Главная страница

культура. Специфический стиль жизни и поведения


Скачать 361.68 Kb.
НазваниеСпецифический стиль жизни и поведения
Анкоркультура
Дата29.03.2022
Размер361.68 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файла435588.rtf
ТипДокументы
#425569
страница1 из 2
  1   2



Билет 1
Вопрос 1) Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. В отечественных справочных изданиях понятие «субкультура» появилось лишь во второй половине 80-х годов XX столетия. В это время понятию «субкультура» перестали придавать, во-первых, отрицательное значение «загнивания капиталистического общества»; во-вторых, его стали использовать для характеристики не только капиталистического общества, но и социалистического, каковым был СССР; однако при этом, в-третьих, сохранился негативный оттенок его в трактовке, который, если речь идет о субкультурах преступного мира или мафии, возможно, и оправдан, но в случаях с молодежной и профессиональной субкультурами приводит к определенным сложностям в толковании. Понятие же «субкультура» трактуется следующим образом: это «1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию.

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:

специфический стиль жизни и поведения;

свойственные данной социальной группе своеобразныенормы, ценности, мировосприятия (о чем уже говорилось),

что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;

наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

Каждая субкультура хранит собственную эзотерическую (тайную, скрытую, предназначенную исключительно для посвященных) чистоту, поскольку подробности того или иного субкультурного существования не поддаются обобщению. При этом каждая субкультура, в отличие от базовой культуры, в которую первая включена и является ее составной частью, подвержена очень быстрым изменениям и выступает инновационной областью для базовой культуры.

Субкультура — это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей. Таким образом, субкультура — это некая подкультура, или культура в культуре. Эти субкультуры подобны клеткам живой ткани: их множество и все они взаимосвязаны. Кроме того, они несут в себе все особенности материнского организма (или базовой культуры).

Вопрос 2) Истоки генезиса феномена молодежной субкультуры следует искать в переходе общественных систем от статичности к динамичности и в соответствующем изменении положения молодых людей в общественных системах: в статичных обществах главную роль играло старшее поколение, в динамичных — молодое. Изобретение техники и внедрение ее в производство ознаменовало переход к динамичным обществам и породило новую социально-демографическую группу -— молодежь. Переход же общества от индустриальной к индустриально развитой стадии, затем и к постиндустриальной привел, в том числе, к появлению молодежной субкультуры.

Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Проблеме конфликта поколений были посвящены размышления и работы многих авторов, в том числе 3. Фрейда, Л. Фойера, К. Кенистона, В. Леонарда, С. Эйзенштадта, К. Дэвиса, М. Мид, А. Сови и других. Авторы с различных позиций подходили к этой проблеме и раскрывали многие грани указанного конфликта. Проводившиеся же в 70—90-х годах XX столетия социологические исследования показали, что проблема конфликта поколений во многом надуманна и сильно преувеличена. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений совсем не обязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры, а также уходом молодых людей в неформальные молодежные объединения.

Изучение генезиса молодежной субкультуры позволяет выявить сущностную основу этого социального феномена и ответить на вопрос, почему мы сталкиваемся с данным феноменом в индустриально развитых обществах на стадии перехода к постиндустриализму. Это также помогает раскрыть тот факт, что индустриально развитые и постиндустриальные общественные системы привносят в социальное бытие новое явление: биологически и физиологически взрослых «социальных детей», нуждающихся, как и все люди, в самоутверждении, самовыражении. Невозможность для некоторых молодых людей удовлетворить эту потребности, вызванная чрезвычайным удлинением периода обучения в индустриально развитых и постиндустриальных социальных системах, приводит к возникновению молодежной субкультуры как механизма социокультурной компенсации «пустоты и нестыкуемости стандартных социальных структур».

Билет 2

Вопрос 1) Феномен молодежной субкультуры

Раскрытие смыслов понятия «молодежь» привело нас к тому, что:

существуют два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным;

юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которым соответствуют: период обучения в старших классах общеобразовательной средней школы (подростки) и период обучения в техникуме или вузе, а также начальный этап трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодежь);

Отличительными признаками молодежи служат:

социальное положение обучающегося в «традиционных» учебных заведениях или начинающего трудовую деятельность;

еще не достигнутая в полном объеме экономическая активность;

отсутствие собственной семьи (не родительской) и собственных детей или наличие таковых при отсутствии какой-либо ответственности и заботы о них;

социальная ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого, а следовательно, наработка социальных ролей;

определение собственного социального статуса;

молодежь — явление конкретно-историческое, поскольку в разные исторические периоды (не говоря уже о переломных и переходных периодах) оно несет в себе разные смыслы;

молодежь — явление социокультурное;

молодежь — сложное и многомерное явление в социальной структуре;

как «продукт» социальной структуры общества, молодежь дифференцирована в соответствии с социальными слоями (стратами);

в период юности происходит окончательное социальное расслоение людей одного возраста.

