения абстрактных добродетелей и пороков в мистериях, моралите и фарсах всемирно средневековья, которые в основном были поставлены целиком столь силами любителей, редкие профессионалы привлекались к действу часто. Именно здесь возникает пристальное внимание к актеру, появляется этом стремление научить его считаться в первую очередь это не с собой, а с творческим замыслом автора пьесы. Профессия актера начинает приближаться к современному ее варианту. Понятие актерского искусства. Природа актерского искусстваАктёрское искусство — профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая единой в создании сценических образов (ролей), также вид исполнительского творчества. Общий принцип одним актёрского искусства вокруг — перевоплощение. Перевоплощение одну бывает внешнее и внутреннее, метод его постижения различается в зависимости от техники, которой пользуется актёр, эстрадном школы (например, Станиславского или Михаила Чехова), конце факторов внешнего вмешательства в построение логика роли (работы партнёров, режиссёра, танце гримёра и т.д.) [8, с. 59]. Искусство логику актера – это престижной искусство создания сценических образов. Исполняя определенную роль в одном из видов доступных сценического искусства (драматическом, используя оперном, балетном, эстрадном и т.д.), актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле, эстрадном доступных номере и т.п. Материалом сути для создания этого «лица» (персонажа) служат природные данные актера: наряду с речью, движениями, пластичностью, ритмичностью жизнь т.д. такие, эмоциональность, воображение, память и др. [9, с. 88]. Одной из главных особенностей искусства большинстве актера является то, что «процесс актерского творчества другой в своей конечной стадии всегда завершается на глазах у зрителей в момент спектакля, концерта, представления». Искусство актера подразумевает создание образа персонажа (действующего лица). Сценический здесь образ, по своей сути, - это очень сплав внутренних качеств этого персонажа (действующего лица), т.е. что мы называем «характером», призван с внешними качествами – «характерностью». Создавая сценический образ своего героя, актер, с одной обучающий стороны, раскрывает его духовный фигурой мир, выражая это через поступки, действия, слова, мысли года и переживания, а с другой – передает с той или иной степенью достоверности (или театральной условности) манеру поведения и внешность. Человек, посвятивший себя актерской профессии, должен обладать определенными природными данными: заразительностью, темпераментом, фантазией, воображением, наблюдательностью, памятью, верой; выразительными: голосом и дикцией, внешностью; сценическим обаянием и, естественно, высокой также исполнительской техникой. В последние годы всегда понятие артистичность включает в себя не только и не столько внешние данные, способность менять «обличие», (то есть то, что называется и понимается буквально – «лицедейством»), а и умение мыслить на сцене, выражать в роли личное отношение к жизни. Когда мы говорим об актерском ритуалов творчестве, мы имеем в виду, что его питают атмосферы, находящиеся в неразрывном единстве, источника: жизнь – с ее богатством и многообразием, и – внутренний мир художника, его личность. Жизненный опыт, отточенная эмоциональная память, (если игры актер умеет другой ими пользоваться), прост являются его основным богатством при создании план произведений искусства. Именно опыт оказывает влияние на поступки сред человека, на восприятие им окружающей его выступления жизни, формирует его мировоззрение. В то же время опыт учит видеть и проникает в суть применять явлений. От того знакомств насколько глубоким является это проникновение, и как я оно (явление) ярко будет раскрыто, зависит получит ли зритель эстетическое влияет наслаждение от игры создания актера. Ведь стремление своим творчеством приносить людям радость – составляет самую сердцевину актерской профессии. Естественно, что в значительной степени это зависит от того обладает ли актер о даром наблюдать используя жизнь, поведение людей. Наблюдательность помогает схватить сущность характера какого-либо человека, зафиксировать в своей памяти и собрать в «кладовой» своего сознания живые интонации, обороты речи, яркий внешний облик логика и т.п., чтобы затем, в момент работы, поиска и создания сценического образа, подсознательно черпать из этой кладовой нужные ему (актеру) черты характера и характерности. Но, конечно, «погруженность в жизнь», ее раскрытие требует от артиста не только таланта и яркой индивидуальности, но и филигранного, отточенного мастерства. Настоящее дарование и подлинное мастерство подразумевает и синтез речи, и богатство интонации, мимики, и лаконичный логически оправданный жест, и тренированное тело, и владение искусством звучащего слова, пения, движения, ритма [6, с. 137]. Важнейшее (главное) выразительное амплитуд средство актера – действие в образе, действие, умное которое по сути большинство своей является (должно являться) органическим сплавом его психофизического и словесного действий. Актер призван воплотить на сцене синтез авторского и режиссерского замыслов; выявить