Доклад. Специфика художественной коммуникации
Скачать 26.66 Kb.
|
Специфика художественной коммуникации Начнём с того, что же такое вообще коммуникация. Коммуникация - (лат. communicatio - далась общим, связываюсь, общаюсь). 1. Путь общения, связь одного места с другим, 2. Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей, осуществляющаяся главным образом при помощи языка или при помощи графических выражений. Под художественной коммуникацией подразумевают такое функционирование искусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая деятельность и средство общения. При художественной коммуникации происходит осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и реципиента, передача реципиенту художественной информации, содержащей определённое отношение к миру; художественную концепцию; устойчивые ценностные ориентации; происходит присвоение художественных и культурных ценностей; формируются эстетические потребности и идеалы, а также способность к эстетической деятельности. Коммуникативная система искусства включает в себя 3 основных составляющих: художник-произведение-зритель Все три составляющих - звенья одной цепи и выпадение хотя бы одного из них делает искусство бессмысленным или даже невозможным. Произведение искусства, занимающее в этой цепи центральное место, играет роль передатчика информации (мыслей, чувств и эмоций) от творца к реципиенту. Вне системы художественной коммуникации произведение искусства перестаёт быть таковым, оставаясь просто материальной вещью (например, куском холста с налепленными красками или листами бумаги с напечатанным на них текстом). Итак, в чём же специфика художественной коммуникации? Художественные произведения, картины и музыкальные сочинения создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами, исполнителями, героями произведения. Важно понимать, что каждое искусство имеет «свой особый язык», именно поэтому смысл произведения полнее раскрывается тому, кто владеет языком, на котором оно написано. Сразу возникает вопрос, а нужно ли человеку, далекому от искусства, знание этих языков? В наши дни учёные утверждают, что это просто необходимо. И даже доказывают, что от этого зависит выживание человечества! Особая сила искусства состоит в том, что оно является для нас проводником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: — вдохновляет; — вселяет надежду; — заставляет сопереживать. Как же происходит передача сообщения в искусстве? Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, проведём аналогию с обычным сообщением, составленным в форме письма. В качестве «отправителей» сообщения в искусстве выступают: художник, композитор, писатель. А в качестве получателя - зритель, читатель и слушатель, соотвественно. И если в обычном письме или же в устном сообщении кодом (или шифром) является естественный язык, на котором общаются люди той или иной национальности, то в сообщении, которое содержится в произведении искусства, таким «кодом» становится язык искусства и его символы. Художественная коммуникация осуществляется через понимание смысла художественного произведения, его прочтение в контексте истории, социальной реальности, художественной культуры и общественного мнения. Этот аспект художественной коммуникации предполагает понимание: исторической реальности, изображаемой автором; реальности, современной реципиенту; автора (его личности); того, что он хотел сказать, и того, что он сказал; смысла художественного текста, темных мест в нём (их прояснение); духа культуры, запечатлённого в тексте, художественной концепции произведения. Художественная коммуникация включает восприятие не только смысла художественного произведения, но и его ценности. Последняя раскрывает себя как значение произведения для человечества, а также как авторская свобода (мастерство) владения техническими средствами и нормами искусства, как свобода воплощения замысла в произведение. Общий процесс художественной коммуникации как взаимодействия посредством произведения адресанта (художника) и адресата (публики) рассматривает в свою очередь теория коммуникации. Принципиальное различие существует между художественным восприятием произведения через чтение (литература), через просмотр спектакля (театр), через теле и киноэкранизацию и радиопостановку, то есть трансляцию с помощью средств массовой коммуникации. Художественная мысль в этих случаях оказывается не только выраженной другими художественными средствами, на другом языке, но и семантически (по смыслу) иной. Различный резонанс отдельных видов искусства не может служить свидетельством их большей или меньшей ценности. Каждый вид искусства порождает свой тип художественной рецепции (заимствование чужих исторических, социологических или культурных форм) по каналу которой протекает специфическое воздействие на личность незаменимое никакими другими типами художественного восприятия. Так, несмотря на создание экранизаций, теле- и радиопостановок литературных произведений, их чтение остается незаменимым никакими другими художественными впечатлениями. Художественная коммуникация придаёт системе культуры динамичность и актуальность, способствующую развитию культуры. |