Рассмотрев понятия «молодежь» и «субкультура», мы можем перейти к феномену молодежной субкультуры, для которого характерно следующее:

молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (например, киберпанки);

вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон и т. п.);

как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т. д.;

«центр» (а это слово мы ставим в кавычки, поскольку вмолодежных субкультурах он очень размыт и лабилен (нестоек, неустойчив, изменчив) и то, что вчера было «центром»,сегодня уже может им не быть), вокруг которого группируются молодые люди, формирует субкультурное мировоззрение данной группы и закрепляет его в крылатых выражениях, лозунгах, возможно, каких-либо (писаных или неписаных) текстах, проясняющих основополагающие ценности данной группы. Если то, что делает «центр», привлекает внимание молодых людей, вокруг него появляется группа последователей, и данная субкультура растет в количественном отношении;

значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:

посредством нее молодые люди узнают «своих»;

она выделяет данных молодых людей среди «чужих»;

она работает на объединение и сплочение группы;

— она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

Молодежная субкультура — это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это — частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.

Вопрос 2) Истоки генезиса феномена молодежной субкультуры следует искать в переходе общественных систем от статичности к динамичности и в соответствующем изменении положения молодых людей в общественных системах: в статичных обществах главную роль играло старшее поколение, в динамичных — молодое. Изобретение техники и внедрение ее в производство ознаменовало переход к динамичным обществам и породило новую социально-демографическую группу -— молодежь. Переход же общества от индустриальной к индустриально развитой стадии, затем и к постиндустриальной привел, в том числе, к появлению молодежной субкультуры.

Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Проблеме конфликта поколений были посвящены размышления и работы многих авторов, в том числе 3. Фрейда, Л. Фойера, К. Кенистона, В. Леонарда, С. Эйзенштадта, К. Дэвиса, М. Мид, А. Сови и других. Авторы с различных позиций подходили к этой проблеме и раскрывали многие грани указанного конфликта. Проводившиеся же в 70—90-х годах XX столетия социологические исследования показали, что проблема конфликта поколений во многом надуманна и сильно преувеличена. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений совсем не обязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры, а также уходом молодых людей в неформальные молодежные объединения.

Изучение генезиса молодежной субкультуры позволяет выявить сущностную основу этого социального феномена и ответить на вопрос, почему мы сталкиваемся с данным феноменом в индустриально развитых обществах на стадии перехода к постиндустриализму. Это также помогает раскрыть тот факт, что индустриально развитые и постиндустриальные общественные системы привносят в социальное бытие новое явление: биологически и физиологически взрослых «социальных детей», нуждающихся, как и все люди, в самоутверждении, самовыражении. Невозможность для некоторых молодых людей удовлетворить эту потребности, вызванная чрезвычайным удлинением периода обучения в индустриально развитых и постиндустриальных социальных системах, приводит к возникновению молодежной субкультуры как механизма социокультурной компенсации «пустоты и нестыкуемости стандартных социальных структур».

Билет 3
Вопрос 1) Наркотическая культура (наркокультура, субкультура наркомании) — субкультура потребителей наркотиков.

У молодежи, входящей в данную субкультуру, есть свой наркосленг и нечто вроде «этикета» или небольших ритуалов, сопровождающих употребление. Существуют также большие молодежные объединения, выступающие за легализацию каннабиса или реформу законов о наркотических веществах.

В наркокультуре можно выделить несколько различных субкультур, образовавшихся вокруг отдельных наркотиков. Например, культура потребления каннабиса (марихуана, гашиш), сильно отличается от того, что окружает потребление героина, так как воздействие этих веществ на человека очень разное, так же как и связанные с этим проблемы (легальность, доступность, зависимость).

В современных исследованиях дается несколько определений данного понятия. Так, в работе к.псих.наук Косарецкого С. Г. предлагается понятие наркотической субкультуры как совокупности традиций, «культа» употребления психоактивных веществ, системой взглядов, убеждений, ценностей, методами и способами их распространения, организацией систематического поиска и производства новых психоактивных веществ, большим количеством экспериментов с разного рода психотропными средствами; системой защиты и оправдания своих взглядов, убеждений и деятельности.

В другом определении подчеркивается антисоциальный характер наркотической субкультуры: cубкультура наркомании — своеобразная культура потребителей наркотиков, трансформированная антисоциальным мышлением система ценностей, с установкой на получение эйфории от употребления наркотиков и обладающая специфической мировоззренческой окраской, что вступает в противоречие с социальными и правовыми нормами, установленными обществом.

Вопрос 2) Важный аксиологический аспект изучения культурного поведения отдельного индивида или сформировавшейся группы — проблема соотношения между ценностями, которые декларированы и которые выступают реальной побудительной силой, поскольку всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте.

Аксиологическое (ценностное) культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими особенностями:

- формирование ценностных отношений в молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс;

- в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;

- среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма;

- все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находится на периферии молодежного внимания;

- духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека;

- образование как ценность воспринимается через призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием;

- молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин;

- в российской ментальности по-прежнему серьезное значение имеют семейные ценности;

- высокий ранг в системе важнейших свойств личности и как общественная ценность получает такое качество как ответственность;

- в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.

Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению.

Билет 4
Вопрос 1) «Массовую культуру» нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, ее считают результатом обнищания и деградации культуры «элитарной», т.е. культуры как таковой. С другой, - вполне закономерным результатом эволюции культуры, меняющей свой облик вместе с обществом в целом. Однако на деле это не просто ухудшение каких-либо параметров или сторон культуры «высокой». Это явление совершенно иного порядка. Ее особенностями являются общедоступность, серийность, машинная воспроизводимость, а также то, что она создает собственный знаковый код, символическую надстройку над структурами реальной повседневной жизни, которая миллионами людей воспринимается как полноценный эквивалент самой реальности.

