|
естествознание 1. Специфические признаки науки Сущность признака
Задание 1. Заполните таблицу «Характерные черты науки»
Специфические признаки науки
| Сущность признака
| Системность.
| Знания должны носить системный характер на основе определенных теоретических положений и принципов
| Достоверность
| Знания должны быть достоверными, проверенными на практике, проходящими проверку по определенным правилам, а потом убедительными.
| Критичность
| Возможности определить окружающий мир на основании критического рассмотрения рациональных моделей, историко-культурологических и естественно-научных знаний, сопоставляя различные типы научных теорий.
| Общезначимость
| Все истинные знания рано или поздно становятся признанными всеми учеными и способствуют объединению всех людей Следовательно, общезначимость является лишь одним из следствий истинности знания, а не критерием истины
| Преемственность
| Объективная необходимая связь между новыми и «старыми» знаниями в процессе изучения окружающего мира, при это новые знания дополняют и обогащают «старые».
| Прогнозируемость
| Знания должны включать возможность предвидения грядущих событий в определенной области познания.
| Детерминированность
| Факты эмпирического характера должны быть не только описаны, но и причинно объяснены и обусловлены, т.е. раскрыт причины изучаемых объектов.
| Фрагментарность
| Подразумевает, что изучение мира происходит не в целом, а через различные фрагменты реальности.
| Чувственность
| Результаты познания признаются достоверными только в случае, если они эмпирически проверены с использованием чувственног восприятия.
|
Задание 2. Заполните таблицу, в которой укажите отличия науки от других форм общественного сознания и культуры
Формы общественного сознания и культуры
| Отличия науки
| мифология
| мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.
| мистика
| вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также – сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями).
| религия
| Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.
| философия
| Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е. опирается на доказательства в обосновании своих положений).
| искусство
| по сути является формой общественного сознания, трансляцией опыта человечества посредством художественных образов. Также понятие «искусство» означает мастерство, умение.
| идеология
| это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон.
| техника
| в широком смысле – это компонент культуры, продукт человеческой цивилизации, техническое знание, влияющее на развитие общества, в узком смысле – это инструментальные средства, используемые человеком в преобразовании природы; предметы, созданные человеком в процессе специфической деятельности.
|
Задание 3. Выполните упражнение.
Вот как описывает бывший госсекретарь США Д. Агесон встречу между Р. Оппенгеймером, возглавлявшим в 1939—1945 гг. работы по созданию атомной бомбы, и президентом США Г. Труменом, которая состоялась после атомной бомбардировки городов Японии: «Как-то раз я сопровождал Оппенгеймера к Трумену. Ученый, ломая себе пальцы, говорил: “У меня руки в крови”. Позднее Трумен сказал мне: “Больше не приводите ко мне этого дурака. Бомбу сбросил не он. Я сбросил бомбу, меня тошнит от этой слезливости».
Может быть, Г. Трумен прав? Сформулируйте и аргументируйте свое мнение. Оба правы,каждый человек волен рассуждать и думать так как ему этого хотелось. |
|
|