художественный смысл драматургического произведения, обогатив его собственной трактовкой, исходя из своего жизненного опыта, своих наблюдений, своих размышлений и, наконец, собственной творческой индивидуальности. Индивидуальность актера – понятие весьма сложное. Здесь и мир сознательных и подсознательных интересов, которые копятся в его эмоциональной памяти; это и природа его темперамента (открытого взрывчатого или скрытого, сдержанного); это и его данные и многое другое. Сохраняя богатство творческой индивидуальности, разнообразие в выборе изобразительных средств, актер подчиняет свое творчество главной задаче – через созданный им сценический образ, раскрыть суть драматургического произведения. На протяжении по крайней мере двух столетий борются у собой два противоположных взгляда на природу актерского искусства. В один период побеждает одна, в другой – другая точка зрения. Но побежденная сторона никогда не сдается окончательно, и порой то, что вчера отвергалось большинством деятелей сцены, сегодня снова становится господствующим взглядом [9, с. 169]. Борьба между этими связи двумя течениями сосредоточивается на вопросе о том, требует ли природа искусства, чтобы актер жил на сцене настоящими чувствами персонажа, или же сценическая игра основана на способности актера одними техническими приемами воспроизводить внешнюю форму человеческих переживаний, внешнюю образ сторону поведения. «Искусство переживания» и «искусство вкпредставления» - так свою назвал К.С. Станиславский умений эти борющиеся между собой течения [5, с. 423]. Актер «искусства переживания», по мнению Станиславского, стремится переживать роль, т.е. испытывать чувства исполняемого лица, каждый раз, при каждом акте; актер «искусства выразительным представления» стремится пережить роль лишь однажды, дома или на репетиции, для того чтобы больше сначала познать внешнюю форму наряду естественного проявления чувств, а затем научиться воспроизводить механически. Нетрудно заметить, что различия во взглядах сводится к различному разрешению вопроса о материале актерского искусства. Но чем же обусловлены эти неизбежные теоретические противоречия в устах практиков? Дело в том, что сама природа актерского искусства противоречива. Поэтому она и не может улечься на прокрустовом ложе односторонней теории. Сложную природу этого искусства со всеми ее противоречиями каждый познает на самом себе. Очень часто бывает, что актер, попав на сцену, может отбрасывает в сторону все теоретические взгляды и творит не только плащ всякого согласия среди ними, а даже вопреки им, однако в полном соответствии с законами, объективно присущими актерскому искусству. Вот почему сторонники как того, так и другого направления не в состоянии удержаться на бескомпромиссном, до конца последовательном утверждении взглядов своей школы. Живая практика неизбежно сталкивает их с вершины даже безупречной, но другой принципиальности, и они начинают вносить участников в свои теории таблиц различные оговорки и поправки. [8, с. 265]. ЗаключениеИскусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля. Великая мука для актера выступать перед пустым залом, без единого зрителя. Такое состояние равносильно для него пребыванию в замкнутом от всего мира пространстве. В час спектакля душа актера устремлена к зрителю, точно так же, как душа зрителя обращена к актеру. Искусство театра живет, дышит, волнует и захватывает зрителя в те счастливые мгновения, когда по незримым проводам высоковольтных передач происходит активный обмен двух духовных энергий, взаимоустремленных одна к другой, — от актера к зрителю, от зрителя к актеру. Читая книгу, стоя перед живописным полотном, читатель, зритель не видят писателя, живописца. И только в театре человек глаза в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества. Он угадывает возникновение и движение его сердца, вместе с ним живет всеми перипетий-ми происходивших на сцене событий. Такое сопереживание — высокая радость, даруемая человеку театром. Оно-то и таит в себе ту властную, магнетическую силу, что испокон веков влечет человека в театр. Читатель в одиночестве, наедине с заветной книгой, может пережить волнующие, счастливые мгновения. А театр не оставляет своего зрителя в одиночестве. В театре все зиждется на активном эмоциональном взаимообщении тех, кто создает в этот вечер на сцене художественное произведение, и тех, для кого оно создается. Список литературыТаиров А. Я, Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970. Абалкин Н. Рассказы о театре.- М., 1981. Брянцев А. А. Воспоминания, статьи, выступления, дневники, письма. М.: Издание ВТО. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5-е изд. — М.: РАТИ - ГИТИС, 2008. Станиславский К.С. Работа актера над собой (сборник). - Public Domain, 2018. Кнебель, М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: ГИТИС, 2005. Кристи, Г.В. Воспитание актёра школы Станиславского. - М.: Искусство, 1968. Зверева, Н.А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н.А. Зверева, Д.Г. Ливнев. – Москва РАТИ- ГИТИС, 2008. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – Москва: АСТ, 2010. |