Почему она так легко воспринимается именно молодым поколением? Потому что «поколение отцов» само признает за собой некую «отсталость» в вопросах развития современной жизни. Это выражается в отсутствии у многих навыков применения компьютеров и информационных технологий, мобильных телефонов и других «молодых» явлений в жизнеобеспечении современного человека. Между тем, вхождение этих средств в широкий обиход необратимо, поскольку является удобным, и в понимании людей, которые умеют этим грамотно пользоваться, просто необходимо. Молодежь легче поддается внедрению новшеств, особенно технических (как части той же «массовой культуры»), быстрее их осваивает. В то же время от современных возможностей отстает подготовка квалифицированных работников - ученых, педагогов, сотрудников средств массовой информации и общественных учреждений и т.п. - которые могли бы с уверенностью работать в таких новых областях, как коммуникативные технологии, информатика, реклама, дистанционное образование и др. Статус специалистов, занятых данными видами деятельности, пока тоже не определен. А молодежь стремится найти свое место в жизни и занять незаполненные ниши.

Вопрос 2) Связь масскульта со средствами массовой коммуникации является столь очевидной, что обширное поле значений, которые вкладывают авторы в термин «массовая культура», связано с тезисом французского социолога Ж. Фридмана о массовой культуре как продукте массовой коммуникации, где под массовой культурой понимается совокупность культурных ценностей, отданных в распоряжение публики благодаря средствам массовой коммуникации в рамках технической цивилизации. Более того, некоторые западные исследователи прямо отождествляют массовую культуру со средствами массовой информации, видя в ней непосредственное порождение таковых и утверждая, что само средство сообщения оказывает влияние на характер и содержание передаваемой информации. Эти же идеи прослеживаются в работе канадского социолога А. Ламонда, который в статье «К вопросу о массовой культуре и средствах информации» говорит о том, что «отождествляя западную массовую культуру со средствами информации и коммуникации, являющимися, прежде всего, продуктами купли-продажи или товарами, мы раскрываем ее подлинную природу - как явления относящегося к потреблению или, точнее, к бытовому потреблению».

Характер культурного развития - тип социальных связей и взаимодействий, стратегии получения, хранения и трансляции информации, особенности преемственности - во многом обусловлены спецификой доминирующей в данный исторический период коммуникации. В рамках стратегии о массовления, выступающей в качестве ведущей в информационном обществе, большинство культурных феноменов подчиняется закону тиражируемое, серийности, дублирования. Специфика коммуникативных стратегий влияет и на качество культурной политики, и на методы репродуцирования и распространения культуры, и на творческие методы, а также на идеологию и экономику, проявляющие способность развиваться в «виртуальном варианте». Особый статус информации изначально определяется ее функцией в механизмах культурного творчества, где отчужденное от индивидуального носителя знание превращается в информацию, обобществляемую в системе коммуникации, а качество социализации определяется именно количеством получаемой информации. По мнению исследователей, картина мира современного человека состоит из знаний, приобретенных посредством собственного опыта, лишь на 10-15 %. Основным же каналом получения информации, способом приобщения к миру и его событиям, посредником в формировании культуры, а также важнейшим фактором, трансформирующим всю систему духовного производства, являются именно средства массовой коммуникации, творящие некий информационный мономир, особую «инфосферу», обладающую чертами глобальности, как принципиально новую среду пребывания современного человека. Ее отличительными особенностями становятся универсальность и тотальность распространения.

Современная культура трансформировалась из культуры книги в культуру экрана, что самым непосредственным образом отразилось на особенностях мышления, где сознание стало выступать как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не интеллектуальное постижение идеи. Зрительный эмоциональный образ, картинка, клише схватывается сознанием быстрее и легче, этот процесс не требует интеллектуального напряжения, именно поэтому телевизионные образы и имиджи политиков, представленные в формате экрана, обретают особую полноту влияния на массовое сознание и возможность манипулирования им, именно телевизионная картинка «более эффективна в своем разрушительном воздействии на способность суждения, то есть на способность человека самостоятельно мыслить».

Билет 5

Вопрос 1) Массовая культура как феномен индустриально развитых обществ и ее нацеленность на молодежь

Несмотря на то что процессы стандартизации жизни приобрели непроизвольный и всеобъемлющий характер лишь с середины XX столетия, с переходом обществ от индустриально развитой стадии к постиндустриализму, начало этим процессам и появлению «массового общества» было положено вступлением социумов в индустриальную стадию развития. Переход к использованию технических средств для производства продукции обернулся не только чисто внешними изменениями в жизни людей — урбанизацией; бурным ростом потребления, очень быстро ставшим массовым; усложнением бюрократической системы; невиданным ранее развитием средств массовой информации и коммуникации, — но и внутренними изменениями.

Индустриальное производство, для которого требовалось собрать на одном предприятии множество людей, стерло различия между этими людьми, превратив их в толпу, в массу. А в массе человек теряет индивидуальность и превращается в безликого статиста истории. Для него положительным качеством становится умение растворяться в толпе, ничем от нее не отличаться, «не высовываться» и делать то, что хотят другие, и при этом свято верить, что этого он хочет сам. Об этом очень точно писал X. Ортега-и-Гассет: «Общество всегда было неподвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — не выделенных ничем. Масса — это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение — "многие" — переходит в качественное».

Согласно X. Ортеге-и-Гассету «масса» — это скопище посредственностей, поскольку, вместо того чтобы следовать рекомендациям естественного «элитарного» меньшинства, поднимается против него и вытесняет «элиту» из всех традиционных для нее областей — политики и культуры, что в конечном счете оборачивается социальными бедами XX столетия. Человек «массы» — это средний индивид, который абсолютно бесцветен. Он — «всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как и все", и не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью». Человек «массы» ни к чему не относится критически, да он просто и не в состоянии это делать. Он лишь бездумно усваивает «ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека».

Человека «массы» отличают пассивность, самодовольство и относительное благополучие. При этом он может принадлежать к любому социальному слою — от человека знатного рода до простолюдина. Поэтому к индустриально развитому обществу, а тем более к постиндустриальному, уже неприменимо марксово деление на классы. Здесь необходимо делить «человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить — это плыть по течению, оставаясь таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя»3.

Неминуемое следствие возникновения массового общества — появление массовой культуры, ориентированной на человека «массы», обладающего усредненным (а порой и ниже среднего) вкусом и такими же потребностями, поскольку человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип»4. Более того, бурно протекающий процесс урбанизации в индустриально развитых обществах приводит к тому, что «все новые и новые толпы, которые с таким ускорением низвергаются на поверхность истории... не успевают пропитаться традиционной культурой». В результате «заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, без-боязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду». Это неминуемо ведет к общей духовной деградации и падению нравственности, поскольку массовая культура, потребителями которой становятся указанные толпы, в большой мере освобождает их от личностной ответственности, снимая проблемы самостоятельного выбора.

Вопрос 2) Динамика взаимодействия молодежной субкультуры и базовой культуры общества

Молоджная субкультура, будучи культурой в культуре, немыслима и не существует сама по себе — вне базовой культуры индустриально развитого общества. Эти две культуры — «материнская» и «дочерняя» — тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. И в таком соединении они образуют единое целое.

Как элементы молодежной субкультуры со временем постепенно интегрируются в базовую культуру общества индустриально развитых обществ, так, естественно, и элементы базовой культуры постоянно привносятся в молодежную субкультуру. И даже если элементы базовой культуры и отрицаются в молодежной субкультуре, они все равно так или иначе включаются в нее, поскольку отрицать можно лишь то, что существует.

Одним из результатов взаимодействия молодежной субкультуры с базовой культурой общества выступает усложнение культур, возникающее вследствие действия закона перехода количества в качество, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития.

Другой результат взаимодействия базовой культуры с молодежной субкультурой — эрозия. Как правило, эрозии подвержена молодежная субкультура, поскольку она зависит от базовой культуры. В случае если молодежная субкультура испытывает массированное воздействие базовой культуры, а также сама еще недостаточно устойчива и развита и не способна адекватно сопротивляться давлению базовой культуры, она подвергается эрозии, могущей привести к распылению и гибели молодежной субкультуры.

Наша сегодняшняя культура представляет собой некую цельность базовой культуры и молодежной субкультуры, включившую в себя элементы и молодежной субкультуры 60-х, 70-х и последующих годов, и криминальной, и богемной, и многих других субкультур.

Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.

Инверсия молодежной субкультуры и базовой культуры невозможна, а возможно лишь вхождение элементов молодежной субкультуры в базовую культуру, а также частичное обновление последней наработками молодежной субкультуры, что отражает динамику взаимодействия этих двух культур
Билет 6

Вопрос 1) Динамика молодежной субкультуры на макроуровне

Динамика молодежной субкультуры — это результат внутренних процессов феномена, и она связана с возникновением новых и реализацией старых «матриц» жизнедеятельности субкультурной молодежи. При этом каждая «матрица» включает в себя три основные уровня, или составляющие, которые условно можно обозначить как «прошлое» — «настоящее» — «будущее». Момент переструктурирования системы молодежной субкультуры и установления в ней порядка из хаоса служит отправной точкой для начала следующего этапа возникновения новых «матриц» «будущего». Такова динамика молодежной субкультуры на макроуровне как результат действия внутренних процессов в системе данной субкультуры.

Однако на макроуровне изменения в молодежной субкультуре происходят и в результате адаптации ее к внешним воздействиям социального окружения. Проследить зависимость динамических изменений в молодежной субкультуре можно на примере воздействия на нее политики, экономики и техники. При этом следует учитывать, что молодежная субкультура, будучи структурным элементом социальной системы индустриально развитых обществ на стадии перехода к постиндустриализму, подвергается внешнему комплексному воздействию множества факторов. Поэтому никогда не возникнет ситуация воздействия только одного фактора на динамику молодежной субкультуры в чистом виде.

Динамические изменения молодежной субкультуры на макроуровне от внешнего политического фактора определяются колебанием политических режимов правления от жесткого к мягкому, и наоборот. Причем любая «оттепель», любая мягкая (или слабая) политика и ее режим, а также либеральная обстановка свободы, граничащей со вседозволенностью, сопровождаются бурным расцветом и разрастанием феномена молодежной субкультуры. И, наоборот, любой режим жесткой политики, порой сопровождающийся «закручиванием гаек», приводит к резкому сокращению численности субкультурной молодежи, уменьшению количества peer groups и неформальных молодежных объединений, а также частичному уходу молодежной субкультуры в андерграунд.

Зависимость динамики молодежной субкультуры на макроуровне от внешнего экономического фактора следующая: колебаниям экономических волн, выявленным и изученным Н. Д. Кондратьевым, соответствуют и колебания молодежной субкультуры. Однако эти колебания выражаются не в увеличении или сокращении количества субкультурной молодежи вообще и соответственно и peer groups и неформальных молодежных объединений, а в разрастании или сокращении одного либо другого типа. Причем для «богатого» типа молодежной субкультуры наблюдается прямая, а для «бедного» — обратно пропорциональная зависимость от волн экономического подъема и спада. Динамика же феномена молодежной субкультуры как целостного социокультурного явления отражается в колебаниях от одного типа субкультуры к другому.

Механизм воздействия техники на динамику молодежной субкультуры на макроуровне сильно отличается от механизмов воздействия политики и экономики. Феномен молодежной субкультуры — следствие возникновения и развития техники, и он прошел путь от ее «тотального» отрицания до практически растворения в ней.

Молодежная субкультура не существует сама по себе — вне базовой культуры индустриально развитого общества. Эти две культуры — «материнская» и «дочерняя» — тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Результатом взаимодействия этих двух культур может быть: а) усложнение культур, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития; б) эрозия.

Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости. Однако для того чтобы одна реальность сменила другую, новые метафоры должны объединиться с властью, которая возьмет их на вооружение, ими вдохновится, попытается их овеществить, претворить в социальную ткань.

Вопрос 2) Типология молодежной субкультуры

Один из возможных подходов к типологизации молодежных субкультур — выявление доли участия молодого человека в них. Это позволяет выйти на инвариантный феномен «чистых» («регулярных») молодежных субкультур, становящихся самоцелью для молодых людей; и «смешанных», или «неполных» («нерегулярных»), участие в которых не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах.

Другое основание для типологизации молодежных субкультур — экономический фактор. Речь идет о достатке семьи — низком или высоком, — «поставляющей» молодого человека в субкультуру. Молодежная субкультура — достаточно дорогостоящее занятие: во-первых, когда у молодого человека нет материальных средств для обеспечения своей жизнедеятельности, то при решении вопроса, присоединяться к той или иной молодежной субкультуре или зарабатывать на жизнь, вряд ли выбор падет на молодежную субкультуру; во-вторых, различная атрибутика принадлежности к той или иной молодежной субкультуре и виды деятельности тоже не дешевы. Поэтому «водораздел» между молодежными субкультурами проходит и по материальному достатку.

Существующие классификации молодежных субкультур

  1. Феномен молодежной субкультуры проявляется через множество неформальных молодежных объединений, или групп, которые могут быть в общем виде типологизированы следующим образом.

По принадлежности:

ингруппы, то есть такие, к которым молодой человек чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Общим для таких молодых людей служит то, чтоони разделяют определенные чувства и мнения, а также почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни;

аутогруппы, то есть такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символи ческие значения «не мы», «другие». Несмотря на то что они обладают многими чертами и признаками, свойственными любой молодежной субкультуре, есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингрупп.

По взаимоотношениям:

первичные, то есть такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга, прежде всего, как личности, у них общие надежды и чувства, и они полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;

вторичные, то есть такие, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, все контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель.

По степени общения:

малые группы, то есть такие, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым;

большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы.

  1. Возможнп типолоизация молодежных субкультуры по направлениям деятельности групп:

общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно-политических взглядов;они не агрессивны;

радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения;

эколого-этические группы (например, «зеленые»);

группы образа жизни, или собственно неформально-молодежные объединения (например, панки, хиппи и т. д.);

нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты, буддисты1, культовые группы);

группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

  1. Социальная типология молодежной субкультуры:

романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы,рэпперы и т. п.);

криминальные («гопники», люберы);

анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

  1. Поскольку молодежная субкультура динамична, изменчива, типологии, создаваемые рядом авторов, пытающихся работать с имеющимися на данный момент в том или ином обществе конкретными молодежными субкультурами, превращаются в классификации, правомочные для конкретного исторического времени и социума:

группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.);

группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты,анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи,панки, люди «Системы»);

эстетствующие группы («митьки»);

группировки, исповедующие «культ мускулов» и физической силы («качки»);

криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы и т.п.).
Билет 7

молодежный субкультура массовый коммуникация

Вопрос 1) Динамика молодежной субкультуры на микроуровне

Выявление динамики молодежной субкультуры весьма продуктивно при рассмотрении ее на трех уровнях — формирующейся личности, peer group или неформального молодежного объединения и молодежной субкультуры как феномена. Каждый из выделенных уровней подчиняется определенным динамическим закономерностям, которые на третьем (макроуровне, «накладываясь» одна на другую, образуют вектор изменения молодежной субкультуры как феномена индустриально развитых обществ, переходящих к постиндустриализму.

Микроуровень молодежной субкультуры представлен двумя составляющими: во-первых, это уровень формирующейся личности, которая проходит социализацию посредством молодежной субкультуры, и, во-вторых, это уровень peer group, a также неформальных молодежных объединений, которые, собственно, и составляют феномен молодежной субкультуры.

Для уровня формирующейся личности характерна гегелевская диалектическая модель развития, в которой тезисом выступает родительская семья, антитезисом — молодежная субкультура, синтезом — общество, в которое возвращается молодой человек из молодежной субкультуры.

Иные динамические модели характерны для микроуровня peer groups и неформальных молодежных объединений, а именно: линейная, циклическая и волновая. Суть линейной модели — в эволюционном продвижении от образования орды к формированию банды, а от нее уже к сообществу. Такая линейная динамика характерна для криминальных и криминогенных молодежных субкультур.

В циклической модели молодежная субкультура уподобляется живому организму, для которого характерен жизненный цикл последовательно сменяющих друг друга стадий зарождения, развития, расцвета, увядания и гибели. Причем субкультуры, развивающиеся по типу циклической модели, проходят аналогичные жизненные стадии.

Суть циклической динамической модели состоит в том, что, как любой живой организм, молодежные субкультуры постоянно развиваются, проходя на своем пути определенные стадии, или фазы: 1) первичного синтеза; 2) дифференциации; 3) первичной интеграции; 4) вторичной интеграции; 5) дробления; 6) распада либо реанимации. Если в конце цикла субкультура не распадается, а реанимируется, то мы имеем дело с волновой моделью динамики молодежной субкультуры. Завершив свой цикл, подойдя к логическому концу, субкультура возрождается, но уже в ином качестве, и, таким образом, «волна» не обрывается, а продолжает свое движение.

Кроме линейной, циклической и волновой моделей динамики на рассматриваемом микроуровне наблюдается и синерге-тическая динамическая модель. На молодежные субкультуры на микроуровне распространяются законы синергетической динамической модели. Переход от одного уровня организации к другому совершается через разрушение сложившегося на данном уровне порядка, то есть через нарастание энтропии, которое затем на новом уровне сменяется ее уменьшением и установлением нового, более совершенного порядка. Таким образом, динамика молодежной субкультуры проявляется в чередовании состояний гармонии и хаоса. При этом состояние хаоса служит условием возникновения новой гармонии, а потому следующий цикл начинается уже не с нуля, а является продолжением предыдущего и «надстраивается» над ним. И, кроме того, переход от гармонии к хаосу идет не в каком-то одном направлении, а по разным путям одновременно. И лишь будущее показывает, какой из путей оказался более, а какой — менее перспективным или тупиковым.

Вопрос 2) Молодежная субкультура как постмодернистский феномен

Для постмодернистского восприятия окружающей действительности характерно отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются вербально, то есть посредством прозначности текста и демонстрацию отсутствия единственного и фиксированного значения. Применение к тексту данного метода, основной постулат которого — «Истина есть средство, и оно не одно»; упразднение с помощью данного метода «диктатуры смысла и значения» в тексте неминуемо привело не только к снятию бинарных оппозиций, но и к упразднению центра и периферии с одновременным введением децентрации и дифференциации, к ликвидации различных видов иерархии (в том числе и ценностной), а также к стиранию пространственных и временных границ. Это обернулось потерей значимости традиции и авторитета, плюрализацией культурных установок, верховенством критицизма и скептицизма над дисциплиной и ответственностью, доминацией различия над тождеством, случайного — над универсальным, релятивизацией старых ценностей, в частности, идеалов Истины и Красоты.

Рассмотрение феномена молодежной субкультуры как постмодернистского позволяет провести аналогию с одной из основополагающих категорий философии постмодернизма — так называемой ризомой — широко используемой для объяснения «структуры» постмодернистских феноменов. Принципы, лежащие в основе устройства ризомы — принципы связи («сцепления»), гетерогенности, множественности, незначащего разрыва, картографии и декалькомании — помогают лучше понять феномен молодежной субкультуры. Иной ракурс рассмотрения молодежной субкультуры делает возможным увидеть ее как специфическую племенную культуру, связанную с попытками молодых людей обрести на новом уровне так называемую групповую солидарность в противовес стереотипам массового сознания, навязываемым массовой культурой, противостоять которым раздробленному, фрагментированному сознанию постмодернистского человека с теоретической точки зрения практически невозможно. Для изучения молодежной субкультуры используется концепция номадологии, или «нового трайбализма», созданная Ж. Деле-зом и Ф. Гваттари. В свете данной концепции молодежные субкультуры предстают «племенами кочевников», которые и мыслят и действуют, создавая собственную культуру, «внешне» по отношению к Государству и его миру. Они не подчиняются единовластию Государства, не признают единого центра и не вписываются в «монолитную государственную структуру» модернистского мира. С этой точки зрения номадная племен-ная молодежная субкультура разрушает мощные мировые цивилизации модернизма.

Размытость границ молодежной субкультуры обусловливается в том числе и тем, что в ней идут процессы как дифференциации, так и интеграции. Характерными чертами молодежных субкультур выступают плюралистичность, множественность, неопределенность, изменчивость, эклектичность, фрагментарность и прерывность, а также отсутствие бинарных оппозиций, четкой иерархии и фиксированного центра.

Таким образом, молодежная субкультура действительно является постиндустриальным, постмодернистским феноменом, а потому к нему применима методология постмодернизма, без использования которой ее анализ не может быть исчерпывающим.
Билет 8

Вопрос 1) Типология молодежной субкультуры

Один из возможных подходов к типологизации молодежных субкультур — выявление доли участия молодого человека в них. Это позволяет выйти на инвариантный феномен «чистых» («регулярных») молодежных субкультур, становящихся самоцелью для молодых людей; и «смешанных», или «неполных» («нерегулярных»), участие в которых не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах.

Другое основание для типологизации молодежных субкультур — экономический фактор. Речь идет о достатке семьи — низком или высоком, — «поставляющей» молодого человека в субкультуру. Молодежная субкультура — достаточно дорогостоящее занятие: во-первых, когда у молодого человека нет материальных средств для обеспечения своей жизнедеятельности, то при решении вопроса, присоединяться к той или иной молодежной субкультуре или зарабатывать на жизнь, вряд ли выбор падет на молодежную субкультуру; во-вторых, различная атрибутика принадлежности к той или иной молодежной субкультуре и виды деятельности тоже не дешевы. Поэтому «водораздел» между молодежными субкультурами проходит и по материальному достатку.

Существующие классификации молодежных субкультур

  1. Феномен молодежной субкультуры проявляется через множество неформальных молодежных объединений, или групп, которые могут быть в общем виде типологизированы следующим образом.

По принадлежности:

ингруппы, то есть такие, к которым молодой человек чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Общим для таких молодых людей служит то, чтоони разделяют определенные чувства и мнения, а также почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни;

аутогруппы, то есть такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символи ческие значения «не мы», «другие». Несмотря на то что они обладают многими чертами и признаками, свойственными любой молодежной субкультуре, есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингрупп.

По взаимоотношениям:

первичные, то есть такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга, прежде всего, как личности, у них общие надежды и чувства, и они полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;

вторичные, то есть такие, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, все контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель.

По степени общения:

малые группы, то есть такие, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым;

большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы.

  1. Возможнп типолоизация молодежных субкультуры по направлениям деятельности групп:

общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно-политических взглядов;они не агрессивны;

радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения;

эколого-этические группы (например, «зеленые»);

группы образа жизни, или собственно неформально-молодежные объединения (например, панки, хиппи и т. д.);

нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты, буддисты1, культовые группы);

группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

  1. Социальная типология молодежной субкультуры:

романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы,рэпперы и т. п.);

криминальные («гопники», люберы);

анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

  1. Поскольку молодежная субкультура динамична, изменчива, типологии, создаваемые рядом авторов, пытающихся работать с имеющимися на данный момент в том или ином обществе конкретными молодежными субкультурами, превращаются в классификации, правомочные для конкретного исторического времени и социума:

группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.);

группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты,анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи,панки, люди «Системы»);

эстетствующие группы («митьки»);

группировки, исповедующие «культ мускулов» и физической силы («качки»);

криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы и т.п.).

Вопрос 2) Peer groups и неформальные молодежные объединения как формальные носители и выразители молодежной субкультуры

Для изучения молодежных субкультур используют понятие «peer group», которое позволяет выявлять сущностную основу данного феномена, поскольку фиксирует равенство не только по возрасту, но и по положению в обществе, по взглядам, ценностям, формам поведения, языку, манере одеваться, времяпрепровождению, образу и стилю жизни и т. п. Однако оборотной стороной этого «равенства» становятся отказ молодых людей от собственной индивидуальности и нивелировка личности соответственно той или иной разновидности молодежной субкультуры.

В общении в peer group у молодых людей вырабатываются определенный стиль и нормы поведения, вкусы, ценности, моральные установки, жаргон и т.п., то есть собственная субкультура. При этом молодежь производит новую культуру, новую мораль только после того, как усвоит традиционные культуру и моральные нормы. Социальные целевые представления молодых людей при этом равняются на мир взрослых и вырабатываются на основе представлений взрослых.

Молодежные peer groups, продуцирующие свои субкультуры, складываются в основном в среде учащейся молодежи.

Молодежный досуг в peer groups — это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыка таких игр в юности может привести к тому, что человек в зрелом возрасте будет считать себя свободным от обязательств. В peer groups не столько снимают напряжение после учебы, сколько тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности. При этом ведущим в мотивации молодых людей выступает одобрение или неодобрение сверстников.

Важнейшая функция молодежной субкультуры — признание первичного статуса ее членов, которые таким образом интегрируются в общество товарищей-сверстников и получают тот престиж, в котором им отказывает общество взрослых. Кроме того, в peer group молодой человек приобретает чувство уверенности в себе, общность интересов, ориентацию. Но как только члены группы утверждаются в обществе взрослых, получив в нем свои роль и статус, группа сверстников распадается.

Неформальные молодежные объединения — это группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время, поскольку одной из их функций становится обеспечение «социального пространства для игр и экспериментирования». Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, самоизолируются, отгораживаются от внешних посягательств.

Поскольку любое неформальное молодежное объединение собирает тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой — именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.
Билет 9

Вопрос 1) Сущностные характеристики и функции молодежной субкультуры

Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали общества. Именно поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социально-исторической ситуации в современном молодежной субкультуре обществе.

Феномен молодежной субкультуры возник в результате резкого ускорения темпа социокультурных изменений, вступления индустриальных стран в эпоху техногенной цивилизации, их перехода к постиндустриальной стадии общественного развития. Он связан в том числе и с резким увеличением периода обязательного обучения для широких масс, обернувшимся появлением новой социально-демографической группы «молодежь».

Молодежная субкультура — это феномен, свойственный крупным городам, где имеется большое количество молодежи, у которой много свободного времени, мало обязанностей, а также есть достаточно состоятельные родители, которые обеспечивают материальную сторону их существования.

Молодежная субкультура — это культура, создаваемая молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы, и не рассчитанная на ее массовое потребление. Поэтому молодежные субкультуры «закрыты» для и от внешнего мира, эзотеричны.

Субкультура молодых людей-сверстников выполняет целый ряд положительных функций, таких как: адаптация молодых людей к обществу; предоставление возможности молодому человеку выработать собственный первичный статус; помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки; передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений; помощь молодым людям в удовлетворении потребности в гетеросексуальных контактах и др.

Вопрос 2) Социальные и экзистенциальные смыслы молодежной субкультуры

Важнейшая функция молодежной субкультуры — признание первичного статуса ее членов, которые таким образом интегрируются в общество товарищей-сверстников и получают тот престиж, в котором им отказывает общество взрослых. Кроме того, в peer group молодой человек приобретает чувство уверенности в себе, общность интересов, ориентацию. Но как только члены группы утверждаются в обществе взрослых, получив в нем свои роль и статус, группа сверстников распадается.

Неформальные молодежные объединения — это группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время, поскольку одной из их функций становится обеспечение «социального пространства для игр и экспериментирования». Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, самоизолируются, отгораживаются от внешних посягательств.

Поскольку любое неформальное молодежное объединение собирает тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой — именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.

Начиная с античности в истории философской мысли прослеживаются две концепции смысла человеческой жизни: «иметь» или «быть». Со вступлением ряда обществ в стадию индустриального развития, в техногенную цивилизацию доминирующей ценностью становится «иметь». При этом потребление превращается в одну из форм обладания. В результате жизнь современного человека всецело подчиняется обладанию и потреблению. Человек живет уже не для того, чтобы жить, а для того, чтобы иметь. Однако для молодежи, еще не окончательно увязшей в болоте потребления, попыткой вырваться из него становится молодежная субкультура. Именно она предстает для некоторых молодых людей как возможность «быть» в мире «иметь». И самым ценным в поведении молодых людей становится именно то, что они осмеливаются «быть» в мире «иметь». Однако молодежи довольно просто выбирать «быть» в обществе «иметь», когда «иметь» у них есть от рождения (за исключением криминогенных и криминальных сообществ, неформальные молодежные группы объединяют подростков и молодежь, как правило, из далеко не бедных семей).
Билет 10

Вопрос 1) Молодежная субкультура как способ самоидентификации и социализации

Появление молодежной субкультуры как феномена приходится на 50-е годы XX столетия. В исследованиях данной субкультуры, которые велись ранее и ведутся по сей день, понятие «молодежная субкультура» коррелируется с понятиями «peer group» и «неформальное молодежное объединение». Однако ставить знак равенства между ними нельзя, поскольку и peer group, и неформальные молодежные объединения — это лишь форма, внешняя оболочка, или «тело», молодежной субкультуры. Сущностные же характеристики молодежной субкультуры только проявляются через ту или иную форму.

Появление молодежной субкультуры как социального феномена было обусловлено достижением рядом обществ развитой стадии индустриализма и началом их перехода к стадии постиндустриализма, потребовавшим резко увеличить период обучения, необходимого и обязательного для овладения практически всем подрастающим поколением будущей профессией. На протяжении этого периода получение образования массой людей становится их главным, основным занятием. При этом часть молодых людей получение образования не связывает со своей будущей взрослой жизнью и воспринимает как обузу и повинность.

Длительность периода получения образования, привыкание к состоянию и положению обучающегося оборачиваются у части молодых людей нежеланием взрослеть, а также попыткой выхода из естественного процесса социального взросления, что приводит к появлению так называемого социального детства.

Следствием перехода ряда обществ к техногенной ступени развития стало не только появление большого количества людей молодого возраста, которые вынуждены длительное время учиться жизни в окружающей их социокультурной действительности, но и переход в общественной жизни от относительной статичности к резкой динамичности, эфемерности, а также частичная утрата семьей социализирующей функции. Часть этой функции семьи перешла в peer groups, которые стали продуцировать собственно молодежную субкультуру.

Для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум трех факторов: а) отвержения принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не

удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий; б) попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем; в) поиска молодыми людьми (подростками) референтных групп со сходными целевыми установками.

С предпосылками молодежной субкультуры мы имеем дело в основном при сбое в «нормальном», привычном течении дел:

в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);

в формальной группе (организации, учебном заведении(школе): несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями и т. п.;

в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (страха, боли, убийства, крови, разрушения, потери товарищей и т. п.), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение кокружающему миру, что он уже не вписывается в ту мирную
жизнь, в которую возвращается (даже если он не получил физических увечий);

среди безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);

при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому(воображаемому) статусу.

Таким образом, выявлено несколько «болевых точек», в зоне которых образуются «группы риска» для возможного продуцирования субкультурной молодежи. Выход из всех рассмотренных «групп риска» с неизбежностью не ведет молодых людей в молодежную субкультуру, кроме того, существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения: отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени и т. д. Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, выступают указанные предпосылки.

Вопрос 2) Молодежная субкультура и контркультура — два различных типа культуры. Они могут:
  1   2


написать администратору сайта